Анзор Канкулов: «Мы имеем все основания стать четвёртой столицей моды»

В сентябре этого года Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург открывает новый для кампуса профиль «Дизайн одежды». В Москве направление «Мода», к которому относится этот профиль, работает с 2015 года, а возглавляет его — со дня запуска — опытнейший журналист и фэшн-эксперт Анзор Канкулов. Мы поговорили с Анзором о «Моде» в Школе дизайна и моде вообще, о коллабе с авиакомпанией «Победа» и конкурсе FASHION FUTURES, и, конечно, о новом питерском профиле и успешных московских выпускниках.

Руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ, эксперт в области моды и медиа, журналист, в разное время работавший главным редактором журналов «ОМ», Harper’s Bazaar, Black Square, Port, редакционным директором журналов L’Officiel и Numero.

Давайте начнём с Санкт-Петербурга. Будет ли отличаться питерский профиль «Дизайн одежды» от аналогичного профиля в Москве?

Я всегда говорю, что цель Школы дизайна — дать человеку возможность изучать современный дизайн, исследовать актуальную моду без необходимости путешествия в Париж или Милан. Открывая профиль, посвященный моде, в Петербурге, мы идём ещё дальше и утверждаем, что и в Москву для этого тоже ехать не нужно. Децентрализация, доступность, диверсификация образования без утраты его качества — это трудно, но очень здорово. Поэтому петербургский профиль будет таким же, как и московский.

А отличается ли мода Петербурга от моды Москвы?

Это, на самом деле, довольно сложный вопрос. И да, и нет. Дело в том, что мода, как и любое искусство, одновременно и универсальна, и уникальна. Александр Маккуин, например, британец, рос и учился в Лондоне, но затем долгое время работал в Париже. Он создавал парижскую или лондонскую моду? Он создавал образы, которые носят его имя — в них всегда есть и британские коды, и парижский взгляд на стиль.

Как вы понимаете, флёр места — вещь довольно неуловимая. Тем не менее, мы хотим попробовать как-то его материализовать. Для этого мы запускаем в Санкт-Петербурге конкурс HSE.Fashion.SPb, в рамках которого предлагаем петербуржцам показать, как они видят стиль своего города, который, конечно, свой, уникальный, непохожий на Москву или иные города. Мы бы хотели, чтобы профиль «Дизайн одежды» в Санкт-Петербурге готовил дизайнеров, которые не только умеют делать актуальную моду, но и отражают уникальность места, где они работают.

Москва имеет все основания стать четвёртой столицей моды, новым центром производства идей и смыслов в ней. Пока что мы остаёмся лишь центром потребления, пусть и одним из главных в мире. Чтобы совершить качественный рывок, нужно ещё очень многое, выходящее за пределы образовательного процесса. Но мы работаем и над этим тоже.

Анзор Канкулов

Та же неопределённость справедлива и для разговора про различие, например, российской и французской моды?

Даже больше, речи о странах тут вообще почти не идёт. Мода строится вокруг городов, причём немногих. Самым главным из них является, пожалуй, Париж — так сложилось исторически. Можно даже сказать, что мода — это в основном Париж, учитывая, правда, что другое её понимание есть ещё в Милане и Лондоне.

А Москва имеет все основания стать четвёртой столицей моды, новым центром производства идей и смыслов в ней. Пока что мы остаёмся лишь центром потребления, пусть и одним из главных в мире. Чтобы совершить качественный рывок, нужно ещё очень многое, выходящее за пределы образовательного процесса. Но мы работаем и над этим тоже.

Как в Школе дизайна учат моде? Нужно ли уже что-то уметь перед поступлением — например, шить или разбираться в современных брендах?

Для нас принципиально важно одно: чтобы абитуриент обладал искренним желанием заниматься модой и воплощать свои идеи. Это всё! Никаких специфических навыков и знаний мы не требуем, поскольку Школа и является тем самым местом, где приобретаются навыки и знания.

Этот принцип касается как бакалаврских, так и магистерских профилей — мы постарались сделать их одинаково полезными как для продолжающих, так и для начинающих студентов.

Главное в образовании, которое мы даём, его краеугольный камень — концептуальный подход. Чтобы быть на острие, чтобы продолжать находиться в контексте современной моды и не устаревать, нужно уметь мыслить концепциями, уметь разрабатывать свежие идеи. Разумеется, мы также преподаём и прикладные навыки для их осуществления — от конструкции одежды до фотографии.

Изменились ли как-то работы студентов с момента возникновения направления? Быть может, современные тенденции разительно отличаются от тех, что витали в воздухе в прошлом десятилетии?

И да, и нет — мы ведь в первую очередь помогаем развиваться таланту студентов, не диктуем, как и что делать, а помогаем овладеть современным языком, направить идеи в выигрышную сторону. Быть может, нынешние студенты, если сравнивать их с выпускниками прошлых лет, чуть более прагматичны — всё-таки, когда мы начинали, в моду шли скорее романтики, потому что индустрия была как бы неокрепшей, а перспективы внутри неё — туманны.

Уверенно могу сказать, что сами мы точно изменились. Многие курсы и формально, и содержательно мы переделали, добавили новое и отбросили старое, подбирая наилучшую конфигурацию изучаемых предметов — как теоретических, так и практических. Думаю, у нас это получилось очень даже неплохо.

А кем и где выпускники Школы дизайна могут работать?

Как ни странно, дизайнерами (смеётся) — причём, так скажем, весьма широких компетенций. Ясно, что конкретная профессия зависит от профиля, который студент окончит. Если это будет, например, «Дизайн одежды», то выпускник может быть, собственно, дизайнером одежды, может быть стилистом, может быть режиссёром-постановщиком показов, менеджером производства, редактором моды, может вести социальные сети, разрабатывать концепции магазинов, заниматься мерчендайзингом (созданием коммерческого продукта или оформлением магазина), устраивать фэшн-съёмки. И это далеко не всё!

Очень важно при этом, что всё тут мною перечисленное — это не предположение и не фантазия, это то, чем наши студенты занимаются уже сейчас, в рамках учебной программы, и то, чем зарабатывают наши выпускники.

Ксения Галкина. OUT OF REACH
Ксения Галкина. OUT OF REACH
Анастасия Головина. Haider Ackermann DNA. Errance
Анастасия Головина. Haider Ackermann DNA. Errance
Анастасия Хащивская. SHELL Collection
Анастасия Хащивская. SHELL Collection
Дарья Ряполова. who chairs
Дарья Ряполова. who chairs
Анастасия Головина. BLUE
Анастасия Головина. BLUE
Даниил Капелькин. people of eternal winter
Даниил Капелькин. people of eternal winter
Ангелина Кувшинова. It’s hard to comprehend
Ангелина Кувшинова. It’s hard to comprehend

Что бы вы отметили среди достижений ваших выпускников?

Многие из них уже создали свои бренды, причём весьма заметные: издание Blueprint недавно в очередной раз составило список лучших молодых дизайнеров на этот год — среди есть и наши студенты (выпускница магистратуры 2023 года Анастасия Хащивская и текущая студентка бакалавриата Лилиана Григалашвили — прим. ред.). И так происходит каждый год. Мы выпускаем в индустрию «молодую кровь». Это первое.

Второе — наши выпускники работают почти во всех крупных компаниях на российском рынке. От Ushatava и WOS до Lime и Gloria Jeans, и, конечно же, в брендах наших кураторов — InShade, House of Leo. В общем, если бренд на слуху, вы, скорее всего, найдёте там нашего выпускника.

Третье — это продолжение обучения за границей. Портфолио, которое делают наши студенты по итогам обучения, позволяет им поступать в ведущие мировые школы и центры моды: наши выпускники учатся или учились в Saint Martins, Esmod, Polimoda, Академии костюма и моды в Риме, а также многих других заведениях. Мы стараемся поддерживать с ними связь: для меня наши студенты всегда остаются «своими» — Алёна Неведрова, выпускница нашего бакалавриата 2021 года и магистратуры Saint Martins, которая сейчас работает в очень известном бренде в Париже; Маша Шумилина, которая учится и работает в Берлине; Евгений Сычёв, который работает в итальянской компании по разработке высокотехнологичных тканей; Артемий Гадасюк, выпускник профиля «Брендинг в индустрии моды», который успел поучиться в США и Италии и запустил собственный бренд; Артём Андреасян, тоже с профиля «Брендинг в индустрии моды», сейчас учится в Париже. Это только несколько примеров из многих — наши студенты сейчас есть в самых разных школах мира.

В Школе дизайна работают профессионалы очень высокого уровня. Мы можем — и хотим! — стать экспертным центром, производящим идеи и смыслы, важные и востребованные в современной индустрии.

Анзор Канкулов

Допустим, человек захотел познакомиться с работами студентов направления «Мода», может быть — даже что-то купить. Что ему делать, куда идти?

Во-первых, у нас есть отдельный ресурс, на котором студенты Школы дизайна размещают свои цифровые портфолио. Это одновременно и архив работ, и публичная площадка, на которую может прийти любой желающий. Недавно мой знакомый коллекционер нашел там книгу студента, посвященную павлопосадским платкам, и выразил желание приобрести её для своей коллекции. Более того, наш ресурс не только способствует продвижению студенческих работ, но и является, я думаю, самым крупным в мире среди всех подобных собраний.

А во-вторых, недавно Школа дизайна открыла свой фирменный магазин HSE ART AND DESIGN STORE, в котором, в числе прочего, размещается для продажи и продукция наших студентов, предварительно отобранная на конкурсной основе.

Школьный концепт-стор — это здорово! А какие ещё у вас — то есть, у направления «Мода» — планы на нынешний год?

Сегодня индустрия моды в России меняется, интерес общества к ней растет, очень многие хотят открыть свои бренды, заняться собственным производством. Мы отвечаем на этот запрос, адаптируя наши программы под нужды креативного предпринимательства. Это значит, что мы хотим дать нашим студентам инструменты для личного творчества, хотим обучить их навыкам, благодаря которым они смогут осуществлять собственные задумки, хотим дать им площадку для самореализации.

Сегодня это особенно актуально, но Школа дизайна вообще и направление «Мода» в частности всегда стремились к достижению подобных целей. Мы не просто даём нашим студентам отвлечённое образование, мы вместе с ними занимаемся актуальной, современной модой: приглашаем деятелей из индустрии для проведения встреч и лекций, делаем совместные проекты с компаниями, причем самыми крупными. Среди тех, с кем мы сотрудничали, я могу назвать Uniqlo, Adidas, Nike, Hermes и Dior. Наконец, мы проводим студенческие показы, к которым относимся со всей серьезностью — третьекурсники готовят совместные работы под университетским брендом HARD, которые мы затем показываем на неделях моды.

Кроме того, сейчас мы занимаемся несколькими коллаборациями: разрабатываем форму для бортового персонала авиакомпании «Победа», ведём переговоры о проекте по sustainable design с брендом MAAG, недавно обсуждали с Нино Шаматава, соосновательницей бренда Ushatava, организацию конкурса по инновационному дизайну, запускаем истории с Rigraiser и Fashion Rebels.

Наконец, мы делаем HSE FASHION DAYS. Это серия мероприятий, созданных для обмена идеями, для общения между студентами и представителями индустрии. Когда я говорю тут о студентах, кстати, я имею в виду не только наших — мероприятия HSE FASHION DAYS открыты для всех желающих.

Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 2019
Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 2019
Показ «H.A.R.D. 3.0. КЛУБ ЗАВТРА»
Показ «H.A.R.D. 3.0. КЛУБ ЗАВТРА»
Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 2022
Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 2022
Итоговый показ направления «Мода», 2023
Итоговый показ направления «Мода», 2023
Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 2016
Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 2016
Показ «H.A.R.D. 007. ЗНАКИ И КОДЫ»
Показ «H.A.R.D. 007. ЗНАКИ И КОДЫ»
«Последние новости»: показ студентов I курса направления «Мода»
«Последние новости»: показ студентов I курса направления «Мода»
Показ «H.A.R.D. 004. НАВСЕГДА ЮНОСТЬ»
Показ «H.A.R.D. 004. НАВСЕГДА ЮНОСТЬ»
Показ BE KIND REWIND
Показ BE KIND REWIND
Зимний показ направления «Мода», 2016
Зимний показ направления «Мода», 2016

А ещё вы курируете новый конкурс FASHION FUTURES. Можете рассказать чуть подробнее о нём?

Участники этого конкурса представляют на суд экспертного жюри разработанные концепции собственных брендов. Это ещё один способ развить творческие навыки наших студентов и укрепить Школу дизайна в статусе центра актуальной моды. В Школе работают профессионалы очень высокого уровня. Мы можем — и хотим! — стать экспертным центром, производящим идеи и смыслы, важные и востребованные в современной индустрии.

FASHION FUTURES, HSE FASHION DAYS, сотрудничество с серьёзными игроками модной индустрии и запуск собственных брендов — у наших начинающих дизайнеров всегда было столько возможностей или это уникальное положение дел?

Раньше мы были больше ориентированы на глобальный рынок, отечественного и самостоятельного было сравнительно мало. Сейчас глобального стало гораздо меньше, вместо этого открывается очень много новых российских брендов, причём самых разных. Внутренний рынок на подъёме, точек входа гораздо больше, чем было раньше, когда молодым дизайнерам приходилось искать что-то и кого-то, встраиваясь в уже сформированные структуры. Теперь, как представляется, гораздо лучшее время для открытия собственного бренда, хотя, разумеется, это всё равно остается рискованным делом. Для тех, кто не хочет брать на себя возможные издержки, тоже существует немало вакансий в уже существующих компаниях — об этом мы уже говорили.

Наша роль, роль Школы дизайна, в этом развитии тоже есть. Мы уже много лет работаем над тем, чтобы в индустрию могло попасть как можно больше молодых и талантливых профессионалов. Названные вами конкурсы и карьерные траектории — часть этой большой работы.

FASHION FUTURES

FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где начинающие бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, в рамках которого работы победителей будут представлены профессиональному сообществу.
​​​​​​​
Приём заявок на конкурс: с 15 января по 6 апреля 2024 года.

HSE FASHION DAYS

С февраля по апрель 2024 года в Москве и Санкт-Петербурге проходит масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвящённый устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь некоторые из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.

Читайте также

Преподаватели направления «Мода» стали экспертами в проекте «РБК Визионеры»

Руководитель направления «Мода» Анзор Канкулов и основатель Института развития индустрии моды Beinopen Алексей Баженов вошли в состав экспертного совета проекта «РБК Визионеры».

Конференция HSE x Beinopen «Новый люкс»

14 марта направление «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ совместно с Beinopen проведут конференцию, где разберут понятие «нового люкса». Во всем мире сегодня старый люкс подвергается переосмыслению и переоценке. Идет тектонический сдвиг. Возможен ли локальный люкс? Какие новые критерии у люкса? Что сделать, чтобы стать премиальным брендом? В рамках мероприятия пройдут презентации и обсуждения лучших практик отрасли.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Брендинг в индустрии моды

Профиль «Брендинг в индустрии моды» предназначен для тех, кто любит моду и хочет заниматься визуальными коммуникациями, развитием фэшн-марок, магазинов и онлайн-площадок.

В нашем фокусе внимания — создание и продвижение бренда в моде, от концепции и производства до продаж, маркетинга и коммуникаций. За время обучения студенты овладевают широким диапазоном теоретических знаний и практических навыков, от пользования графическими программами до визуальных коммуникаций; поэтапно осваивают практики работы в разных сферах индустрии моды: тренд-анализ и прогнозирование, основы создания коллекций, стайлинг, производство фэшн-съёмок, лукбуков, контента для социальных сетей, оформление магазинов и витрин, основы баинга, постановка показов, разработка рекламных кампаний, стратегии продвижения марки.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Профиль бакалавариата

Дизайн одежды

Освоив широкий набор инструментов, превосходящий по объему стандартный набор дисциплин в большинстве вузов, студенты с ранних курсов делают показы на профессиональных неделях моды, участвуют в конкурсах, сотрудничают с модными марками. В рамках учебных проектов они работают над актуальными проблемами индустрии и учатся решать задачи как будущие креативные директора и дизайнеры брендов, задающих тон в моде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.