По общим вопросам
В предстоящем учебном году к команде преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ присоединится Светлана Филиппова — режиссёр, художник, аниматор и педагог, участница многочисленных кинофестивалей и книжных выставок в России и за рубежом, а теперь ещё и куратор нашей магистратуры «Анимация». Мы поговорили со Светланой и узнали, что она думает о положении дел в российской и мировой анимации, как относится к своим профессиональным достижениям и чему собирается учить студентов Школы дизайна.
Режиссёр, сценарист, художник, книжный график. Награждена призами международных фестивалей за анимационные фильмы «Ночь пришла», «Сказка Сары», «Три истории любви», «Где умирают собаки», «Брут», «Митина любовь», «Ба». Автор иллюстраций к романам Андрея Платонова «Котлован» и «Чевенгур», сказкам Людмилы Улицкой*, «Тёмным аллеям» Ивана Бунина, «Левше» Николая Лескова, «Замку» Франца Кафки, Евангелию от Иоанна.
В начале девяностых, после учебы на филологичестком факультете университета, я впервые увидела авторскую анимацию и поняла, что хочу этим заниматься. Поступила на Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Фёдора Хитрука, Эдуарда Назарова, Юрия Норштейна и Андрея Хржановского. Мне повезло — это был последний набор с таким составом мастеров. Свой первый — дипломный — фильм «Ночь пришла» я сняла, когда училась на курсах. Его дистрибьютором стала французская компания Arkeon, он поездил по всему миру, и я вместе с ним.
Самое важное для меня — когда зритель «подключается» к фильму, переживает и думает о нём после показа, когда самой что-то удаётся открыть для себя в процессе работы.
Если говорить о профессиональных достижениях — я рада, что дважды получила гран-при из рук Жоржа Швицгебеля, швейцарского мультипликатора — на КРОКе за «Митину любовь» и на итальянском фестивале Bronzo Dorato за фильм «Брут». Очень люблю фильмы этого режиссёра, которого Эдуард Назаров когда-то назвал живым гением.
Фестивали и призы помогают найти новые возможности для работы. После показа «Трёх историй любви» на фестивале КРОК ко мне подошёл французский продюсер Рон Дайенс и предложил запуститься с новой картиной на его студии. Так я сняла фильм «Где умирают собаки» во Франции, на студии Sacrebleu Productions.
В искусстве самое главное — неповторимый живой голос человека, автора, его эмоция, даже его ошибка. Искусство — это интимный разговор с другим человеком.
Думаю, у нас одна из лучших в мире школ авторской анимации. У нас преподают замечательные мастера: Игорь Ковалёв, Дмитрий Геллер, Леонид Шмельков, Екатерина Соколова (все они, кстати, учат и в Школе дизайна), Иван Максимов, Алексей Дёмин. За каждым из них — свой уникальный мир и метод, опыт обучения у старых мастеров.
Мне не очень нравится стремление к реалистическому изображению, слишком тщательно нарисованная картинка, слишком гладкое движение, предсказуемый звук, компьютерная музыка.
Помню, как осторожно мы относились к компьютеру, когда переходили с плёнки на цифру. Но сейчас все пользуемся компьютером как инструментом. Так, я думаю, будет и с искусственным интеллектом. Всё равно в искусстве самое главное — неповторимый живой голос человека, автора, его эмоция, даже его ошибка. Искусство — это интимный разговор с другим человеком.
В анимации очень важно «как». Когда идеально сочетаются идея и форма, которая проявляется не только в изображении, но и в пластическом решении, в ритме, в звуке.
Я больше люблю игровое кино. Любимых анимационных фильмов у меня немного. «Филин женится на гусыне» и «Улица» Кэролайн Лиф, фильмы Жоржа Швицгебеля, «Жёлтая подводная лодка» Даннинга, фильмы Фёдора Хитрука и Эдуарда Назарова.
А любимые техники — все рукотворные. Рисунок, живопись на стекле, порошковая техника.
В анимации очень важно «как». Когда идеально сочетаются идея и форма, которая проявляется не только в изображении, но и в пластическом решении, в ритме, в звуке.
Хорошо, когда у студента в процессе обучения появляется желание и возможность найти свой стиль и интонацию. Эта свобода — главное, чему учили и нас. Не как надо и как правильно, а как нарушать правила и придумывать свой мир.
Впервые меня пригласил преподавать Андрей Юрьевич Хржановский — в школу-студию «ШАР». А метод сложился спонтанно в процессе обучения. Я помнила, как и чему учили нас мастера. Они давали нам практические задания и показывали много фильмов. Мы ходили на общие со студентами игрового кино лекции и показы. Пригодился филологический опыт — когда читаешь рассказ или роман и видишь, как он сделан. Поэтому со студентами мы много разговариваем и обсуждаем фильмы, игровые и анимационные, делаем практические задания, пробуем разные рукотворные техники, рисуем, делаем наброски, читаем и разбираем тексты. Что автор показывает, что не показывает, как строит начало и конец произведения, какова его структура, как работают детали и так далее. Мне нужно понять каждого студента, чтобы выяснить, в какую сторону его направить, в чём его способности. Мы рисуем на занятиях, делаем наброски. Это тоже дает возможность лучше узнать студента.
Студент — прежде всего думающий, открытый, разносторонний, способный к развитию и трудолюбивый. Хорошо, если он свободно рисует. Нужен не академический рисунок, а именно умение быстрого рисования, когда в рисунке схвачен характер.
Важно, когда у студента в процессе обучения появляется желание и возможность найти свой стиль и интонацию. Эта свобода — главное, чему учили и нас. Не как надо и как правильно, а нарушать правила и придумывать свой мир. Самые яркие работы проявляются в этой свободе.
* признана Минюстом РФ иностранным агентом
Онлайн-формат — не компромисс, а полноценная альтернатива очному обучению. Для многих студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ это способ совмещать учёбу с работой, проектами и даже путешествиями, не теряя при этом качество образования и живое общение с преподавателями. Анна Павлова учится на профиле «Анимация и иллюстрация» в онлайн-бакалавриате и уверена, что дистанционная программа даёт всё необходимое для старта в профессии. Качественное образование, сильное портфолио и поддержка кураторов делают путь в арт-сферу гораздо доступнее. В интервью Анна делится своим опытом и рассказывает, как учёба онлайн помогает ей развиваться как художнице и режиссёру.
Современная иллюстрация давно вышла за рамки книжных страниц и стала самостоятельным видом искусства, способным рассказывать истории и создавать визуальные миры. В Петербургской Школе дизайна на новом профиле бакалавриата «Современная иллюстрация», куратором которого стала художница и педагог Екатерина Филипенко, студентов будут учить не просто рисовать, а видеть задачу глубже — превращать каждый проект в авторское высказывание. Здесь будут готовить универсальных иллюстраторов, умеющих работать в разных стилях, техниках и форматах — от 2D- и 3D-анимации до выставочных инсталляций. Как найти свой путь в иллюстрации, почему её роль в искусстве становится всё более значимой и с чего начать обучение, даже если опыта пока нет, — об этом мы поговорили с Екатериной.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.