Думать как художник, продюсер и перформер

Посещение выставок, встречи с практиками искусства и медиа, создание концепций перфомансов и фильмов. Рассказываем, чем занимались слушатели курса «Новые медиа» Игоря Шулинского во 2 модуле.

Алексей Агранович и Михаил Бархин в Школе дизайна

В рамках учебного процесса студенты посещали выставки и знакомились с практиками искусства. В гости к студентам с лекциями пришли продюсер Алексей Агранович и театральный художник Михаил Бархин. Целью лекций было дать студентам представление о разных профессиях в сфере искусства и посмотреть на свой учебный проект с разных профессиональных позиций.

Алексей Агранович рассказал о создании и организации сахалинского кинофестиваля «Край света» (SIFF «On the Edge», с 2012 года), продюсером которого он является. Будучи практиком в разных сферах искусства (Алексей известен также как актёр и режиссёр), он призывает студентов смотреть на продюсирование как на перфоманс и поиск самого продуктивного соединения ресурсов всех участников действия.

Михаил Бархин театральный художник, архитектор и режиссер, рассказал о своих работах для театра и поделился личным опытом решения художественных задач: большие и маленькие бюджеты, камерные и грандиозные выставочные пространства. Опытный художник должен уметь отвечать на любые вызовы и строить коммуникацию со всеми членами команды.

В этом году перед студентами 1 и 3 курса, посещающими курсы Игоря Шулинского, стоит задача сделать концепцию проекта по мотивам книги американского писателя Ричарда Бротигана. В качестве итогового проекта студенты могут представить концепцию выставки, фестиваля, фильма, сериала и другого медийного продукта.

Студенты разных курсов решают задачу, используя уже имеющиеся навыки и приобретая новые. Все студенты пробуют себя в нескольких ролях: от сценариста и режиссера до стенографа, художника и продюсера. По мнению Игоря Шулинского умение думать как художник, продюсер и перформер и уметь преключаться между этими ролями- ключевой навык успеха.

Старшекурсники детально прорабатывают концепцию своего медиа-продукта, первокурсники — намечают вектор работы.

Во 2 модуле студенты делали «Библию персонажей» для своей концепции. Задача состояла в том, чтобы выделить основных героев, которые перекочуют из книги писателя в проект, и показать, как образ героев Бротигана меняется в новом медийном контексте. В «Библии персонажей» также было необходимо показать мир, в котором будет происходить действие, и дать другие вводные, необходимые для более детальной работы над концепцией.

Сценарии фильмов, музыкальный клип и инсталляция для BURNING MAN

Юлия Евстратова, студентка 1 курса направления «Современное искусство», придумала инсталляцию для культового фестиваля Burning Man. Она предложила установить на территории проведения фестиваля инсталляцию в форме арбуза диаметром 10 на 15 метров. На инсталляции она размещает надпись «Did not offend artist» и информацию о трагической смерти Бротигана, застрелившегося в 1984 году в возрасте 49 лет. Своей работой она хочет напомнить о стержневой идее книги и указать на ее связь с философией и жизнью автора.

Елизавета Моавчан, студентка 1 курса направления «Современное искусство», предложила концепцию клипа, соединив визуальные мотивы книги «В арбузном сахаре» с музыкой Мерлина Менсона. Елизавета так формулирует основную идею своего проекта: «Человек должен быть свободным. Свободным творить как
добро, так и зло, человек без свободы — не человек»
. Конфликт между бандой Кипятка и остальными жителями «Арбузного сахара», по мнению Елизаветы, хорошо подходит для выражения этой идеи.

Мелания Некифорова, студентка 1 курса направления «Современное искусство», представила «Библию персонажей» для перфоманса «Пустота присутствия». В «Пустоте присутствия» наравне с актерами и хореографией большую роль играют взаимодействия света, эмоций и музыки. Мелания придумала структуру и сюжет действия, дополнив его переработанным текстом. Перфоманс разделен на четыре акта, во время которых разворачивается история внутренней и внешней борьбы героев: со своими демонами, и с обществом, безразличным к их травмам.

Проект «Арбузы цветут осенью» Галины Соколовой, студентки 3 курса направления «Анимация и иллюстрация», переносит действие в наши дни и узнаваемые российские реалии. Галина адаптировала текст для мелодрамы и написала диалоги персонажей.

Ярослав Мотайлов, студент 3 курса направления «Современное искусство», придал роману Бротигана совершенно новое измерение: он поместил историю героя в исторические реалии середины 20 века. Тигры, которые в источнике играют роль полумифических уничтоженных людьми животных, — это искаженные травмированным детским сознанием образы нацистов, а сам «арбузный сахар» — внутреннее прибежище сошедшего с ума юноши. Герой потерял родителей и пережил заточения в концентрационном лагере. Находясь психиатрической больнице, он продолжает существовать в мире своего воображения. Мы попросили студента рассказать о том, как проходила работа над проектом и чем был полезен прослушанный курс.

Ярослав Мотайлов, студент 3 курса:

«Курс Игоря был для меня полезен (и до сих пор приносит плоды). Изучали много литературы, построение сюжета. Сюжет, разбор как можно детальнее каждых строчек и анализ текста как такового. На последнем этапе шлифования сценария работа зачастую превращалась в брейншторм: как можно сделать лучше? Курс — балдеж. Но на нем нужно чрезвычайно много работать».


Материал подготовлен Студенческой редакцией.

Читайте также

«Авторское кино» с Иваном И. Твердовским

В «Москино Музейный» проходит регулярный киноклуб «Авторское кино» под руководством режиссера, сценариста и преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ Ивана И. Твердовского.

HSE ART GALLERY 2.0 — перезапуск галереи и новое пространство на «Винзаводе»

Начинается новая глава HSE ART GALLERY. Спустя 5 лет галерея Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает вторую выставочную площадку на территории ЦСИ «Винзавод», одного из крупнейших частных центров современного искусства в России. Прежнее пространство на Павелецкой станет местом для реализации коммерческих проектов и выставок зарекомендовавших себя студентов и выпускников.

О направлении

Медиа и дизайн

Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское мышление с дизайнерскими навыками. На направлении «Медиа и дизайн» Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент, владеющих графическим и моушн-дизайном, мыслящими мультимедийными форматами, создающими концептуальные продукты.

В рамках направления открыты профили бакалавриата и магистратуры.

Как поступить

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.