«1, 2, 3». Итоги интенсива Артура Голякова в Школе дизайна

«1, 2, 3». Итоги интенсива Артура Голякова в Школе дизайна

В Школе дизайна прошёл интенсив художника Артура Голякова под названием «1, 2, 3». В течение двух дней — 24 и 25 мая — участники вместе с Артуром создали оммажи на художественные произведения. Единственным ограничением были материалы, которыми должны были стать товары из ближайшего дисконтного магазина.

Художник, куратор, сооснователь коллектива Plague, пространств Plague Space (Краснодар), Plague Office (Казань). Куратор выставочной программы Центра современной культуры «Смена» (Казань). Выпускник Художественно-графического факультета КубГУ и КИСИ. 

В рамках воркшопа каждому участнику было предложено выбрать произведение — литературное, музыкальное, художественные или кинематографическое — и создать на него оммаж, будучи ограниченным во времени и подборе материалов.

Первый ознакомительный день интенсива начался с погружения в художественную практику авторов из разных стран.

Марсель Дюшан создал «Фонтан» ещё в 1917 году. «Фетровый костюм» впервые был представлен Йозефом Бойсом в 1970-м. Но использование в работах «неконвенциональных» материалов, не вписывающихся в рамки привычных живописи, скульптуры и графики, всё ещё вызывает у некоторых авторов и зрителей непонимание, а в некоторых случаях даже негодование. На самом деле это — способ выйти за пределы привычного восприятия искусства и находить альтернативные форматы для художественных концепций.

Артур рассказал о собственных проектах, среди которых наибольшую узнаваемость получили «Пиццы», а также о произведениях других авторов из России, Европы и Америки, работающих с подручными материалами.

Артур Голяков. Untitled (Pizza painting), 2023

Зухра Салахова. След, 2023

Второй день был посвящён практической работе и начался с разоблачения интриги — участники интенсива узнали, что им необходимо выбрать материалы для своего проекта в ближайшем дисконт-магазине «Смешные цены»! Резиновые сапоги, носки, полотенца, щётка для пола, вилки и зубочистки стали основой оммажей на фильмы «Космическая Одиссея» и «Лобстер», работы Анри Матисса, Йозефа Бойса и Константина Коровина. 

Артур Голяков«Использование подручных материалов позволяет художнику расширить свои метод и практику. Мне очень нравится, когда автору удаётся „присвоить“ какой-то материал, предмет или образ, который мы часто встречаем в быту. И потом, видя в магазине или на кухне какой-то предмет, мы вспоминаем о конкретном художнике. Думаю, сейчас время, когда нам нужно присваивать образы. Я говорю не о реди-мейде, а об образах в более широком понимании. Несмотря на мнение, что всё давно придумано, вокруг нас много того, что никто ещё не использовал в художественной практике».

Василиса, участница интенсива: «Артур интересно преподнёс информацию, исчерпывающе отвечал на все вопросы, и, что особенно ценно, — поделился своими источниками вдохновения. Все этапы создания арт-объекта: от выбора материалов до представления его остальным участникам — очень запомнились! У всех без исключения получилось что-то очень индивидуальное, наполненное смыслами, выполненное в абсолютно разных техниках!»

Аида Аношина, участница интенсива: «Лично для меня наиболее интересным показался формат воркшопа: передо мной никогда раньше не стояла подобная задача. Самое то для выхода из зоны комфорта! Я делала оммаж на произведение "Волшебная гора" Томаса Манна. Материалы подбирала по принципу их схожести с теми образами, которые чаще всего встречаются в моих работах, а также исходя из визуальных ассоциаций, связанных с самой книгой. Это обязательно должно было быть что-то прозрачное, напоминающее структуры человеческого тела. А отсылка к работе "Рождение Венеры" Боттичелли — дань уважения влюблённости в физическое, реальное тело».

Фото: Евгения Алейникова, Анастасия Вострецова, Виола Шабат, Юля Евстратова 

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает образовательные треки по направлению «Современное искусство» на уровнях бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования. В зависимости от интересов абитуриенты могут выбрать профили, посвящённые практикам современного искусства и дизайна, саунд-арту и саунд-дизайну, концепт-арту и цифровому искусству, экранным искусствам, современной живописи и перформансу.

Читайте также

BURO.: 5 мифов о современном искусстве

В онлайн-медиа о моде, красоте, культуре и обществе BURO вышел материал, в котором преподавателям программы «Современное искусство» Александре Першеевой и Александру Журавлёву задали самые популярные вопросы о современном искусстве. Зачем современному художнику высшее образование? Как стать крутым и востребованным в арт-среде? Почему виртуальная реальность не заменит настоящие галереи? Обо всём этом читайте на сайте BURO.!

Выставка-исследование Китай-города в галерее ГРАУНД Солянка

Дипломный кураторский проект Александры Пантелеевой, студентки IV курса направления «Современное искусство», можно будет увидеть с 17 мая по 16 июня 2024 года в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка. Среди художников — Маша Панина, Мария Шалангова, Татьяна Халбаева и Анастасия Амбросова, студенты Школы дизайна.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.