По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
12 октября в пространстве CREATIVE HUB прошла конференция, посвященная издательскому делу. Преподаватели Школы дизайна, представители издательств и книжных магазинов, коллекционеры обсудили роль бумажных книг в контексте развития диджитал-форматов. Отдельной повесткой стала роль дизайнера и читателя в издательском деле.
Организатором конференции стал профиль «Искусство книги» Школы дизайна НИУ ВШЭ.
В рамках TED-сессии «Роль и место дизайна и дизайнера в издательском деле» эксперты выступили с короткими докладами о своей практике. Продолжила конференцию панельная дискуссия «О книгах в диджитал-эпоху», где участники поговорили о современных книжных трендах и рассказали о принципах работы в новой реальности.
В дискуссии приняли участие Кася Денисевич из «А+А», Юлия Симонова из «Бослен», Ирина Дмитриевна Прохорова из «Новое литературное обозрение», Татьяна Михайловна Боднарук из «Искусство—XXI век», Сергей Турко из «Альпина Паблишер» обсудили следующие вопросы:
Около половины от общего числа продаж книг происходит сейчас через онлайн-магазины, и это — революция в распространении книг. Читатели, которые покупают книги онлайн, не говоря уже о тех людях, которые покупают электронные книги, — это такие же читатели, как и те, которые выбирают книги руками на полке магазина или на книжном развале?
Отличаются ли по тематике, жанрам, типу книги, проданные вживую и проданные онлайн? Не происходит ли деградация вещественных качеств книги вследствии того, что у покупателя нет возможности их оценить при покупке онлайн? Надо ли учитывать факт интернет-торговли при оформлении книги, какой дизайн лучше продаёт книгу в онлайн-магазине?
Книги находят своего читателя на ярмарках, тематических мероприятиях, в кафе, музеях, театрах. Через подписку и краудфандинг. Книги, рассчитанные на такое распространение, как будто более адресно оформляются, имеют адекватное конкретному читателю и месту материальное воплощение. Составляет ли альтернативное книжным супермаркетам и онлайн-торговле распространение существенную долю продаж? Эта тема будет развиваться? Может быть придумывание новых ситуативных маркетинговых стратегий — это будущее книготорговли? Какие остроумные маркетинговые стратегии встречались вам за время работы?
Бумажная книга — это уходящее искусство?
Руководитель магистерского профиля «Искусство книги» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Графический дизайнер, график, специалист по многостраничным изданиям, арт-директор, основатель бюро «Раздизайн».
Основатель и редактор журнала «Новое литературное обозрение» и одноименного издательства; филолог, историк культуры, общественный деятель, ведущая авторских программ на радио и телевидении.
Лауреат Государственной премии в номинации «Лучший просветительский проект» (2002), премии «Либерти» за вклад в развитие российско-американских культурных связей (2003), премии Андрея Белого (2006), кавалер французского Ордена литературы и изящных искусств (2005), кавалер ордена Почетного легиона (2012).
Дизайнер, руководитель студии ABCdesign, сооснователь Издательского проекта «А+А», профессор кафедры коммуникативного дизайна РГХПУ им. С.Г. Строганова
Книжный дизайнер, в прошлом — художественный редактор в газете «Спид-Инфо», арт-директор в журналах «Искусство», «Проект Классика», «Speech», работал с издательствами «А-Фонд», «Вагриус», «Лингва-Ф», «Новое издательство», «Стрелка Пресс» и др., победитель профессиональных конкурсов и лауреат профессиональных премий.
Иллюстратор, художник-график, главный редактор A+A, сокуратор конкурса ABCDbooks, куратор публичных и профессиональных программ на российских и международных книжных ярмарках.
Менеджер по развитию компании Европапир. Профиль на бумагах для книгоиздания и дизайна. Один из кураторов национального конкурса дизайна книги «Жар Книга».
Художник и куратор выставочной программы Центра Вознесенского. Избранные кураторские проекты:
«Вознесенский. Еще». ЦВ. 2023
«Центр Исследований Оттепели». ЦВ. 2022 — 2023.
«Грезы о молоке». ЦВ. 2022.
«Кита». Зарядье. 2022.
«Закрытая рыбная выставка. Реконструкция». ЦВ. 2021.
Главный редактор издательства «Бослен». Издательство сотрудничает с музеями, архивами и культурными институциями, выпуск составляют гуманитарный нон-фикшн и альбомы. Центральным направлением является издание книг и альбомов, исследующих декоративно-прикладное искусство и историю традиционной одежды.
Филолог. Окончила романо-германское отделение МГУ. Сооснователь издательства «ИСКУССТВО-XXI век» и генеральный директор с 2002 года по настоящее время. В издательском бизнесе с 1985 года, работала в советском издательстве «Искусство», что послужило прекрасной школой и повлияло на дальнейшую работу в новом издательстве. «Играющий тренер», занимается переводами, редактированием и созданием текстов.
Главный редактор издательства «Альпина Паблишер». Кандидат экономических наук, преподаватель Высшей школы экономики, член Совета по внешней и оборонной политике.
Ольга Курлыкина, менеджер по развитию компании «Европапир», специализирующейся на бумагах для книгоиздания и дизайна, рассказала о бумажных материалах как части дизайна книги. «Европапир», ведущий поставщик бумаги в Европе и России, c 2016 занимается развитием книгоиздания и помогает дизайнерам делать книги на красивых и на достойных бумагах.
Ольга Курлыкина: «На сегодняшний момент, бумага для дизайнера — это инструмент. Сначала дизайнер разрабатывает идею в голове, а потом он должен на что-то ее положить и на чем-то печатать. То есть за книгой всегда есть еще техническая сторона».
Ольга Курлыкина рассказала о нескольких популярных среди дизайнеров бумаг, которые они сейчас поставляют. Например, у них представлены SL VOLUME (120-300 г/мг2), SL GRAPHICA (120-300 г/мг2), Munken (90-120 г/мг2), Munken Book Papers (80-115 г/мг2), Nautilus из вторичной целлюлозы (80-120 г/мг2), KomiStory (50-60 г/мг2).
Также компания поддерживает национальный конкурс дизайна книги «Жар-книга», подсвечивающий таланты в книгоиздании и формирующий комьюнити вокруг искусства книги.
Дальше выступал Кирилл Заев, книжный дизайнер, в прошлом — художественный редактор в газете «Спид-Инфо», арт-директор в журналах «Искусство», «Проект Классика», «Speech», работал с издательствами «А-Фонд», «Вагриус», «Лингва-Ф», «Новое издательство», «Стрелка Пресс» и др., победитель профессиональных конкурсов и лауреат профессиональных премий. Его рассказ строился вокруг образования в области типографики и искусства книги. Заев опирался на свой семилетний опыт преподавания «Искусства книги» в Школе Дизайне НИУ ВШЭ.
Кирилл Заев: «К сожалению, должен констатировать, что книга как объект дизайна чуть менее, чем полностью, исключена из сознания абитуриента».
Подметив фундаментальный характер проблемы, Кирилл Заев говорит, что это усложняет вход в образовательную программу. И считает, что студентов нужно знакомить не только с профессиональным жаргоном и техническими правилами, но и с целой книжной индустрией. Преподаватель ставит своей задачей пробуждение интереса к книге как объекту искусства.
«Только в книге текст обретает форму, и эта форма может аккомпанировать тексту, противоречить ему, дискутировать, менять или дополнять его».
Отдельная проблема для обучения — недоступность качественного книжного дизайна. Иллюстрациями к курсам служат личные собрания преподавателей. И лишь такие инициативы, как конкурс «Жар-книга», библиотека Гаража, помогают расширить насмотренность.
К вопросу о месте бумажных книг в эпоху цифровых медиа Кирилл Заев рассказал, что некоторые книжные конкурсы отказываются от изображений книг победителей в каталогах, либо ретушируют их до полной неузнаваемости, побуждая каждого лично ознакомится с лучшими книгами (каталог самых красивых книг Нидерландов, Швейцарии). Другие книжные магазины снабжают карточки книг множеством фотографий и видео (SPREAD, Idea Books).
В финале выступления Кирилл Заев выразил надежду, что в России когда-нибудь будут прилагать усилия для популяризации книг: указывать дизайнеров на сайтах, отмечать победы книги в дизайнерских конкурсах, качественно фотографировать товары.
Продолжил выступление Кирилла Заева Дмитрий Мордвинцев, дизайнер, руководитель студии ABCdesign, сооснователь Издательского проекта «А+А», профессор кафедры коммуникативного дизайна РГХПУ им. С. Г. Строганова, согласившись, что изучать книгу по небольшим репродукциям невозможно.
Дмитрий Мордвинцев: «В этом году мы сделали выставку нашей студии, посвященную её 30-летию. Мы сразу категорически отказались от того, чтобы книги были представлены на витринах за стеклами, напротив, мы сделали выставочное пространство, где любую книгу можно взять и полистать. Это очень важно, потому что дизайн книги — это не только внешняя форма и не только обложка, но и многокомпонентная составляющая, связанная с тактильными ощущениями от конструкции, материалов, бумаги и элементов оформления. Потому это сложный продукт, который можно действительно посмотреть, только взяв с полки».
Студия ABCdesign работает с музеями, большую часть издательских проектов которых занимает выпуск каталогов выставок и коллекций.
«Книжные дизайны для музеев в России на три головы выше того, что происходит в ведущих музеях Европы и мира. Мы уделяем внимание синергии с выставкой, чтобы каталог или книги служили логичным визуальным и эмоциональным продолжением выставочного проекта».
ГМИИ им. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля, Музей Фаберже, Московский музей современного искусства, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Еврейский музей и центр толерантности, Музей Московского транспорта, Музей Москвы, Московский музей современного искусства «Гараж» — среди тех, с кем работает студия ABCdesign.
Другую часть проектов занимают теоретические, детские книги, научпоп и путеводители, которые помогают музеям выстраивать коммуникацию с аудиторией еще прочнее.
Дмитрий Мордвинцев: «Интерес дизайнера [в создании каталогов] — найти ключик и сконструировать издание так, чтобы оно отвечало кураторскому замыслу и было самодостаточным».
В завершении TED-talk выступил Дмитрий Хворостов, художник и куратор выставочной программы Центра Вознесенского, и рассказал о выставочной программе Центра Вознесенского, посвященной книжному дизайну. Центр, по словам Хворостова, начал новую жизнь благодаря разработке генетического кода институции. Теперь литературоцентричность стала главной составляющей центра — отношение к культуре через книгу. Книга вышла на первый план, отодвинув текст.
Выставки центра Вознесенского наполнены осмыслением дизайна книги, рифмами с современным ему искусством, особенностями полиграфии, и лишь изредка говорят про авторов и их жизнь. Перекличка между этими форматами случилась в выставке-конструкторе «Центр Исследований Оттепели», где выставляются итоги историко-архивной работы по подсвечиванию забытых имен графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка-конструктор поделена на несколько эпизодов, над экспозициями которых работали разные группы исследователей-кураторов, таким способом привнося в проект новое видение.
Дискуссия началась с обсуждения эволюции издательского дела и его современного подхода к авторам, книгам и аудитории.
Ирина Дмитриевна Прохорова, основатель и редактор журнала «Новое литературное обозрение» и одноимённого издательства, обозначила, что разговор о страхе перед диджитал-рынком бессмыслен и не закончится, хотя издатели солидарны в том, что бумажная книга прекрасно интегрирована в новую систему производства книг, а аудитория прекрасно сочетает потребление электронных и бумажных носителей.
Ирина Дмитриевна Прохорова: «Лев Семёнович Рубинштейн в раннем эссе писал: „Только в России, если что-нибудь войдёт, то никогда не выйдет. Только у нас можно 40 лет обсуждать, великий ли художник Малевич или какой-нибудь воинствующий дилетант“. Поэтому, что будет с книгой в эпоху электронных носителей, мы будем еще лет 50 обсуждать».
На советском книжном дизайне очень просто проследить эволюцию и легко определить книгу 60-х, 70-х, из собраний сочинений научных деятелей или из художественной литературы. А в 90-е годы издательства были в поиске новой эстетики. Издательство НЛО возникло в 1992 году и пыталось изобрести новый формат научного журнала, не похожего на советский. Поэтому 90-е годы отличались невероятным креативом. На стыке веков эпохи книжных дизайнов менялись очень быстро. Сначала это были яркие, кислотные обложки, а попытки привнести на рынок что-то элегантное на манер западного стиля совершенно не работали.
Еще одна проблема издателя — это битва с авторами, которые по-своему видят дизайн своей книги. И именно с этим связан ребрендинг многих коллекций.
Ирина Дмитриевна Прохорова: «Сейчас, наблюдая за коллегами, крупными ярмарками, у меня ощущение, что российский рынок, с точки зрения книжного дизайна, интегрировался в общемировую дизайнерскую идею. Но существует целый ряд проблем, которые каждое издательство решает по-своему. Проблема моего издательства — как сделать дизайн гуманитарных книг, рассчитанных на долгое хранение и чтение в библиотеках, элегантным и современным, но не сиюминутным. Потому что ничто так быстро не устаревает, как сверхмодный принцип оформления. Соединение вечного с современным — самое сложное для такого типа книг».
Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер», согласился, что диджитал-издания существенно не изменили процесс выбора книги. Многие читатели приходят в книжные магазины, чтобы тактильно и визуально познакомиться с книгой, а после заказывают в интернет-магазине по более низким ценам.
Российский книжный дизайн часто опережает европейский, по мнению Турко. А что касается серийных изданий, то «Альпина» избегает серийности в дизайне и подходит к каждой книге индивидуально, отражая не издательство, а уникальность выпускаемого произведения.
Вопрос с доступом к качественной бумаге, начатый в предыдущем блоке конференции, волнует и издателей. Даже, найдя поставщиков в Китае, сложно адаптироваться и выстраивать внутренний рынок. «А реакция читателей на тонированную бумагу не всегда положительна, хотя сероватый и желтоватый оттенок бумаги лучше подходит для чтения, чем белый», — поделился Сергей.
Сергей Турко: «Издатели должны уважать себя и своего читателя, стремиться сделать хорошую книгу не только по содержанию, но и по качеству материалов. Чем больше издатели держат марку, тем лучше для всех, потому что это развивает рынок и культуру чтения».
Ирина Дмитриевна Прохорова добавляет, что есть колоссальный разрыв в визуальной культуре между старшим поколением и молодым. Советское поколение не обладает визуальной культурой, в Советском Союзе была преимущественно текстовая культура: «Когда мы что-то оформляем, я всегда вижу, что это точно начинает нравится молодому поколению, но вызывает отторжение у более старшего, куда более консервативного. Это страшно интересно, как молодые люди так быстро вошли в визуальный мир и хорошо начали понимать принципы дизайна».
Татьяна Михайловна Боднарук, сооснователь издательства «Искусство-XXI век» замечает, что как бы ни было тяжело делать книги по искусствознанию, издательство получает большое удовольствие от этого процесса. Основная проблема таких книг в том, что они объективно дороги. Каждая часть процесса — поиск бумаги, приглашение авторов, дизайнеров, покупка прав на изображения и другие материалы — приводит к высокой цене издания. Привозя книги на ярмарки в регионы, Татьяна Михайловна удивляется, что тем не менее продаётся абсолютно всё. Такая книга превращается в элитарную вещь, и она будет жить долго. Покупателей таких книг хоть и немного, но они испытывают потребность в знаниях, которые предоставляет издательство. Не каждый должен интересоваться книгами по искусству, но важно, чтобы их издавали.
«Мы не только уважаем своих читателей, мы их любим».
Юлия Симонова, главный редактор издательства «Бослен», выделяет в их подходе отсутствие постоянного арт-директора, они приглашают дизайнеров на проекты. В портфеле издательства книги о культуре и нехудожественная литература. В основном книги создаются на заказ или совместно с автором. Каждая книга — это индивидуальное издание со своим подходом, где дизайнер становится соавтором и помогает проявить скрытые свойства и качества текста.
Время привносит изменения и новые инструменты, которые внедряют в бумажные издания. Если пару лет назад QR-коды только появились, то сейчас их можно встретить практически в каждой книге, что даёт доступ к новому слою информации, который нельзя было представить в физической книге раньше.
Юлия Симонова: «Мы думаем о том, как представить книгу в интернете, чтобы по ролику и по фотографиям потенциальный читатель мог представить не только тему, но и увидеть книгу как объект максимально ощутимо».
Юлия Симонова очень ценит сотрудничество с музеями: оно даёт не только вход в архивы, но и доступ к новым аудиториям. Музей — это площадка для продвижения книги. «Бослен» расширяет географию для материалов, которые были единожды показаны на выставке. Например, каталог фондов региональных музеев можно представить в Москве и наоборот, таким образом, происходит обмен и взаимное просвещение, а это — миссия «Бослен».
«Книга развивается, визуальная культура предъявляет все большие требования, чтобы конкурировать с медиа».
Кася Денисевич, иллюстратор, художник-график и главный редактор «А+А», занимается рынком детской книги. Портфель издательства состоит из книг-картинок и познавательных детских книг, где особый акцент ставится на качестве иллюстрации. Проблема детской книги в том, что она меньше интересует дизайнеров и художников, чем другие книги, а хороших иллюстраторов очень мало.
Кася Денисевич надеется, что детская книга будет жить долго, потому что их читатель не является покупателем, но тем не менее мотивирует своего родителя к покупке. Даже если взрослый в какой-то момент позволяет себе отказаться от чтения, то всё равно считает долгом приучить ребенка к культуре бумажной книги.
Кася Денисевич: «В сознании родителей существует стремление отвлечь детей от экрана и от всего электронного и направить в такое ламповое, уютное, бумажное пространство. Всячески это поддерживаем».
Для каждого издательства важной частью является дизайн. Если «А+А» сильно беспокоится об иллюстрациях и нехватке специалистов в данной сфере, то «Новое литературное обозрение» замечает проблему со шрифтами — латиница выглядит лучше чем кириллица по причине особенности алфавита. И разработка читабельного шрифта на кириллице требует много времени и трудов.
Профессия иллюстратора, которая была очень востребована в советское время, сейчас потеряла свой престиж — и это очень большая проблема, потому что влияет на общую визуальную культуру, которая формируется через книги. Издатели считают своим долгом уделять этому много внимания, развивая рынок книжного дизайна.
После запрета большого количества социальных сетей и интернет-ресурсов в России, стали невозможны уже выстроенные схемы продвижения книг. Спикеры подчёркивают невыраженность книжной журналистики в России, сопоставляя с ее активным присутствием в стране в 90-е годы и с развитым книжным рынком в Америке.
Ирина Дмитриевна Прохорова: «Для издательства важный символический капитал — это репутация».
Нынешние места встречи книги и читателя — это музеи и библиотеки, книжные магазины и ярмарки. Ярмарки, в особенности выездные, дают издательствам не только место для продаж, но и возможность общения с аудиторией. По таким мероприятиям отслеживаются изменения в обществе, в рамках параллельной программы устраивают просветительские встречи. Многие издания организуют собственные мероприятия для общения с сообществом: приглашают авторов, устраивают лекции, выстраивая связь с аудиторией. Также расширяют коммуникацию, выпуская аудиокниги и подкасты. В «Альпине» порядка 80% книг аудиофицируется. Сейчас этот формат очень востребован, поскольку современный читатель активно слушает аудиокниги и подкасты.
Кася Денисевич: «В городах, где нет места встречи человека с книгой, нет и продаж».
Ирина Дмитриевна Прохорова: «Сейчас мы наблюдаем отсутствие платформ информационной поддержки книг с высокой репутацией. Есть „Горький“ — проект о книгах и чтении, но таких мест должно быть в разы больше. Даже в прессе сегодня не всегда есть колонки с рецензиями на книги. Это парадокс российской жизни: когда есть читатель, который продолжает любить книги, есть издатель вполне мирового уровня, а главного соединяющего звена — информирования — нет. Это неразвитая инфраструктура книжного рынка».
Закончили встречу на разговоре о важности диалога в процессе создания книг.
Ирина Дмитриевна Прохорова: «Издатель создает свои тренды: он первый читатель и первый критик. Он делает рукопись книгой. Издатель создает свою стратегию, он пробивает коридоры, он улавливает и создает тренды, и жанры, которые, казалось бы, маргинальные, он вытаскивает. Это большая интеллектуальная и исследовательская работа. Страшно интересно».
Для каждого текста важно продюсирование, которое предоставляет авторам издательство. В коммуникации автор-издатель оттачиваются тексты, разрабатываются стратегии в дизайне и продвижении, чтобы как можно больше людей увидели и ознакомились с результатом труда писателя.
Сергей Турко: «Автор без издательства как актёр без театра».
Конференция «Медиа и издательское дело» прошла 12 октября с 18:00 до 21:30 в пространстве CREATIVE HUB по адресу ул. Пантелеевская, 53.
В рамках конкурса участникам предлагалось разработать кастомизированный скин для фарфоровой статуэтки маскота Спотти. Победителями стали Александра Ерёмина, Мария Лямцева и Елизавета Волонцевич.
Школа дизайна продолжает сотрудничество с брендом одежды Befree. Один из проектов направления Befree Better Future — сеть ресайкл-боксов в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Туле. Оформили боксы студенты Школы.
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
О направлении
Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское мышление с дизайнерскими навыками. На направлении «Медиа и дизайн» Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент, владеющих графическим и моушн-дизайном, мыслящими мультимедийными форматами, создающими концептуальные продукты.
В рамках направления открыты профили бакалавриата и магистратуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.