«Вы должны защищать свою работу до последнего». Интервью с Полиной Кампиони

«Вы должны защищать свою работу до последнего». Интервью с Полиной Кампиони

Что такое авторская анимация? Где работать после обучения? На какие фестивали анимации стоит съездить? Почему важно представить себе то, как кот украл оладьи? И с чего, в конце концов, начать знакомство с анимацией, чтобы найти свой путь и темы? Обо всем этом рассказала Полина Кампиони, куратор направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Особенно рекомендуем к прочтению тем, кто чувствует неуверенность и сомнения — Полина вас точно замотивирует.

Также в этом интервью вы узнаете: как не стать несчастным режиссером анимации, какова стоимость создания одного кадра мультфильма (спойлер — дорого) и какие мультфильмы Полина Кампиони считает лучшими за последние годы.

Анимация Полины Кампиони
Анимация Полины Кампиони

Расскажи про себя. Как ты узнала про анимацию и заинтересовалась ею? Над чем работаешь сейчас?

Я выросла во Владивостоке, что далеко от места, где я нахожусь сейчас. Тогда я и не думала про авторскую анимацию — она была не так широко известна.

Во время обучения в Москве на высших курсах сценаристов и режиссеров я случайно познакомилась со своей нынешней подругой, которая училась анимации во ВГИК. От нее я узнала, что анимация — процветающая область. Это стало откровением. Я была уверена, что все мультфильмы сняты еще в советское время, и с тех пор их просто крутят нон-стопом. А единственный вид анимации, который все еще продолжает существовать, — это сериалы. Но выяснилось, что часто авторская анимация просто не доходит до зрителя. Я заинтересовалась этим и поняла, что анимация воплощает в себе все виды искусства — это и ритм, и пластика. Это то, что ты создаешь сам с нуля.

Важный момент: для создания анимации не нужны другие люди. Здорово, когда в первую очередь ты рассчитываешь на себя. Многие привыкли думать, что анимация — это формат визуального контента, позволяющий посадить детей перед айпадом и поделать свои дела. Конечно, такое тоже возможно. Но в первую очередь, анимация — это такой же сложный киноязык, как и все остальные виды искусства. Это способ автора говорить с аудиторией на очень разные темы. Часто — болезненные. На недавнем показе работ многие авторы говорили: «У меня есть детская травма, и я об этом снял мультфильм». Когда ты уже что-то сделал, говоришь об этом легкомысленно. Но я понимаю, что за этим стоит очень глубокая психологическая работа. И мне кажется, что анимация существует еще и для этого.

Я не только преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, но и режиссер анимации. Сейчас у меня в запуске фильм от студии «Шар». Это авторский фильм длиной 8 минут, который мне надо сдать в марте 2024 года. Для преподавателя важно делать что-то самому и не выключаться из процесса, чтобы находиться со студентами в одной ситуации, просто на разных уровнях опыта.

Мне кажется, самое важное в преподавании — ставить собственную фигуру не выше в творческом отношении, чем фигуру студента. Это не про то, что мне нравится, а про то, что внутри у человека и что он хочет донести. Моя задача — помочь студентам сделать так, чтобы это максимально классно считывалось зрителем.

Как ты начинала свой путь и набиралась опыта в анимации?

Когда я начала заниматься анимацией, я пошла учиться в Цех анимации. И первым делом спросила, какие простые способы анимации появились за 100 лет ее развития, на что мне ответили: «Их нет, они все такие же».

Для создания секунды авторской пластики персонажей и достоверного мира все еще нужно рисовать 12 картинок. В сериальной анимации есть способы быстрее — задаются ключи движения. Но это дает механистическое движение, которое работает только для шаблонных вещей. Единственный плюс для анимации — появился YouTube, где есть референсы для чего угодно. Если хочешь посмотреть, как летят люди с парашютом и какие позы при этом принимают, это можно найти и покадрово изучить. Я не знаю, как аниматоры жили до этого, когда им приходилось представлять всё в уме и изучать анатомию и физику. Сейчас это все сильно проще.

Когда ты начинающий аниматор и у тебя еще нет большого портфолио, преподавание — один из способов найти себе какой-то заработок. Первым делом ты идешь учить анимации маленьких детей. Правда, не знаю, кто решил, что детям интересно снимать 12 кадров в секунду. Часто родители не представляют, что делать мультики не так весело, как смотреть. Поэтому ищешь способы, как сделать процесс менее травматичным для детей. Когда преподаешь, то сам учишься. Тебе нужно все знать и все уметь, что очевидно невозможно, особенно когда ты сам молодой аниматор. Поэтому мозг работает на 200%. Перед детьми еще и авторитет нельзя потерять — чтобы они не заподозрили, что ты чего-то не умеешь. Поэтому преподавание — очень классная стартовая площадка.

Если ты в себе не очень уверен как режиссер или аниматор, то хватаешься за любую возможность. Я вписывалась во все анимационные съёмки. Для меня было привилегией, если мне просто давали поснимать. Даже если бесплатно. Во многом благодаря этому я довольно быстро всему научилась. Это такой интенсивный путь длиной в несколько лет, в конце которого начинаешь понимать, что ты умеешь и как этому учить других.

Сначала были дети, потом — подростки — самая сложная категория. Для того, чтобы учить их анимации, нужно заслужить их доверие. Это стандартная история: сначала они делают вид, что не слушают тебя, ты не реагируешь на это и даешь им время понять, что ты нормальная и пришла не за тем, чтобы их мучить. Тогда постепенно они открываются. Особенно классный момент в преподавании, когда ты начинаешь за проблемами видеть людей, пусть даже очень юных. У них разные интересы и они по-разному мыслят.

Со студентами у меня это, собственно, продолжилось. Мой главный тренинг по режиссуре — это бесконечный разбор студенческих идей. Когда ты не пытаешься сделать из этого свое кино, а стараешься понять, что они имели ввиду, и куда-то их направить.

Мне кажется, в преподавании самое важное — ставить собственную фигуру не выше в творческом отношении, чем фигуру студента. Это не про то, что мне нравится, а про то, что внутри у человека и что он хочет донести. Моя задача — помочь студентам сделать так, чтобы это максимально классно считывалось их зрителем. В этом и есть отличие от мастеров старой школы, к которым ученики идут за тем, чтобы делать так же, как они. Мне кажется, что наоборот классно, когда не видно, у кого учился человек. Когда общее у студентов — то, что они очень разные. В каждой группе своя атмосфера, не похожая на другие. Я люблю сравнивать Школу дизайна с Хогвартсом — все учатся магии, но абсолютно разными способами.

Сколько часов в день ты выделяешь на работу?

Есть ощущение, что это работа нон-стоп. Поэтому сейчас я выделила себе один выходной. И закрасила его цветными карандашами, чтобы не было даже искушения что-то туда вписать. Так уж получилось, что мне ужасно нравится то, что я делаю. Но и это может привести к выгоранию, если не ставить себе рамки. Если будешь только работать, забудешь, зачем это делаешь. Пока я работаю над фильмом, все никак не могу найти время для анимации. Потому что это занимает 8 часов в день, иногда — 12. Но не больше, потому что потом невозможно уснуть — картинки стоят перед глазами.

Помимо пар у меня есть подготовка к ним и внеклассное общение со студентами. Также существуют глобальные управленческие задачи — поиск мест для показа, решение всех вопросов с преподавателями.

Я поняла простую вещь, которая стала для меня откровением: если я успеваю нормально отдохнуть, то делаю все дела очень быстро и классно. И мне это нравится. Но как только социальная батарейка на нуле, ты и для ответа на одно письмо не можешь найти время. Хоть это и может занять пять минут. В такие моменты я понимаю, что нужен баланс. Когда работаешь со студентами и организацией мероприятий, приходится общаться с каким-то безумным количеством людей в день. Мой рабочий лайфхак — я собираю какие-то задачки, которые связаны с коммуникацией, а потом выделяю для них время, открываю комп и занимаюсь только этим. В последний такой раз я не вставала из-за компа 7 часов подряд и решила все задачи в 24 диалогах сразу.

Как ты выстраиваешь коммуникацию со студентами? Могут ли студенты писать тебе в личные сообщения?

Да, но это тоже, как мне кажется, особенность Школы дизайна. У нас свободная коммуникация со студентами. Я всегда говорю, что ко мне можно обращаться на «ты» или на «вы», как удобнее студентам. Такое неформальное отношение работает в обе стороны. Они могут прощать мне мою усталость, потому что я спокойно отношусь к моментам, когда им нечего мне показать. Я никогда не ругаю студентов, потому что знаю, что они поругали себя уже гораздо больше. У меня нет такой задачи. Творческие люди, особенно когда молоды, постоянно ругают себя за то, что чего-то не сделали или сделали недостаточно хорошо. Это совершенно лишнее, на мой взгляд. Их внутренняя планка очень давит, и они постоянно находятся в стрессе от того, что должны сделать что-то невероятное. Я наоборот стараюсь их поддерживать. Говорю, чтобы они никогда не ругали свои работы. Если вы не на своей стороне, то кто тогда?

На всех просмотрах вы должны защищать свою работу до последнего и говорить: «Да, я знаю свои ошибки, но зато я сделала вот это и это». Конечно, нужно сохранять способность воспринимать обратную связь: когда студент перестает слышать комментарии и говорит «Меня все устраивает», то это замечательно для самооценки, но, к сожалению, означает, что некоторые вещи в его/её работах будут восприниматься зрителем не так, как было запланировано. В нашей индустрии нужно считаться с тем, как читается твоя работа, и уже исходя из этого, делать так или иначе.

Такая же грань есть в личном общении, когда студенты начинают писать в два часа ночи. Это бесконечный поиск баланса — мы коллеги, но мы не подружки. Я мастер, но я не злодей. Не надо меня бояться, но и не надо думать, что я все время жду, когда бы всем ответить.

Расскажи чуть подробнее про этапы работы над проектами? С чего начинается работа студентов, как развивается? И что получается в конце, когда они выпускаются?

На первом курсе мы строим foundation — в анимации нужен подготовительный этап, дающий понять, хочешь ли ты этим заниматься. Если бы студенты с первого года занимались анимацией, я уверена, что половина точно бы исчезала. Анимация не для всех, и это нормально. К ней должны быть склонности — это не только про талант, творчество и т.д. Это часто про склад характера — как минимум усидчивость. Когда можешь делать рутинные вещи, потому что знаешь, что в итоге должно получиться. Момент творчества заключается в создании идеи и получении результата, между ними не самый веселый этап. Мне просто нравится сидеть и рисовать линии, в этом есть что-то гипнотизирующее. Но кого-то это начинает раздражать. Когда кто-то понимает это и уходит, я очень рада, как ни странно. Миру не нужны несчастные режиссеры анимации, которые ненавидят свое дело. Очень важно найти в этом что-то свое. Поэтому этапы обучения у всех примерно одинаковые, но каждый решает, как ему удобнее к этому подходить.

На втором курсе студенты начинают с минутного самостоятельного мультфильма. Это как учиться плавать, когда тебя бросают в воду. Я не сторонник такого метода в плавании, но в анимации это здорово работает. На многие вещи ты можешь не решиться сам. Но ты не почувствуешь себя режиссером, пока не попробуешь. Многие от страха скажут: «Я, пожалуй, еще несколько лет подумаю о жизни и накоплю что-нибудь своё». Вы пришли на второй курс и уже режиссеры. С одной стороны это стрессово, а с другой — сразу раскрывает людей. Дается абсолютно свободная тематика, что тоже чудовищно. Чем шире спектр, тем сложнее решить, что именно тебе делать.

Юным авторам всегда хочется всего и сразу. Очень сложно и даже жалко говорить им: «Подожди, подожди, у тебя будет еще время, не обязательно делать фильм про любовь, жизнь и смерть». Это всего лишь одна минута, это этюд. Я прекрасно понимаю это чувство. В начале бывает страшно сделать работу, по которой не будет видно, насколько ты глубокий и интересный человек. И чтобы определиться с темой, мы сначала используем режиссерские упражнения. Делаем раскадровки на свободные темы или выписываем на бумажках ситуации по типу «кот украл оладьи». Один из методов — сделать комикс. Но без верстки и привязки к страницам, а именно по действию и кадрам. Чтобы когда ведешь взглядом, у тебя в голове прокручивалось кино. Это, кстати, один из критериев хорошей раскадровки.

А в какой момент студенты начинают работать со внешними заказчиками?

Когда студенты уже сделали два фильма и супер уверены в себе, они приходят на третий курс. Там уже начинается анимация по брифу, когда есть реальный заказчик с конкретным техническим заданием, целями, задачами и аудиторией. И студенты тут же забывают всю свою уверенность прошлого года, потому что это совсем другой опыт. Появляется человек, который почему-то оценивает их работы и почему-то еще и не специалист в анимации.

У заказчика есть свои представления, и его комментарии могут сильно отличаться от комментариев кураторов. Удивительно, но каждый раз все проходит очень успешно. Бывает, что те же самые заказчики обращаются снова к студентам, но уже с каким-то финансированием.

Можешь рассказать, пожалуйста, о последних примерах такого успешного кейса студентов с внешним заказчиков.

У нас была серия рилсов для Гаража об их образовательных программах, которую создавала Женя Панина. Это интересно, когда удается поработать с неожиданными форматами.

Для фондов у нас тоже классные штуки были — здорово работать с социально важными вещами. Помимо создания портфолио ты чувствуешь, как помог миру и стал лучше. Маргарита Вайнер, например, делала проект для центра «Хрустальные пазлы» в рамках темы аутизма и того, как фигурное катание помогает адаптироваться.

Из последних любимых проектов — «Персонажи в татарской мифологии» Камиллы Фасфудиновой. Иногда у инфороликов есть практическое значение, а иногда это историческая справка, как с татарским журналом Inde.

Работа с заказчиками — это всегда очень разные истории. Если вам нравится, что делает фонд, человек, организация или музей, пишите им сами. Не надо стесняться и бояться всего. Студенты часто думают «Где они, а где мы». Но на самом деле они сделают им подарок, потому что анимация стоит очень дорого. В студии анимация стоит 2000₽ за секунду, в рекламе — 5000₽ за секунду, 1000₽ — за секунду, если супер простая штука. Чем больше ты делаешь и выкладываешь, тем больше людей о тебе узнает. И это единственный способ поиска работы — все зависит только от портфолио. Ты никогда не знаешь, где выстрелит.

Например, в 2020 году для проекта «Психология для врачей» я делала ролик «Пандемия». Он объяснял, как тяжело врачам, как сложно, когда вокруг тебя умирают пациенты и коллеги, и насколько важно об этом помнить и соблюдать меры предосторожности. Эта организация нашла меня каким-то кругом. Они написали своему знакомому, Александру Кудрявицкому, в Израиль. У него были анимационные знакомые, и его спросили, не знает ли он кого-то подходящего. Он посоветовал Дину Годер, критика анимации и обзорщика. Она знает все на свете про всех аниматоров и вообще невероятная женщина. И она сказала: «Вот есть Полина, она делала документальную анимацию». В целом, так это и работает. За этот ролик у меня приз на Суздале 2021 года в номинации «Прикладная анимация», что мы и называем инфороликами.

Участие в фестивалях тоже делает вас заметным. Если что-то делаете, рассылайте это везде, не надо ждать. В Школе дизайна часть роликов рассылается, но невозможно разослать их все по длинному списку фестивалей и не сойти с ума. Поэтому большая работа в этом плане лежит и на самих студентах. Я стараюсь мониторить опен колы и сроки подачи — и всем об этом говорю. Часто по твоей работе тебя узнают раньше, чем лично. Мне кажется, что анимация чем-то похожа на научную сферу. Только в анимации это фестивали, а не конференции. Для студентов это такой же путь бесконечного общения и коммуникации.

Ты бы могла перечислить какие-то основные фестивали, российские и зарубежные, на которые стоит обратить внимание тем, кто только планирует поступать? Где посмотреть анимацию?

Суздаль — это основной смотр всего, что сделали за год в российской анимации. Приезжают люди со всей России. Это хороший срез для понимания того, где мы сейчас находимся и где свернули не туда. В этом году ездили очень многие студенты II и III курса: знакомились, общались. Это очень круто, ведь на Суздальском фестивале собирается очень концентрированное сообщество. Это уютный мир, где можно посмотреть не только на анимацию, но и на ее авторов.

Также стоит съездить на международный конкурс «Бессонница», который проходит в июле в Калужской области. В прошлом году наши студенты туда ездили. В этом году я снова трясу их, чтобы они отправляли заявки. Не все видят в этом смысл, но никогда не знаешь, как воспримут твои работы со стороны. Та работа, которую ты считаешь недостаточно успешной, тоже может выстрелить. Смысл фестивалей не в том, кто и что выиграл — никто на самом деле это не запоминает. Запоминают работы по тому, насколько они сами по себе интересны. Победители — это одно, а зрительский смотр — совсем другое. «Бессоницей» это называется потому, что показы происходят ночью в чистом поле — это впечатляющий формат. В прошлом году туда приехали 15 000 человек. Также на фестивале проходит куча мастер-классов, в том числе по анимации. Я считаю, что студентам надо участвовать в них в роли преподавателей.

Школа дизайна на фестивале анимационного кино «Суздальфест» 2023

С 15 по 20 марта в Суздале проходил XXVIII Открытый Российский фестиваль анимационного кино «Суздальфест». В программе участвовали 8 анимационных фильмов, созданных студентами Школы дизайна: 5 в конкурсе и еще 3 — во внеконкурсной программе. Также в рамках фестиваля прошел фестивальный «Кампус», на котором руководитель направления «Анимация» Полина Кампиони рассказала о том, как в Школе дизайна учатся анимации.

Школа дизайна НИУ ВШЭ х «Ровесник»: фестиваль авторской анимации

2 апреля состоялся День авторской анимации — совместное мероприятие Школы дизайна НИУ ВШЭ и бара «Ровесник». В течение дня на большом экране была показана подборкк самых ярких и самобытных фильмов, сделанных студентами профиля «Анимация и иллюстрация».

А что бы ты в первую очередь могла порекомендовать тем, кто только хочет начать учиться на «Анимации и иллюстрации»?

Скачать на телефон пару приложений стоп-моушн студио для покадровой и рисованной анимации, чтобы понять сам процесс и попробовать его самостоятельно. В этом смысле я совпала со Школой дизайна — у нас очень практико-ориентированная история. Анимации невозможно научиться в теории — важно просто пробовать.

Нужно подписаться на тех, кто обозревает анимацию. Павел Шведов, Дина Годер, Лариса Малюкова профессионально занимаются этим и постоянно делятся полезным. Это важные ресурсы для понимания того, чем занимается анимация. Потому что единой платформы для современной авторской анимации пока нет — если ты зашел в Vimeo и набрал Animation, это может быть все, что угодно.

Работы студентов направления «Анимация и иллюстрация»

Камила Фасхутдинова, «Зелёнка»
Камила Фасхутдинова, «Зелёнка»
Марат Денисов, «Гиперопыление»
Марат Денисов, «Гиперопыление»
Камила Фасхутдинова, «Книга травы»
Камила Фасхутдинова, «Книга травы»
Анна Любимцева, Буерак — «Короткий роман»
Анна Любимцева, Буерак — «Короткий роман»

Какие у аниматоров в будущем возможности? Где можно работать и применить себя, какие есть направления и сферы деятельности?

В первую очередь — авторская анимация. У нас есть такие студии, как «Шар», на которые вы можете приходить со своими проектами. Для этого нужны: презентация, сценарий, несколько кадров и художественное решение. Дальше можно подаваться на финансирование. Если проходите, то на год-полтора у вас есть зарплата, и вы делаете свой фильм. Это проектная работа, где вы работаете на себя или решаете, как и что делегировать.

Есть работа на сериалы, где вы можете по-разному применить свои навыки. Это некий конвейер, где есть определенные блоки: кто-то прорисовывает фазы, кто-то занимается заливкой, кто-то раскадровки рисует. И вы можете присоединяться к нему как один из сотрудников.

Также вы можете брать сцены у других режиссеров. Допустим, вам совершенно не хочется ничего выдумывать, но очень нравится анимировать. Тогда вы как-то классно делаете чужие сцены и сдаете их. Это чуть более мягкий путь, потому что на сериалах жесткие дедлайны и непрерывный поток.

Можно быть фрилансером для рекламных заказов или социальных роликов. Чем больше берешь заказов, тем больше их приходит. И в момент, когда их становится слишком много, ты начинаешь их делегировать своим знакомым. Я вот, например, стала делегировать их студентам и уже связала так несколько людей. Это сфера, где все перекидывают друг другу работу, если не успевают делать.

Некоторые мои знакомые, например, работают раскадровщиками на игровых фильмах. Для них это самый базовый этап, для которого нужен минимальный набор навыков. А для кино это вау: «Вы что, можете так быстро и так много нарисовать кадров?».

Все зависит от того, что самому человеку откликнулось больше во время обучения и что у него хорошо получается. Там, где у него это совпадает, кураторы помогают решить, что с этим делать дальше.

Перечисли анимационные фильмы, которые тебя сильнее всего впечатлили за последние годы?

  • «Wild Life» -Wendy Tilby, Amanda Forbis
  • «Jeu» — Georges Schwizgebel
  • «The mechanism of Spring» — Atsushi Wada
  • «The lost breakfast» — Q rais
  • «Bloeistraat 11» — Nienke Deutz

13 мая в 12:00 прглашаем вас на День открытых дверей программ бакалавриат Школы дизайна: программы «Дизайн» и «Мода».
Адрес: Культурный центр НИУ ВШЭ (Покровский бульвар, 11с6, вход 4)

Читайте также

Клип для группы «Пикник» от студентки Школы дизайна Ольги Гальченко

На III курсе направления «Анимация и иллюстрация» Ольга Гальченко создала мультипликационный клип на песню «Шарманка» группы Пикник. Группа заметила работу Ольги и связалась с ней, чтобы разместить клип на своем канале. В этом материале Ольга рассказала историю создания мультфильма.

Юлия Блюхер: «Практика — единственно правильный способ учить людей»

Юлия Блюхер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, говорит, что её цель — готовить «людей-оркестров», и сама является именно таким человеком: успешным иллюстратором и серьёзным научным работником, руководителем образовательного направления «Комикс» и «Центра исследования народных промыслов». В интервью для DESIGN.HSE Юлия рассказала, как поступление в магистратуру может помочь уже сложившемуся специалисту, действительно ли рисовать комиксы — это серьёзная взрослая профессия и чему нам стоит поучиться у народа саамов, чтобы наша жизнь стала лучше и спокойнее.

Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.