По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В 2025 году в Школе дизайна открывается образовательная программа «Архитектура» — обучение на ней длится пять лет, а значит, первый выпускной программы состоится в 2030 году. Вместе с академическим руководителем программы Сергеем Падалко заглянули в будущее и узнали, как будут учиться уникальные специалисты и как найти баланс между инженерией и творчеством.
Руководитель образовательной программы «Архитектура» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Архитектор, руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья». В числе реализованных объектов — торговый комплекс «Штрих-Код», жилой дом «Люмьер», реконструкция Круглого рынка. Автор многих выставочных проектов, в том числе в ЦВЗ «Манеж», Государственном Эрмитаже, Третьяковской галерее.
Мне, наверное, повезло. Когда я закончил Академию художеств, я получил диплом, где написано «Специальность: архитектор-художник», через дефис. Архитектор, потом художник. С этим клеймом по жизни я и иду, эти два понятия для меня неотделимы друг от друга.
К архитектуре я всегда относился как к процессу художественному. Проектирование для меня — это создание большой масштабной инсталляции, которая, помимо того, что представляет собой художественный образ, еще и наполнена функциями. От этого не должна умаляться художественная часть архитектурного объекта.
Функция — это задание, которое архитектор обязан выполнить. Без функционального наполнения архитектура перешла бы в разряд чистого искусства. Но любой архитектурный объект — это, в том числе, огромные деньги заказчика. Хорошо, если у него есть желание потратить деньги на чистое искусство, не получая с этого никакого функционального значения и прибыли, но в архитектуре это практически не встречается.
Не считая тех, которые были выполнены в рамках обучения, в студенчестве я активно участвовал в конкурсах. Это дало возможность попробовать новое и очень полезный для архитектора навык коллективной работы. Архитектор, в отличие от художника, в современном мире редко занимается индивидуальным творчеством.
Среди конкурсов мне запомнились проекты «Растущий дом» — здание, в концепции которого запрограммировано развитие, то есть увеличение со временем его площади и объема, и японский конкурс «Центр всех религий», визионерское сооружение, в котором бы изучались и соседствовали друг с другом все мировые религии.
Среди реализаций одним из первых моих проектов был торговый комплекс «Штрих-Код». Он и сейчас замечательно существует и радует меня всякий раз, когда я его вижу. Он был построен в 2007 году, но и сейчас он актуален и внешне весьма бодр. Этим проектом я, безусловно, могу гордиться. Из жилых зданий можно упомянуть ЖК Lumier в исторической застройке на Петроградской стороне.
Сейчас работаем совместно со «Студией 44» над очень ярким проектом музейного комплекса «Центр промышленного прогресса». Сейчас он уже на серьезной стадии проектирования, документация выходит из экспертизы, и в следующем году должно начаться строительство. Вокруг музея расположится парк, а раньше там было металлургическое производство.
Для студента это будет особенный и совершенно осознанный выбор, который будет сделан благодаря сложившемуся образу Школы дизайна. Программа подготовки будущих архитекторов в Вышке составлена на основе опыта ведущих архитектурных школ нашей страны — это МАРХИ и Академия Художеств. В Академии я преподаю уже более 20 лет, поэтому знаком с этим процессом не понаслышке.
Многое из опыта обучения архитекторов перекочует из классических школ, но будут, конечно, и нововведения, уместные и необходимые для подготовки современных специалистов и являющиеся отличительными, уникальными для нашей программы.
Не вдаваясь в подробности учебного процесса, прежде всего хотелось бы, чтобы мы отличались драйвом во всем и своей жизненной позицией. Цель, которую я перед собой ставлю, — это подготовить будущих архитекторов, способных воплотить свою мечту.
Создание правильной атмосферы — это, пожалуй, одна из самых сложных задачек, которая стоит не только передо мной, но и перед всем творческим коллективом, который причастен к созданию Школы Архитектуры. Тут одними моими усилиями не обойтись, конечно же. Это коллективный процесс, в котором поучаствуют и студенты. Первые студенты зададут планку, которая положит начало всему процессу. Есть такое крылатое выражение «стены учат». Хотелось бы, чтобы эти стены возникли, и большая надежда возлагается на новое здание.
Как и практикуется в Вышке, мы будем создавать пул абсолютно реальных работ. Это будут выставки, инсталляции в городе, общественные интерьеры, временное оформление. И, конечно, будет практика в реальных архитектурных мастерских нашего города и не только: можно в Москву поехать попрактиковаться, можно поехать за границу, если будет такая возможность. Производственная практика будет после четвертого курса, перед выпускным пятым курсом. Чтобы быть чем-то полезным в реальном рабочем процессе архитектурной мастерской, уже нужно иметь определенную подготовку и крепкую базу.
В образовательной практике это складывалось годами. Например, мой специалитет в Академии Художеств длился 6 лет: 5 лет учебы, 6-й год — диплом. В ГАСУ архитекторы тоже учатся 5 лет вместе с дипломом. Так готовят архитекторов — как врача, меньше не бывает.
Мы классически идем по пути постепенного усложнения проектных заданий. Начинаем с основ концептуального проектирования — первокурсники выберут художников и, вдохновившись их творчеством, создадут первые собственные объекты: малые архитектурные формы, проект выставки и временный фасад, парковое пространство. Постепенно задания будут усложняться: программа по курсам составлена тематически.
На втором курсе тема будет «Человек» — это индивидуальные дома, многоквартирные, таунхаусы, автономные дома.
Темой третьего курса станет «Сообщество», и мы начнем проектировать общественные здания самых разных назначений.
На четвертом курсе студенты будут проектировать многофункциональные сооружения. Постепенно, шаг за шагом, переходя ко всё более сложным заданиям, студенты освоят профессию архитектора.
Пятый курс — это диплом, венец всего обучения и визитная карточка молодого специалиста. Надеюсь, что наши студенты будут этой работой гордиться. Очень часто на дипломной работе студент показывает результат гораздо более высокий, нежели он демонстрировал на протяжении обучения. Внутренне осмыслив и переварив все, что было заложено, студенты выдают неожиданный даже для самих себя результат.
Студенты Школы дизайна сразу приступят к практическим заданиям — за пять лет обучения по четыре сессии в год получится минимум 20 проектов, не считая рабочих материалов. Так у студентов к концу обучения будет сформировано объемное портфолио, которое они смогут демонстрировать, в том числе работодателю, целиком. А дипломная работа в этом портфолио — самая важная часть.
Эта тематическая структура образовательной программы совершенно уникальна и придумана целиком в стенах Высшей школы экономики. Конечно, она базируется на многолетнем опыте уже существующих школ, ведь в первую очередь её задача — обеспечить качественную профессиональную подготовку будущих специалистов-архитекторов. Но мы ставим перед собой и другую: научить студентов если не летать, то немножко отрываться от земли.
Мы будем развивать творческий подход к архитектурному проектированию одновременно с обучением ремеслу — технической грамотности, прикладным навыкам, серьезной инструментальной и технологической базе.
Все студенты обязательно изучат весь круг инженерных дисциплин: строительная физика, материаловедение, строительная акустика, светотехника, топография и многие другие. Всё в соответствии со стандартом профессионального образования.
Изученное на этих дисциплинах тут же займет своё место в модульном проекте, так как они будут развиваться параллельно. То есть, если в этом модуле изучалась вентиляция, а для проекта было выбрано здание музея, то студент разберется в инженерных вопросах зданий разного функционального назначения и сразу учтет соответствующие технические аспекты.
Все студенты обязательно изучат весь круг инженерных дисциплин: строительная физика, материаловедение, строительная акустика, светотехника, топография и многие другие. Всё в соответствии со стандартом профессионального образования.
Изученное на этих дисциплинах сразу же займет своё место в модульном проекте, так как они будут развиваться параллельно. То есть, если в этом модуле изучалась вентиляция, а для проекта было выбрано здание музея, то студент разберется в инженерных вопросах зданий разного функционального назначения и сразу учтёт соответствующие технические аспекты.
В качестве преподавателей мы приглашаем самый широкий круг профессионалов самого высокого полета из нашей страны и из-за рубежа. Студенты будут знакомиться с этими выдающимися личностями, а выдающиеся личности сразу будут знать работы наших студентов. Это лучшие специалисты-практики, все бодрые, полные энергии и заряженные на высокий результат молодого поколения архитекторов.
Обязательно с самого начала обучения будем проводить экскурсии в архитектурные бюро и мастерские города, а на четвертом курсе в них же студенты будут проходить производственную практику.
В первую очередь я хочу видеть грамотного специалиста, который в полной мере научился проектировать здания и сооружения различного функционального назначения, свободно и даже виртуозно владеющего навыками архитектурной композиции. И, конечно же, специалиста полного желания.
Специалистов, которых мы будем растить, нигде в другом месте вырастить не получится. Наш инновационный подход, сочетание виртуозного владения всем техническим аппаратом и творческого желания, которое мы будем взращивать, создаст архитекторов, в которых нуждается рынок и мир.
Этот вывод я делаю на основании и собственного жизненного, и коллективного профессионального опыта. Не так много в нашем городе сейчас появляется интересных зданий. А почему? Потому что их не придумывают. Хотелось бы изменить эту ситуацию.
Архитекторов-техников давно и успешно готовят вузы нашего города. А таких архитекторов, которые умеют художественно компоновать сооружение, совсем немного. Настоящий архитектор с большой буквы «А» обязательно должен быть художником.
Курс, который я выпустил, был очень яркий. Меня не оставляет это ощущение до сих пор. Очень много проектов этого курса, и дипломных, и курсовых, но дипломных прежде всего, потому что над ними мы работали подольше и повнимательнее, не выходят из моей головы, я часто про них вспоминаю. И у нас сложился прекрасный коллектив, так получилось, что 100% девушки.
Да, мои выпускницы Алиса Клименко, Маргарита Никитина и Дарья Варфоломеева уже сейчас преподают в Школе дизайна: на профиле бакалавриата «Дизайн среды и интерьера», программе дополнительного образования «Дизайн интерьера», в Детской школе дизайна.
Я буду рад видеть выпускников Школы дизайна и среди коллег на «Архитектуре». Вышкинский опыт нам очень ценен и нужен.
Всё зависит прежде всего от личности студента. Студенты не выбирали меня как более архитектурного куратора, но так случилось. Куда денешься от самого себя: я ведь архитектор, и поэтому культивировал более архитектурный подход и к выбору заданий, и к решению этих задач.
Мы с большим удовольствием общаемся и видимся. Мне интересно, как у них сложилась профессиональная деятельность. Некоторые мои выпускники работают в архитектурных мастерских города именно как архитекторы.
В 2025 году «Архитектон» пройдет снова — это биеннале. Надеюсь, будем принимать участие со студентами новой программы. В программе фестиваля 2023 года был раздел, посвящённый основным архитектурным школам нашего города. В том числе была приглашена и Вышка, хотя мы пока и не совсем архитектурная школа. Может быть, благодаря тому выпуску студентов она немножко себя так зарекомендовала.
Благодаря усилиям куратора профиля Андрея Пунина, мы очень хорошо прозвучали, у нас был прекрасный стенд, который стал украшением этого раздела. Там постоянно была активность практически нон-стоп. Это был прекрасный опыт, который обязательно следует продолжить.
Будущим архитекторам? Да, у меня есть послание: «Мечтайте!!!». С тремя восклицательными знаками, пожалуйста.
Фотография — что это? Технология записи изображения на светочувствительном материале или матрице цифрового фотоаппарата — или один из видов изобразительного искусства, занимающий ключевое место в массовой культуре современности? О том, что это за медиум, как учат фотографии в Школе дизайна и почему возникли фотоконкурс и фотожурнал «Отпечаток», мы поговорили с Ксенией Плотниковой, Владимиром Левашовым и Евгенией Соломатиной.
Интернет открыл для нас возможности, качественно изменившие жизнь каждого. Среди них — дистанционный доступ к образованию столичных и мировых университетов. Онлайн-кампус Школы дизайна НИУ ВШЭ уже несколько лет позволяет студентам со всей планеты обучаться, будто бы присутствуя в аудиториях очно. Мы поговорили о преимуществах такого образования, достижениях студентов и способах организации ими сообщества, преодолевающего расстояния, с Ярославом Субботиным — руководителем онлайн-кампуса Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Направление обучения
Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.
Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.