Не только стримы. Как организовать проектную работу онлайн

Что делают наши преподаватели, если учебные задачи не вписываются в традиционный лекционный формат и требуют работы в подгруппах, мозговых штурмов и настоящей творческой активности? Анатолий Казаков, Захар День, Катя Умнова и Андриеш Гандрабур рассказывают, как решают проектные задачи онлайн.

5 тезисов об организации проектного образования онлайн и пример урока
Анатолий Казаков

разработчик деловых игр для образовательных проектов «Москва. Анклавы 2030», «Будущие интеллектуальные лидеры России-2014», летней школы фонда Потанина, форума «Амур», куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ

Moro, Trello, Notion, Figma. Комментарии к использованию
Захар День

дизайнер и программист, основатель компании Hæd Exchange, в прошлом — разработчик в Bookmate, индустриальный партнер направления «Дизайн и программирование» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

О процессе реализации коллективного художественного проекта
Катя Умнова

дизайнер, куратор, дизайнер мультиформатных проектов «Ровесник» и «Сверстник», преподаватель профилей «Медиа-арт» и «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

5 советов о преподавании творческих дисциплин
Андриеш Гандрабур

руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна, музыкальный продюсер, композитор, музыкант

Анатолий Казаков: 5 тезисов об организации проектного образования онлайн и пример урока

Анатолий Казаков не только успешно ведет дистанционные занятия на профиле «Гейм-дизайн и виртуальная реальность», но и проводит обучающие семинары для преподавателей о том, как построить свой онлайн-курс. На основе материалов одного из таких стримов, который прошел 12 апреля, мы составили эту подборку.

1. Тщательная подготовка

Подготовка к онлайн уроку занимает, в среднем, больше времени, чем к оффлайн-занятию: кроме структурирования учебного материала, нужно заранее составить четкий план и продумать алгоритм действий. Подбор инструментов для ведения урока и самообучение для их применения тоже отнимет время. Составляя план занятий, нужно учесть, что коммуникация в онлайн, в среднем, проходит на 30% медленнее, чем оффлайн: возможно, какую-то часть материала стоит перенести из лекции в формат домашнего задания.

Примерный план урока

1. Обзор занятия

2. Вводный вопрос и ответы в чат, обратная связь преподавателя

3. Теория — азы

4. Индивидуальное упражнение и ответы в чат

5. На основе упражнения работают в подгруппах по 2-4 человека

6. Доклады групповых итогов

7. Личные выводы учеников из упражнения

8. Дополнение теории на основе их работы

9. Свободное обсуждение. Если надо — повторить с пункта «азы»

10. Итоги (что взяли) индивидуально в чат + голосом.

Примерный план урока

2. Разнообразие инструментов для более точного решения ваших задач

Если ваш класс длится больше 1, 5 часов и связан со взаимодействием внутри группы, имеет смысл интегрировать в урок несколько платформ. Не тратьте время на поиск «универсального» решения, собирайте «идеальный» урок из знакомых вам и студентов инструментов. Возможно, стоит обратить внимание на Rocket.Сhat и Slack: эти мессенджеры максимально приближены к индустриальным сервисам, которые используют в качестве рабочих платформ крупные компании, а значит, нашим студентам предстоит работать с подобными интерфейсами в будущем.

Примерный набор инструментов

Совместная видеоконференция: Zoom

Работа в подгруппах: Discord, чаты в vk и telegram

Основное место для работы, сбора информации: Google doc

Примерный план урока

3. Постоянная обратная связь и общая аудио-видео среда

Для поддержания учебной атмосферы и сплочения группы необходимо проверять наличие обратной связи чаще, чем при оффлайн занятии. Здесь могут помочь перекличка в начале занятия, мини-задания и вопросы, на которые студенты индивидуально отвечают в чате.

Если все участники оставляли камеру и звук включенными, то лектору легче разговаривать и поддерживать нормальный уровень нагрузки на голос и контролировать вовлеченность. Кроме того, общая аудио-визуальная среда делает учебный опыт более индивидуальным и запоминающимся. Естественно, если присутствует яркий фоновый шум, микрофон придется отключить.

4. Распределение ролей в коллективе

Для поддержания большей вовлеченности можно делегировать студентам дополнительные обязанности: например, кто-то из группы осуществляет внутреннюю модерацию или помогает тем, кто сталкивается с техническими трудностями. Роли особенно важны, когда студенты работают в подгруппах. Также можно дать коллективное задание по ведению конспекта на основе лекции. Его выполняет вся группа, например, в гугл документах, совместно редактируя и выбирая самое главное.

5. Работа в подгруппах

Для поддержания вовлеченности студентам хорошо давать небольшие задания, которые они решают в подгруппах. Подгруппы обычно состоят из 3 человек: в таком составе сложно избежать личного вклада в командную работу. По итогам группе нужно презентовать общий ответ/видение на заданную темы. Это помогает вовлечь в урок всех студентов, дав им возможность высказать свое мнение, и одновременно сократить время на процедуру коллективного обсуждения. Для распределения на подгруппы Анатолий использует специальную функцию в Zoom или Discord.

На профиле «Дизайн и программирование» студенты изучают цифровой дизайн, проектируют и реализуют сайты, лендинги и приложения, изучают разработку изнутри. В интервью о первых днях на дистанционном обучении Захар День, куратор профиля, рассказал, что студенты с первого курса используют для совместной работы над проектами большой набор онлайн-сервисов, так что для них не было сюрпризов по части совместной работы по проектам. Студентка «Дизайна и программирования» Полина Афанасьева по просьбе редакции составила список используемых инструментов с примерами использования, а Захар День дополнил его разъяснениями.

Бесконечный холст для работы с мыслью

Miro

Любая работа над проектом начинается с брейншторма, а брейншторм, особенно в команде, удобно проводить по Скайпу и записывать свои идеи в такой инструмент, как Miro.

Внутри Miro мы обычно строим флоу проекта, делаем майндмепы с ассоциациями и идеями. В Miro есть шаблоны, которые позволяют работать сразу над несколькими частями проекта в одном документе. Карту ассоциаций или идей можно строить с помощью шаблона для майндмепа, записывать заметки к нему текстом или стикерами, которые похожи на маленькие бумажки, CJM (Customer Journey Map) можно сделать с помощью таблицы.

Miro

«Во время командной работы онлайн, необходимо, чтобы у всех участников перед глазами был единый источник правды (одна и та же информация). Miro — это „бесконечный холст“, на котором может одновременно работать неограниченное количество участников. Примечательно, что сервис создали ребята из Перми, а используется он по всему миру очень известными компаниями», — Захар День.

База данных для всего

Notion​​​​​​​

Для организации базы данных и даже иногда домашних заданий мы пользуемся Notion. В нем можно создавать как приватные, так и групповые рабочие пространства. Для работы можно выбрать шаблон, а можно и самому создавать удобную структуру с помощью редактора. Вы можете сами придумать фильтрацию для своего воркспейса. У нас есть воркспейс группы, куда преподаватели загружают презентации и важную инфу, полезные ссылки, ставят дедлайны. Там же мы создаем карточки с домашними заданиями, комментарии к лекциям, прикладываем находки и всегда можем свериться с базой данных для студентов, которая делится по модулям, темам и ресурсам.

Notion​​​​​​​

«Notion позволил нам отказаться от использования нескольких других приложений, в том числе тех, которые мы писали сами. Ребята удивительным образом связали функционал нескольких цифровых продуктов и не переусложнили интерфейс. В Notion мы с коллегами собираем программы наших курсов, формируем расписание занятий, храним материалы. И тут стоит поблагодарить нашего соотечественника, дизайнера Notion Сергея Сурганова и всю команду Notion за такой продукт», — Захар День.

Рабочий процесс как на ладони

Trello

Trello подходит для составления списка задач, мы делим работу в модуле на спринты (могут длиться неделю или две недели). Также в Trello мы создаем карточки, которые поделят нашу работу по приоритетам и покажут ту работу, которая уже была проделана, остальная остается в беклоге. Само Trello построено в виде досок, на которые вы добавляете информацию, прикрепляете файлы или ссылки. Туда можно даже ставить тэги, которые вы сами придумаете.

Trello

«Мы используем различные подходы к организации работы. Один из известных, важных, эффективных и удобных — канбан. Методика появилась на заводе Toyota во время Второй Мировой войны и дорабатывалась в 50е годы. Позволяет визуализировать рабочий процесс и видеть текущее состояние дел. Trello — это, пожалуй, самый простой сервис для ведения канбан досок», — Захар День.

Лазерная пушка в мире дизайна

Figma

Когда дело доходит до реализации проекта, мы переходим на Фигма. Тут можно создавать команды с кучей файлов и проектов. Создавая что-то, мы сразу видим, что делают наши тиммейты и можем оставить комментарии. Здесь также можно создавать обширные дизайн-системы, которые построены на компонентах и аутолэйаутах. Если мы заменим цвет и стиль в главном компоненте, то они поменяются и в интерфейсах.

Figma

«Мы давно ушли от Adobe Photoshop, потому что в сфере дизайна интерфейсов совершенно другие требования. Figma — это один из самых современных инструментов, для проектирования интерфейсов, а его главный плюс — работа в онлайне. Вы в прямом смысле можете видеть курсоры ваших тиммейтов и что они делают в проекте. Огромный плюс, что сервис условно бесплатный», — Захар День.


Андриеш Гандрабур: 5 тезисов о преподавании творческих дисциплин

Композитор и саунд-артист Андриеш Гандрабур руководит в Школе дизайна направлением «Саунд-арт и саунд-дизайн» и имеет большой опыт преподавания творческих дисциплин. Кстати, совместно с Филиппом Бахтиным он также стал куратором детских онлайн смен в творческом лагере «Камчатка». Свой опыт дистанционной организации творческого образования и курирования он обобщил во время эфира, посвященному онлайн-обучению. Мы выбрали основные тезисы, полная запись эфира также доступна для просмотра.

1. Эмпатия к аудитории

Выстраивая план урока, подумайте о своей аудитории, ее ресурсах внимания и заинтересованности. Если пара стоит в конце тяжелого лекционного дня, вам нужно будет приложить больше усилий, чтобы поддерживать вовлеченность.

2. Юмор как инструмент фокусировки внимания

Используйте в презентациях смешные картинки и визуальные метафоры: это помогает сохранить концентрацию и, в целом, делает опыт студента приятнее. К шуткам нужно относиться серьезно: проверять и собирать «удачные». Шутка должна работать, несмешные шутки не работают, а только увеличивают дискомфорт.

3. «Брейкеры», которые вернут вовлеченность аудитории

Подготовьте заранее некоторое количество заданий, которые вы можете использовать на занятии. Их главная задача — не столько передать какие-то конкретные знания и навыки, сколько вернуть утерянное внимание и подготовить слушателей к более сложной фазе работы.

4. Есть слона по частям или как объяснять работу софта

Передача знаний о том, как работает софт, — довольно специфическая задача, которая нужна не всем. Если вы столкнулись с такой целью, то помочь рассказать о работе сложного интерфейса может декомпозиция экрана на части. В таком случае вы сможете давать комментарий отдельно к каждому элементу, не отвлекая внимание слушателей на другие детали.

5. Вдохновляющие задания и желанные цели

Одна из важных творческих задач преподавателя как при онлайн-обучении, так и при оффлайн — придумывать для студентов интересные и выполнимые задания. Это касается как финального проекта, который они должны сделать в конце курса, так и промежуточных домашних заданий и заданий во время урока.

Андриеш предлагает думать об обучении как путешествии, где на пути у студента множество препятствий и трудностей, а задания по дороге — это подвиги или приключения, которые ему предстоит пережить. Важно, чтобы впереди стояла вдохновляющая цель.

Катя Умнова о процессе реализации коллективного художественного проекта

Катя Умнова преподает на направлении «Медиа-арт» и решила использовать переход в диджитал как возможность изучить дистанционные программы с точки зрения художественных практик. Особенность удаленного обучения дала идею делать в этом модуле коллективный проект — мини-сериал.

«Глядя на единое цифровое пространство, мы смогли соединить интересы студентов в общий сюжет. Мы также воспользовались возможностями программы для создания коллективных картин из стикеров, которые планируем развивать в анимацию», — Катя Умнова.

Катя отмечает, что творческая работа с большой группой, даже с помощью дистанционных инструментов, может превратиться в хаос, поэтому необходимо больше структурировать и договариваться о понятной системе создания своих работ и комментирования работ коллег.

1. Уделять время изучению интерфейсов программ видео-коммуникации

2. Адаптировать свои задачи под новую среду

3. Давать студентам ясные инструкции и понятные алгоритмы работы

4. Искать решения технических проблем


Читайте также

«Победа» будет за нами!

Школа дизайна НИУ ВШЭ и авиакомпания «Победа» приглашают молодых художников принять участие в конкурсе на разработку новой униформы для бортпроводников.

Азбука дизайна с Арсением Мещеряковым: от А до ИИ

Ежедневно мы взаимодействуем со многими вещами — одеждой, мебелью, гаджетами — и редко задумываемся над тем, что к каждой из них приложил руку дизайнер. Нам может показаться, будто все его усилия были направлены на то, чтобы просто «сделать красиво». Действительно ли это так? В чём главная задача дизайна? И какую роль здесь играют новые технологии? Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков поговорит об этом на встрече дискуссионного клуба НИУ ВШЭ «Самовар».

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.