Не только стримы. Как организовать проектную работу онлайн

Что делают наши преподаватели, если учебные задачи не вписываются в традиционный лекционный формат и требуют работы в подгруппах, мозговых штурмов и настоящей творческой активности? Анатолий Казаков, Захар День, Катя Умнова и Андриеш Гандрабур рассказывают, как решают проектные задачи онлайн.

5 тезисов об организации проектного образования онлайн и пример урока
Анатолий Казаков

разработчик деловых игр для образовательных проектов «Москва. Анклавы 2030», «Будущие интеллектуальные лидеры России-2014», летней школы фонда Потанина, форума «Амур», куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ

Moro, Trello, Notion, Figma. Комментарии к использованию
Захар День

дизайнер и программист, основатель компании Hæd Exchange, в прошлом — разработчик в Bookmate, индустриальный партнер направления «Дизайн и программирование» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

О процессе реализации коллективного художественного проекта
Катя Умнова

дизайнер, куратор, дизайнер мультиформатных проектов «Ровесник» и «Сверстник», преподаватель профилей «Медиа-арт» и «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

5 советов о преподавании творческих дисциплин
Андриеш Гандрабур

руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна, музыкальный продюсер, композитор, музыкант

Анатолий Казаков: 5 тезисов об организации проектного образования онлайн и пример урока

Анатолий Казаков не только успешно ведет дистанционные занятия на профиле «Гейм-дизайн и виртуальная реальность», но и проводит обучающие семинары для преподавателей о том, как построить свой онлайн-курс. На основе материалов одного из таких стримов, который прошел 12 апреля, мы составили эту подборку.

1. Тщательная подготовка

Подготовка к онлайн уроку занимает, в среднем, больше времени, чем к оффлайн-занятию: кроме структурирования учебного материала, нужно заранее составить четкий план и продумать алгоритм действий. Подбор инструментов для ведения урока и самообучение для их применения тоже отнимет время. Составляя план занятий, нужно учесть, что коммуникация в онлайн, в среднем, проходит на 30% медленнее, чем оффлайн: возможно, какую-то часть материала стоит перенести из лекции в формат домашнего задания.

Примерный план урока

1. Обзор занятия

2. Вводный вопрос и ответы в чат, обратная связь преподавателя

3. Теория — азы

4. Индивидуальное упражнение и ответы в чат

5. На основе упражнения работают в подгруппах по 2-4 человека

6. Доклады групповых итогов

7. Личные выводы учеников из упражнения

8. Дополнение теории на основе их работы

9. Свободное обсуждение. Если надо — повторить с пункта «азы»

10. Итоги (что взяли) индивидуально в чат + голосом.

Примерный план урока

2. Разнообразие инструментов для более точного решения ваших задач

Если ваш класс длится больше 1, 5 часов и связан со взаимодействием внутри группы, имеет смысл интегрировать в урок несколько платформ. Не тратьте время на поиск «универсального» решения, собирайте «идеальный» урок из знакомых вам и студентов инструментов. Возможно, стоит обратить внимание на Rocket.Сhat и Slack: эти мессенджеры максимально приближены к индустриальным сервисам, которые используют в качестве рабочих платформ крупные компании, а значит, нашим студентам предстоит работать с подобными интерфейсами в будущем.

Примерный набор инструментов

Совместная видеоконференция: Zoom

Работа в подгруппах: Discord, чаты в vk и telegram

Основное место для работы, сбора информации: Google doc

Примерный план урока

3. Постоянная обратная связь и общая аудио-видео среда

Для поддержания учебной атмосферы и сплочения группы необходимо проверять наличие обратной связи чаще, чем при оффлайн занятии. Здесь могут помочь перекличка в начале занятия, мини-задания и вопросы, на которые студенты индивидуально отвечают в чате.

Если все участники оставляли камеру и звук включенными, то лектору легче разговаривать и поддерживать нормальный уровень нагрузки на голос и контролировать вовлеченность. Кроме того, общая аудио-визуальная среда делает учебный опыт более индивидуальным и запоминающимся. Естественно, если присутствует яркий фоновый шум, микрофон придется отключить.

4. Распределение ролей в коллективе

Для поддержания большей вовлеченности можно делегировать студентам дополнительные обязанности: например, кто-то из группы осуществляет внутреннюю модерацию или помогает тем, кто сталкивается с техническими трудностями. Роли особенно важны, когда студенты работают в подгруппах. Также можно дать коллективное задание по ведению конспекта на основе лекции. Его выполняет вся группа, например, в гугл документах, совместно редактируя и выбирая самое главное.

5. Работа в подгруппах

Для поддержания вовлеченности студентам хорошо давать небольшие задания, которые они решают в подгруппах. Подгруппы обычно состоят из 3 человек: в таком составе сложно избежать личного вклада в командную работу. По итогам группе нужно презентовать общий ответ/видение на заданную темы. Это помогает вовлечь в урок всех студентов, дав им возможность высказать свое мнение, и одновременно сократить время на процедуру коллективного обсуждения. Для распределения на подгруппы Анатолий использует специальную функцию в Zoom или Discord.

На профиле «Дизайн и программирование» студенты изучают цифровой дизайн, проектируют и реализуют сайты, лендинги и приложения, изучают разработку изнутри. В интервью о первых днях на дистанционном обучении Захар День, куратор профиля, рассказал, что студенты с первого курса используют для совместной работы над проектами большой набор онлайн-сервисов, так что для них не было сюрпризов по части совместной работы по проектам. Студентка «Дизайна и программирования» Полина Афанасьева по просьбе редакции составила список используемых инструментов с примерами использования, а Захар День дополнил его разъяснениями.

Бесконечный холст для работы с мыслью

Miro

Любая работа над проектом начинается с брейншторма, а брейншторм, особенно в команде, удобно проводить по Скайпу и записывать свои идеи в такой инструмент, как Miro.

Внутри Miro мы обычно строим флоу проекта, делаем майндмепы с ассоциациями и идеями. В Miro есть шаблоны, которые позволяют работать сразу над несколькими частями проекта в одном документе. Карту ассоциаций или идей можно строить с помощью шаблона для майндмепа, записывать заметки к нему текстом или стикерами, которые похожи на маленькие бумажки, CJM (Customer Journey Map) можно сделать с помощью таблицы.

Miro

«Во время командной работы онлайн, необходимо, чтобы у всех участников перед глазами был единый источник правды (одна и та же информация). Miro — это „бесконечный холст“, на котором может одновременно работать неограниченное количество участников. Примечательно, что сервис создали ребята из Перми, а используется он по всему миру очень известными компаниями», — Захар День.

База данных для всего

Notion​​​​​​​

Для организации базы данных и даже иногда домашних заданий мы пользуемся Notion. В нем можно создавать как приватные, так и групповые рабочие пространства. Для работы можно выбрать шаблон, а можно и самому создавать удобную структуру с помощью редактора. Вы можете сами придумать фильтрацию для своего воркспейса. У нас есть воркспейс группы, куда преподаватели загружают презентации и важную инфу, полезные ссылки, ставят дедлайны. Там же мы создаем карточки с домашними заданиями, комментарии к лекциям, прикладываем находки и всегда можем свериться с базой данных для студентов, которая делится по модулям, темам и ресурсам.

Notion​​​​​​​

«Notion позволил нам отказаться от использования нескольких других приложений, в том числе тех, которые мы писали сами. Ребята удивительным образом связали функционал нескольких цифровых продуктов и не переусложнили интерфейс. В Notion мы с коллегами собираем программы наших курсов, формируем расписание занятий, храним материалы. И тут стоит поблагодарить нашего соотечественника, дизайнера Notion Сергея Сурганова и всю команду Notion за такой продукт», — Захар День.

Рабочий процесс как на ладони

Trello

Trello подходит для составления списка задач, мы делим работу в модуле на спринты (могут длиться неделю или две недели). Также в Trello мы создаем карточки, которые поделят нашу работу по приоритетам и покажут ту работу, которая уже была проделана, остальная остается в беклоге. Само Trello построено в виде досок, на которые вы добавляете информацию, прикрепляете файлы или ссылки. Туда можно даже ставить тэги, которые вы сами придумаете.

Trello

«Мы используем различные подходы к организации работы. Один из известных, важных, эффективных и удобных — канбан. Методика появилась на заводе Toyota во время Второй Мировой войны и дорабатывалась в 50е годы. Позволяет визуализировать рабочий процесс и видеть текущее состояние дел. Trello — это, пожалуй, самый простой сервис для ведения канбан досок», — Захар День.

Лазерная пушка в мире дизайна

Figma

Когда дело доходит до реализации проекта, мы переходим на Фигма. Тут можно создавать команды с кучей файлов и проектов. Создавая что-то, мы сразу видим, что делают наши тиммейты и можем оставить комментарии. Здесь также можно создавать обширные дизайн-системы, которые построены на компонентах и аутолэйаутах. Если мы заменим цвет и стиль в главном компоненте, то они поменяются и в интерфейсах.

Figma

«Мы давно ушли от Adobe Photoshop, потому что в сфере дизайна интерфейсов совершенно другие требования. Figma — это один из самых современных инструментов, для проектирования интерфейсов, а его главный плюс — работа в онлайне. Вы в прямом смысле можете видеть курсоры ваших тиммейтов и что они делают в проекте. Огромный плюс, что сервис условно бесплатный», — Захар День.


Андриеш Гандрабур: 5 тезисов о преподавании творческих дисциплин

Композитор и саунд-артист Андриеш Гандрабур руководит в Школе дизайна направлением «Саунд-арт и саунд-дизайн» и имеет большой опыт преподавания творческих дисциплин. Кстати, совместно с Филиппом Бахтиным он также стал куратором детских онлайн смен в творческом лагере «Камчатка». Свой опыт дистанционной организации творческого образования и курирования он обобщил во время эфира, посвященному онлайн-обучению. Мы выбрали основные тезисы, полная запись эфира также доступна для просмотра.

1. Эмпатия к аудитории

Выстраивая план урока, подумайте о своей аудитории, ее ресурсах внимания и заинтересованности. Если пара стоит в конце тяжелого лекционного дня, вам нужно будет приложить больше усилий, чтобы поддерживать вовлеченность.

2. Юмор как инструмент фокусировки внимания

Используйте в презентациях смешные картинки и визуальные метафоры: это помогает сохранить концентрацию и, в целом, делает опыт студента приятнее. К шуткам нужно относиться серьезно: проверять и собирать «удачные». Шутка должна работать, несмешные шутки не работают, а только увеличивают дискомфорт.

3. «Брейкеры», которые вернут вовлеченность аудитории

Подготовьте заранее некоторое количество заданий, которые вы можете использовать на занятии. Их главная задача — не столько передать какие-то конкретные знания и навыки, сколько вернуть утерянное внимание и подготовить слушателей к более сложной фазе работы.

4. Есть слона по частям или как объяснять работу софта

Передача знаний о том, как работает софт, — довольно специфическая задача, которая нужна не всем. Если вы столкнулись с такой целью, то помочь рассказать о работе сложного интерфейса может декомпозиция экрана на части. В таком случае вы сможете давать комментарий отдельно к каждому элементу, не отвлекая внимание слушателей на другие детали.

5. Вдохновляющие задания и желанные цели

Одна из важных творческих задач преподавателя как при онлайн-обучении, так и при оффлайн — придумывать для студентов интересные и выполнимые задания. Это касается как финального проекта, который они должны сделать в конце курса, так и промежуточных домашних заданий и заданий во время урока.

Андриеш предлагает думать об обучении как путешествии, где на пути у студента множество препятствий и трудностей, а задания по дороге — это подвиги или приключения, которые ему предстоит пережить. Важно, чтобы впереди стояла вдохновляющая цель.

Катя Умнова о процессе реализации коллективного художественного проекта

Катя Умнова преподает на направлении «Медиа-арт» и решила использовать переход в диджитал как возможность изучить дистанционные программы с точки зрения художественных практик. Особенность удаленного обучения дала идею делать в этом модуле коллективный проект — мини-сериал.

«Глядя на единое цифровое пространство, мы смогли соединить интересы студентов в общий сюжет. Мы также воспользовались возможностями программы для создания коллективных картин из стикеров, которые планируем развивать в анимацию», — Катя Умнова.

Катя отмечает, что творческая работа с большой группой, даже с помощью дистанционных инструментов, может превратиться в хаос, поэтому необходимо больше структурировать и договариваться о понятной системе создания своих работ и комментирования работ коллег.

1. Уделять время изучению интерфейсов программ видео-коммуникации

2. Адаптировать свои задачи под новую среду

3. Давать студентам ясные инструкции и понятные алгоритмы работы

4. Искать решения технических проблем


Читайте также

Конкурс «Победы» и Школы дизайна

Школа дизайна НИУ ВШЭ и авиакомпания «Победа» приглашают молодых художников принять участие в конкурсе на разработку новой униформы для бортпроводников.

Форум «Дизайн-дипломатия: международный диалог»

19 сентября Всероссийский музей декоративного искусства и Школа дизайна НИУ ВШЭ проведут первый форум, который будет посвящён дизайну как диалогу между креативными индустриями разных стран.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.