Стас Шарифуллин: «Работа со звуком шире рамок современного искусства»

Музыкант, исследователь звука и куратор магистерского профиля «Sound Art & Sound Studies» рассказывает о том, что ждет будущих магистров и как подготовить портфолио для поступления, не выходя из дома.

Фото: Narek Aleksanyan
Фото: Narek Aleksanyan

Стас Шарифуллин — музыкант и исследователь звука, лауреат премии Сергея Курехина, со-руководитель лейбла Klammklang, кандидат филологических наук.

Что такое саунд-арт, и почему название профиля пишется на английском?

В широком смысле под саунд-артом понимают ряд различных художественных практик, так или иначе имеющих отношение к звуку. Особых границ нет, хотя их и пытаются установить. Чаще всего подразумеваются звуковые инсталляции «галерейного» формата и вообще любые объекты, которые издают звуки, а также вся странная музыка, плохо поддающаяся классификации, — от некоторых образцов академического авангарда до экспериментальной электроники. Для нас саунд-арт — это прежде всего любая творческая работа со звуком как с носителем информации. Проще говоря, можно рисовать красками, а можно — звуками. С английским названием все тоже достаточно просто. Если к транслитерации «саунд-арт» все уже более-менее привыкли, то словосочетание «саунд-стадис» пока вызывает зубовный скрежет, а калька с английского получается чересчур перегруженной лишними смыслами. Звучащее искусство и исследования звука? Спасибо, но нет.

То есть саунд-арт — жанр современного искусства?

Можно сказать и так, но надо понимать, что работа со звуком шире рамок современного искусства. Во-первых, звук может напрямую воздействовать на тело в физическом смысле, чем визуальное искусство похвастаться не может, если только не взять в руку картину в тяжелой раме и ударить ею человека по голове, конечно. Во-вторых, звуку не обязательно находиться в музее и в галерее — он прекрасно чувствует себя, например, под мостом или на железнодорожной платформе, не нарушая при этом, что важно, логику самого пространства. Наконец, нужно помнить, что звук обладает всепроникающей природой, то есть мы никуда от него не денемся. Можно, конечно, улететь в космос, но и там, находясь в скафандре, мы будем слышать, как работает наш организм.

Работа Дмитрия Морозова — носимый музыкальный инструмент, превращающий дыхание в звуки. На втором году магистратуры Дмитрий вместе с художницей Анастасией Алехиной будет проводить мастер-классы по работе со звучащей электроникой.

Значит саунд-арт — это музыка?

Зависит от того, что мы привыкли считать музыкой. Прошлый век всех окончательно запутал, и сегодня граница между музыкой и «не-музыкой» находится в сознании каждого отдельного человека. Одни считают, что есть музыка «настоящая», например, академическая, а все остальное — просто шум. Другие слышат музыку во всем, что нас окружает, — пении птиц, звуках природного и городского ландшафта. Я отношусь скорее к последним, хотя если кто-то считает иначе, возражать не стану. Но если, говоря о музыке, мы говорим о гармонических колебаниях воздушной среды, организованных в структуру посредством определения различных физических характеристик, вроде частоты и амплитуды, то музыка — один из типов звука. А значит, наравне с другими звуками, она должна стать объектом нашего изучения, вне зависимости от жанров и прочих социокультурных конструктов. Сам звук, с точки зрения физики, — это энергия, и мы занимаемся исследованием различных способов ее передачи и обработки. Конечно, музыка может быть одним из таких способов.

Совместный хореографический перформанс Анны Кравченко и Анастасии Толчневой, исполненный в арт-пространстве «Мутабор». Вместе с Анастасией студенты магистратуры будут готовить проект собственного звукового перформанса.

Кто будет преподавать в магистратуре?

Полный список преподавателей, как и учебная программа, есть на странице профиля. Все они достойные люди, и выделять кого-то мне кажется неправильным. Наше преимущество в том, что все — практикующие художники, музыканты, исследователи звука, кураторы. Больше половины преподавателей известны на международном уровне: одни участвуют в выставках и получают престижные премии, другие издают книги, есть те, кто много гастролирует. Еще одна наша сильная сторона — в разнообразии: мы собрали людей разных профессий, возрастов, гендеров и даже национальностей, что, как мы рассчитываем, даст не только глубину, но и широту охвата.

Какая техника и программы будут использоваться в обучении?

Во-первых, будет что-то вроде звуковой галереи — специальной аудитории с многоканальной акустической системой, которая будет одновременно служить для занятий пространственным звуком и «концертным залом», где можно будет послушать работы. Уже сейчас в Школе дизайна есть свои студии со всем необходимым оборудованием, которые мы постоянно доукомплектовываем: что-то покупаем, что-то приносим из дома. Также в этом году приобретем набор микрофонов для занятий по полевым записям, чтобы записывать звук под водой, фиксировать разные физические вибрации, «снимать» звук с любых электрических устройств и т.д.

Что касается софта, то тут мы решили не изобретать велосипед и перенять опыт зарубежных коллег, с которыми активно общаемся. Мы будем использовать Ableton Live для базовой работы со звуком, PD и Max для визуального и SuperCollider для текстового программирования. По сути, это сегодняшний универсальный стандарт. Используя оборудование и софт, студенты будут работать над собственными проектами. Их будет много, и они будут разные — от созданий собственных программных синтезаторов и работы над алгоритмической композицией до «галерейных» работ, инсталляций и перформансов.

Как будут проходить занятия?

Мы надеемся, что на занятиях будет происходить магия. А если серьезно, наш основной фокус — работа на портфолио. Можно сколько угодно тренировать прикладные навыки, но если результат этой тренировки — работа в стол, много ли в этом смысла? В Школе дизайна каждый студент под руководством своих кураторов создает минимум четыре полноценных проекта в год. Одна из наших задач — сделать работу над этими проектами максимально интерактивной, насколько это будут позволять возможности и здравый смысл. Хочется, чтобы студенты относились к куратору не как к недоступному демиургу, а как к проводнику. Мы будем учить студентов работать со звуком, думать о звуке и выражать свои мысли не только устно, но и письменно — это еще один важнейший навык, которого часто недостает художникам.

Что нужно для того, чтобы поступить в магистратуру?

Для поступления нужно собрать стартовое портфолио, которое может включать в себя документацию любых практик, имеющих отношение к звуку. Если уже есть какие-то музыкальные работы — этого точно будет достаточно. Если записей нет, но умеете петь или играть на инструменте, просто запишите исполнение любимой композиции на телефон. Если вместо звуков предпочитаете производить тексты — это тоже отличный вклад в портфолио, даже если это рецензия на любимую пластинку, когда-то давно опубликованная в социальных сетях. Один из потенциальных абитуриентов, с которым мы уже успели пообщаться, организовывает серию вечеринок и концертов, и это тоже пример работы со звуком, который нам интересен.

Если нет возможности представить ничего из списка выше, подойдите к задаче творчески. Даже если вы самоизолировались в пустой комнате, где под рукой нет ничего, кроме смартфона, можно сделать версию какой-нибудь классической саунд-арт работы. Например, поработать со звуком собственного голоса, как это делал Элвин Люсье, или вообще записать свой кавер на «4′33». Нужно понимать, что мы используем портфолио только как инструмент для того, чтобы получше узнать абитуриентов и в зависимости от этого изменить настройки образовательной программы, если это необходимо. Это не творческий конкурс в привычном понимании, но необходимый первый шаг.

Есть какие-то классические работы, о которых стыдно не знать тем, кто собирается поступать? Что вообще стоит почитать и послушать для подготовки?

Прежде всего, абсолютно нечего стыдиться. Если в опыте абитуриента пока еще чего-то нет, это не обесценивает весь остальной её или его опыт, просто время пока не пришло. Недавно я составил список из 10 книг для Цеха, начать можно с них. Что касается слушания, попробуйте просто замолчать и послушать мир вокруг, как это советует звуковой эколог Рэймонд Мюррей Шейфер. В наше шумное время это одна из самых полезных звуковых практик.

Запись перформанса Реника Белла, алгоритмического музыканта и программиста из Токио, который также будет преподавать в магистратуре. Реник — один из главных представителей международной сцены «алгорейва», участники которого генерируют экспериментальную танцевальную музыку в режиме реального времени

Что ждет выпускников после окончания магистратуры, и насколько вообще сегодня востребован саунд-арт?

В целом заметно, что в последние годы звук все чаще становится объектом пристального внимания. Часто упоминают, например, две последние Венецианские биеннале, где гран-при брали звуковые проекты. Но, как и везде, многое будет зависеть от самих выпускников. В первую очередь, мы помогаем им обрасти связями и собрать серьезное портфолио. По итогам обучения студенты будут обладать большим количеством прикладных навыков, так что смогут работать композиторами и саунд-дизайнерами — с учетом полученных теоретических знаний они будут смотреться выигрышнее многих коллег.

Есть и другие точки потенциального роста. Например, у студентов будет возможность попробовать свои силы на главных площадках города — речь об известных музеях, галереях, клубах, культурных и прочих пространствах. В прошлом году мы также начали предварительное обсуждение студенческих стажировок с кураторами профиля Sound Studies and Sonic Arts в Берлинском университете искусств — надеюсь, из этого тоже что-то выйдет. В общем, магистратуру нужно рассматривать как платформу в самом широком смысле. Ограничиваться только проведением занятий и выдачей диплома мы точно не собираемся.

Обязательно ли иметь базовое музыкальное образование или уметь пользоваться программами для написания музыки?

Скорее наоборот. В Школе дизайна мы уже почти год работаем с бакалаврами и заметили, что в большинстве случаев успешнее проявляют себя те, кто пришел к нам в формате «чистого листа». Сложно сказать, почему так получается: у нас есть теория, что студентам с музыкальным образованием сложнее работать с чем-то новым, потому что оно не вписывается в их заранее заданную рамку. Но это только догадки. В любом случае, никакой специальный бэкграунд для поступления не требуется, а со всем софтом мы разберемся в процессе обучения.

Я всерьез верю, что все без исключения обладают способностями работать со звуком и продвигаю идею Жака Аттали о том, что в конце концов все мы должны стать «композиторами своего собственного слушания». Просто посмотрите на то, с каким удовольствием работают со звуком дети, когда исследуют возможности своего голоса или взаимодействуют с окружающим миром. Похожим образом начинают вести себя взрослые, когда вдруг осознают, что никаких рамок на самом деле нет, просто они выросли и забыли, каким интересным может быть мир вокруг.​​​​​​

Фрагмент записи совместного выступления Стаса Шарифуллина с композитором Владимиром Мартыновым

Если вас заинтересовала программа, и вы хотите обсудить с куратором свое портфолио, приглашаем вас воспользоваться онлайн-формой для предварительного обсуждения портфолио: ответ придет в течение недели. С 17 марта все Дни открытых дверей проходят в онлайн формате. Ближайший онлайн День открытых дверей пройдет 19 мая, необходима регистрация.

Читайте также

Медиум как метафора

В повседневном контексте художественного производства под медиумом по-прежнему зачастую понимают «материальные основания» конкретной работы, включая пространственно-временную специфику ее показа (видео, графика, перформанс, инсталляция и т.д.). О постмедиальном состоянии искусства и расширительном понимании термина «медиум» в текстах Розалинд Краусс или работах Пьера Юига рассказывает Валерия Конончук.

Open call стипендиального проекта «Космос до востребования» от ТСХР

До 25 января 2024 продолжится приём заявок для участия в стипендиальной программе «Творческого союза художников России», направленной на поддержку молодых художников из регионов России. Куратор проекта — художница, куратор и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Диана Мачулина.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.