По общим вопросам
Анна Блинова-Першукова — дизайнер интерьеров с 17-летним опытом и преподаватель курса дополнительного образования «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Мы поговорили с Анной о том, как её путь в профессию начался с курсов ДПО, почему работа с частными клиентами требует психологической тонкости, а преподавание — особой страсти, и как музейные залы Петербурга становятся источником вдохновения для создания современных интерьеров.
Преподаватель курса ДПО «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Декоратор, руководитель студии AnnaDesign.
В Школу дизайна меня пригласила Мария Лугавцова — куратор магистерского профиля «Дизайн интерьера». Преподавать я согласилась неожиданно для самой себя — я была всегда так погружена в собственную дизайнерскую работу, что и мыслей о другом роде деятельности не возникало. К тому же, я знала, что преподавание занимает много времени и не была уверена, что обладаю таким ресурсом. Оказалось, что это очень интересно! Мне открылся целый мир, в котором можно делиться своими знаниями — и вот уже 2 года как я в Вышке.
И время мне удалось для этого найти. Несмотря на занятость как дизайнера — и не только проектную, например, на днях я много времени провела на съёмках моего интерьера для журнала, а недавно принимала участие в качестве эксперта в программе «Квартирный вопрос» — 2 раза в неделю я преподаю по вечерам курс дополнительного образования «Дизайн интерьера».
Мой опыт в этой сфере — 17 лет. У меня своя студия, в основном мы создаём жилые интерьеры, загородные дома и немного HoReCa: сейчас делаем проект глемпинга. С 2019 года мои проекты регулярно публикуются в профессиональных изданиях. Но мой карьерный путь начался не сразу — своё первое образование я получила в сфере экономики.
Уже позже я познакомилась с итальянским дизайном и очень им увлеклась. Мне кажется, стремление к красоте сидело внутри меня с детства, я интересовалась модой и любила красивые вещи.
Когда я увидела канонический итальянский интерьерный дизайн, я поняла, что это моя сфера. Мне захотелось обучиться этой профессии, но не было желания получать ещё одно высшее, и тогда я пошла на курсы по дизайну интерьера. Так что я — живой пример человека, который закончил курсы ДПО и успешно развивается в профессии.
Я постоянно учусь сама. Уже во время учебы я стала регулярно посещать международные выставки и производства мебели в Италии, набираться реального опыта и чувствовать профессию на ощупь. Такое живое знакомство помогло мне войти в профессию плавно, а предыдущее образование и аналитический склад ума помогли превратить этот опыт в систему. За время обучения я создала несколько крупных проектов — общественное пространство на 2000 кв.м. для ЭнергоМашБанка, банк КИТ финанс, который раньше был в центре Петербурга на Михайловской улице, и отделение обменного пункта БалтИнвест банка напротив Гранд Отеля Европа — важное место для иностранных туристов. А заказы на жилые интерьеры, квартиры и дома начались уже позже, благодаря «сарафанному радио».
Затем я продолжила свое образование в Миланском политехническом университете на курсе по интерьерам HoReCa. Это потрясающее место, которое само напитывает тебя. Там мы ходили по знаменитым отелям и бутикам, перенимали опыт и вдохновлялись. Важным двигателем моего обучения дизайну была окружающая среда. Так и в Школе Дизайна — само здание Канатного цеха формирует у студентов желание достичь высот в профессии. Это модное, красивое здание, памятник архитектуры авангарда.
Вернувшись домой я ожидала, что у меня вновь начнутся проекты для банков, салонов, ресторанов и отелей, но так вышло, что в моей профессиональной жизни стало больше жилых интерьеров.
Вообще сейчас мне интереснее и приятнее работать с девелоперами. Я более 15 лет работаю с частными заказчиками, и каждый такой проект требует постоянного личного и даже психологического включения. Это не всегда легко.
Я всегда говорю это своим студентам — если ты делаешь квартиру или дом, то минимум год ты будешь очень близко общаться с заказчиком, узнаешь его личные и семейные особенности, жизненные сценарии и много других деталей. Дизайнеру очень важно уметь выстраивать эту коммуникацию, чтобы и самому не выгореть, и соблюсти профессиональные границы. В этом помогает личный опыт, опыт взаимодействия с разными людьми, например, в путешествиях и, конечно, большая профессиональная насмотренность. Поэтому я очень часто вожу своих студентов в самые важные места в городе, связанные с интерьерным дизайном. Там они видят тот высокий уровень дизайна, в котором им надо разбираться и к работе с которым надо стремиться.
Курс ДПО в Школе дизайна даёт студентам сильную базу, но даже с ней для успешного развития в профессии надо много самостоятельно работать. Я учусь всю жизнь — сначала это были полноценные курсы, сейчас я посещаю экспертные лекции коллег, читаю книги, стремлюсь посмотреть на нашу деятельность с как можно большего числа точек зрения. Чем больше ты учишься, тем легче тебе ориентироваться в любом новом проекте и закрывать потребности самых разных заказчиков. Хочется, чтобы никто не питал иллюзий, что развитие в творческой профессии заканчивается на выпуске из вуза или завершении курсов ДПО — ты должен продолжать учиться, получать новый опыт и всегда искать самую актуальную информацию.
На первом занятии я всегда задаю студентам вопрос: «Зачем вы пришли учиться дизайну интерьера?» На самом деле, есть много разных причин, но моя самая первая группа в Школе дизайна в полном составе ответили, что хотят работать. И, конечно, все они сейчас работают по своей специальности. Все студентки этой группы, а это были только девочки, были сами очень вовлечены и замотивированы, посещали все занятия с горящими глазами и постоянно задавали вопросы. И их хвалили все мои коллеги — и Мария Лугавцова, и Андрей Пунин, главный куратор профиля «Дизайн среды и интерьера». Мне было как куратору очень за них приятно.
В профессии дизайнера интерьера ты можешь постоянно развиваться и искать свой путь — визуальный мерчендайзинг, дизайн интерьеров для частного жилья или бизнеса, визуализации, работа декоратором и стилистом и много других вариантов. Я считаю, что мы — художники, а интерьерный дизайн относится к сфере декоративно-прикладного искусства.
В начале этого пути мы в Школе дизайна, конечно, даем базу знаний в полном объеме и понимание, насколько эта база важна. Мы изучаем композицию, цвет, ритм, даем навыки компьютерной графики, учимся делать замеры, чертить и читать планы. Без этих основ невозможно будущее развитие, какую бы сферу студент ни выбрал.
Чтобы показать всё разнообразие профессии и познакомить студентов с топовыми профессионалами нашей сферы, я часто привожу на занятия своих коллег или вожу студентов к ним в мастерские, галереи, бюро и шоурумы. Там студентам рассказывают о своих проектах и опыте, показывают внутреннюю «кухню», а часто и знакомят с владельцами и ведущими менеджерами. Эти знакомства будут полезны в будущей работе, так как зная ведущих «игроков» индустрии, выпускники программы смогут донести ценность качественных материалов, мебели и декора до клиентов, почему оригинал — это круче, чем очень похожая реплика, а паркет принесет больше удовольствия, чем самый дорогой ламинат.
Наша задача как дизайнера не только сделать стильно и красиво, но и грамотно рассказать об этом клиенту, объяснить нюансы, помочь и подсказать. Не потому что заказчики ничего не понимают, они просто профессионалы в другой, своей, сфере. А нас нанимают за знания и кругозор в нашей. И очень важно, чтобы взаимодействие дизайнера с клиентом не было спором или борьбой, а стало совместной работой. Для этого надо быть готовым делиться своими знаниями — этому тоже необходимо научиться. На защитах проектов я всегда говорю своим студентам, что они должны уметь отстоять своё мнение, донести свою идею. Учебная презентация — это, своего рода, практика работы с будущим клиентом.
У меня были клиенты, которые после созданных для них интерьеров радикально меняли свой стиль и гардероб, начинали ходить на выставки, хотя до этого вообще не интересовались искусством, спрашивали меня, что посмотреть и почитать. Всё то, с чем заказчику неизбежно приходится знакомиться в процессе работы с дизайнером интерьера, очень затягивает.
В первую очередь, конечно, музеи. Благо в Петербурге можно увидеть самое разнообразное искусство от самых древних времен и до современности. Я, даже работая над частными интерьерами, всегда нахожу в музеях вдохновение. Например, если клиент хочет сделать что-то в стилистике шинуазри — это европейский стиль, использующий образы из традиционного китайского искусства — я отправляюсь в Эрмитаж смотреть китайские и японские залы, рассматриваю детали, подмечаю цветовые решения и просто вдохновляюсь атмосферой. И, конечно, хожу в галереи современного искусства, сама и со студентами.
В конце декабря состоится выпуск первого набора слушателей программы профессиональной переподготовки «Фэшн-индустрия. Продакт-менеджмент», совместно разработанной Школой дизайна НИУ ВШЭ и Институтом Beinopen.
Программа Школы дизайна НИУ ВШЭ «Менеджмент и PR в арт-индустрии», созданная по инициативе ЦСИ Винзавод, объявляет второй набор. В курсе задействованы ведущие эксперты в арт-индустрии: от руководителей главных институций в искусстве до руководителей агентств и главных редакторов ключевых СМИ.
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.