По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Дарья Арбузова, выпускница направления «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика», собственным примером доказывает, что быть свободным художником — это престижно и невероятно увлекательно. Работы Дарьи можно увидеть на лучших площадках Москвы, а сама она успешно зарабатывает своим творчеством. Мы поговорили с Дарьей о том, чем современное искусство отличается от просто искусства, почему она следует принципу ars gratia artis и как ей удалось организовать грандиозный арт-проект в маленьком городке Гусь-Хрустальный.
Я ходила в обычную школу и в 10-м классе решила, что хочу получить какую-нибудь творческую профессию. Мне тогда казалось, что, работая иллюстратором, ты можешь сидеть дома, выполнять оттуда заказы и получать за это деньги.
Я записалась на курсы Факультета довузовской подготовки, которые Школа дизайна проводит для тех, кто хочет сюда поступать, походила на них, и мне очень понравилось. Правда, на иллюстрацию пришлось посмотреть с непривычной точки зрения — оказалось, что это вообще не просто.
Подготовительный курс у нас вела Нина Стадник. Мне очень нравилось, как и что она преподавала. Я тогда подумала, что иллюстрация — это действительно то, чем мне было бы интересно заниматься. И сразу после школы поступила на направление, которое тогда называлось «Анимация и иллюстрация».
На I и II курсах мне очень нравилась иллюстрация, да и анимация тоже довольно сильно интересовала — особенно покадровая. А потом, где-то в середине II курса, я познакомилась с современным искусством. То есть я видела его и до этого, но особо не вникала. А на II курсе начала активно за ним следить и поняла, что мне это даже ближе, чем иллюстрация.
И вот, вторую часть курса я всё ещё занималась иллюстрацией, но уже понимала, что в будущем свяжу жизнь с современным искусством — поэтому старалась участвовать во всяких выставках и делать какие-то личные проекты.
Свой диплом я, кстати, писала уже скорее в рамках современного искусства. Посвятила его исследованию взаимовлияния автора и искусственного интеллекта — сделала книжку, как того требовало задание, а потом создала по ней объекты из стекла. Их затем выставили в ММОМА на экспозиции, которую курировали Александра Кузнецова и Владислав Ефимов.
Наверное, мне было недостатоыно иллюстрации как таковой, поскольку это всегда преимущественно работа на заказчика, творчество в пределах ТЗ. А мне больше нравится творить самостоятельно, делая своё собственное высказывание, исследуя темы, которые волнуют лично меня и которые я хочу обсудить с публикой.
Кроме того, мне не сильно интересно изображение на плоскости. Я поняла, что люблю работать с объёмными объектами — инсталляциями и скульптурами. Поэтому и занялась современным искусством.
Сегодня ты можешь взять любой материал и как угодно с ним поработать — получится искусство. Ты можешь этот материал даже вообще никак не преобразовывать. Возьми, например, булыжник с улицы, расположи в контексте выставки — и это уже будет высказыванием.
Я думаю, что в современном искусстве должно быть много смыслов, вложенных в произведение как художником, так и публикой. Само его, произведения, устройство допускает (и даже, быть может, поощряет) обилие трактовок. К тому же, это искусство, как правило, является срезом действительности, которую художник, современный своему времени, может зафиксировать в тех или иных работах.
Быть может, кто-нибудь возразит, мол, чем тогда современное искусство отличается от искусства как такового? Ведь, скажут, классическая живопись тоже полна многими смыслами, закладываемыми как автором картины, так и публикой перед ней. В самом деле, это сложный вопрос.
Возможно, всё дело тут в средствах выражения переживаний. В теле произведения. Ведь до начала прошлого века перечень, скажем так, художественной материи был более-менее ясно определён. Никто бы и не подумал делать искусство с помощью, ну, например, дерьма... А теперь — кого удивишь дерьмом? Сегодня ты можешь взять любой материал и как угодно с ним поработать — получится искусство. Ты можешь этот материал даже вообще никак не преобразовывать. Возьми, например, булыжник с улицы, расположи в контексте выставки — и это уже будет высказыванием. Раньше у художников наверняка не было такого неисчерпаемого инструментария. Теперь в их руках всё, что угодно, может стать искусством.
Оказалось, что работа иллюстратора — это очень кропотливый труд. Ты не можешь просто сидеть дома и не спеша выполнять заказы. Если хочешь быть востребованным профессионалом, то нужно быть в сообществе коллег, в определённой тусовке. Ты не можешь изолироваться и ждать, пока заказчики сами придут к тебе. Приходится себя показывать и самостоятельно искать какие-то проекты.
Но это, я думаю, камень преткновения в любой подобной профессии. Чтобы найти себе клиентов, нужно много крутиться и немало вертеться. Иногда даже приходится брать какие-то бесплатные проекты — просто как возможность лишний раз упомянуть о себе.
Ещё, хоть это и сугубо моя, наверное, черта — язык, требующийся для иллюстрации, должен быть строг, функционален и даже в некотором смысле утилитарен. А я выражаюсь как вольная художница: метафорично и неконкретно — что, кстати, как мы выяснили, свойственно современному искусству. Так что, видимо, это даже хорошо в моём случае.
Да, было очень круто. Самое классное, что мне дала Школа дизайна — это знакомства и единомышленники. Студенты здесь всегда очень open-minded, с ними можно многое обсудить, они все открыты к творческим проектам, даже если эта работа не оплачивается. Тут ты ощущаешь себя частью коммуны творческих людей. Всё это мне это очень понравилось. Я, собственно, до сих пор дружу со многими моими однокурсниками.
Преподаватели здесь тоже классные. У нас на IV курсе вела занятия Юля Блюхер — и она потрясающая! Есть преподаватели — профессионалы своего дела, грамотные иллюстраторы и умелые аниматоры, но им не всегда хватает понимания, как лучше вести за собой студентов. А у Юли Блюхер всё с этим прекрасно, она всегда реально помогала разобраться в теме, которую ты хочешь исследовать в своём проекте. Очень у неё классно получалось направлять мысли. На самом деле, это она подкинула мне идею начать изучать возможности нейросетей. И она же показала мне много классных ресурсов для этого. Поэтому я просто хочу сказать Юле: «Спасибо!».
Студенты здесь всегда очень open-minded, с ними можно многое обсудить, они все открыты к творческим проектам, даже если эта работа не оплачивается. Тут ты ощущаешь себя частью коммуны творческих людей.
Да. Это случилось на IV курсе, уже ближе к концу учёбы. Моя одногруппница Полина Романова родом из Гусь-Хрустального. Мы с ней проучились вместе все четыре года бакалавриата и обе интересовались современным искусством. К выпуску мы решили сделать в её родном городе арт-фестиваль, который включал бы в себя выставку современного искусства и экскурсии по Хрустальному заводу, который чуть не разорился после распада СССР, но всё ещё работает, хоть и производит в разы меньше изделий, чем раньше.
Мы решили привлечь к этому внимание: арт-фестиваль должен был заинтересовать современных художников и СМИ, которые пишут об искусстве, а Школа дизайна — дать покровительство, поскольку у неё существует программа поддержки местных ремёсел.
Мы с Полиной обратились к Юле Блюхер, поскольку именно она занимается этой программой. Юля помогла нам выйти на продюсера выставок Марьяну Дайнорович, та связала нас с Пьером Броше, а он уже нашёл для нас партнёров, готовых вложиться в фестиваль финансово.
Мне кажется, это был потрясающий опыт. Мы начали заниматься этим как раз в последний месяц учёбы, и я даже помню, что у нас была выпускная вечеринка, и мы с Полиной на неё не пошли, потому что были очень заняты своим проектом. Мы занимались им почти всё лето.
В августе мы наконец реализовали этот фестиваль. Он шёл три дня. Мы сделали всё, что хотели. Там были и выставка на территории завода, и очень много журналистов, и мастер-классы для местных школьников, и лекции. В общем, это было очень круто.
И всё это произошло, во многом, благодаря Школе дизайна, которая была нашим информационным и финансовым спонсором. Для меня эта история самая яркая.
Самые прикольные вещи у меня происходили на I и на IV курсах.
Очень запомнилась работа над проектом на I курсе, когда мы вообще впервые пробовали заниматься анимацией. И я сделала короткий мультик про огонь. Просто мне показалось, что будет здорово показать трансформацию образа огня и света сквозь века для людей. Это был зацикленный мультик, где люди сначала прыгали в пещерах возле костра, потом ещё что-то делали, потом они сжигали на нём ведьм, и сейчас все просто тусуются на рейве вокруг диско-шара, который отражает в себе этот разноцветный огонь.
Это был первый раз, когда меня настолько поглотила работа над проектом, что я сидела каждый день на учёбе и после неё, отрисовывала это всё покадрово, вручную. Мне очень понравилось.
У меня нет официального трудоустройства, я работаю художницей как самозанятая. Иногда выполняю коммерческие заказы — вот сейчас, например, работаю над одним таким. Но мой основной заработок — от продажи произведений.
Когда закончилась учёба, был проект с Гусь-Хрустальным, потом сразу я прыгнула в другой проект, который не был как-то финансово для меня выгоден. Я его делала на чистом энтузиазме вместе с двумя воронежскими художниками. То есть они родом из Воронежа — сейчас один из них в Париже, другой в Москве. Мы вместе с ними сделали в качестве кураторов и художников поп-ап-выставку в Дубае.
После этого я вернулась в Москву и подалась на резиденцию в открытой студии Винзавода, прошла туда и работала там до мая нынешнего года. У меня была мастерская и очень классная менторка, Анна Зайцева, шеф-куратор в Мультимедиа Арт Музее. Ещё было девять других художниц — мы все вместе работали на Винзаводе. Были там и открытия, и выставки, и многое другое. Я за этот год очень много в чём поучаствовала. У меня в SISTEMA GALLERY прошла персональная выставка, я участвовала в разных ярмарках типа catalog и blazar и вообще старалась очень активно себя показывать на арт-сцене, проявляться и развиваться как художница. И за счёт такой медийности, наверное, пошли продажи. Появились связи и знакомые, которые мне до сих пор подкидывают разные проекты.
Обычно у начинающих художников уходит около пяти лет, чтобы закрепиться в арт-поле и начать на нём зарабатывать. Но можно ускорить этот процесс, если ты очень стараешься и, скажем так, «светишь лицом».
Обычно у начинающих художников уходит около пяти лет, чтобы закрепиться в арт-поле и начать на нём зарабатывать. Но можно ускорить этот процесс, если ты очень стараешься и, скажем так, «светишь лицом». Нужно попадать в резиденции, участвовать в выставках, которые наверняка посмотрят крутые коллекционеры или СМИ. Всё это очень влияет на успех.
Вообще, для художника это важное качество — не бояться выступать и рассказывать про своё искусство. Я часто видела, что классным художникам, с которыми интересно общаться, как будто бы не достаёт решительности заявить о себе. Им сложно разговаривать с большой аудиторией, сложно выступать публично, они не могут рассказать в нескольких словах о своей работе. Им кажется, что это неинтересно или неважно.
Я считаю, что это большая ошибка. На самом деле, чем больше ты рассказываешь про себя, тем больше тебя запоминают люди, и ты даёшь им шанс более внимательно посмотреть на твои работы. Я это сразу поняла и начала так делать. Наверное, поэтому и получается неплохо зарабатывать.
А ещё многие художники параллельно работают на каких-то нетворческих должностях. Подрабатывают, например, проектными менеджерами или на иных должностях, никак не связанных с искусством. Они делают это, чтобы был стабильный заработок, и это логично, но в то же время, конечно, это очень мешает развиваться в художественной карьере. Я нигде больше не работаю, но даже так у меня почти нет свободного времени, потому что очень многое нужно делать, чтобы везде успевать и чтобы тебя везде видели.
Важна ещё и гибкость ума. Я думаю, что художнику, как почти любому творческому человеку, да и профессионалу любого дела, необходимо постоянно учиться новому, смотреть очень много, посещать выставки, знакомиться с другими проектами, которые не всегда даже связаны с современным искусством — в общем, просто поглощать в очень большом количестве информацию, чтобы было о чём подумать и что переосмыслить.
Я точно знаю, что одна моя одногруппница работает как иллюстратор. Сначала она работала в издательстве, а теперь на фрилансе. Судя по всему, ей это очень нравится.
Моя подруга Полина, с которой мы делали проект в Гусь-Хрустальном, долгое время работала пиарщицей одного российского бренда одежды. Параллельно у неё иногда бывали заказы, которые она брала и в качестве иллюстратора, и в качестве аниматора. Например, у неё был проект с РБК, и она там выступала как иллюстратор.
Наконец, ещё одна моя одногруппница перепоступила в Вышку на что-то связанное с театром — то ли это дизайн костюмов, то ли дизайн локаций для выступлений. И сейчас она уже работает в театре Фоменко и подрабатывает на съёмках какого-то сериала.
В общем, по профессии выпускникам Школы дизайна работать можно, причём с большим интересом.
Конечно, я хочу двигаться в сторону современного искусства. У меня практически готова концепция и визуализация для новой персональной выставки. Если кратко, то она будет посвящена быстрым удовольствиям. Мне хочется рассмотреть их с точки зрения того, чего они приносят больше: пользы или вреда.
Я намерена искать пути реализации этого проекта: нужно найти бюджет, потому что смета выходит приличной, нужно найти площадку. У меня уже есть на примете несколько галерей, с которыми мне хотелось бы поработать. И есть подруга-кураторка, которая хочет продвигать мой проект.
Ещё у меня есть молодой человек, тоже современный художник, у которого имеется опыт организации собственной домашней галереи в Воронеже. Мы с ним недавно купили квартиру в Москве и хотим там открыть такую же галерею.
Мне кажется, пока ты студент Школы дизайна, и ты тут учишься, и у тебя есть целых четыре года — ты можешь взять от Школы больше, чем просто учёбу. В моём случае это была реализация фестиваля, благодаря которой я поняла, что институция — это очень большая сила, которая может тебе помочь, даже если у тебя ещё нет каких-то серьёзных достижений. Мне кажется, что об этом всем полезно помнить, потому что, когда ты выпустишься, тебе уже самостоятельно придётся искать людей, которые тебе подскажут, куда двигаться, искать финансирование. А пока ты в Школе дизайна, ты можешь спросить у преподавателей, и они, я думаю, обязательно тебе помогут. Не надо бояться делать какие-то собственные проекты, потому что это суперклассный опыт, и очень круто, что Школа открыта к таким предложениям от студентов.
Этой осенью в Медиацентре парка «Зарядье» был представлен масштабный выставочный проект «Зеркало для художников». Один из разделов — мастерскую «Вопросы инверсии» — курировал Пьер-Кристатиан Броше. В эту часть экспозиции вошли произведения студентов и выпускников Школы дизайна. Теперь выставка отправится в тур по городам! Первая остановка — Казань.
Студенты, преподаватели и выпускники направления «Современное искусство» — постоянные участники выставок не только в школьной HSE ART GALLERY, но и во множестве других арт-институций. Признаться честно, иногда мы даже не поспеваем за всеми их проектами. Но стараемся: вот новая подборка московских выставок, имеющих отношение к Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.