По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Коммуникационный дизайн — это продуманный язык форм и цветов, который помогает нам ориентироваться в визуальном мире и обогащает наш эстетический опыт. Но как наполнить этот язык смыслами и сделать понятным каждому? Руководитель профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и арт-директор Наталья Бурденкова делится «рецептом» идеального проекта на примере работ своих студентов, объясняет, почему идея играет ключевую роль в дизайне, и рассказывает, как специалисту по брендингу поймать «Большую рыбу».
Руководитель профиля «Коммуникационный дизайн», преподаватель на направлении «Коммуникационный дизайн и брендинг» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Дизайнер, арт-директор, член Союза Дизайнеров России.
У меня классическая схема: изостудия, художка, высшее образование по специальности «Дизайн». Будучи студентами, мы с однокурсниками вдохновлялись на выставке «Дизайн и реклама» в ЦДХ. Тогда это было одним из самых значимых событий в мире дизайна и рекламы в Москве. Там были представлены стенды ведущих рекламных агентств и дизайн-студий. Мы набирали целые стопки буклетов, иногда можно было урвать даже календари или какой-нибудь другой интересный мерч. Потом изучали дома добычу и мечтали поработать в подобных компаниях в будущем. В одной из представленных там студий я впоследствии и работала — брендинговое агентство DDVB (тогда это была ещё дизайн-студия). Это невероятная команда единомышленников, с которой было сделано много разных проектов. Ещё мощный творческий заряд я получила в БВШД на курсе Леонида Славина, где окончательно «заразилась» дизайном.
Понятие красоты — сложная штука, тема для отдельного диалога. Но в любом случае эстетическая составляющая имеет огромное значение. Мы выбираем то, что запомнили, а запоминаем то, что вызвало эмоциональный отклик. Поэтому одна из главных целей коммуникационного дизайна — привлечь внимание и вызвать необходимую эмоцию. Важно, что мы говорим, кому и каким способом. И если нам удалось зацепить нужную целевую аудиторию, то можно считать, что для неё наш дизайн «красивый».
В качестве примера могу привести некоторые студенческие работы. У Анастасии Тоцкой — совсем не про красоту, но как красиво-то как! А у Дарьи Цехмистеровой вообще местами нет ничего, но оказывается, что «ничего» может быть очень даже ничего.
В коммуникационном дизайне просто красивая картинка сама по себе ничего не стоит. Ведь сегодня технические средства помогают дизайнерам достаточно легко реализовывать самые разные графические идеи. Интерес вызывает та картинка, за которой прячется идея.
Дизайн подразумевает любопытство и любознательность, тягу к познанию, внимательность и чуткость по отношению к окружающему миру. Только тогда будет рождён продукт искренний, практичный и нужный, а от того — красивый.
Профессиональные фестивали, конкурсы и выставки, безусловно, важны для дизайнеров. Участие в них разогревает интерес к профессии, а здоровая конкуренция помогает развиваться. Для начинающих дизайнеров это отличный способ заявить о себе, почувствовать себя частью профессионального сообщества. Мои студенты активно шагают в этом направлении.
Участие в фестивалях — всегда беспроигрышный вариант. Выиграл — доволен собой и хочешь развиваться ещё, не выиграл — недоволен собой, но при этом всё равно хочешь развиваться дальше.
Во взрослой профессиональной жизни дизайнер часто ограничен клиентским брифом. Поэтому студентам надо пользоваться возможностью и стараться делать смелые концепции для фестивалей.
Дизайн подразумевает любопытство и любознательность, тягу к познанию, внимательность и чуткость по отношению к окружающему миру. Только тогда будет рождён продукт искренний, практичный и нужный, а от того — красивый.
«Рецепт» прост: нужно найти тему, смешать необычную идею и интересный графический язык, добавить немного технических наворотов и всё это довести до нужной консистенции. Поэтому на курсе мы, с одной стороны, много внимания уделяем визуальному анализу, учимся мыслить образно, а с другой — развиваем технические навыки. Студенты получают знания в области моушн-дизайна, изучают 3D, учатся грамотно использовать нейросеть, что, безусловно, помогает им делать достойные кейсы.
Последние несколько лет я специализируюсь на брендинге. Как я уже говорила, c командой DDVB было разработано много проектов, каждый из которых по-своему интересен. Ведь ты работаешь с клиентами из совершенно разных областей и каждый раз погружаешься в новый контекст. Из любимых, наверное, проект по разработке айдентики для жилого комплекса «Скандинавия». Особое удовольствие получала при создании модульных пиктограмм именно для него. Вдвойне приятно, что проект отметили серебром на премии «Большая рыба» в номинации «Брендинг».
Еще хотелось бы отметить работу над ребрендингом университета МИСИС. Это была масштабная командная работа. Из-за смены позиционирования университета в айдентике нужно было учесть очень много аспектов и при этом сохранить преемственность. Люблю решать задачки со звездочкой.
А сейчас мы с инициативной группой студентов работаем над айдентикой для постоянной экспозиции музея Каргополя. Сотрудничать с культурными институциями — особое удовольствие. Результат я обязательно опубликую у себя в Telegram-канале @design_yrojai
Программа затрагивает работу в разных направлениях, где мы с ребятами экспериментируем с материалами и техниками. В итоге получается много интересных проектов:
Айдентика для бренда специй из Карелии, где студентка соединила работу руками, выкладывая специи в нужные формы и свои технические навыки.
Эмоциональные плакаты Сони Ореховой.
Акцидентный шрифт для выставки японских фотографов с его опасной красотой.
Айдентика для бренда соли из Тотьмы, отражающая богатство региона.
Я передаю студентам знания и опыт, а они отвечают смелыми идеями и яркими решениями. Происходит некий энергетический обмен. Что касается мотивации, то лучше здоровой конкуренции, на мой взгляд, ничего еще не придумано.
Дизайнер Фрэнк Чимеро сказал: «Весь хороший дизайн о том, чтобы заставить остальных дизайнеров почувствовать себя идиотами, потому что это не их идея». Звучит грубовато, но точно вдохновляет. К тому же каждый отчётный сессионный просмотр — это мини-выставка, где заинтересованные студенты стараются показать себя с лучшей стороны, а для этого приходится много работать, искать интересные решения, прокачивать технические скилы.
Не так давно мы устраивали открытый просмотр, куда приглашали всех желающих. Были и клиенты, для которых создавались концепции в рамках обучения, и представители профессионального сообщества. Ребята сделали эффектные презентации с анимациями и видеороликами, напечатали плакаты, сделали мерч к своим проектам. Обязательно будем практиковать ещё.
Также для роста и развития мы часто работаем в командах, студенты учатся друг у друга, советуются, обсуждают и находят хорошие решения. Кстати, открытый просмотр мы проводили вместе с параллельной группой, и даже были проекты, где ребята из обеих групп объединились вместе.
Будучи дизайнером и арт-директором, я помогаю брендам обрести свое уникальное лицо и подбираю интонацию для успешного общения с потребителями. Дизайн делает среду вокруг нас не только красивее, но и комфортнее, а мы, дизайнеры, активно работаем в этом направлении.
С каждым годом визуальный мир вокруг нас становится понятнее, приятнее и эффектнее. Это однозначно! Мир меняется, технологии совершенствуются, как следствие — дизайн тоже адаптируется и развивается. Но из-за обилия возможностей на потребителя всё сложнее и сложнее произвести впечатление. Нужно изучать новые технологии и рождать оригинальные идеи.
Студенты активно используют генеративную графику и типографику, дополненную реальность нейросети и так далее. Тут главное грамотно и со смыслом всем этим счастьем распорядиться. Остроумная идея всегда была и остается во главе угла. Если у дизайнера всё будет вертеться, блестеть и даже быть объёмным, но не иметь смысла, то грош цена такому дизайну. Очень важно понимать, что мы хотим сказать, кому и главное, зачем.
Коммуникационный дизайн аккумулирует вокруг себя большое количество задач. Дизайнеру, умеющему работать с проектами, где требуется знать несколько дизайнерских дисциплин, нет цены.
В рамках обучения мы занимаемся работой над пространством, книгой, дизайном продукта, делаем сайты и приложения, шрифты.
В качестве дипломных работ многие разрабатывают свой уникальный концептуальный продукт, для которого впоследствии делают айдентику. Это и украшения, и предметы быта, и многое другое. В конце года, надеюсь, увидим много интересных дипломных проектов, над которыми сейчас ведется активная работа, но пока сохраним интригу. Наши студенты активно используют цифровой дизайн, моушн, дизайн среды, элементов интерьера и многое другое, что безусловно делает их конкурентоспособными и востребованными на рынке.
Важно идти в ногу со временем, понимать, что происходит вокруг. Для этого дизайнеру нужно развивать насмотренность. Именно она запускает творческий процесс и помогает генерировать идеи. У дизайнеров с широким кругозором больше шансов сделать многогранный и наполненный смыслом проект.
Для дизайнера важно:
📌 учиться анализировать — рассуждать и мыслить системно.
📌 заниматься саморазвитием — прокачивать технические навыки.
📌 проявлять активность — общаться, участвовать в мероприятиях, интересоваться, что происходит в профессиональной индустрии.
📌 экспериментировать. Я люблю вопрос «А что, если…?». Часто прошу студентов им задаваться. Лучше не спешить использовать первую же идею,
а попробовать копнуть глубже или усилить уже найденную мысль.
А самое главное — это желание и работоспособность, и тогда ты точно придёшь к своей цели. Удачи и, как говорится, дорогу осилит идущий!
В этом учебном сезоне к команде преподавателей направления «Коммуникационный дизайн» в нижегородской Школе дизайна присоединилась дизайнер Мария Кораллова. В этом интервью предлагаем вам познакомиться с Марией и узнать, чего она ждёт от предстоящего учебного года и что хочет дать студентам.
В рамках проектной работы в Лаборатории плаката студенты сделали для Большого 8 плакатов, которые будут опубликованы в театральном журнале. А Анастасия Ковалёва, студентка III курса профиля «Коммуникационный дизайн», создала плакат, ставший основой рекламной кампании спектакля «Паяцы».
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.