По общим вопросам
В ярком выпуске подкаста Школы дизайна НИУ ВШЭ ALUMNI TALK руководитель специализации «Анимация» Полина Кампиони встретилась с выпускницей и режиссёром анимации Сабиной Фахрутдиновой. Подкаст идёт целый час, поэтому горячо рекомендуем посмотреть его целиком, но, чтобы заинтересовать вас, мы выбрали самые вдохновляющие моменты: от случайного выбора анимации и борьбы с выгоранием (и даже его пользе) до преподавания детям и мечты покорить кино. Сабина рассказала, как создаёт выразительные миры, учится сценарному мастерству и планирует режиссёрскую карьеру, не расставаясь с анимацией.
выпускница бакалавриата «Анимация и иллюстрация», преподаватель анимации в Сколково от Союзмультфильма, автор клипа для певицы Сюзанны и участница анимационных фестивалей.
руководитель специализации «Анимация» в Школе дизайна, режиссёр анимации, участник международного анимационного марафона Fete de l’anim Франция и других анимационных фестивалей.
Полина: Сабина, ты уже закончила Школу дизайна, поработала с заказчиками, преподавала. Как ты сейчас ощущаешь себя в роли режиссёра анимации?
Сабина: Наверное, чувства до сих пор смешанные. Я продолжаю учиться: сейчас прохожу курс сценарного мастерства в «Сеансе» и собираюсь поступать в киношколу на режиссуру. Но при этом остаюсь в анимации — работаю фрилансером и преподаю анимацию детям. Это очень важная часть моей жизни.
П: Когда ты только выбирала анимацию, это было осознанным решением?
С: Всё получилось довольно случайно. Я училась в художественном училище в Казани на дизайне, но быстро поняла, что не хочу четыре года рисовать гипсовую голову. Искала что-то более актуальное — так и нашла Школу дизайна. Планировала поступать на графический дизайн, но в итоге оказалась на анимации. Меня очень впечатлили авторские фильмы, которые мы разбирали на курсе. Я увидела, насколько анимация может быть выразительной, нестандартной, и захотела попробовать себя в этом.
П: Многие говорят, что анимация — путь страдания и терпения. Для тебя это было так?
С: Да, без страданий, кажется, никак. Особенно в авторской анимации: ты сталкиваешься с жизненными событиями, перерабатываешь их и превращаешь в что-то, что будет жить дальше. Это сложный, но важный процесс. Я параллельно начала осваивать 3D, экспериментировала с техниками. Всё это помогло понять, что я хочу развиваться и в кино, но мой анимационный бэкграунд — крепкая база.
П: Тебе не хватило чего-то в анимации? Почему захотелось в кино?
С: В анимации я сама создаю миры, всё держу в голове, всё придумываю. А в кино — ты вживую работаешь с людьми, с актёрами. Это совсем другой опыт. Мне захотелось быть внутри этой реальности, а не только её сочинять.
П: А что помогало тебе не бросить всё во время учёбы?
С: Наверное, эскапизм и потребность в самовыражении. Когда ты чувствительный человек, тебе важно выпускать эмоции наружу. Движущаяся картинка — мощный способ говорить с миром.
П: Ты брала академический отпуск. Как это было и что он тебе дал?
С: Мне просто нужно было выдохнуть. Я поняла, что перегорела, и взяла паузу. За это время я много путешествовала, пробовала другие профессии. И пришла к выводу, что творчество — моё все. Академ дал мне ресурс вернуться и закончить обучение.
П: Расскажи про первые заказы. Как ты начала работать?
С: Уже с первого курса начала брать фриланс-заказы. У нас был курс по After Effects, и я почти сразу смогла применить знания на практике. Всё начиналось через сарафанное радио: кто-то видел мои работы в соцсетях, кто-то знал меня через маму. В Школе дизайна главное — сообщество, благодаря которому и появляются проекты.
П: Как появился клип для Сюзанны?
С: Это была мечта. Я просто написала ей в Instagram, приложила портфолио. Она не сразу ответила, но потом мы встретились и начали обсуждать проект. В итоге я работала с ней и саунд-продюсером Никитой Каменским. Я собрала команду, и мы сделали клип — это был важный опыт.
П: Ты преподаёшь детям. Как ты решилась на это?
С: Сначала было страшно — у меня не было опыта, только любовь к детям. Но я попробовала и не пожалела. У меня были две группы, недавно они выпустились. Конечно, первые занятия были полны паники, но потом всё стало проще. Сейчас продолжаю преподавать.
П: Как ты воспринимаешь выгорание?
С: Мне кажется, это неизбежная часть пути. У меня был сильный синдром отличницы, я пыталась всё делать идеально, и в какой-то момент просто перегорела. Тогда я ушла в академ, начала психотерапию, лечилась, восстанавливалась. Сейчас чувствую себя лучше. Важно слушать себя и не бояться останавливаться.
П: Ты сталкивалась с недобросовестными заказчиками?
С: Да. Один из заказчиков на Шри-Ланке не заплатил за работу, хотя использовал её. Я сделала пост, рассказала о ситуации — в том числе, чтобы предупредить других. Даже если работаешь с друзьями, нужно заключать договор.
П: Как ты реагируешь на критику и хейт?
С: Вначале было болезненно. Один раз мне написали: «Зачем ты это сделала? Это же вообще непонятно». Но потом я поняла, что работа живёт своей жизнью. Сейчас стараюсь относиться спокойнее. Хотя, конечно, бывают моменты, когда пересматриваешь старые фильмы и думаешь: «Почему я себя тогда так ругала? Всё ведь не так уж плохо».
П: Какие у тебя творческие планы?
С: Хочется снимать больше авторских фильмов, возможно, в кино. Планирую развивать свои сценарные навыки и, может быть, открыть летнюю анимационную мастерскую. И, конечно, продолжать преподавать — это даёт огромное вдохновение.
П: Что бы ты сказала студентам, которые сейчас на грани выгорания или сомневаются в себе?
С: Выгорать — нормально. Просто это знак, что нужно остановиться и пересмотреть, куда ты идёшь. Иногда лучше сделать паузу и вернуться с новыми силами, чем продолжать из последних сил. Не бойтесь быть «нормальными», не гениями. Главное — делать своё дело с любовью и честно.
Мы продолжаем цикл интервью с выпускниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. Нашей очередной собеседницей стала Евгения Новокрещенова, которая окончила магистратуру по профилю «Арт-дирекшн» и работает ведущим дизайнером брендингового агентства DDVB. Почему Женя отказалась от Берлинского университета в пользу Школы дизайна? Как она создавала айдентику для хулиганского театра? Что считает своими самыми удачными проектами? И чем отличается работа в региональном и столичном дизайнерских агентствах? Ответы на эти и другие вопросы ищите в интервью.
Нейросетевые технологии могут значительно ускорить процесс производства видеоконтента, оптимизируя практически все его этапы — от генерации сценариев до анимации персонажей, от написания музыки до цветокоррекции, от визуальных эффектов до анализа зрительских предпочтений. Для тех, кто хочет освоить самые передовые ИИ-инструменты и научиться их использовать в своём творчестве, в Школе дизайна открыт новый профиль бакалавриата «Искусственный интеллект и видеопродакшн». Мы поговорили с его индустриальным партнёром, режиссёром Дмитрием Алексеевым.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.