Конференция «Медиа и издательское дело»

Конференция «Медиа и издательское дело»

12 октября в пространстве CREATIVE HUB прошла конференция, посвященная издательскому делу. Преподаватели Школы дизайна, представители издательств и книжных магазинов, коллекционеры обсудили роль бумажных книг в контексте развития диджитал-форматов. Отдельной повесткой стала роль дизайнера и читателя в издательском деле.

Организатором конференции стал профиль «Искусство книги» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

В рамках TED-сессии «Роль и место дизайна и дизайнера в издательском деле» эксперты выступили с короткими докладами о своей практике. Продолжила конференцию панельная дискуссия «О книгах в диджитал-эпоху», где участники поговорили о современных книжных трендах и рассказали о принципах работы в новой реальности.

Программа конференции

18:00. Регистрация и сбор гостей
18:30 — 19:30. TED-сессия с экспертами «Роль и место дизайна и дизайнера в издательском деле»
  • 18:30 — 18:45. Ольга Курлыкина «Бумажные материалы как часть дизайна книги»
  • 18:45 — 19:00. Кирилл Заев «Некоторые вопросы, связанные с образованием в области типографики и искусства книги».
  • 19:00 — 19:15. Дмитрий Мордвинцев «Издательские проекты для музеев»
  • 19:15 — 19:30. Дмитрий Хворостов о выставочной программе, посвященной книжному дизайну (опыт Центра Вознесенкого)
19:45 — 21:30. Дискуссия «О книгах в диджитал эпоху»: как книга адаптируется к конкуренции со стороны цифровых медиа

В дискуссии приняли участие Кася Денисевич из «А+А», Юлия Симонова из «Бослен», Ирина Дмитриевна Прохорова из «Новое литературное обозрение», Татьяна Михайловна Боднарук из «Искусство—XXI век», Сергей Турко из «Альпина Паблишер» обсудили следующие вопросы:

Около половины от общего числа продаж книг происходит сейчас через онлайн-магазины, и это — революция в распространении книг. Читатели, которые покупают книги онлайн, не говоря уже о тех людях, которые покупают электронные книги, — это такие же читатели, как и те, которые выбирают книги руками на полке магазина или на книжном развале?

Отличаются ли по тематике, жанрам, типу книги, проданные вживую и проданные онлайн? Не происходит ли деградация вещественных качеств книги вследствии того, что у покупателя нет возможности их оценить при покупке онлайн? Надо ли учитывать факт интернет-торговли при оформлении книги, какой дизайн лучше продаёт книгу в онлайн-магазине?

Книги находят своего читателя на ярмарках, тематических мероприятиях, в кафе, музеях, театрах. Через подписку и краудфандинг. Книги, рассчитанные на такое распространение, как будто более адресно оформляются, имеют адекватное конкретному читателю и месту материальное воплощение. Составляет ли альтернативное книжным супермаркетам и онлайн-торговле распространение существенную долю продаж? Эта тема будет развиваться? Может быть придумывание новых ситуативных маркетинговых стратегий — это будущее книготорговли? Какие остроумные маркетинговые стратегии встречались вам за время работы?

Бумажная книга — это уходящее искусство?

Спикеры

Евгений Корнеев
Евгений Корнеев

Руководитель магистерского профиля «Искусство книги» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Графический дизайнер, график, специалист по многостраничным изданиям, арт-директор, основатель бюро «Раздизайн».

Ирина Дмитриевна Прохорова
Ирина Дмитриевна Прохорова

Основатель и редактор журнала «Новое литературное обозрение» и одноименного издательства; филолог, историк культуры, общественный деятель, ведущая авторских программ на радио и телевидении.
Лауреат Государственной премии в номинации «Лучший просветительский проект» (2002), премии «Либерти» за вклад в развитие российско-американских культурных связей (2003), премии Андрея Белого (2006), кавалер французского Ордена литературы и изящных искусств (2005), кавалер ордена Почетного легиона (2012).

Дмитрий Мордвинцев
Дмитрий Мордвинцев

Дизайнер, руководитель студии ABCdesign, сооснователь Издательского проекта «А+А», профессор кафедры коммуникативного дизайна РГХПУ им. С.Г. Строганова

Кирилл Заев
Кирилл Заев

Книжный дизайнер, в прошлом — художественный редактор в газете «Спид-Инфо», арт-директор в журналах «Искусство», «Проект Классика», «Speech», работал с издательствами «А-Фонд», «Вагриус», «Лингва-Ф», «Новое издательство», «Стрелка Пресс» и др., победитель профессиональных конкурсов и лауреат профессиональных премий.

Кася Денисевич
Кася Денисевич

Иллюстратор, художник-график, главный редактор A+A, сокуратор конкурса ABCDbooks, куратор публичных и профессиональных программ на российских и международных книжных ярмарках.

Ольга Курлыкина
Ольга Курлыкина

Менеджер по развитию компании Европапир. Профиль на бумагах для книгоиздания и дизайна. Один из кураторов национального конкурса дизайна книги «Жар Книга».

Дмитрий Хворостов
Дмитрий Хворостов

Художник и куратор выставочной программы Центра Вознесенского. Избранные кураторские проекты:
«Вознесенский. Еще». ЦВ. 2023
«Центр Исследований Оттепели». ЦВ. 2022 — 2023.
«Грезы о молоке». ЦВ. 2022.
«Кита». Зарядье. 2022.
«Закрытая рыбная выставка. Реконструкция». ЦВ. 2021.

Юлия Симонова
Юлия Симонова

Главный редактор издательства «Бослен». Издательство сотрудничает с музеями, архивами и культурными институциями, выпуск составляют гуманитарный нон-фикшн и альбомы. Центральным направлением является издание книг и альбомов, исследующих декоративно-прикладное искусство и историю традиционной одежды.

Татьяна Михайловна Боднарук
Татьяна Михайловна Боднарук

Филолог. Окончила романо-германское отделение МГУ. Сооснователь издательства «ИСКУССТВО-XXI век» и генеральный директор с 2002 года по настоящее время. В издательском бизнесе с 1985 года, работала в советском издательстве «Искусство», что послужило прекрасной школой и повлияло на дальнейшую работу в новом издательстве. «Играющий тренер», занимается переводами, редактированием и созданием текстов.

Сергей Турко
Сергей Турко

Главный редактор издательства «Альпина Паблишер». Кандидат экономических наук, преподаватель Высшей школы экономики, член Совета по внешней и оборонной политике.

TED-сессия с экспертами «Роль и место дизайна и дизайнера в издательском деле»

Ольга Курлыкина, менеджер по развитию компании «Европапир», специализирующейся на бумагах для книгоиздания и дизайна, рассказала о бумажных материалах как части дизайна книги. «Европапир», ведущий поставщик бумаги в Европе и России, c 2016 занимается развитием книгоиздания и помогает дизайнерам делать книги на красивых и на достойных бумагах.

Ольга Курлыкина: «На сегодняшний момент, бумага для дизайнера — это инструмент. Сначала дизайнер разрабатывает идею в голове, а потом он должен на что-то ее положить и на чем-то печатать. То есть за книгой всегда есть еще техническая сторона».

Ольга Курлыкина рассказала о нескольких популярных среди дизайнеров бумаг, которые они сейчас поставляют. Например, у них представлены SL VOLUME (120-300 г/мг2), SL GRAPHICA (120-300 г/мг2), Munken (90-120 г/мг2), Munken Book Papers (80-115 г/мг2), Nautilus из вторичной целлюлозы (80-120 г/мг2), KomiStory (50-60 г/мг2).

Также компания поддерживает национальный конкурс дизайна книги «Жар-книга», подсвечивающий таланты в книгоиздании и формирующий комьюнити вокруг искусства книги.

Дальше выступал Кирилл Заев, книжный дизайнер, в прошлом — художественный редактор в газете «Спид-Инфо», арт-директор в журналах «Искусство», «Проект Классика», «Speech», работал с издательствами «А-Фонд», «Вагриус», «Лингва-Ф», «Новое издательство», «Стрелка Пресс» и др., победитель профессиональных конкурсов и лауреат профессиональных премий. Его рассказ строился вокруг образования в области типографики и искусства книги. Заев опирался на свой семилетний опыт преподавания «Искусства книги» в Школе Дизайне НИУ ВШЭ.

Кирилл Заев: «К сожалению, должен констатировать, что книга как объект дизайна чуть менее, чем полностью, исключена из сознания абитуриента».

Подметив фундаментальный характер проблемы, Кирилл Заев говорит, что это усложняет вход в образовательную программу. И считает, что студентов нужно знакомить не только с профессиональным жаргоном и техническими правилами, но и с целой книжной индустрией. Преподаватель ставит своей задачей пробуждение интереса к книге как объекту искусства.

«Только в книге текст обретает форму, и эта форма может аккомпанировать тексту, противоречить ему, дискутировать, менять или дополнять его».

Отдельная проблема для обучения — недоступность качественного книжного дизайна. Иллюстрациями к курсам служат личные собрания преподавателей. И лишь такие инициативы, как конкурс «Жар-книга», библиотека Гаража, помогают расширить насмотренность.

К вопросу о месте бумажных книг в эпоху цифровых медиа Кирилл Заев рассказал, что некоторые книжные конкурсы отказываются от изображений книг победителей в каталогах, либо ретушируют их до полной неузнаваемости, побуждая каждого лично ознакомится с лучшими книгами (каталог самых красивых книг Нидерландов, Швейцарии). Другие книжные магазины снабжают карточки книг множеством фотографий и видео (SPREAD, Idea Books).

В финале выступления Кирилл Заев выразил надежду, что в России когда-нибудь будут прилагать усилия для популяризации книг: указывать дизайнеров на сайтах, отмечать победы книги в дизайнерских конкурсах, качественно фотографировать товары.

Продолжил выступление Кирилла Заева Дмитрий Мордвинцев, дизайнер, руководитель студии ABCdesign, сооснователь Издательского проекта «А+А», профессор кафедры коммуникативного дизайна РГХПУ им. С. Г. Строганова, согласившись, что изучать книгу по небольшим репродукциям невозможно.

Дмитрий Мордвинцев: «В этом году мы сделали выставку нашей студии, посвященную её 30-летию. Мы сразу категорически отказались от того, чтобы книги были представлены на витринах за стеклами, напротив, мы сделали выставочное пространство, где любую книгу можно взять и полистать. Это очень важно, потому что дизайн книги — это не только внешняя форма и не только обложка, но и многокомпонентная составляющая, связанная с тактильными ощущениями от конструкции, материалов, бумаги и элементов оформления. Потому это сложный продукт, который можно действительно посмотреть, только взяв с полки».

Студия ABCdesign работает с музеями, большую часть издательских проектов которых занимает выпуск каталогов выставок и коллекций.

«Книжные дизайны для музеев в России на три головы выше того, что происходит в ведущих музеях Европы и мира. Мы уделяем внимание синергии с выставкой, чтобы каталог или книги служили логичным визуальным и эмоциональным продолжением выставочного проекта».

ГМИИ им. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля, Музей Фаберже, Московский музей современного искусства, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Еврейский музей и центр толерантности, Музей Московского транспорта, Музей Москвы, Московский музей современного искусства «Гараж» — среди тех, с кем работает студия ABCdesign.

Другую часть проектов занимают теоретические, детские книги, научпоп и путеводители, которые помогают музеям выстраивать коммуникацию с аудиторией еще прочнее.

Дмитрий Мордвинцев: «Интерес дизайнера [в создании каталогов] — найти ключик и сконструировать издание так, чтобы оно отвечало кураторскому замыслу и было самодостаточным».

В завершении TED-talk выступил Дмитрий Хворостов, художник и куратор выставочной программы Центра Вознесенского, и рассказал о выставочной программе Центра Вознесенского, посвященной книжному дизайну. Центр, по словам Хворостова, начал новую жизнь благодаря разработке генетического кода институции. Теперь литературоцентричность стала главной составляющей центра — отношение к культуре через книгу. Книга вышла на первый план, отодвинув текст.

Выставки центра Вознесенского наполнены осмыслением дизайна книги, рифмами с современным ему искусством, особенностями полиграфии, и лишь изредка говорят про авторов и их жизнь. Перекличка между этими форматами случилась в выставке-конструкторе «Центр Исследований Оттепели», где выставляются итоги историко-архивной работы по подсвечиванию забытых имен графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка-конструктор поделена на несколько эпизодов, над экспозициями которых работали разные группы исследователей-кураторов, таким способом привнося в проект новое видение.

Дискуссия «О книгах в диджитал эпоху»: как книга адаптируется к конкуренции со стороны цифровых медиа

Дискуссия началась с обсуждения эволюции издательского дела и его современного подхода к авторам, книгам и аудитории.

Ирина Дмитриевна Прохорова, основатель и редактор журнала «Новое литературное обозрение» и одноимённого издательства, обозначила, что разговор о страхе перед диджитал-рынком бессмыслен и не закончится, хотя издатели солидарны в том, что бумажная книга прекрасно интегрирована в новую систему производства книг, а аудитория прекрасно сочетает потребление электронных и бумажных носителей.

Ирина Дмитриевна Прохорова: «Лев Семёнович Рубинштейн в раннем эссе писал: „Только в России, если что-нибудь войдёт, то никогда не выйдет. Только у нас можно 40 лет обсуждать, великий ли художник Малевич или какой-нибудь воинствующий дилетант“. Поэтому, что будет с книгой в эпоху электронных носителей, мы будем еще лет 50 обсуждать».

На советском книжном дизайне очень просто проследить эволюцию и легко определить книгу 60-х, 70-х, из собраний сочинений научных деятелей или из художественной литературы. А в 90-е годы издательства были в поиске новой эстетики. Издательство НЛО возникло в 1992 году и пыталось изобрести новый формат научного журнала, не похожего на советский. Поэтому 90-е годы отличались невероятным креативом. На стыке веков эпохи книжных дизайнов менялись очень быстро. Сначала это были яркие, кислотные обложки, а попытки привнести на рынок что-то элегантное на манер западного стиля совершенно не работали.

Еще одна проблема издателя — это битва с авторами, которые по-своему видят дизайн своей книги. И именно с этим связан ребрендинг многих коллекций.

Ирина Дмитриевна Прохорова: «Сейчас, наблюдая за коллегами, крупными ярмарками, у меня ощущение, что российский рынок, с точки зрения книжного дизайна, интегрировался в общемировую дизайнерскую идею. Но существует целый ряд проблем, которые каждое издательство решает по-своему. Проблема моего издательства — как сделать дизайн гуманитарных книг, рассчитанных на долгое хранение и чтение в библиотеках, элегантным и современным, но не сиюминутным. Потому что ничто так быстро не устаревает, как сверхмодный принцип оформления. Соединение вечного с современным — самое сложное для такого типа книг».

Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер», согласился, что диджитал-издания существенно не изменили процесс выбора книги. Многие читатели приходят в книжные магазины, чтобы тактильно и визуально познакомиться с книгой, а после заказывают в интернет-магазине по более низким ценам.

Российский книжный дизайн часто опережает европейский, по мнению Турко. А что касается серийных изданий, то «Альпина» избегает серийности в дизайне и подходит к каждой книге индивидуально, отражая не издательство, а уникальность выпускаемого произведения.

Вопрос с доступом к качественной бумаге, начатый в предыдущем блоке конференции, волнует и издателей. Даже, найдя поставщиков в Китае, сложно адаптироваться и выстраивать внутренний рынок. «А реакция читателей на тонированную бумагу не всегда положительна, хотя сероватый и желтоватый оттенок бумаги лучше подходит для чтения, чем белый», — поделился Сергей.

Сергей Турко: «Издатели должны уважать себя и своего читателя, стремиться сделать хорошую книгу не только по содержанию, но и по качеству материалов. Чем больше издатели держат марку, тем лучше для всех, потому что это развивает рынок и культуру чтения».

Ирина Дмитриевна Прохорова добавляет, что есть колоссальный разрыв в визуальной культуре между старшим поколением и молодым. Советское поколение не обладает визуальной культурой, в Советском Союзе была преимущественно текстовая культура: «Когда мы что-то оформляем, я всегда вижу, что это точно начинает нравится молодому поколению, но вызывает отторжение у более старшего, куда более консервативного. Это страшно интересно, как молодые люди так быстро вошли в визуальный мир и хорошо начали понимать принципы дизайна».

Татьяна Михайловна Боднарук, сооснователь издательства «Искусство-XXI век» замечает, что как бы ни было тяжело делать книги по искусствознанию, издательство получает большое удовольствие от этого процесса. Основная проблема таких книг в том, что они объективно дороги. Каждая часть процесса — поиск бумаги, приглашение авторов, дизайнеров, покупка прав на изображения и другие материалы — приводит к высокой цене издания. Привозя книги на ярмарки в регионы, Татьяна Михайловна удивляется, что тем не менее продаётся абсолютно всё. Такая книга превращается в элитарную вещь, и она будет жить долго. Покупателей таких книг хоть и немного, но они испытывают потребность в знаниях, которые предоставляет издательство. Не каждый должен интересоваться книгами по искусству, но важно, чтобы их издавали.

«Мы не только уважаем своих читателей, мы их любим».

Конференция «Медиа и издательское дело»

Юлия Симонова, главный редактор издательства «Бослен», выделяет в их подходе отсутствие постоянного арт-директора, они приглашают дизайнеров на проекты. В портфеле издательства книги о культуре и нехудожественная литература. В основном книги создаются на заказ или совместно с автором. Каждая книга — это индивидуальное издание со своим подходом, где дизайнер становится соавтором и помогает проявить скрытые свойства и качества текста.

Время привносит изменения и новые инструменты, которые внедряют в бумажные издания. Если пару лет назад QR-коды только появились, то сейчас их можно встретить практически в каждой книге, что даёт доступ к новому слою информации, который нельзя было представить в физической книге раньше.

Юлия Симонова: «Мы думаем о том, как представить книгу в интернете, чтобы по ролику и по фотографиям потенциальный читатель мог представить не только тему, но и увидеть книгу как объект максимально ощутимо».

Юлия Симонова очень ценит сотрудничество с музеями: оно даёт не только вход в архивы, но и доступ к новым аудиториям. Музей — это площадка для продвижения книги. «Бослен» расширяет географию для материалов, которые были единожды показаны на выставке. Например, каталог фондов региональных музеев можно представить в Москве и наоборот, таким образом, происходит обмен и взаимное просвещение, а это — миссия «Бослен».

«Книга развивается, визуальная культура предъявляет все большие требования, чтобы конкурировать с медиа».

Кася Денисевич, иллюстратор, художник-график и главный редактор «А+А», занимается рынком детской книги. Портфель издательства состоит из книг-картинок и познавательных детских книг, где особый акцент ставится на качестве иллюстрации. Проблема детской книги в том, что она меньше интересует дизайнеров и художников, чем другие книги, а хороших иллюстраторов очень мало.

Кася Денисевич надеется, что детская книга будет жить долго, потому что их читатель не является покупателем, но тем не менее мотивирует своего родителя к покупке. Даже если взрослый в какой-то момент позволяет себе отказаться от чтения, то всё равно считает долгом приучить ребенка к культуре бумажной книги.

Кася Денисевич: «В сознании родителей существует стремление отвлечь детей от экрана и от всего электронного и направить в такое ламповое, уютное, бумажное пространство. Всячески это поддерживаем».

Для каждого издательства важной частью является дизайн. Если «А+А» сильно беспокоится об иллюстрациях и нехватке специалистов в данной сфере, то «Новое литературное обозрение» замечает проблему со шрифтами — латиница выглядит лучше чем кириллица по причине особенности алфавита. И разработка читабельного шрифта на кириллице требует много времени и трудов.

Профессия иллюстратора, которая была очень востребована в советское время, сейчас потеряла свой престиж — и это очень большая проблема, потому что влияет на общую визуальную культуру, которая формируется через книги. Издатели считают своим долгом уделять этому много внимания, развивая рынок книжного дизайна.

Ирина Дмитриевна Прохорова: «Это парадокс, когда в визуальную эпоху не хватает иллюстраторов и книжных дизайнеров».

После запрета большого количества социальных сетей и интернет-ресурсов в России, стали невозможны уже выстроенные схемы продвижения книг. Спикеры подчёркивают невыраженность книжной журналистики в России, сопоставляя с ее активным присутствием в стране в 90-е годы и с развитым книжным рынком в Америке.

Ирина Дмитриевна Прохорова: «Для издательства важный символический капитал — это репутация».

Нынешние места встречи книги и читателя — это музеи и библиотеки, книжные магазины и ярмарки. Ярмарки, в особенности выездные, дают издательствам не только место для продаж, но и возможность общения с аудиторией. По таким мероприятиям отслеживаются изменения в обществе, в рамках параллельной программы устраивают просветительские встречи. Многие издания организуют собственные мероприятия для общения с сообществом: приглашают авторов, устраивают лекции, выстраивая связь с аудиторией. Также расширяют коммуникацию, выпуская аудиокниги и подкасты. В «Альпине» порядка 80% книг аудиофицируется. Сейчас этот формат очень востребован, поскольку современный читатель активно слушает аудиокниги и подкасты.

Кася Денисевич: «В городах, где нет места встречи человека с книгой, нет и продаж».

Ирина Дмитриевна Прохорова: «Сейчас мы наблюдаем отсутствие платформ информационной поддержки книг с высокой репутацией. Есть „Горький“ — проект о книгах и чтении, но таких мест должно быть в разы больше. Даже в прессе сегодня не всегда есть колонки с рецензиями на книги. Это парадокс российской жизни: когда есть читатель, который продолжает любить книги, есть издатель вполне мирового уровня, а главного соединяющего звена — информирования — нет. Это неразвитая инфраструктура книжного рынка».

Закончили встречу на разговоре о важности диалога в процессе создания книг.

Ирина Дмитриевна Прохорова: «Издатель создает свои тренды: он первый читатель и первый критик. Он делает рукопись книгой. Издатель создает свою стратегию, он пробивает коридоры, он улавливает и создает тренды, и жанры, которые, казалось бы, маргинальные, он вытаскивает. Это большая интеллектуальная и исследовательская работа. Страшно интересно».

Для каждого текста важно продюсирование, которое предоставляет авторам издательство. В коммуникации автор-издатель оттачиваются тексты, разрабатываются стратегии в дизайне и продвижении, чтобы как можно больше людей увидели и ознакомились с результатом труда писателя.

Сергей Турко: «Автор без издательства как актёр без театра».

Конференция «Медиа и издательское дело» прошла 12 октября с 18:00 до 21:30 в пространстве CREATIVE HUB по адресу ул. Пантелеевская, 53.

Читайте также

Интенсив Анны Наумовой «Ровный набор». Итоги

С 21 по 23 июня в Школе дизайна НИУ ВШЭ проходил интенсив графического дизайнера Анны Наумовой «Ровный набор». Сразу после окончания занятий мы расспросили саму Анну и её слушателей о впечатлениях от совместной работы.

Выпускница Школы дизайна Полина Парыгина создала иллюстрации к 17-летию Фонда «Вера»

Специально к 17-летию Фонд «Вера» подготовил лендинг «Вокруг человека», где поделился непридуманными историями о жизни тех, кого нельзя вылечить, но кому можно помочь. Сделать этот рассказ красивым помогла иллюстраторка Полина Парыгина — выпускницы направления «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

О направлении

Медиа и дизайн

Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское мышление с дизайнерскими навыками. На направлении «Медиа и дизайн» Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент, владеющих графическим и моушн-дизайном, мыслящими мультимедийными форматами, создающими концептуальные продукты.

В рамках направления открыты профили бакалавриата и магистратуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.