Александра Пономарёва: «Литография хранит в себе тайну нерукотворности»

1 ноября стартует курс дополнительного образования «Цветная литография» — совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и Московского политехнического университета. Куратор курса, Александра Пономарёва, рассказала нам о том, почему литография стала делом её жизни, как это старинное мастерство может быть полезно современному практикующему дизайнеру, и чем знамениты литографские мастерские, где будут проходить занятия.

Старший преподаватель кафедры «Иллюстрация и эстамп», заведующая Лабораторией цветной литографии и книжной иллюстрации в Институте графики и искусства книги им. В. А. Фаворского Московского политеха. Член Московского Союза художников, член творческой комиссии по графике ВТОО «Союз художников России».

Александра, расскажите, пожалуйста, как и почему вы пришли именно к технике литографии?

Художником я мечтала стать с детства: участвовала в различных олимпиадах, конкурсах, получала призы. Но поступление в художественный вуз мне казалось чем-то сверхсложным. А училась я в физико-математической школе — и папа, и бабушка у меня инженеры. В итоге я закончила технический ВУЗ, но именно тогда поняла, что жить без рисования не могу. Меня влекло к иллюстрации, к детской книге, поэтому я поступила в Московский университет печати (бывший полиграфический), где с восторгом училась. На диплом мне посчастливилось попасть к народному художнику, профессору Борису Аркадьевичу Диодорову —  именно с этого началось вступление в профессию. Мы обсуждали и пробовали разные варианты решения иллюстрирования японских сказок для диплома, и тут оказалось, что в институт пришёл преподавать его друг детства, замечательный народный художник, академик Российской Академии Художеств, профессор Николай Львович Воронков, мастер литографии и станковой графики.

Так я погрузилась в литографию. Знакомство и освоение шло непросто. Было приложено много усилий — и моих, и преподавателей — чтобы достичь  желаемого результата именно в этой технике. Шло так называемое «преодоление материала». Работая над каждой новой картинкой, решая новые задачи, возникавшие при этом, я постепенно поняла, что не могу обходиться без этой техники, хочу связать с ней жизнь и дальше продолжать в ней работать. В итоге диплом стал не просто проектом, но вывел меня на высокий профессиональный уровень — был отмечен наградой на Всероссийской выставке Союза Художников России,  а затем вышла книга с этими иллюстрациями. С тех пор прошло много лет и много выставок — более сотни. Я участвовала в многолетнем проекте «Дорога к Пушкину» совместно с Государственным музеем-заповедником «Михайловское» (там хранятся мои работы). Сотрудничала с издательствами, создавала иллюстрации к книгам в разных техниках — но именно литография остаётся для меня любимой.

Работы студентов Александры Пономарёвой

Чем вообще хороша и притягательна цветная литография? Почему и как она может быть интересна и полезна, например, практикующему дизайнеру?

Будучи абсолютно рукодельной — вплоть до печати вручную — литография, как и всякий эстамп, хранит в себе тайну нерукотворности, чудо возникновения оттиска, на которое влияют и качественные характеристики создания рисунка художником, и обработка формы печатником, и особенности материалов, да что там, даже атмосфера, климат в мастерской — вплоть до настроения при работе! У зрителя, не знакомого с печатной графикой, всегда возникает вопрос: каким способом сделано изображение? Главное же для художников — это приёмы и способы взаимодействия с изобразительной поверхностью, которые невозможны ни в каких иных техниках, и особая радость — достичь попадания их в образ. При этом особенность литографии ещё состоит в том, что каждый оттиск тиража является оригиналом художественного произведения. Это дает автору больше возможностей как участия в выставках, так и передачи работ в различные коллекции, сохранения собственных экземпляров.

Сама по себе техника литографии весьма полезна для освоения: она дисциплинирует работу, перестраивает мышление. Художники — даже те, кто уже давно работает в иных материалах, — говорят, что литография научила их работе с образом, тоном и цветом. Они часто ловят себя на том, что даже в живописи найти решение им помогает именно литографское мышление. Применение литографии можно найти, используя картины для оформления пространства, создавая уникальные предметы интерьера или одежды (ведь печатать можно не только на бумаге, но и на ткани), выпуская эксклюзивную печатную продукцию: открытки, приглашения и так далее. Эта техника позволяет посредством компьютерного перевода на камень вводить в работу фотографии, текст и различные фактуры. Но, как мне кажется, главный смысл остаётся в индивидуальности и энергетике ручного труда.

В литографских мастерских Института графики и искусства книги

Занятия вашего курса проходят в мастерских Института графики и искусства книги, где стоят какие-то невероятные литографские станки. Расскажите о них — чем они так замечательны?

Станки у нас в мастерских действительно уникальные — позапрошлого века, чугунные, красивые и «намоленные». На Михалковской стоят станки Krause, работавшие еще во ВХУТЕМАСе! А на улице Прянишникова стоит станок из мастерской Московского эстампа на Чистых прудах, на котором долгие годы печатались листы лучших московских художников. Более того, у нас не только уникальные станки, но и замечательная коллекция литографских камней: дело в том, что залежи баварского известняка давно выработаны и больше в мире таких разработок нет — а каждый из этих камней неповторим и несёт, что называется, свой заряд энергии.

Читайте также

«Фэшн-индустрия. Продакт-менеджмент». Первые итоги первого курса

В конце декабря состоится выпуск первого набора слушателей программы профессиональной переподготовки «Фэшн-индустрия. Продакт-менеджмент», совместно разработанной Школой дизайна НИУ ВШЭ и Институтом Beinopen.

Проект выпускников Школы дизайна в шорт-листе BRICS Solutions Awards

18 октября стали известны итоги международного конкурса BRICS Solutions Awards, посвящённого в этом году технологическим инновациям. В шорт-лист его номинации «Новая промышленность и энергетика» вошёл проект автоматизированной системы управления технологическим процессом «СИЛАРОН», в разработке дизайн-концепта которого приняли участие выпускники программы ДПО «Современные практики промышленного дизайна» — Илья Соколов и Алексей Голованов.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.