По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Дизайнер Фёдор Аброськин присоединился к команде петербургского кампуса Школы дизайна НИУ ВШЭ осенью 2023 года и стал куратором IV курса бакалавриата профиля «Коммуникационный дизайн». В этом интервью поговорили с Фёдором о пути в профессию, обучении у Леонида Славина, создании собственной словолитни и новом этапе — преподавании в Школе дизайна.
Куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Шрифтовой и графический дизайнер. Основатель словолитни fedor abroskin typefaces. Специализируется на айдентике. Учился у Леонида Славина, Димы Барбанеля, Влада Ермолаева. Работал в Яндексе, Парке Горького, Ginzburg Architects, Red Keds, Depot WPF.
В 18 лет я не представлял, кем хочу быть и где работать. Папа посоветовал мне идти учиться в финансовую сферу: там все было предсказуемо и стабильно. Я начал работать на IV курсе экономического факультета, у меня неплохо получалось считать чужие зарплаты. А на самом деле мне хотелось чего-то творческого, и я увлекся фотографией. После защиты диплома я уволился и решил, что буду фотографом. Пару раз снимал мероприятия, а затем устроился в магазин необычных подарков, где рядом со мной оказались самые разные дизайнеры: кто-то делал одежду, кто-то занимался сваркой металла. Были и графические дизайнеры. Я стал подсматривать за их работой, и меня увлекла типографика, — так я стал пробовать что-то сверстать.
Айдентика бренда Santek
Это были... салфетки. И это были салфетки с тостами. Я даже ездил на производство в Зеленограде, в Москве (я же вообще москвич, всю жизнь в Москве прожил), где на гигантских рулонах печатаются салфетки, — было так интересно! Потом стали возникать какие-то текстильные изделия. Через пару лет я захотел двигаться дальше, сменил работу и ушел в типографию, где верстал визитки, буклеты. Руководители типографии очень поддерживали меня, старались чему-то научить, показать референсы, посоветовать книги, вдохновить. Мне вообще всегда везло с людьми — я попадал ровно туда, куда мне нужно было.
После типографии я работал у друзей: в основном делал упаковку, постепенно расширял портфолио. Через пару лет понял, что уперся в потолок. Мне хотелось расти дальше, но я осознавал, что пока что меня не возьмут работать в агентство или студию, для которой дизайн — это основной продукт. Развиваться дальше без образования было невозможно, и я пошел в Британку.
Мама всегда поддерживала любые мои фантазии. Папа поначалу был расстроен, что я не последовал его совету, и не понимал, чем я занимаюсь. Тем не менее, для меня это тоже был важный этап — сделать по-своему, идти за тем, что мне интересно. В какой-то момент родители увидели, что мне это нравится и что я могу самостоятельно зарабатывать на жизнь, жить отдельно, обеспечивать себя и семью. Я был счастлив, и для них это было самое главное.
Каждый семестр в течение всей двухлетней программы Славина был открытием. Мне очень повезло, что я попал именно к Леониду. Это же был курс для продвинутых, а я, хоть и работал дизайнером, имел мало опыта и скилов. Все два года я страшно мучился — мне казалось, что у меня ничего не получается, а у других все супер. Тем не менее, я шел дальше: было сложно, но мне нравилось.
Для дипломного проекта я обратился к друзьям, которые занимались сдачей авторских студий в центре Москвы в краткосрочную аренду. У каждой студии была своя концепция интерьера, и они сами делали для них авторскую мебель. Например, были студии с отсылками к Малевичу, дому Мельникова, в стиле Баухауз. Ребята решили отдельно развивать направление мебели с возможностью изготовления на заказ. Для этого им понадобился брендинг, и я делал для них бренд-платформу, логотип, плакаты, концепцию сайта и прочие носители. В итоге я получил «отлично» и выпустился с красным дипломом.
Super Launch. Спецпроект Яндекс Музыки
Я был готов к настоящей работе гораздо больше, чем до обучения. Еще за неделю до диплома я сходил на собеседование и к моменту защиты уже знал, что меня берут в Depot WPF (сейчас агентство называется Depot — прим.ред.), а на защиту ко мне пришли мои будущие коллеги. На тот момент это было самое желанное, самое награждаемое и недоступное агентство для всех дизайнеров, которые хотели попасть в найм. Они редко постили вакансии и всегда могли выбрать из очереди тех, кто хотел к ним попасть. Вот так мне повезло.
После Depot я ненадолго попал в SmartHeart. Они специализировались на недвижке и тяготели к чистому минималистичному дизайну. Затем перешел в RedKeds, в команду брендинга к очень крутому арт-директору Андрею Абрамову. Мы познакомились с Андреем, когда он приходил к нам на первый просмотр. Работа в паре с ним очень сильно повлияла на меня, я многому у него научился. Потом я стал присматриваться к тому, что делает Дима Барбанель (дизайнер, арт-директор, руководитель «Мастерской», образовательного проекта для дизайнеров Campus, в прошлом арт-директор Esquire, Citizen K, «Секрет Фирмы» — прим.ред.), несколько раз ездил к нему в Campus на обучение. После RedKeds я поработал в Парке Горького и сотрудничал с московской библиотекой. А потом пришел в Яндекс, где работаю последние три года.
«Словолитня» — довольно забавное слово, потому что никто уже давно не льет шрифты. Это термин из времени, когда шрифты отливали в металле и они носили физический характер. Мне просто нравится это слово! Сейчас, наверное, чаще говорят — type foundry. Я делаю шрифты, у меня всегда была любовь к буквам. В RedKeds Андрей познакомил меня с Вовой Коломейцевым, который стал меня консультировать, и через какое-то время я выпустил свой первый шрифт у него на платформе. Потом я решил создать свою словолитню, открыл сайт весной 2023 года. Сейчас в продаже два шрифта, и еще два находятся в процессе разработки.
Я всегда хотел преподавать. В начале карьеры у меня были попытки проводить лекции. Почему-то, чем меньше у тебя опыта, тем больше уверенности в том, что ты все знаешь и готов научить других. Потом я посмотрел правде в глаза и решил отложить преподавание до поры до времени. Однажды меня позвали в Bang Bang Education на запись лекции, рассказать про типографику. Там Настя Петяхина, которая тоже была приглашенным экспертом, сказала, что Вышка очень заинтересована в крутых специалистах в качестве преподов, но мне все еще казалось, что я не готов. В итоге, Настя дала мой контакт Мите Харшаку, который сам мне написал. Я сходил на собеседование и остался преподавать.
Я вообще люблю структуру. Тут есть методички, прописан план работы, и это помогает. При этом свободы довольно много — можно самостоятельно решать, чем заняться со студентами: проводить лекцию, консультацию или воркшоп. Я веду занятия у дипломников. Фактически, это уже готовые дизайнеры, которые многое умеют и сами могут мне что-то рассказать. Например, как правильно делать визуальное исследование. Я воспринимаю их как коллег, а преподавание — как арт-дирекшн команды из 15-20 дизайнеров, которым я могу быть чем-то полезен как более опытный коллега. Моя задача — включиться, погрузиться и по-честному помочь каждому выжать из проекта максимум.
Я чувствую свою полезность, когда студенты приходят с целой горой идей и делятся ими. А я могу помочь им разобраться, структурировать эти идеи, навести порядок в их мыслях, с нуля придумать позиционирование их брендов, определиться с образом книги и подобрать релевантные выразительные средства. Короче, это такой двусторонний обмен идеями, со-творчество.
Абсолютно! Я сторонник мнения, что потенциал есть у каждого. Важен каждый студент и его собственное видение. Они все очень разные, творческие, одаренные и готовые делать что-то свое. Главное — разглядеть то, что важно и интересно именно им, и помочь развить их задумки.
На первом просмотре четвертый курс презентует темы своих дипломных проектов, визуальных исследований и подробный план работы над ними. Все прошло хорошо, я рад результатами ребят. В начале модуля у них были только названия тем, а к просмотру сформировались полноценные бренд-платформы и понимание дальнейших этапов работы над проектами.
Это интересные и сложные вопросы, которые я сам себе периодически задаю. Иногда кажется, что технологии развиваются слишком быстро, а я не успеваю погружаться в тренды и осваивать их. С другой стороны, может и не обязательно тут же бросаться их изучать. Я, наверное, больше верю в какие-то фундаментальные основы, а для меня — это смыслы, которые мы закладываем, композиция, ритм, характер графики. Дизайн — это ведь коммуникация, и тут важно, что мы хотим сказать. А как этого достичь — уже другой вопрос. Нейросети — просто еще один инструмент, не самоцель. Такой же инструмент, каким когда-то стал появившийся настольный компьютер и первые графические редакторы. По-настоящему думать и заменить человека машина не сможет, но сможет упростить рутину, сэкономить время, предложить пространство решений. А что с этим всем делать, решать нам. Профессия будет меняться, и это нормально, но совсем без работы дизайнер не останется.
14 декабря, 19:00 приглашаем вас на День открытых дверей программ дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Адрес: ул. Промышленная, 17, Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
В 2023 году Школа дизайна НИУ ВШЭ открыла новое направление HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL. На первой совместной с Российско-Армянским (Славянским) Университетом программе уже учатся первые студенты. Один из них — Иису Акопян — рассказал нам о своих впечатлениях об учебе, сессии и о своем взгляде на дизайн в Армении.
Продолжаем цикл интервью со студентами программы «Коммуникационный дизайн» в Ереване. Сегодня Диана Акопова рассказала нам, почему выбрала именно эту программу, поделилась с нами своими впечатлениями от обучения тем, как учёба помогает ей в... ремесле кондитера.
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Направление
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.