Анзор Канкулов: «Можно сделать невероятную карьеру в фэшн-журналистике. Это сложно, но реально»

В 2020 году в Школе дизайна открывается новый профиль бакалавриата «Фэшн-журналистика». Его возглавит Анзор Канкулов — журналист и эксперт в области моды, занимавший ключевые посты в журналах ОМ, Harper’s Bazaar, Black Square, Port и Numero. О карьере в фэшн-журналистике и перспективах модных медиа — читайте в этом интервью.

Руководитель направления «Мода» в Школе дизайна, журналист и эксперт в области моды, в разное время работавший главным редактором журналов «ОМ», Harper’s Bazaar, Black Square, Port, редакционным директором журналов L’Officiel и Numero.

«Фэшн-журналистика» дополнит список профилей одного из образовательных направлений Школы дизайна — «Мода». Студенты профиля будут учиться на журналистов, редакторов и модных обозревателей, соединяя компетенции дизайнеров и авторов. Чем новое направление отличается от уже существующего в Школе профиля «Медиа и дизайна»? В чем специфика модных медиа? Как добиться успеха? Мы попросили Анзора Канкулова ответить на эти вопросы и дать несколько советов тем, кто хочет строить свою карьеру в фэшн-журналистике.

У вас богатый опыт работы в медиа. Как, на ваш взгляд, изменилась индустрия за последние 20 лет?

С медиа и фэшн-медиа происходят необратимые процессы, вызванные глобализацией и информатизацией. Если раньше средства производства находились в руках отдельных людей, которые были вершителями судеб, то сегодня технологически процесс производства контента доступен почти всем. Любое творческое начинание становится связано с медийной активностью. Модные бренды, которые всегда общались с покупателями через медиа, теперь сами хотят быть медиа: создавать контент и иметь заинтересованную аудиторию.

Зачастую успешные редакторы, журналисты и блоггеры не имеют профильного образования. Почему так происходит и какие навыки и знания необходимы для создания качественного контента?

Да, это действительно так. Сейчас, чтобы иметь доступ к инструментам производства и созданию контента, не нужно иметь специального образования. Это и упрощает, и усложняет ситуацию. То же самое примерно происходит и с кино, и с фотографией: общедоступность возможностей приводит к обнажению сути. Самое важное, что есть в журналистике, — это умение рассказывать историю. Для того, чтобы делать это интересно и качественно, можно учиться на собственном опыте, а можно окружить себя профессионалами и ускорить процесс. Есть грамматика дизайна и грамматика медиа, изучив которые, можно эффективнее, быстрее и качественней войти в профессиональную среду. Есть некоторые вершины, например, журнал Vogue или Harper’s Bazaar, — сотрудничество с ними предполагает гораздо больше навыков, чем умение привлечь подписчиков. Нужно более широкое понимание форматов и инструментов.

Вы получили философское образование. Оно как-то повлияло на дальнейшее развитие вашей карьеры? Как случился ваш поворот к миру моды?

Хорошее образование и хороший вуз в большой мере состоит из среды, которая тебя окружает. Более половины моих друзей в студенческие времена занимались журналистикой и стали очень успешными на этой стезе, определив лицо журналистики на следующие 10-15 лет. Контекст, широкий кругозор, умение смотреть на мир — необходимая база для того, чтобы начать заниматься журналистикой. Когда я сам был студентом, меня интересовала современная культура. Тогда она ярче всего выражалось через музыку. Позднее роль формирования идентичности взяла мода. После университета я оказался в журнале ОМ и проработал там достаточно долгое время. Мы хотели делать «модный», не в смысле тематики, а в смысле популярности журнал. И делали его, попутно разбираясь с модой как частью интересовавшей нас культуры. Затем я перешел в Harper’s Bazaar. Модный журнал — это такая точка обзора, откуда можно увидеть, как устроена индустрия, понять моду с разных сторон. Нельзя сказать, что мода — это единственное, что меня увлекает, но это то, чем я занимался много лет, и то, что я хорошо понимаю.

В 2020 году в Школе дизайна под ваших руководством открывается новый профиль бакалавриата «Фэшн-журналистика». Как будет построено обучение?

Высшая Школа экономики — прогрессивный во всех смыслах вуз, и он развивает главный элемент современного образования — проектный подход. Люди обучаются в процессе делания. Мы будем заниматься тем, чем занимаются фэшн-журналисты: делать модные сми в разном формате. Как делать журнал? Как писать статью? Как сочетается текст и картинка? Мы будем создавать свой журнал, производить тексты, фотографии и видео, делать сайт, работать с соцсетями. Сейчас журналистское образование в России зачастую имеет теоретический оттенок. Скажем, в англо-американской традиции превалирует другой, практический подход. В этом смысле мы ближе к Западу.

Над каким проектами будут работать студенты?

Мы будем делать, например, фэшн-журнал в его традиционном печатном формате. Несмотря на то, что это, наверное, сейчас не самый передовой край медиа, но по-прежнему главный опыт для того, чтобы понимать, что такое формат, какие существуют жанры, на какие задачи распадается производство. Это очень полезно. При этом, я вижу, что у современных студентов именно к печатному журналу есть интерес. Сейчас же, по сути, нет такого популярного молодежного журнала, поэтому студенты пытаются перепридумать формат. Студенты будут учиться работать с картинкой и изображением на разных уровнях: от технического к концептуальному. Мы учим правилам сочетания через дизайн и стремимся к тому, чтобы наши проекты были комплексными и интегрированными.

В чем отличие профиля «Фэшн-журналистика» от уже существующего в Школе дизайна профиля «Медиа и дизайн»?

Для того, чтобы заниматься журналистикой в сфере моды, нужно разбираться в моде. Есть предубеждение, что это нечто поверхностное, но на самом деле, за экспертизой в фэшн-области стоит большой бэкграунд и насмотренность, информированность, понимание сути происходящего — это основа для того, чтобы сделать что-то достойное. Этим мы тоже будет заниматься. Еще больше, чем в традиционных медиа, в моде превалирует власть образа. Так что акцент будет в еще большей мере на картинку — и вообще на эстетику.

«Четвертая власть». Применимо ли это выражение к фэшн-журналистике?

Фэшн и медиа шли всегда рука об руку. Мода, как мы ее понимаем, сложилась в начале XX века — примерно тогда же, когда сложились современные медиа. Можно сказать, что медиа для моды — основная среда существования. Мы взаимодействуем с самой одеждой не так часто, как с изображениями и текстом о ней. В этом смысле модный журнал всегда был такой таможней — точкой влияния, через которую проходили сообщения от брендов к покупателям. Влияние фэшн-журналистов огромно. Самый очевидный пример — Анна Винтур, главный редактор американского Vogue, человек, позиция и мнение которой может очень существенно повлиять, скажем, на судьбу молодого бренда. И не только она — любой журналист в сфере моды может оказать реальное влияние на развитие марки, ведь развитие во многом зависит от медийной поддержки. Часть работы редактора и журналиста в моде — постоянно искать и продвигать новые и интересные марки.

Кто будет преподавать на новом профиле?

При выборе преподавателей мы будем ориентироваться на практику, на вход в индустрию. Мы будем приглашать редакторов, стилистов и критиков, кто практически занимался и занимается созданием ведущих изданий — как печатных, так и диджитал. У нас на направлении «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ кстати уже преподают очень опытные специалисты в этой области: например, Екатерина Павелко, которая много лет была директором моды журнала Esquire.

Кем и где будут работать выпускники?

В первую очередь, мы обучаем журналистов и редакторов. Но так как журналистика и PR в моде довольно близки, связи с общественностью — еще одна возможность профессионального развития. Я не думаю, что есть что-то невозможное. Можно попасть в редакцию крупного издания в Лондоне? Это сложно, никто не может этого обещать. Но есть вдохновляющие примеры. Например, Карина Добротворская, которая когда-то была редактором российского Vogue, а сейчас является президентом и редакционным директоров Brand Development в Condé Nast International в Лондоне. Можно сделать невероятную карьеру в области моды, хотя, конечно, не каждый на это способен. Но примеры, доказывающие, что это реально — есть.

О программе «Фэшн-журналистика»

Какие экзамены нужно сдать для поступления?

Для поступления на программу «Фэшн-журналистика» нужно сдать ЕГЭ по русскому и литературе не менее чем на 60 баллов по каждому предмету и пройти творческое испытание, включающее просмотр проекта и собеседование, не менее чем на 60 баллов.

Выпускники школ, набравшие менее 60 баллов за ЕГЭ по русскому языку и литературе, не могут подавать документы для поступления в Школу дизайна. Проходные баллы определяются после подведения общих итогов поступающих.

Сколько стоит обучение?

Обучение стоит 600 000 руб в год.

Есть ли на программе бюджетные места?

Нет, бюджетных мест на программе нет.

Есть ли скидки на обучение?

На коммерческих программах «Мода» и «Современное искусство» скидки предоставляются, начиная со II курса, по итогам обучения и в зависимости от места студента в образовательном рейтинге. Подробнее.

Как сдать творческий конкурс?

Абитуриенты, подавшие документы в приемную комиссию НИУ ВШЭ, будут приглашены для прохождения творческого конкурса в июле в здании Школы дизайна (Малая Пионерская ул., 12).

Творческий конкурс включает собеседование и просмотр проекта, самостоятельно подготовленного студентом.

Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Для успешного прохождения собеседования вы должны быть готовы назвать не менее двух запомнившихся вам авторов или артефактов / или стилевую тенденцию, художественное направление, характерные для нижеперечисленных периодов истории искусства и культуры, и уметь дать им краткую характеристику: Античность, Раннее Средневековье, Высокое Средневековье, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век.

Какой проект подготовить к поступлению?

Рекомендуемые форматы проектов:

  • проект модного бренда или магазина в виде серии эскизов или фотографий с описанием авторской концепции;
  • проект модного журнала в виде серии разворотов и обложки;
  • серия эскизов, представляющих разработку костюмов для известного литературного произведения, фильма или спектакля;
  • серия коллажей, представляющих исследование исторического периода в моде, творчества дизайнера или модного дома.

Каждый проект должен быть подготовлен специально для вступительных испытаний в Школу дизайна НИУ ВШЭ. Не разрешается предоставлять на просмотр проекты, выполненные для вступительных экзаменов в другие вузы, а также дипломные работы, выполненные для колледжей и других учреждений СПО.

Выбор Анзора Канкулова

Журналы

Журналисты, за которыми стоит следить

Тим Бланкс

Тим Бланкс

Editor-At-Large, «Business of fashion»

Один из самых влиятельных и взвешенных критиков в моде

Сара Мауэр

Сара Мауэр

Фэшн-критик, Vogue US

Известный редактор и обозреватель, чье внимание помогло многим молодым брендам

Анжело Блаковенто

Анжело Блаковенто

L'Uomo Vogue, GQ, Fantastic Man and

Итальянский фэшн-журналист и писатель, блестящий автор, пишущий о моде с настоящей страстью

Катя Федорова

Катя Федорова

Телеграм-канал @GoodMorningKarl

Автор лучшего телеграм-канала о моде

Лиана Сатенштайн

Лиана Сатенштайн

Журналист, Vogue US

Молодая журналистка, которая сочетает внимание ко всему передовому и новому с интересом к современной России

Факторы успеха

  1. Искренний интерес к моде. Мода тесно сопряжена со светской жизнью, но их нужно разделять. Любить моду — значит следить за происходящим.
  2. Личный энтузиазм и активность. Нужно быть готовым участвовать во многом, проявлять интерес, быть вовлеченным и открытым.

Читайте также

Поп-ап выставка и паблик-ток «Ре/конструкция: мода и исторический костюм»

10 апреля в 19:00 состоится открытие поп-ап выставки и пройдет паблик-ток в рамках секции «Искусство и дизайн: модели телесности» конференции «Теории и практики искусства и дизайна». В ходе дискуссии обсудим важность истории костюма, реконструкции и переосмысления исторического костюма не только в рамках программ по дизайну одежды, но и для исследований истории и теории моды.

Мария Смирнова: «Вы, говорю я студентам, всё время должны задавать себе вопрос: зачем я это делаю?»

Где проходит грань между модой и современным искусством? Как построить собственный фэшн-бренд? И что нужно сделать, чтобы стать дизайнером Balenciaga? Об этом и многом другом мы поговорили с Марией Смирновой — куратором направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и успешным фэшн-дизайнером.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.