Думать как художник, продюсер и перформер

Посещение выставок, встречи с практиками искусства и медиа, создание концепций перфомансов и фильмов. Рассказываем, чем занимались слушатели курса «Новые медиа» Игоря Шулинского во 2 модуле.

Алексей Агранович и Михаил Бархин в Школе дизайна

В рамках учебного процесса студенты посещали выставки и знакомились с практиками искусства. В гости к студентам с лекциями пришли продюсер Алексей Агранович и театральный художник Михаил Бархин. Целью лекций было дать студентам представление о разных профессиях в сфере искусства и посмотреть на свой учебный проект с разных профессиональных позиций.

Алексей Агранович рассказал о создании и организации сахалинского кинофестиваля «Край света» (SIFF «On the Edge», с 2012 года), продюсером которого он является. Будучи практиком в разных сферах искусства (Алексей известен также как актёр и режиссёр), он призывает студентов смотреть на продюсирование как на перфоманс и поиск самого продуктивного соединения ресурсов всех участников действия.

Михаил Бархин театральный художник, архитектор и режиссер, рассказал о своих работах для театра и поделился личным опытом решения художественных задач: большие и маленькие бюджеты, камерные и грандиозные выставочные пространства. Опытный художник должен уметь отвечать на любые вызовы и строить коммуникацию со всеми членами команды.

В этом году перед студентами 1 и 3 курса, посещающими курсы Игоря Шулинского, стоит задача сделать концепцию проекта по мотивам книги американского писателя Ричарда Бротигана. В качестве итогового проекта студенты могут представить концепцию выставки, фестиваля, фильма, сериала и другого медийного продукта.

Студенты разных курсов решают задачу, используя уже имеющиеся навыки и приобретая новые. Все студенты пробуют себя в нескольких ролях: от сценариста и режиссера до стенографа, художника и продюсера. По мнению Игоря Шулинского умение думать как художник, продюсер и перформер и уметь преключаться между этими ролями- ключевой навык успеха.

Старшекурсники детально прорабатывают концепцию своего медиа-продукта, первокурсники — намечают вектор работы.

Во 2 модуле студенты делали «Библию персонажей» для своей концепции. Задача состояла в том, чтобы выделить основных героев, которые перекочуют из книги писателя в проект, и показать, как образ героев Бротигана меняется в новом медийном контексте. В «Библии персонажей» также было необходимо показать мир, в котором будет происходить действие, и дать другие вводные, необходимые для более детальной работы над концепцией.

Сценарии фильмов, музыкальный клип и инсталляция для BURNING MAN

Юлия Евстратова, студентка 1 курса направления «Современное искусство», придумала инсталляцию для культового фестиваля Burning Man. Она предложила установить на территории проведения фестиваля инсталляцию в форме арбуза диаметром 10 на 15 метров. На инсталляции она размещает надпись «Did not offend artist» и информацию о трагической смерти Бротигана, застрелившегося в 1984 году в возрасте 49 лет. Своей работой она хочет напомнить о стержневой идее книги и указать на ее связь с философией и жизнью автора.

Елизавета Моавчан, студентка 1 курса направления «Современное искусство», предложила концепцию клипа, соединив визуальные мотивы книги «В арбузном сахаре» с музыкой Мерлина Менсона. Елизавета так формулирует основную идею своего проекта: «Человек должен быть свободным. Свободным творить как
добро, так и зло, человек без свободы — не человек»
. Конфликт между бандой Кипятка и остальными жителями «Арбузного сахара», по мнению Елизаветы, хорошо подходит для выражения этой идеи.

Мелания Некифорова, студентка 1 курса направления «Современное искусство», представила «Библию персонажей» для перфоманса «Пустота присутствия». В «Пустоте присутствия» наравне с актерами и хореографией большую роль играют взаимодействия света, эмоций и музыки. Мелания придумала структуру и сюжет действия, дополнив его переработанным текстом. Перфоманс разделен на четыре акта, во время которых разворачивается история внутренней и внешней борьбы героев: со своими демонами, и с обществом, безразличным к их травмам.

Проект «Арбузы цветут осенью» Галины Соколовой, студентки 3 курса направления «Анимация и иллюстрация», переносит действие в наши дни и узнаваемые российские реалии. Галина адаптировала текст для мелодрамы и написала диалоги персонажей.

Ярослав Мотайлов, студент 3 курса направления «Современное искусство», придал роману Бротигана совершенно новое измерение: он поместил историю героя в исторические реалии середины 20 века. Тигры, которые в источнике играют роль полумифических уничтоженных людьми животных, — это искаженные травмированным детским сознанием образы нацистов, а сам «арбузный сахар» — внутреннее прибежище сошедшего с ума юноши. Герой потерял родителей и пережил заточения в концентрационном лагере. Находясь психиатрической больнице, он продолжает существовать в мире своего воображения. Мы попросили студента рассказать о том, как проходила работа над проектом и чем был полезен прослушанный курс.

Ярослав Мотайлов, студент 3 курса:

«Курс Игоря был для меня полезен (и до сих пор приносит плоды). Изучали много литературы, построение сюжета. Сюжет, разбор как можно детальнее каждых строчек и анализ текста как такового. На последнем этапе шлифования сценария работа зачастую превращалась в брейншторм: как можно сделать лучше? Курс — балдеж. Но на нем нужно чрезвычайно много работать».


Материал подготовлен Студенческой редакцией.

Читайте также

Видео выпускницы Школы дизайна стало частью коллекции Мультимедиа Арт Музея

Александра Тен в своей видеоработе Blackout наблюдает солнечное затмение, безмятежно лежа на склоне холма. Именно это произведение художницы было высоко оценено Ольгой Свибловой и приобретено для коллекции Мультимедиа Арт Музея (Москва).

Самшит. Персональная выставка Алексея Рюмина

Не знаем, о чём уж вы там подумали, прочитав слово «самшит»... Но выставка Алексея Рюмина посвящена одноимённому кустарнику, который для него является метафорой человеческих состояний, меняющихся под воздействием закона. Проект преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ будет представлен в «Галерее Электрозавод» с 18 по 28 июля.

О направлении

Медиа и дизайн

Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское мышление с дизайнерскими навыками. На направлении «Медиа и дизайн» Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент, владеющих графическим и моушн-дизайном, мыслящими мультимедийными форматами, создающими концептуальные продукты.

В рамках направления открыты профили бакалавриата и магистратуры.

Как поступить

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.