По общим вопросам
По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
6 мая
Борис Гуц — о ситуации в кинобизнесе, преподавании в Школе дизайна и своем новом фильмеКак кинобизнес переживает изоляцию, в каких форматах продолжается работа и какие проекты студенты бакалаврского профиля «Кино и видеоарт» делают в домашних условиях — нашей редакции рассказал режиссер и преподаватель Школы дизайна Борис Гуц.
Режиссер, сценарист, продюсер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Фильмография:
В период изоляции режиссер ведет активную работу над новым проектом и преподает в Школе дизайна у второкурсников бакалаврского профиля «Кино и видеоарт». Борис отмечает, что в целом изоляция для кинобизнеса проходит болезненно: что должно было сниматься весной и летом, остановилось, а те, кто рассчитывал на прокат в кинотеатрах, остались без него.
Для самого режиссера ситуация сложилась более удачно: ещё в январе состоялась премьера фильма «Смерть нам к лицу». Картина была замечена критиками и получила главный приз фестиваля «Окно в Европу». Однако другой крупный проект с привлечением иностранных инвестиций, кастинг которого проходил еще в сентябре, все же пришлось заморозить. Единственные, кто выиграл, отмечает он, — онлайн-кинотеатры.
Российские платформы, например Start, и до кризиса выпускали оригинальный контент. Один из примеров — дискуссионно заявивший о себе сериал «Содержанки» Богомолова. Можно ожидать, считает режиссер, что, как только появится возможность, платформы начнут больше вкладываться в производство.
В России онлайн-платформы должны были развернуться в полной мере через несколько лет, но изоляция ускорила процесс.
Борис отмечает, что онлайн-платформы, отвечая на изоляцию, стали осваивать формат screen-life-сериала, то есть формата, который предусматривает, что все действие фильма разворачивается на десктопе героя («Убрать из друзей» Лео Габриадзе, «Профайл» Бекмамбетова и «Поиск» Аниша Шаганти). Ранее формат принадлежавший полю авторского кино: «Жаль, что этот тонкий и сложный формат, открытый миру Тимуром Бекмамбетовым, используют неумело: боюсь, что он приобретет у зрителя плохую репутацию. Будем надеяться, что появятся новые качественные работы в этом жанре».
Что же сейчас делать тем, кто занят в области киноискусства? Борис считает, что изоляция — хорошее время для развития: можно не только писать и прорабатывать сценарии, но и искать бюджеты, актеров и даже локации, например, используя гугл карты. Он отмечает, что знакомые актеры продолжают репетиции и «самопробы» дистанционно. Кроме ведения личных страниц в сетях они ищут новые способы общения с аудиторией — в том числе, выходя в жанр интервью и онлайн-трансляций. Многие профессионалы кинобизнеса стали больше выступать на профессиональных онлайн-площадках и охотнее, чем обычно, дают обратную связь. Сам режиссер также активно использует онлайн-коммуникацию для решения профессиональных задач.
Я веду подготовку к новому фильму дистанционно. Сценарий для него я закончил еще в начале карантина. Это простая история о современном Будде, который, возможно, живет в соседнем подъезде. В основе истории — рассказ писательницы Линор Горалик.
Сейчас Борис проводит кастинг для нового камерного фильма — экранизации произведения Линор Горалик, съемки которого запланированы на осень. Как и всё сейчас, кастинг проходит онлайн. Также продолжается и кропотливая монтажная работа над фильмом «Синдром жизни» Марии Шалаевой, продюсером которого выступает Борис.
Кроме работы над собственными проектами Борис курирует студентов II курса профиля «Кино и видеоарт» Школы дизайна. Студенты этого профиля специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа, создают короткометражные фильмы и произведения видеоарта, осваивая все необходимые кинематографисту технологии и творческие методы.
Борис отмечает, что роль куратора гармонично сочетается с его работой продюсера: по сути, он поэтапно сопровождая творческий процесс, помогая автором раскрываться, как делает и со взрослыми проектами.
На профиле «Кино и видеоарт» нет жестких догм, как делать кино. Да, мы объясняем правила и даем координаты, но мы готовим художников — artists, которые умеют не только работать с движущимся изображением, но и мыслить концептуально.
Карантин, замечает он, мало изменил учебные планы. Студенты в этом модуле занимаются видеоинсталляциями. Это, в большой мере, концептуальная и монтажная работа: формат позволяет снимать в домашних условиях, а на совместных онлайн-занятиях большое внимание уделяется теории и обсуждению отснятого. Сейчас студенты уже выполнили основную часть подготовительной работы для видеоинсталляции: составили описание и собрали референсы, впереди — исполнение задуманного.
Было бы гораздо сложнее, если изоляция пришлась на второй модуль, когда студенты снимали документальные работы. Режиссер отмечает, что студенты, с которыми ему довелось работать, зачастую выдают результаты, которые, в хорошем смысле, удивляют своей зрелостью.
Если вы хотите узнать больше о профиле и правилах приема на профиль «Кино и видеоарт» , посетите страничку направления и зарегистрируйтесь на День открытых дверей, который пройдет online уже 23 мая.
Направление
Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Профиль
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.