Светлана Филиппова: «Нарушать правила и придумывать свой мир»

В предстоящем учебном году к команде преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ присоединится Светлана Филиппова — режиссёр, художник, аниматор и педагог, участница многочисленных кинофестивалей и книжных выставок в России и за рубежом, а теперь ещё и куратор нашей магистратуры «Анимация». Мы поговорили со Светланой и узнали, что она думает о положении дел в российской и мировой анимации, как относится к своим профессиональным достижениям и чему собирается учить студентов Школы дизайна.

Режиссёр, сценарист, художник, книжный график. Награждена призами международных фестивалей за анимационные фильмы «Ночь пришла», «Сказка Сары», «Три истории любви», «Где умирают собаки», «Брут», «Митина любовь», «Ба». Автор иллюстраций к романам Андрея Платонова «Котлован» и «Чевенгур», сказкам Людмилы Улицкой*, «Тёмным аллеям» Ивана Бунина, «Левше» Николая Лескова, «Замку» Франца Кафки, Евангелию от Иоанна.

Светлана, расскажите, как и когда вы заинтересовались анимацией? С чего начался ваш творческий путь?

В начале девяностых, после учебы на филологичестком факультете университета, я впервые увидела авторскую анимацию и поняла, что хочу этим заниматься. Поступила на Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Фёдора Хитрука, Эдуарда Назарова, Юрия Норштейна и Андрея Хржановского. Мне повезло — это был последний набор с таким составом мастеров. Свой первый — дипломный — фильм «Ночь пришла» я сняла, когда училась на курсах. Его дистрибьютором стала французская компания Arkeon, он поездил по всему миру, и я вместе с ним.

Вы и ваши фильмы вообще немало поездили по миру, судя по количеству полученных вами фестивальных наград. Какие достижения для вас наиболее значимы?

Самое важное для меня — когда зритель «подключается» к фильму, переживает и думает о нём после показа, когда самой что-то удаётся открыть для себя в процессе работы.

Если говорить о профессиональных достижениях — я рада, что дважды получила гран-при из рук Жоржа Швицгебеля, швейцарского мультипликатора — на КРОКе за «Митину любовь» и на итальянском фестивале Bronzo Dorato за фильм «Брут». Очень люблю фильмы этого режиссёра, которого Эдуард Назаров когда-то назвал живым гением.​​​​​​​

Афиши к фильмам Светланы Филипповой

Что даёт участие в фестивалях и конкурсах? Помимо приятных эмоций, о которых вы уже упомянули.

Фестивали и призы помогают найти новые возможности для работы. После показа «Трёх историй любви» на фестивале КРОК ко мне подошёл французский продюсер Рон Дайенс и предложил запуститься с новой картиной на его студии. Так я сняла фильм «Где умирают собаки» во Франции, на студии Sacrebleu Productions. 

В искусстве самое главное — неповторимый живой голос человека, автора, его эмоция, даже его ошибка.  Искусство — это интимный разговор с другим человеком. 

Как бы вы охарактеризовали современную российскую школу анимации?

Думаю, у нас одна из лучших в мире школ авторской анимации. У нас преподают замечательные мастера: Игорь Ковалёв, Дмитрий Геллер, Леонид Шмельков, Екатерина Соколова (все они, кстати, учат и в Школе дизайна), Иван Максимов, Алексей Дёмин. За каждым из них — свой уникальный мир и метод, опыт обучения у старых мастеров.

А что насчёт современных тенденций в мировой анимации? Есть ли что-то, что вас особенно привлекает или, наоборот, вызывает опасения? Например, активное развитие искусственного интеллекта — что вы думаете о его влиянии на художественный мир?

Мне не очень нравится стремление к реалистическому изображению, слишком тщательно нарисованная картинка, слишком гладкое движение, предсказуемый звук, компьютерная музыка.

Помню, как осторожно мы относились к компьютеру, когда переходили с плёнки на цифру. Но сейчас все пользуемся компьютером как инструментом. Так, я думаю, будет и с искусственным интеллектом. Всё равно в искусстве самое главное — неповторимый живой голос человека, автора, его эмоция, даже его ошибка. Искусство — это интимный разговор с другим человеком. 

Кадры из анимационного фильма Светланы Филипповой «Ба»

В анимации очень важно «как». Когда идеально сочетаются идея и форма, которая проявляется не только в изображении, но и в пластическом решении, в ритме, в звуке.

Можете назвать несколько своих любимых мультфильмов? И какие вам нравятся техники, жанры анимации — именно как зрителю?

Я больше люблю игровое кино. Любимых анимационных фильмов у меня немного. «Филин женится на гусыне» и «Улица» Кэролайн Лиф, фильмы Жоржа Швицгебеля, «Жёлтая подводная лодка» Даннинга, фильмы Фёдора Хитрука и Эдуарда Назарова.

А любимые техники — все рукотворные. Рисунок, живопись на стекле, порошковая техника.

Что важнее в анимации — сценарий или изображение?

В анимации очень важно «как». Когда идеально сочетаются идея и форма, которая проявляется не только в изображении, но и в пластическом решении, в ритме, в звуке.

Хорошо, когда у студента в процессе обучения появляется желание и возможность найти свой стиль и интонацию. Эта свобода — главное, чему учили и нас. Не как надо и как правильно, а как нарушать правила и придумывать свой мир.

А теперь давайте вернёмся к теме образования. Есть ли у вас свой метод обучения, какие-то чисто преподавательские хитрости? Как вы выстраиваете коммуникацию со своими студентами?

Впервые меня пригласил преподавать Андрей Юрьевич Хржановский — в школу-студию «ШАР». А метод сложился спонтанно в процессе обучения. Я помнила, как и чему учили нас мастера. Они давали нам практические задания и показывали много фильмов. Мы ходили на общие со студентами игрового кино лекции и показы. Пригодился филологический опыт — когда читаешь рассказ или роман и видишь, как он сделан. Поэтому со студентами мы много разговариваем и обсуждаем фильмы, игровые и анимационные, делаем практические задания, пробуем разные рукотворные техники, рисуем, делаем наброски, читаем и разбираем тексты. Что автор показывает, что не показывает, как строит начало и конец произведения, какова его структура, как работают детали и так далее. Мне нужно понять каждого студента, чтобы выяснить, в какую сторону его направить, в чём его способности. Мы рисуем на занятиях, делаем наброски. Это тоже дает возможность лучше узнать студента.

Книжные иллюстрации Светланы Филипповой

Иллюстрация к сказке «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь». Л. Улицкая, издательства «Галлимар», «Эксмо»
Иллюстрация к сказке «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь». Л. Улицкая, издательства «Галлимар», «Эксмо»
Иллюстрация к Евангелию от Иоанна, издательство «Вита Нова»
Иллюстрация к Евангелию от Иоанна, издательство «Вита Нова»
Иллюстрация к сказке «Истории о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребёнке Равкине». Л. Улицкая, издательства «Галлимар», «Эксмо»
Иллюстрация к сказке «Истории о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребёнке Равкине». Л. Улицкая, издательства «Галлимар», «Эксмо»
Иллюстрация к сборнику «Тёмные аллеи». И. Бунин, издательство «Арбор»
Иллюстрация к сборнику «Тёмные аллеи». И. Бунин, издательство «Арбор»
Иллюстрация к книге «Левша». Н. Лесков, издательство «Арбор»
Иллюстрация к книге «Левша». Н. Лесков, издательство «Арбор»

Какой он — ваш идеальный студент? Кого бы вы хотели видеть в магистратуре? Какие навыки необходимы тем, кто хочет обучаться анимации под вашим руководством?

Студент — прежде всего думающий, открытый, разносторонний, способный к развитию и трудолюбивый. Хорошо, если он свободно рисует. Нужен не академический рисунок, а именно умение быстрого рисования, когда в рисунке схвачен характер. 

Важно, когда у студента в процессе обучения появляется желание и возможность найти свой стиль и интонацию. Эта свобода — главное, чему учили и нас. Не как надо и как правильно, а нарушать правила и придумывать  свой мир. Самые яркие работы проявляются в этой свободе.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает образовательные треки по направлению «Анимация и иллюстрация» на уровнях бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования.

Приёмная кампания уже идёт! Подавайте документы в НИУ ВШЭ в личном кабинете абитуриента, по почте или очно — по записи. Все вступительные испытания проходят онлайн.

* признана Минюстом РФ иностранным агентом

Читайте также

Студенты Школы дизайна разработали концепцию благоустройства для пермского кампуса НИУ ВШЭ

С 23 по 30 июля состоялась студенческая междисциплинарная научно-исследовательская экспедиция в город Пермь. В участвовали студенты и кураторы профилей «Дизайн среды» и «Анимация и иллюстрация». Иллюстраторы работали над тематическим календарем «Пермь — это», а дизайнеры среды разрабатывали концепцию благоустройства и дизайна территории пермского кампуса НИУ ВШЭ.

«Бессонница» в «Ночь кино»: показ анимационных фильмов в Новой Третьяковке

Не смогли вырваться летом на фестиваль авторской анимации «Бессонница» в Калужской области? 26 августа в рамках ежегодной акции «Ночь кино» в Новой Третьяковке пройдёт показ фильмов, принявших участие в конкурсной программе фестиваля. Среди них — работы студенток и выпускниц профиля «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна НИУ ВШЭ: Элины Сибгатуллиной, Насти Лисовец, Мариам Жордании.

Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.