Просто спокойно послушай какое-то время Петропавловск-Камчатский

Глеб Глонти о лаборатории в рамках фестиваля «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна Глеб Глонти о лаборатории на фестивале «Звук вокруг»

ГМИИ имени А.С. Пушкина во второй раз провел на Камчатке фестиваль «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä Глеб Глонти был на фестивале куратором творческой лаборатории, участники которой научились слушать городское пространство и создавать звуковые карты. Аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ и ведущий специалист отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Зиновьева узнала, как прошла лаборатория и где можно спокойно послушать Петропавловск-Камчатский.

Важной частью фестиваля искусства и экспериментальной музыки «Звук вокруг» в этом году были творческие лаборатории с художниками и местными жителями. Участники познакомились с паблик-артом, переосмыслили городской ландшафт и научились по-новому смотреть на родной город. Лаборатория Глеба Глонти «Просто спокойно послушай какое-то время Петропавловск-Камчатский» стала для камчатцев звуковым экспериментом: привычные городские пространства превратились в звуковые точки на карте.

Глеб Глонти о лаборатории в рамках фестиваля «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна Глеб Глонти о лаборатории на фестивале «Звук вокруг»

Проект о звуковых средах городов «Просто спокойно послушай какое-то время» Глеб Глонти запустил в 2017 году: перед исследователем стояла задача не только услышать окружающее пространство, но раскрыть и проанализировать исторический, социальный и культурный контексты, связанные с определенной локацией.

На первых занятиях надо было погрузиться в тему звука и внимательного слушания, познакомиться с методологией проекта, в котором предстояло участвовать.

«Мы говорили о том, как мы слушаем и как слышим, разбирали психологические аспекты слушания, обсуждали закрепившиеся в культуре образы, связанные с ним. Знакомились с инструментами, которые можно применять в практике самостоятельного внимательного слушания», — рассказал Глеб Глонти.

Глеб Глонти о лаборатории в рамках фестиваля «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна Глеб Глонти о лаборатории на фестивале «Звук вокруг»

В экспедициях по Петропавловску-Камчатскому участники лаборатории учились настраивать слух и внимательно слушать мир, что стало для них новым и уникальным опытом.

Глеб Глонти: «Встретившись на центральной площади города — средоточии общественной жизни Петропавловска-Камчатского и антропологических, по словам Марка Оже, связующих объектов — мы обсудили с горожанами их отношение к этим символам и то, как они соотносят себя с ними. Но слушать там мы ничего не стали, для городской вылазки я приготовил экскурсию на стадион „Спартак“. Стадион — нечто привычное, он максимально вписан в городскую застройку, люди часто проходят или проезжают мимо, но немногие бывают внутри. И хотя массивные трибуны не отделяют стадион от внешнего мира, ощущения здесь — особенные.

Эти практики чем-то похожи на медитации: человек погружается в новый опыт восприятия того, что прекрасно знает, и как говорит Дмитрий Курлянсдкий: „В восприятии мы учимся себе — у себя“. Именно опыт понимания и узнавания себя в предложенных обстоятельствах — одна из основных целей лаборатории».

Глеб Глонти о лаборатории в рамках фестиваля «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна Глеб Глонти о лаборатории на фестивале «Звук вокруг»

Важным этапом лаборатории стала поездка на мыс Маячный, который находится в 25 километрах от Петропавловска-Камчатского.

Глеб Глонти: «Выездной опыт сильно отличался от городского. Для некоторых петропавловцев, как и для меня, это была первая поездка на мыс. На берегу Тихого океана ты ожидаешь встречи со стихией. Я уже слышал Мурманск — город-порт с тяжелой машинерией, суровой северной природой и большой бушующей водой. Он был громкий, бурлящий, гулкий. Но Тихий океан оказался действительно тихим, скорее мне просто „повезло“, поэтому я не сделал записи той стихии, которую предвкушал».

«Звуковая картина Петропавловска-Камчатского уникальна: его с одной стороны окружают сопки, блокирующие всё что происходит за ними, они создают гигантские акустические тени, в которых и живет город; с другой стороны присутствует спокойная вода. Авачинская и Петропавловская бухты, если мы не говорим о шторме и непогоде, достаточно спокойные, здесь нет доминантного звука стихии, это скорее шуршащая и переливчатая текстура. В Петропавловске-Камчатском я искренне захотел, чтобы в городе использовался тихий электрический транспорт, который не производит агрессивный антропогенный шум, сквозь который непросто расслышать тишину, которую предлагают сопки или гармоничные звуковые текстуры большой бухты. Мы привыкли к этому в крупных городах и больше ничего не хотим расслышать за шумным транспортом, но там это так явно выбивается из гармоничного звукового ландшафта, созданного природой!».

Глеб Глонти о лаборатории в рамках фестиваля «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна Глеб Глонти о лаборатории на фестивале «Звук вокруг»

Созданию звуковой карты Петропавловска-Камчатского предшествовала подготовительная исследовательская работа, выдвижение гипотез и, конечно же, живое свидетельствование пространства.

Глеб Глонти: «При выборе мест я руководствуюсь не только звуковой составляющий, но и социокультурным контекстом пространства. Точки, нанесенные на карту, становятся не только способом познания города, но и приглашением к игре, в которую человек может играть в любой момент».

Глеб Глонти о лаборатории в рамках фестиваля «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна Глеб Глонти о лаборатории на фестивале «Звук вокруг»

Фестиваль «Звук вокруг» Пушкинского музея продлится в Петропавловске-Камчатском до начала декабря 2023 года.

Текст: Анна Зиновьева
Фото: Павел Петровский

Читайте также

Екатерина Ожегова: «Мы должны жить в городе, не убивая то, что живёт рядом с нами»

Ландшафтный дизайн — это искусство на стыке архитектуры, урбанистики, ботаники, истории и даже философии. В чём его отличие от ландшафтной архитектуры? Какими должны быть ландшафты, чтобы человек жил в гармонии с окружающим его миром? Как меняется профессия ландшафтного дизайнера в XXI веке? Об этом и многом другом мы поговорили с Екатериной Ожеговой, куратором нового магистерского профиля Школы дизайна НИУ ВШЭ «Ландшафтный дизайн».

«Не бойтесь меняться». Выпускницы магистратуры «Перформанс» об обучении, творчестве и карьере

Влада Булыгина, Светлана Сулаева и Пелагея Щеглинская — выпускницы первого набора магистерской программы «Перформанс» в Школе дизайна. С момента получения дипломов не прошло и полугода, а художницы уже стали настоящими профессионалами и нашли своё место в ивент-индустрии как креативные продюсеры, постановщики, перформеры и теоретики.

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.