По общим вопросам
Последние четыре дня студенты и преподаватели Школы дизайна спешно обживают Zoom, Skype, Hangouts и ищут новые способы поддерживать друг друга и оставаться на связи. Студенческая редакция поговорила с преподавателями Школы дизайна, чтобы узнать, как прошли их первые дни в новом режиме.
Благодарим тех, кто поделился с нами своим опытом. Если вы преподаете в Школе дизайна и хотите рассказать о том, как встречаете вызов дистанционного образования, какие новые проекты организуете, пишите нам: belousova.text@gmail.com. Мы будем рады вашим историям!
сооснователь московского Магазина комиксов «Чук и Гик» и издательства Jellyfish Jam, переводчик («Маус. Рассказ Выжившего», «Здесь», «Одеяла», «Палестина» и др.)
Василий Кистяковский преподает в Школе дизайна на профиле «Комикс», и первая неделя дистанционного режима пришлась на лекцию по французскому комиксу 1960-70-х годов. Предлагать студентам новый формат лекции нужно было срочно, поэтому он выбрал Инстаграм. У всех студентов Инстаграм уже был, все они хорошо владели им и не нуждались в дополнительных инструкциях. Для того, чтобы рассказать материал и ответить на вопросы студентов, Василию хватило обычного функционала стрима.
«Тема была довольно любопытная: 1960-70ые годы связаны с мощным переходом от детского комикса к взрослому. Получилось рассказать не только про Астерикса и Обеликса, но и про начало Шарли Эбдо, Май 1968 и всяких великих, типа Мёбиуса»
Василий отмечает, что впечатления у слушателей были положительные: кроме студентов к стриму присоединились «вольные слушатели», которые оставляли комментарии и даже благодарности. Несмотря на такой успех лекции, Василий признался, что для семинаров планирует использовать более интерактивные сервисы и выкладывать стримы на ютуб, чтобы студенты могли их пересматривать.
саунд-продюсер, саунд-артист, композитор, DJ, музыкальный консультант, автор саундтреков для кино и рекламы, радиоведущий (NNW радио), организатор международных музыкальных проектов и фестивалей, саунд-дизайнер, скрипач, мультиинструменталист
До перехода на дистанционное обучение студенты факультатива Евгения Вороновского «Экспериментальная музыка и работа в звуковых редакторах» часто обменивались ссылками и общались онлайн, но организовать дистанционную трансляцию на весь класс предстояло Евгению впервые.
«Пара в online-формате для студентов Школы дизайна стала моим первым опытом дистанционной конференции, первым стримом. Я, конечно, немного волновался, поэтому установил и изучил программу Zoom заранее. В назначенное время студенты стали добавляться в чат и началось: я рассказывал свой материал, демонстрируя работу в нескольких музыкальных редакторах».
Евгений отмечает, что в Zoom есть удобная функция «карандаша», с помощью которой можно обводить и указывать на отдельные кнопки интерфейсов, что не сделаешь, например, в Skype. Так как преподаватель работал с домашнего компьютера, то смог в дополнение к основному материалу показать работу еще нескольких программ, которые не установлены на компьютере в кампусе.
руководитель направления «История и теория искусства и дизайна» в Школе дизайна, кандидат искусстоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник
Александра Старусева-Першеева преподает в Школе дизайна несколько искусствоведческих дисциплин, среди которых «История и теория дизайна» и «История и теория современного искусства и видеоарта». Преподавание онлайн для нее не в новинку. На платформе Open.edu успешно идет курс «Введение в историю искусств», разработанный Александрой совместно с Артемом Дежурко. Этой осенью курс победил в вышкинской номинации «Звезда ONLINE», за всё время на него записалось уже более 90 000 человек.
Умение структурировать материал для онлайн лекций выручает Александру и сейчас: ее стримы для студентов идут от 1,5 до 6 часов. Во время написания этого материала мы застали Александру прямо по время 6-часового стрима, после которого она рассказала про свой опыт и поделилась секретами того, как удерживать внимание слушателей:
«Лекция в форме стрима не так уж сильно отличается от обычной. При подготовке я использовала опыт профессиональных геймеров, которые записывают многочасовые прохождения видеоигр, успевая одновременно реагировать на виртуальную реальность игры и общаться со зрителями через чат. Пожалуй, именно чат во время лекций стал ключевым моментом: я понимаю, что говорю не в пустоту, что там, по другую сторону экрана те же самые мои любимые студенты, им можно задать вопрос, можно увидеть в чате их комментарии. Это живой процесс. Все лекции у нашей кафедры идут по расписанию, поэтому сохраняется привычный ритм общения. И есть даже свои плюсы в нынешней ситуации: дистанционное обучение дает ребятам больше свободного времени, и я могу посоветовать им +100500 книг и образовательных видео. Другой плюс: можно пересмотреть и переслушать отдельные моменты, успеть законспектировать (я все еще надеюсь, что студенты делают это). Словом, мы держимся курса!»
веб-дизайнер, UI/UX дизайнер в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, в прошлом — дизайнер в Lotte group, UI/UX и веб-дизайнер в компаниях Codephobos и Deimos
На профиле «Дизайн и програмирование» в дистанционном режиме успели провести не только лекции, но и просмотр дипломных работ. Янина Рапацкая, преподаватель профиля «Дизайн и программирование», отметила, что у дистанционного экзамена, проведённого в Skype, есть свои преимущества: работу можно внимательно рассмотреть со своего экрана, сил и внимания больше, потому что родные стены помогают собраться и чувствовать себя комфортно.
«Мне проще, чем многим другим преподавателям, потому что у меня есть опыт работы в онлайн-школе: я вела вебинары, комментировала работы удалённо и даже курировала дипломные проекты. У нас на „Дизайне и программировании“ очень развита онлайн-часть: есть подробный план, система меток-оценок, актуальные материалы, критерии, подборки, легко можно отследить историю каждого студента».
Яна и ее коллеги по направлению часто дают обратную связь онлайн, поэтому она надеется, что студенты не испытывают критического стресса от перехода. Свою первую рядовую пару Яна провела в hangout.
«Вебинары мы дополнительно записываем еще и в QuickTime, чтобы те, кто не смог посмотреть вебинар в момент проведения, смогли посмотреть его позже».
российский художник, чьи работы хранятся в коллекциях таких музеев как: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Новый музей, Центр Жорда Помпиду и др.
Владимир Дубосарский преподает в Школе дизайна на магистратуре «Современная живопись». На 26 марта планировалось открытие выставки в HSE ART GALLERY, где студенты должны были представить результаты своей работы. Новость о переносе выставки на неопределенный срок застала художников в самый разгар подготовки. Под вопрос оказалось и проведение пар. До перехода на дистанционный режим они проводились в мастерской, во многом были связаны с доступом к ресурсам школы и практически полностью состояли из практики.
«Я вижу ситуацию как возможность проработать то, на что раньше не хватало времени: обдумать концептуальную часть проектов, поработать с цифровым форматом и продвижением. В ближайшие дни мы планируем собрать online ресурс с художественными работами на тему изоляции и начать его продвижение».
Первую установочную встречу в новом режиме Владимир уже провел в Hangouts — программном обеспечении для видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями. Студенты с энтузиазмом откликнулись на предложение ответить на вызов времени творчеством.
«Настоящий художник должен быть гибким и чутким, быстро отвечать на меняющийся мир», — считает Владимир.
дизайнер и программист, основатель компании Hæd Exchange, в прошлом — разработчик в Bookmate, индустриальный партнер направления «Дизайн и программирование» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
«В мире современного цифрового дизайна и программирования мы уже очень давно работаем „в облаках“. Мы проектируем дизайн в мультипользовательской Figma, где все файлы хранятся и редактируются онлайн, и сразу несколько человек могут находиться в одном и том же макете и видеть действия других участников. Наш общий программный код хранится на GitHub, а наши запущенные сервисы распределены по серверам всего мира.
Для документов и текстов доступен большой выбор сервисов: Google Docs, Dropbox Paper и наш любимый Notion, проекты мы ведём в Trello. Всё это студенты учатся использовать с первого курса, так что для нас не было сюрпризов по части совместной работы по проектам», — рассказывает индустриальный партнер направления «Дизайн и программирование» Захар День.
На направлении, за которое отвечает Захар, все воркшопы по дизайну и коду стараются записывать в виде скринкастов. Студенты имеют доступ к материалам в любой момент. Для решения более сложных проблем непосредственно на компьютере мы много лет используем TeamViewer или Skype, если достаточно только расшарить экран.
«Учитывая то, что многие из нас интроверты и любим маленькие, тихие, дружеские компании, нам оказалось даже удобнее работать из дома. Единственное, чего не хватает, — возможности видеть своего коллегу или сокурсника, который сидит рядом, не поднимая глаза от ноутбука уже час, чтобы улыбнуться и сказать: «жесть, у нас ещё очень много работы, давай дальше фигачить», — прокомментировал преподаватель.
Для эффективной работы дома Захар рекомендует обустроить рабочую атмосферу: навести порядок, завести домашние ритуалы. Например, с самого утра собираться, как будто на выход.
«Вы должны быть одеты в одежду, в которой вы ходите на учёбу или работу, и в целом должны хорошо выглядеть. Это снизит уровень прокрастинации. Позаботьтесь о наличии питьевой воды. Увлажняйте воздух любым доступным способом. Окружите себя растениями и другими приятными вещами. Заведите с друзьями чат для мемов, шуток и прочей ерунды, которая повышает настроение. Глушите чат, если вы в фокусе, а он вас сильно отвлекает. Заведите привычку ставить таймер для рабочей сессии и привычку не отвлекаться от работы до звонка (техника Pomodoro)»
Для всех студентов и преподавателей Школы доступ гид по дистанционному образованию. В нем вы найдете информацию о мерах предосторожности, процессе обучения, отдельный блок для выпускников, все необходимые контакты.
HSE ART GALLERY в партнёрстве с платформой Gallllery представляет кураторский проект «Are you ready for the future? Из коллекции Пьера-Кристиана Броше». Выставка показывает не столько часть его собрания, сколько размышление об институциональной природе коллекционирования. Экспозиция проекта построена вокруг 6 тематических зон, отражающих личные интересы Пьера-Кристиана Броше: «Начало», «Палеоантропология», «Диалог», «Мифологии», «Она», «Позиция». В каждом разделе соседствуют два типа предметов из его коллекции — археологические или этнографические объекты и произведения современных художников: от признанных мастеров до молодых авторов, включая студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ.
11 апреля в Книжной гостиной Новой Третьяковки молодые художники представят итоговые работы лаборатории, вдохновленные творчеством Франциско Инфанте, одного из ключевых мастеров современного искусства России.
Направление обучения
Это направление охватывает полный цикл разработки цифрового продукта и готовит специалистов, способных подключиться к процессу на любом из его этапов: от анализа рынка, создания дизайна и написания кода до запуска, продвижения и управления проектом.
В зависимости от своих планов на будущее, учащиеся могут выбрать образовательную траекторию, в большей степени сфокусированную на дизайне, кодинге или маркетинге. При этом все наши студенты, начиная с I курса, учатся работать с искусственным интеллектом и генеративными нейросетями.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.