По вопросам поступления:
Бакалавриат (Москва — доб. 710, 704, Санкт-Петербург — доб. 702, Ереван — доб. 706)
Магистратура (Москва — доб. 703, Санкт-Петербург — доб. 702)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709)
Дополнительное образование (Москва — доб. 712, 720, 723, 724, Санкт-Петербург — доб. 701, Корпоративным клиентам — доб. 722)
Детская школа (Москва — доб. 707, Санкт-Петербург — доб. 701)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Что такое авторское кино? Это особое пространство для самовыражения, где каждый кадр отражает уникальный взгляд режиссёра. В Школе дизайна, на профиле бакалавриата «Экранные искусства», который курирует режиссёр и сценарист Иван И. Твердовский, студентов учат не просто снимать, но и смело мыслить. Здесь ценят эксперименты, однако главной задачей режиссёра считают умение соблюдать баланс, сохраняющий художественную ценность фильма — чтобы он оставался не только личным высказыванием, но и произведением искусства, способным тронуть любого зрителя. Как создавать такие работы и почему это важно, мы узнали у самого Ивана.
Творческий руководитель профиля «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Кинорежиссёр, сценарист, лауреат российских и международных кинофестивалей, член Европейской киноакадемии.
В случае с кинематографом, очевидно, границы всегда были довольно размыты. Но мы понимаем, и исторически так сложилось, что ещё в XX веке кинематограф разделился на зрительский развлекательный сегмент и авторский — тот кинематограф, который относится к виду искусства. Конечно, он так же, как рынок современного искусства, существует по своим законам, и у него своя экономика. Потому что часто мы приходим на такие фильмы в кинотеатры не развлечься, а как раз за чем-то другим, неуловимым. За тем, за чем мы ходим в театр, на выставки или симфонический концерт.
Говоря о критериях, нас всегда интересует автор, который сформировал концепцию своего видения и рассказал нам историю. Среднестатистический зритель как раз приходит в кинотеатр и включает стриминговые сервисы для своего развлечения, но мы не можем отсекать миллионы зрителей, которые хотят смотреть и содержательное кино. Именно поэтому мы видим сегодня определенный бум не только авторских фильмов, но и сериалов.
Мне кажется, очень показателен процесс, который отражает премия американской киноакадемии «Оскар». Уже несколько лет мы видим, как маленькие авторские ленты независимых студий («Анора») с разгромом побеждают большие коммерческие релизы мейджоров («Дюна 2»). И эта тенденция не только этого года. А в случае с «Анорой» картина получила ещё и Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, главный приз, пожалуй, самого главного смотра авторского кино.
И стриминги довольно быстро подхватили тенденции. Тот же «Нетфликс» в производителях фильмов основного конкурса мы видим чаще, чем крупных голливудских мейджоров. Похожая картина не только на глобальном рынке, но и во всех национальных кинематографиях, включая российскую.
Два года назад мы выпустили подборку курсовых коротких метров наших студентов в виде альманаха «Сон нам только снится» на платформе «Кинопоиск HD». На сегодняшний день этот альманах посмотрело уже больше 400 000 зрителей. Поэтому актуальность авторского кинематографа всегда стоит на повестке в большой индустрии. Очень важно, что после этого шага наши студенты сняли свои дипломные работы и подошли к своим дебютам. Дебют — это очень важный шаг в профессию. Я думаю, что без альманаха, участия в нем, этого могло не случиться.
Я скептически отношусь к слову «артхаус». В обывательском представлении это не жанр, а специфический термин, указывающий на картины, которые застряли между сегментами. Не смогли «собрать кассы» и не получили признания на крупных кинофестивалях и рынках.
В мире очень широкое поле совершенно разных авторов, и каждый год мы начинаем следить за новыми режиссёрами. Я бы не стал сейчас кого-то выделять. Для понимания процессов зритель, который не слишком осведомлён в процессах авторского кино, может следить за лайн-апами крупнейших мировых фестивалей, крупнейших российских фестивалей в том числе. Говоря о российских молодых авторах, я бы следил за победителями «Зимнего», «Маяка», «Короче» и Московского Международного кинофестиваля.
Я думаю, что это вечный вопрос без привязки ко времени. Трудно ответить, почему человек, приезжая в Петербург, идёт в Эрмитаж или Русский музей, в Москве идет в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей. У нас у всех, совершенно точно без исключения, есть потребность в содержательной пище, которая питает нас и наши души. Кинематограф — очень важная часть такой «подкормки», если так можно сказать. Кино не меняет нашу жизнь, но многие картины достаточно сильно влияют на нас, мы растём с ними. Опытом историй и фильмов мы обмениваемся с друзьями и близкими, отсюда формируется какой-то единый код, который нас связывает. Поэтому я нисколько не сомневаюсь, что кинематограф в своем традиционном виде будет существовать всегда. Он совершенно независимо и отдаленно существует от другого медиаконтента.
Очень часто мы забываем, что кино — это самый дорогой вид искусства. Ведь даже самая простая дебютная картина молодого автора стоит десятки миллионов. Поэтому иногда так получается, что в конкурентной среде тебе нужно особенно остро проявлять свои особенности, свою индивидуальность, показывать миру, на что ты способен. Тогда мы становимся свидетелями возникновения автора, начинаем интересоваться им, следить за его творчеством. Повторяя за кем-то, идя след в след кому-то, трудно заслужить внимание, в том числе продюсеров и инвесторов.
За несколько лет сложились определённые проблемы, связанные с выходом российских картин на зарубежные рынки. Особенно если это касается недружественных стран. Традиционно авторское кино, в том числе и в России, создавалось в копродукции с европейскими странами. Если вы посмотрите в титры любого крупного фильма, вы увидите несколько стран-производителей.
Российскому кино сегодня нелегко. Но я уверен, что со стопроцентной вероятностью наши коллеги в скором времени пересмотрят подходы к российскому кино и российской культуре в целом. Взаимодействие рано или поздно наладится. Сейчас и без этого есть авторы и компании, которым удается пробиться на крупные кинорынки, в том числе и азиатские.
Во-первых, надо сразу отметить наше идеологическое преимущество. Мы смотрим на кинематограф как на предмет современного искусства. Поэтому мы стремимся передать студентам не просто наш профессиональный опыт, а научить их выживать в условиях сильной конкуренции. На образовательной карте Москвы мы в этом практически одни.
Во-вторых, наши кураторы и педагоги — сами действующие мастера и продюсеры. Мы заинтересованы, чтобы студенты не разочаровывались в профессии и, закончив образование, шли исполнять исключительно коммерческие заказы, а приходили со своими проектами к нам. Коммерческие заказы — это, безусловно, очень хорошо, но и не надо забывать, что собственное творчество может также приносить доход. Мы всегда говорим, что время, когда художник должен быть голоден, закончилось. Посмотрите на художников, на музыкантов. Те же интересные процессы происходят и с режиссерами.
У нас есть хорошие примеры, когда, скажем, Савелий Осадчий со своим курсовым фильмом попал в конкурс главного российского международного кинофестиваля ММКФ, а через год уже запустился с полнометражным дебютом. Такая же история случилась с Николаем Коваленко. Он выиграл главный студенческий фестиваль «Святая Анна» и сейчас уже так же в запуске. К ним подбираются Алина Сорокина и Арина Овчинникова со своими дебютными проектами, в ближайшее время приступят к реализации. Я думаю, что это очень неплохой показатель, когда с одного курса четыре человека через год после выпуска снимают свои полнометражные фильмы. Другие киношколы не могут таким похвастаться.
Последние годы я часто наблюдаю, особенно в секторе дебютного кино, что молодой автор появляется в поле кинематографа со своей травмой. Это опыт детства, взросления или первых кризисов взрослой жизни. Так получилось, что авторы, которые говорят о своём, о том, что они очень хорошо знают, выстреливают с сильными картинами. У них получается подключить внимание зрителя, потому что их уникальный и индивидуальный случай, их история полностью попадают в них. Сложнее, когда картина инициируется продюсером или в основе материала лежит чужая идея, которую молодой автор реализовывает как исполнитель.
Очень много примеров, и вы знаете, они говорят о том, что в кино, как и в литературе, как в живописи, важна эта искренность и открытость, наполненность внутренним содержанием. Очень часто в работах зрелых авторов или мастеров мы можем видеть, как эта наполненность иссякает. Вроде интересная история, всё очень крепко сделано, но тебя она совершенно не трогает, не пробивает. В этом заключается какая-то абсолютная магия и сила авторского голоса.
На бакалаврском профиле «Экранные искусства» студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ изучают всё, что связано с движущимися изображениями: от принципов режиссуры и основ сторителлинга до работы с актёрами и приёмов монтажа. Творческим руководителем профиля является известный кинорежиссёр и сценарист Иван И. Твердовский.
Сегодня киноискусство — это не только фильмы, но и видеоарт, инсталляции, фестивали. 15 мая Школа дизайна НИУ ВШЭ собирает экспертов, чтобы поговорить об экранных искусствах через конкретные выставочные проекты и пространства.
Профиль бакалавриата
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.