По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Fashion-команда Школы дизайна усилилась дизайнером Леонидом Алексеевым. Леонид — уникальный профессионал: он не только основатель бренда, выпускающего мужские и женские коллекции, и разработчик линий одежды для российских компаний, также он руководил дизайн-бюро Министерства обороны, работал над костюмами для московских театров, выпустил коллекцию одежды для футбольных фанатов. С нового учебного года Леонид начнет преподавать в Школе дизайна НИУ ВШЭ на программах бакалавриата и магистратуры. В интервью дизайнер рассказал о себе, о профессиональном долголетии и о выигрышной концепции fashion-образования.
— Вы закончили знаменитый Central Saint Martins. Скажите, насколько отличается российское и зарубежное fashion-образование?
Леонид Алексеев: На момент моего обучения аналогов колледжа Saint Martins в России не было. Прежде всего потому, что индустрия моды в нашей стране была еще очень молода, а настоящих профессионалов — очень мало. Я не верю в то, что человек, который не сделал ни одной коллекции в своей жизни, может научить других делать коллекции. А это как раз и была история советского и постсоветского дизайн-образования в области моды. Преподаватели не были практиками, и в этом была моя главная претензия. Но сегодня ситуация меняется — все больше людей моего возраста приходят в образование — и это люди, у которых реальный жесткий опыт за плечами. Например, когда меня пригласили в Школу дизайна НИУ ВШЭ, я посмотрел список кураторов, которые уже преподают в Школе, и понял, что это те люди, которых я уважаю как профессионалов и, видимо, как преподавателей. Мне кажется, что они не могут плохо преподавать.
— У вас свое ателье и свой бутик, вы успешный дизайнер, но согласились придти в Школу дизайна практически на большую нагрузку. Вы будете преподавать на программах бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования — для вас это челлендж или зов сердца?
Леонид Алексеев: Преподавание — это челлендж. Я не верю в полумеры, не верю и в безопасный путь. Я не новичок, ведь преподавал много лет — и в своей школе, и в качестве приглашенного преподавателя в других университетах. Я учил, как стать и как работать fashion-дизайнером. В связи с этим я даже вывел два спорных утверждения.
Первое заключается в том, что дизайн — это, прежде всего, система. Не зная этой системы, быть успешным дизайнером невозможно. А нужна эта система для того, чтобы выдавать качественный дизайн в течение длительного времени. Абсолютно любой человек может сделать гениальную коллекцию один раз в жизни, но вопрос в том, что делать дальше — как научиться системе в дизайне и выдавать регулярный высокий результат. На этом я делаю очень большой упор.
Вторая неприятная мысль состоит в том, что гениальная идея лучше, чем просто идея. К сожалению, большинство людей склонны эти понятия смешивать. Идеи приходят к дизайнеру постоянно, источником вдохновения может быть все, что угодно, но нужно учиться отбирать лучшие из них. Каждый раз необходимо задавать себе вопрос: то, что я придумал, — это по-настоящему круто или так себе? Такой навык позволяет дизайнеру иметь длительную карьеру. Ведь пока ты молод и свеж, придумать хиповый принт на футболку — раз плюнуть, но что делать через 10 лет? Огромное количество дизайнеров сдулись именно по этой причине — потому что со временем перестали чувствовать разницу между хорошей идеей и просто идеей. Это второе, чему я учу: как оценивать собственные идеи и отбирать их.
Кроме того, студентам нужно осознавать, что сегодня любой дизайнер должен быть бизнесменом, должен понимать, как продавать свои идеи, как строить процесс, как рассчитывать бюджет, как правильно тратить и как зарабатывать.
Я уверен, что передача знаний — важная часть жизни любого профессионала. Я надеюсь, что опыт, который я за долгие годы получил, я смогу передать студентам. Мало быть приходящим лектором, надо брать курс и курировать его постоянно, потому что результат возможен только при полном погружении. Этого требовали от меня, когда я был студентом, и это же буду требовать я и от студентов, и от себя.
— Вы разработали образовательную программу — в чем ее концепция и специфика?
Леонид Алексеев: У нас есть четкий план действий. Мы придумали программу, долго обсуждали ее, изменяли, опять обсуждали — и в итоге, кажется, пришли к идеальному варианту. Конечно, в ней есть прорывные вещи. Прежде всего, мы настаиваем на том, что работа должна идти пошагово, чтобы студент переходил от общего к частному. Мы называем это «системой подпорок». Во время первого проекта студент еще ничего не умеет и должен концентрироваться только на одной конкретной части проекта, а его поддержкой и опорой служит сама тема. Например, студент занимается силуэтом и ему не нужно думать о ткани, о деталях, фактуре — только о силуэте. А на следующих проектах подпорки постепенно убираются — то есть, к силуэту прибавляется фактура, детали, цвет.
Но независимо от проекта студент вовлечен в полный цикл: создание концепции, разработка мудборда, идеология, эксперимент и так далее — то есть, проходит все стадии, который каждый раз проходит профессиональный дизайнер. Таким образом, каждый раз усложняя задачу, у студента сохраняется мотивация, потому что в рамках каждого следующего проекта он узнает что-то новое, и ни один проект не повторяет предыдущий.
— Вы будете курировать и группу бакалавриата, и магистратуры, и ДПО. В чем принципиальные различия?
Леонид Алексеев: Раскачать людей на творчество очень сложно, так что скорее всего бакалавриат будет полностью посвящен освоению профессии дизайнера, а в магистратуре, куда скорее всего придут уже люди с опытом, мы будем учить, как из творчества сделать успешный бизнес, они будут осваивать техники, связанные с fashion-бизнесом. Конечно, будут и проекты, и коллекции, но обязательной частью останется бизнес-составляющая.
Я считаю, что на образовании в сфере fashion-индустрии не должно быть возрастного ценза. Люди среднего возраста, уже состоявшиеся в какой-то области, часто «перегорают», хотя амбиции покорить мир никуда не исчезают. Так что 40 лет — самое время осваивать новую профессию. С какой-то стороны, взрослый человек находится даже в более выигрышном положении, потому что к этому времени у него уже сформирован и хороший вкус, и высокий градус эстетики, и любовь к качеству. А в индустрии есть запрос на профессионалов с выдержанным вкусом. Восемнадцатилетних людей с хорошим вкусом очень мало — более того, им это и не нужно. Им нужно экспериментировать, носить странную одежду, делать татуировки на лице, потому что молодость — время поиска.
И да, у меня тоже были полосатые волосы, странная одежда, серебряная обувь, но каждому возрасту — свое. Более того, модным можно быть в любом возрасте — это аксиома. Необязательно надевать на себя клише. Это азы теории моды — почему люди надевают на себя социальное положение: если депутат — значит большой живот, если хочу чувствовать себя желанной — надену «леопардовую» юбку? От этого надо отучать. Для чего нужны дизайнеры — чтобы из одежды сделать моду. Этому мы и будем учить.
— Если вернуться к началу вашей карьеры, как получилось, что, окончив факультет менеджмента, вы резко поменяли карьерный трек и начали заниматься модой?
Леонид Алексеев: Я — абсолютное клише российской действительности. Родители были против творческой профессии и послали учиться так, чтобы в дальнейшем я мог зарабатывать деньги. После окончания школы на уровне сознания я был еще совсем ребенком, и кафедра менеджмента казалась мне спокойным и безопасным местом, где я смогу спокойно обдумать, что делать со своей жизнью дальше. Надо признать, что университет дал мне стабильность и научил меня учиться, хотя я и сопротивлялся. Но еще во время учебы я начал пробовать вещи, которые мне были интересны: занимался оформлением витрин, преподавал рисование, работал театральным художником, в салоне красоты, в ресторанной сфере. А в 19 лет случайно наткнулся на курсы костюма в миланском Европейском Институте Дизайна (Instituto Europeo di Design), приехал туда, и меня так захватила мода в плане творчества, что следующие 6 лет я, не приходя в сознание, ей занимался. Потом, уже закончив Saint Martins, я открыл свое ателье, каким-то чудом не разорился и прожил 10 лет жизнью стандартного fashion-дизайнера.
— «Не разориться» — это как раз нестандартно, разве нет?
Леонид Алексеев: Вести бизнес — это то, чему обязательно надо учиться, помимо непосредственно дизайна.
До 33 лет, уже имея свой бизнес, я не знал, как работать в Excel. Внезапно я обнаружил, что это умеют абсолютно все кроме меня. Мне стало так стыдно, что со злости я выучил программу за ночь. Тогда я очень четко понял, что учиться необходимо все время. И с тех пор я постоянно хожу на семинары, слушаю иногда очень скучные выступления профессионалов из fashion-ритейла, которые бубнят, как обстоят дела на рынке. Потому что обойтись без них нельзя — только обладая этой информацией, ты можешь понять, что делать. Рынок развивается быстрее, чем это видно невооруженным глазом, а кроме fashion-трендов существуют рыночные тренды, и если их не знать, то можно легко разориться. Кажется, что раз все носят свитшоты — значит, можно на них делать ставку, но такие рассуждения могут привести к банкротству, потому что рынок решил свернуть от свитшотов, например, к юбкам. Помимо того, чтобы быть профессионалом, нужно все время развиваться и учиться.
— Научить людей зарабатывать деньги — это реально?
Леонид Алексеев: Я это делаю третий год подряд и есть успешные кейсы.
Существуют части бизнес-процесса, над которыми дизайнеры не задумываются, потому что считают, что это должен сделать за них кто-то другой. Хотя на самом деле, это часть их работы. Когда об этом рассказываешь и показываешь, как нужно делать, то в начале им кажется, что это какой-то новый мир, магия, а потом все забывают, что можно делать как-то по-другому. В этот момент в лексиконе появляются страшные слова «ассортимент», «маржинальность», «финансовая эффективность», «коэффициенты стоимости».
Это интересно, но многих пугает осознание того, что бизнес — это риск, а fashion-бизнес — прежде всего, экономический риск, и никаких гарантий нет. Гарантия только в том, что, если вы будете очень успешно работать, у вас возможно что-то получится. Но есть правила и инструменты, которые помогут избежать глупейших ошибок.
— Вы очень разносторонний человек: работали и с театрами, и с российской армией, и с футбольными клубами — для fashion-дизайнера важно менять точку зрения и вектор развития или просто так получилось?
Леонид Алексеев: Для меня — важно, но это личная история. Есть люди, которые чувствуют себя комфортно, делая одно и то же каждый день, и получают удовольствие от того, что постоянно совершенствуют свои идеи. А я устаю от одного направления, мне нужно менять сферы деятельности, и меня очень привлекают интересные проекты, которые могут восприниматься как вызовы самому себе. Если особенно хорошо делаешь мужскую одежду, то хочется попробовать себя в женской, если отлично получается женская — хорошо бы попробовать делать детскую или спортивную или униформу для работников клининга. Потом становится интересно, могу ли я сделать театральный костюм или шляпы или оформить интерьер ресторана.
— Вы один из немногих дизайнеров, который выпускает в один сезон две коллекции — мужскую и женскую. С чем это связано?
Леонид Алексеев: Наверное, с большим количеством моих интересов, которые не получилось реализовать в рамках одной линии. Это не плохо и не хорошо — просто я так делаю. Мне часто советуют сконцентрироваться на чем-то одном, а мне нравится жонглировать несколькими шарами сразу.
— Что главное в профессии: талант, трудолюбие или правильное образование?
Леонид Алексеев: На этот вопрос существует очень много ответов великих людей. Но если коротко, то преподавание и обучение — это совместная работа двух сторон. Конечно, очень многое зависит от преподавателя, ведь методики обучения не просто так придуманы, но и без мотивации, таланта и желания со стороны студента ничего не получится.
Думать, что придя к какому-то определенному куратору, ты автоматически станешь великим дизайнером, — глупо. В то же время было бы слишком амбициозно с моей стороны говорить, что из любого можно сделать профессионала. Но попробовать придется.
На самом деле, талант может проявиться в очень неожиданном месте и в неожиданное время. Не всегда с первого взгляда, с первого разговора и даже с первых работ понятно, что человек талантлив. Иногда талант раскрывается вопреки. Поэтому каждый человек должен получить высшее образование — особенно, если он интересуется красотой. Что делать с ним дальше — это уже дело каждого.
— Если говорить о российской fashion-индустрии, то на каком этапе развития она находится сейчас?
Леонид Алексеев: Сейчас мы явно проходим этап роста, но у любого роста есть краткосрочные и долгосрочные перспективы. На данный момент мы отрабатываем краткосрочные перспективы, то есть зарабатываем деньги. Если говорить о будущем, то скорее всего нас ждет то, что было в Италии 20 лет назад — коммерциализация существующих брендов. Если теоретически предположить, что на рынок выходит бренд с историей, то компании, которые потенциально могут его купить, видят его как источник дохода, но, чтобы обеспечить коммерческое долголетие, нужны команды профессионалов.
А пока что современным брендам не хватает людей — требуются не просто творческие и трудоспособные девушки, а те, кто в состоянии делать бизнес, ведь заработать одеждой сложно. Так что хорошие профессионалы в сфере fashion станут все более востребованными.
Леонид Алексеев — дизайнер одежды, основатель бренда под собственным именем, выпускающего коллекции женской и мужской одежды, разработчик линий одежды для российских национальных брендов, участник международных и российских недель моды, автор костюмов к спектаклям и кино, лауреат национальных и международных премий в области дизайна, редактор и участник многочисленных телевизионных проектов о моде, автор курса по бизнесу в области моды и теории моды и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Подробнее о программе.
Подать документы на программу «Мода» можно до 16 августа.
По всем вопросам, касающимся поступления — обращаться к Ульяне Аристовой
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.