Конференция «Среда будущего»

Конференция «Среда Будущего»

21 сентября в пространстве CREATIVE HUB прошла конференция, посвященная Среде будущего и возможным сценариям развития различных сфер жизни человека в будущем.

Архитекторы, дизайнеры, медиаменеджеры, футуристы, ученые обсудили такие актуальные вопросы как:

  • принципы формирования Среды будущего и роль креативных индустрий, дизайна, архитектуры, урбанистики, территориального брендинга в этом,
  • промышленный дизайн и интерфейсы будущего,
  • роль метавселенных в формировании среды будущего, с какими вызовами придется столкнуться человечеству.

Программа конференции

17:30 — 18:00 || Регистрация и сбор гостей
18:00 — 18:20 || Установочная лекция от Натальи Логутовой, обозначающая направление конференции «Среда Будущего»

Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ, рассказала, что же такое «Среда будущего», поделилась тем, какими методами мы в Школе дизайна работаем с этой тематикой, а также сформулировала повестку конференции.

18:30 — 19:30 || Круглый стол «Создание образовательной среды как драйвер развития территорий»

В рамках круглого стола выступили эксперты в сферах образования, экономики, социологии, городского и регионального развития.

19:45 — 21:45 || Панельная дискуссия «Среда будущего. Сценарии экспансии»

Панельная дискуссия началась с доклада футуриста Сергея Жигарева о том, какие среды для освоения человека существуют и какие сценарии работы с этими средами возможны. После доклада спикеры обсудили, какие пути развития видят в своей сфере.

Участниками дискуссии стали: футурист и писатель Сергей Жигарев, архитектор и руководитель направления «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ Борис Бернаскони, федеральный эксперт в области образовательной инфраструктуры Василий Емельянов, руководитель лаборатории HSE Art Metaverse Илья Лепешкин, коллекционер и организатор выставок современного искусства, куратор направления «Современное искусство» Пьер-Кристиан Броше.

Спикеры

На конференции эксперты таких индустрий, как урбанистика, архитектура, промышленный дизайн, образование, нейросети, медиа, гейм-дизайн и искусство вступили в диалог, чтобы обсудить, как формируется среда, в которой человечество будет существовать в будущем, а также поделились своими мыслями о том, как мы можем повлиять на формирование этой Среды будущего уже сегодня.

Борис Бернаскони
Борис Бернаскони

Архитектор, инженер, издатель, основатель междисциплинарного бюро BERNASKONI и стартапа по строительству малоэтажного жилья DOM.systems, руководитель направления «Дизайн Среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ, основатель градостроительного совета Инновационного центра Сколково.

Пьер-Кристиан Броше
Пьер-Кристиан Броше

Куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства, телеведущий на канале «Россия-К», книжный издатель, кинопродюсер, путешественник.

Любовь Гурарий
Любовь Гурарий

Педагог-исследователь городской среды, куратор соучастных практик, эксперт по работе с сообществами. Ассоциация исследователей и практиков соучаствующего проектирования с детьми подростками «Город для меня»

Василий Емельянов
Василий Емельянов

Куратор международной выставки Buildschool. Федеральный эксперт в области современной образовательной инфраструктуры. С 2016 по 2023 год руководил направлением строительства и оснащения учебным оборудованием школ, строящихся в рамках национальных проектов Министерства Просвещения.

Сергей Жигарев
Сергей Жигарев

Писатель, футурист, исследователь фантастики. Основатель проекта «Футурум. Пространство будущего». Финалист премии имени Аркадия и Бориса Стругацких. Автор книг «Координаты фантастики» (2019) и «13» (2014). Колумнист журналов «Новый мир» и «Мир Фантастики». Составитель сборников «Футуриада» (2021) и «Новое Будущее» (2023).

Елена Иванова
Елена Иванова

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ, эксперт в области оценки качества образовательной среды, автор более 140 научных работ в области исследования, проектирования и реновации образовательной инфраструктуры.

Илья Лепешкин
Илья Лепешкин

Концептуальный и транспортный дизайнер, куратор профиля «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель лаборатории HSE Art Metaverse, руководитель независимой лаборатории концепт-дизайна ConceptDARTS.

Адэль Камалова
Адэль Камалова

Ведущий архитектор в архитектурном бюро «Parametrica», автор телеграм-канала «Что по выставкам?», выпускница МАрхИ.

Владимир Кузьмин
Владимир Кузьмин

Архитектор-дизайнер, руководитель проектной группы «Поле-Дизайн», куратор профиля магистратуры «Дизайн среды. Продвинутый уровень». Доцент Московского Архитектурного института и Президентской академии. Куратор выставок и архитектурных фестивалей, в том числе «Зодчество», «АрхМосква» и Биеннале Архитектуры в Москве.

Александр Милкус
Александр Милкус

Приглашенный преподаватель Института медиа НИУ ВШЭ, заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования и науки г. Москва, заведующий Проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании Факультета креативных индустрий.

Надежда Папудогло
Надежда Папудогло

Медиаменеджер, издатель медиа об образовании и воспитании детей «Мел», главный редактор журнала «Флакон», к.и.н.

Дарья Сапрыкина
Дарья Сапрыкина

Эксперт проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ.

Михаил Чистяков
Михаил Чистяков

Промышленный, предметный дизайнер, разработчик продуктов в области предметного и промышленного дизайна с двенадцатилетним опытом. Эксперт в областях компьютерной графики, поверхностного моделирования, технологии фарфорового производства. Обладатель нескольких наград A’Design и Red Dot.

Юлия Шишалова
Юлия Шишалова

Журналист, публицист, редактор. Главный редактор медиа «Проект Россия», архитектурный обозреватель и критик. Составитель и автор ряда специализированных архитектурных изданий. Куратор выставок, образовательно-дискуссионных программ, член жюри и организатор архитектурных конкурсов, сокуратор премии АРХИWOOD.

Тезисы конференции

Формулируя повестку конференции, Наталья Логутова подчеркнула важность образовательных объектов для территорий: «Многие образовательные проекты являются драйвером развития территорий. Девелоперы прекрасно знают, что качественная школа повышает стоимость квадратного метра и помогает продаваться жилью. Власти осведомлены, что удержание населения и сохранение человеческого капитала без качественных школ и вузов невозможно».

В рамках круглого стола «Создание образовательной среды как драйвер развития территорий» выступили эксперты в сферах образования, экономики, социологии, городского и регионального развития. Спикеры представляли образовательную среду будущего, делились страхами и ожиданиями. В ходе обсуждения решили сосредоточиться на том, как школа взаимодействует с городом и городской средой.

Началась дискуссия с реплики Любовь Гурарий, педагога-исследователя городской среды, куратора соучастных практик, эксперта по работе с сообществами, о связи образовательной среды и девелопмента: «Непрерывное обучение — абсолютный тренд. Его берут за основу многие девелоперы при разработке своих торговых предложений. Ещё актуально то, что называется learning by doing (обучение на практике)».

Елена Иванова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ, эксперт в области оценки качества образовательной среды, выделила несколько подходов к образовательной инфраструктуре:

• политический подход — федеральные карты, капитальные ремонты и оснащение школ новым оборудованием;
• стратегический подход — комплексный подход города, где вся инфраструктура и выстраивается вокруг школы;
• спонтанно-хаотический — главная цель — реализация бюджета, без стратегии и контроля за школой.

Василий Емельянов, куратор международной выставки Buildschool, федеральный эксперт в области современной образовательной инфраструктуры, рассказал, как в многопрофильном кампусе колледжа в Салехарде соединились городская среда и образовательная инфраструктура. Командой архитекторов, помимо самого здания колледжа, были спроектированы набережная, парк, социальные и торговые объекты, часть из которых будут открыты на первых этажах колледжа и общежития. Этот проект создан с учетом запроса заказчика на интеграцию образовательной инфраструктуры в окружающую городскую среду.

Надежда Папудогло занимается образованием и регулярно получает обратную связь от родителей, она так прокомментировала ситуацию: «Качество образования и качество образовательной среды — бич сегодняшнего времени. Я наблюдаю, как „улучшения качества образовательной среды“ становятся маркетинговым ходом на пути девелоперов и застройщиков к родителям. Девелоперские госструктуры и частные структуры совершенно не умеют говорить о том, что они делают. Проблема в том, что они не умеют говорить о смыслах».

А Александр Милкус, приглашенный преподаватель Института медиа НИУ ВШЭ, подчеркивает, что нужно обеспечивать среду не только удобствами, но и активным учительским сообществом. Владимир Кузьмин, куратор профиля магистратуры «Дизайн архитектурной среды», также дополнил: «Если в школах не будет людей, которые будут готовы вести за собой детей, то все пропадет. Образовательная и воспитательная среда должна формироваться не из зданий, а из востребованности идей. Педагог был всегда лидером, а среда формируется людьми — вот она — образовательная среда будущего».

Любовь Гурарий: «Школа — это не единственный актор образовательной системы. Школа имеет огромный потенциал социально-энергетического центра района. Образовательные экосистемы — это то, как образовательные институции и резиденты коллаборируют между собой на территории, насколько они открыты и умеют выстраивать образовательную сеть, в которой ребенок и взрослый могут ориентироваться».

Панельная дискуссия «Среда будущего. Сценарии экспансии» началась с доклада футуриста Сергея Жигарева о том, какие среды для освоения человека существуют и какие пути работы с этими средами возможны. Сама идея развития человечества определяется категориями пространства. Драйверами освоения других пространств являются жажда открытий, экономические интересы и попытка избежать экзистенциальных угроз существования человечества.

4 возможных пространства для экспансии — космос, океан, воздух, виртуальность — являются предметом дизайнерских исследований. Сергей рассказал, что некоторую разметку вирутального мира уже начали делать писатели-фантасты: Уильям Гибсон в 1982 придумал термин «киберпространство» в книге «Сожжение хром», термин «метавселенная» — Нил Стивенсон в книге «Лавина» 1992 года, а Вернор Виндж в 1981 году в книге «Подлинные имена» предсказал, каким будет наше киберпространство сейчас.

Сергей Жигарев: «Сегодня сама природа человека подвергается изменениям: когнитивным (поисковики, GPT-чаты), телесным (экзоскелеты, нейроимпланты), возможностям генетического редактирования. Один из актуальных вопросов для нас сейчас — кто мы такие и в чем идентичность человека?»

После доклада в формате круглого стола присоединились другие спикеры и начали обсуждать собственные направления, а также рассказали о том, какие сценарии развития видят в своей сфере.

Борис Бернаскони, руководитель направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ: «Наша задача — продумать альтернативный подход к образованию, потому что мы должны создать специалиста будущего. Это довольно сложно. Должны появиться дизайнеры среды, которые будут этим заниматься, в том числе освоением новых пространств. Сейчас мы живем в довольно консервативном мире, и это очень нас тормозит. Дизайнер среды создает смысл и концепцию, весь процесс производства выстраивает по-другому. Как это выстроить — вопрос любого современного образования. Мыслить не сервисом или предметом, а концепциями — вот навыки дизайнера будущего».

Илья Лепешкин, куратор профиля «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, рассказал о цифровом искусстве и виртуальных мирах. Разнообразие применения мета-вселенных сейчас широко: игры, встречи с друзьями, концерты и коммерческие показы. Виртуальность быстро проникает в обычную жизнь, и стоит понимать, создание виртуальных миров — профессия будущего.

Промышленный дизайнер Михаил Чистяков считает, что человечество будет продолжать развивать и разрабатывать ресурсы Земли, потому что это наиболее экономически оправдано: «Нужно смотреть на то, что привычно для нас, но под другим углом. Идея о том, что человек не должен создавать предметы из ничего, а должен учиться принципам создания у природы — восхитительна. Будущее за идеями, вдохновение для которых мы находим на Земле».

Адэль Камалова, ведущий архитектор в бюро «Parametrica», видит будущее архитектуры в формировании типовых решений, где переосмысляется профессия архитектора — в этом сценарии архитектор станет разработчиком стандартов.

Завершил дискуссию Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство»: «Обсуждая идеи экспансии, мы часто не задумываемся, хотим ли так жить». При всех вариантах экспансии: полетах в далекий космос, погружении в недра океана или покорения неба, спикер призывает задуматься о земных радостях — завтраках на траве, вкусной еде, свободе духа.

Читайте также

Школа дизайна на АРХ МОСКВЕ: город будущего и проектный бар

В этом году международная выставка-форум архитектуры и дизайна пройдет 22-25 мая в Гостином дворе. Школа дизайна НИУ ВШЭ представит на выставке две интерактивные зоны, а 24 мая проведет дискуссию «Дизайн среды: тенденции и вызовы».

Лаборатория дизайна НИУ ВШЭ получила диплом Союза московских архитекторов

Лаборатория дизайна НИУ ВШЭ с проектом обновленных интерьеров корпуса НИУ ВШЭ в Малом Трёхсвятительском переулке стала одним из победителей проектной номинации «Лучшее решение интерьера» Союза московских архитекторов. Победителей награждали на выставке BUILD SCHOOL, которая прошла с 31 октября по 2 ноября в Москве.

Направление обучения

Дизайн среды и интерьера

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, городскую среду и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров среды учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Пойти учиться на дизайнера среды — значит получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Дизайн-бюро при Школе дизайна, где талантливые старшекурсники работают в связке с опытными арт-директорами. На счету лаборатории комплексные коммерческие проекты в областях брендинга, книгоиздания, анимации, музейного проектирования, цифрового дизайна. Благодаря гармоничному сочетанию аналитического подхода, глубоких знаний, практической компетентности и постоянному изучению самых современных подходов и инструментов дизайна, Лаборатория успешно работает как с крупными заказчиками, так и с молодыми стартапами.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.