«Идеальный город — это пространство, в котором живут люди». Интервью с Дарьей Ясенковой

«Идеальный город — это пространство, в котором живут люди». Интервью со студенткой Дарьей Ясенковой

Героиня этого интервью — Дарья Ясенкова, студентка II курса магистратуры «Территориальный брендинг и дизайн городской среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Даша — архитекторка, которая начинала свой путь с желания удовлетворить потребности родителей в научной деятельности, а в итоге открыла в себе творческий потенциал. Сейчас Даша совмещает учёбу с фулл-тайм работой. Как у неё получается успевать всё и не выгорать? Как найти любимое занятие и правильно выбрать направление обучения? Читайте в интервью!

Сейчас ты обучаешься в магистратуре на направлении «Территориальный брендинг и дизайн городской среды». Почему именно это направление?

После того как я закончила МАРХИ, я сказала себе, что больше никогда не пойду учиться, хотя у меня было пять рекомендаций, в которых мне предлагалось продолжить свою исследовательскую деятельность в магистратуре МАРХИ. Но я так устала и выгорела от учёбы, что не хотела больше туда возвращаться. Я ушла в работу, у меня были очень большие классные проекты, которые требовали много сил, эмоций и вовлечённости. И в принципе работа удовлетворяла все мои потребности в плане развития. Я была младшим архитектором, и мне всё нравилось. Но потом началось то же чувство тоски, рутинности, что и в универе. Когда ты делаешь учебный проект, у тебя нет проблем с реализацией, подрядчиком, бюджетом, согласованием и так далее. В реальности глобально всё то же самое, что в университете, только теперь в реальной среде, где намного больше давления.

Бывают удачные кейсы, но мне на тот момент достался тяжёлый большой проект, из-за которого я тотально выгорела, и буквально за неделю уволилась. «Если мне придётся сверстать ещё один альбом с благоустройством, то я выкину комп в окно, уеду в деревню, и вы меня больше никогда не увидите», — думала я.

Я пошла в экспозиционный дизайн. Я была там абсолютно с нуля, нашла бюро, для которого нужны были рабочие руки, и с головой ушла в выставки, начала делать проекты выставочных пространств в музеях. К этому моменту я более-менее отдохнула, поняла, что хочу вернуться к городской среде, когда с командой делала экспозицию выставки в Коломне. Экспонаты, развески на стенах, по всему городу мы расставили маленькие объекты и подкрепили это экспозиционными принципами. Тогда я осознала, что город — это моё. И вдобавок поняла, что учиться — это здорово. Потому что в процессе обучения ты получаешь творческую свободу самовыражения и развиваешься. Плюс — это в ста процентах случаев крутые знакомства. У вас одна цель, одно видение.

Когда я поняла, что хочу учиться, я начала ресёрч и даже рассматривала вариант — пойти обратно в МАРХИ, но потом я зашла на их сайт, посмотрела расписание, у меня заболела голова, я поняла, что это не мой путь, и быстро закрыла страницу. Затем я наткнулась на Вышку. У меня было несколько знакомых, с которыми я ранее работала, и которые как раз учились на похожем направлении. Посмотрев проекты на сайте, я начала сомневаться, так как увидела такие кейсы, которыми занималась на работе. А потом присмотрелась и подумала, что даже если там будут какие-то знания, которые у меня уже есть, я всё равно получу для себя новые фишки в сфере графического дизайна, брендинга и других взаимосвязанных сферах. Учитывая перспективы нашего обучения, мне кажется, всё сложилось идеально.

«Идеальный город — это пространство, в котором живут люди». Интервью со студенткой Дарьей Ясенковой

Расскажи подробнее про программу. В чём её особенность? И как прошёл твой первый год в Вышке?

Самое важное, что такое направление есть только в Вышке. Я очень долго просматривала другие вузы и хотела получить именно высшее магистерское образование по этому направлению можно только здесь. Другой важный момент — преподаватели. Они — профессионалы своего дела, очень приятно учиться у людей, которые активно практикуют свою деятельность, а не только академически на теории передают тебе свои знания. Это касается и основных предметов, и дополнительных, например истории дизайна и искусства. Очень ценно то, что ты самостоятельно выбираешь направления, которые тебе интересно изучать, тебе не приходится тратить время и силы на ненужные и неинтересные предметы, которые в дальнейшем тебе никак не понадобятся.

В течение этого года я в целом получила уникальный опыт, который кажется привычным для студентов Школы дизайна на бакалавриате. Мне очень нравится формат сдачи наших курсовых работ, я с таким раньше не сталкивалась, но по-моему, это просто идеально и должно практиковаться более широко и активно. Формирование лонгрида по итогу разработки моего проекта стало must do в моей жизни не только касательно учебных проектов, но и моих личных. Если говорить про софт-скиллы, то я чувствую себя в сто тысяч раз уверенней в разработке концепции, понимании того, каким образом сформулировать метафору, которую я хочу пронеси через свой проект, превратить ее в графику, а затем в полноценную архитектурную концепцию. Это самое ценное знание и умение, которое я бы преподавала своим студентам-архитекторам на одном из начальных этапов обучения, если бы была преподавателем.

С каким проектом ты работала в течение этого года?

Первым проектом на этом направлении стала концепция павильона по мотивам тарусской вышивки. Мне очень понравился подход к заданию, ведь с самого начала никто из нас не знал про связь с Тарусой и нашу группу попросили придумать метафору на тему «путь» и выразить ее графически, и уже затем мы начали работать с конкретной территорией. Моей метафорой стал путь иголки и нитки через полотно, который оставляет за собой уникальный узорчатый след. Эту метафору я впоследствии перенесла на пространство города, и мои объекты как стежки должны были «вышиваться» в городском пространстве, постепенно формируя целостный узор и финальную картинку — павильон.

Как начался твой путь к архитектуре и почему ты выбрала именно эту область?

Мне кажется, это был компромисс, потому что я всегда любила рисовать и заниматься творчеством. Когда я сказала родителям, что буду художником, они ответили: «Нельзя быть художником, у тебя так хорошо с физикой, надо идти в Бауманку». В итоге мы пришли к компромиссу — я пошла в МАРХИ. Плюс архитектура — достаточно прибыльное дело. Мне казалось, что будет присутствовать творческий вайб. Я буду рисовать эскизы, а они тут же будут становиться домами. Ну и как у 99% людей, все мои ожидания разбились о реальность. Чаще всего сталкиваешься с рутиной и с тем, что всё вообще не так сказочно и радостно. Из какого-то классного проекта, который ты изначально сделал, получается совсем не то, что ты хотел получить. Например, ты хотел построить павильон, а не просто покрасить стены.

Как ты начала совмещать работу с учёбой?

Параллельно с учёбой я пошла на свою первую связанную с архитектурой работу. В бюро Atlas в основном работали ребята из КБ «Стрелки». Это было классное ощущение. То, что я делаю,— это полезно. В универе мне не была понятна цель учебных проектов, так как времени и сил они занимали много, а в реальности не воплощались. А тут мою работу передавали подрядчикам, и через несколько лет я увидела воочию свои труды. Сама ходила по улице, которую проектировала. И тогда я поняла, что мне интересны не столько здания, сколько то, что они формируют. То есть городская среда.

Я писала теоретический диплом про структуру городов России, и тогда осознала, что я никогда не буду строить дома и делать планировки квартир в многоэтажках. Я хочу выходить в город и заниматься им.

Лайфхак номер один: не совмещать фулл-тайм работу и фулл-тайм учёбу, это очень тяжело. Нужно в первую очередь расставлять приоритеты и понимать, что эмоциональная и физическая энергия не безгранична. Важно беречь себя в первую очередь, потому что кто, если не вы, сделает новый шедевр?

После года обучения какой предмет стал твоим самым любимым?

Мне очень зашли «История дизайна» и «История искусств». Тема с визуальными исследованиями для меня самый эффективный способ зафиксировать знания. Также очень удобно, что это всё онлайн, а не в word или pdf-файлах, которые ты скидываешь преподавателю. Так ты бережнее относишься к оформлению и подаче своего исследования. Очень здорово, что есть широкий выбор дисциплин. Ты можешь изучить «Историю кино», «Историю архитектуры», «Историю иллюстрации». Всего, чего захочешь.

Глобально самый важный предмет — это «Креативное проектирование». У нашего куратора Андрея Савина супер-уникальный подход к преподаванию. Это оказалось не тем, чем я хочу заниматься, но понимание того, чем ты не хочешь заниматься, иногда может быть важнее обратного. Скиллы, приобретённые мною в процессе обучения, оказались очень полезными. Я получила то, с чего глобально каждому архитектору нужно начинать путь в своём проектировании. Понимать, что ты хочешь сказать своим зданием, своей инсталляцией, какую метафору желаешь заложить в ядро проекта.

«Место принятия решений» — система павильонов, посвящённая ключевым способам принятия решений

Ты очень много освещала тему выгорания. Сейчас всё больше студентов и профессионалов сталкиваются с этой проблемой. Расскажи, что помогало тебе справляться с такими периодами? Какие у тебя есть лайфхаки от выгорания?

Я не очень хороша в лайфхаках, потому что у каждого это индивидуальная история. Мой первый опыт был очень негативный, так как я довела всё до срыва и увольнения. Когда начинается вот это ощущение «мне неинтересно, я не хочу больше этим заниматься», нужно осознавать, что это и есть начало выгорания.

В первую очередь, важно отвлечься, сменить деятельность, понять, что в твоём расписании не так. Это не всегда получается, я тоже тоненько балансирую на этой грани, потому что учусь одновременно с фулл-тайм работой. Лайфхак номер один: не совмещать фулл-тайм работу и фулл-тайм учёбу, это очень тяжело. Нужно в первую очередь расставлять приоритеты и понимать, что эмоциональная и физическая энергия не безгранична. Важно беречь себя в первую очередь, потому что кто, если не вы, сделает новый шедевр?

Если менять этот мир, то как?

Если менять этот мир, то нужно менять самого себя в первую очередь. Это то же, с чем я столкнулась, и то, что я выучила из своей архитектурной практики. Я с таким умилением вспоминаю себя, только пришедшую в архитектуру. Тогда я думала, что я спасу всех и сделаю очень красивые проекты. Все будут жить в красивейшей городской среде. А потом ты понимаешь, что не всем это нужно, не все горят так же, как ты, и этот спуск на землю был для меня важен. Поэтому необходимо концентрироваться на том, что хочешь и можешь дать лично ты, потому что если зациклиться на том, что нужно другим, можно потерять себя. Не зря говорят, что нужно сначала надеть маску на себя, а потом на ребёнка. В первую очередь, начинаем с себя, а потом через проекты начинаем нести какие-то классные смыслы в город для людей.

Что для тебя идеальный город?

Важно сохранять разнообразие в городе, которое иногда очень сильно теряется за гигантскими типовыми проектами, которые вроде предназначены для улучшения, но в итоге из-за них получается довольно типичная городская среда, которая не учитывает потребности локального сообщества. Я всё же адепт более маленьких локальных проектов. Нужно идти от личных предпочтений.

И наверное, идеальный город — это пространство, в котором живут люди. Место, которое люди любят. Когда каждый готов если не сделать что-то хорошее для своей городской среды, то хотя бы не испортить её: не украсть скамейку, кусочек плитки и так далее. Понятно, что можно говорить о том, что должно быть больше зелени и пешеходных улиц, но это достаточно базовое понимание, которое есть у каждого в голове. Я всё же считаю, что идеальный город — это тот, который любят люди.

Читайте также

«Самое главное — это подготовить студентов к тому, что ждет их на рынке». Интервью с Глебом Глонти

Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotäи преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ Глеб Глонти поделился своим опытом работы в индустрии, рассказал о своем восприятии профессий в сфере саунд-арта и саунд-дизайна, а также рассказал об авторских курсах, разработанных специально для Школы дизайна.

Студенты и выпускники «Предметного и промышленного дизайна» поучаствовали в нескольких конкурсах в мае

В мае студенты и выпускники направления «Предметный и промышленный дизайн» приняли участие в нескольких дизайн-конкурсах и заняли на них призовые места. Мария Ольховникова — второе место в конкурсе Outstanding Design Talent Call, Владислав Довгопятый — второе место в «WOODSTOCK — в студию!», а Валерия Царегородцева вошла топ-6 лучших проектов Фабрики дизайна 2.0.

Направление обучения

Дизайн среды и интерьера

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, городскую среду и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров среды учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Пойти учиться на дизайнера среды — значит получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.