Кети Чухров — о первой в России программе по философии современного искусства и критической теории

Фото © Федор Ратников
Фото © Федор Ратников

Школа дизайна приглашает на первую в России программу по философии современного искусства и критической теории. Программа «Философия современного искусства и анализ арт-систем» состоит из восьми теоретических и трёх практических курсов и объединяет ведущих специалистов в области современной философии, арт-теории и практиков современного искусства и архитектуры. Руководитель программы — Кети Чухров, доктор философских наук, доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ.

Новая программа не только предлагает системный подход к изучению современной мысли, искусства и культурного процесса, но и является исследовательско-интеллектуальным хабом. Среди преподавателей — Александр Писарев, Кети Чухров, Арсений Жиляев, Илья Будрайтскис, Максим Мирошническо, Глеб Напреенко, Ирина Сахно, Никита Василенко, Виктор Алимпиев, Мадина Тлостанова, Константин Бударин, Андрей Шенталь. За два года обучения студенты пройдут восемь курсов по теории искусства и современной философии и три курса по музейно-кураторским практикам и спекулятивному урбанизму, а также будут изучать философско-теоретические и проектно-практические дисциплины. Программа открыта на уровне дополнительного образования, поэтому занятия проходят по вечерам, а значит посещать ее могут даже слушатели со стандартным рабочим графиком. Старт программы — 19 октября.

Александра Першеева, кандидат искусствоведения, руководитель направления истории и теории искусства и дизайна в Школе дизайна НИУ ВШЭ, поговорила с руководителем программы, доктором философских наук Кети Чухров и узнала, почему эта программа является уникальной для России:

— Расскажите, чем отличается созданная вами программа от уже существующих?

Сегодня в России практически не существует серьезного теоретического образования для людей, работающих в области искусства. Часто предлагается изучение теории в виде прикладной иллюстрации для кураторских практик, но генеалогия идей, которые определяют современное искусство, остаются за рамками как практики, так и образования.

Современное искусство — это не просто искусство, это — парадоксальная логика самой современности, и на занятиях новой программы мы постараемся объяснить, как глобализованная современность функционирует системно.

Хотя программа открыта в рамках дополнительного образования, ее уровень вполне соответствует уровню магистерской или даже аспирантской. В течение двух лет наши слушатели приобретут навыки, необходимые для свободной ориентации в сфере критической теории, арт, медиа теории и философии второй половины XX и XXI веков.

— Чему уделялось внимание при формировании программы и какие задачи вы перед собой ставили?

Самым главным для нас было собрать тех ученых, у каждого из которых есть уникальные исследования в своей области. Прежде всего, мы хотели отразить кризис гуманитарных наук, который возникает с внедрением в искусство естественных и технических наук. Сейчас принято говорить о необходимости междисциплинарного подхода. Мы же, напротив, стремились, переопределить границы каждой из дисциплин, чтобы понять, как заново создавать новые альянсы между дисциплинами.

Можно сказать, что студент нашей программы (будь то философ, теоретик, культуролог или человек, не имеющий профессионального образования) — это исследователь, который отправляется в большое путешествие.

— Расскажите о команде преподавателей.

В команду кураторов вошли коллеги, работами которыми я восхищаюсь: Максим Мирошниченко, Арсений Жиляев, Илья Будрайтскис, Мадина Тлостанова, Глеб Напреенко, Андрей Шенталь, Ирина Сахно, Никита Василенко, Виктор Алимпиев, Константин Бударин, Александр Писарев.

Мы подумали, что если собрать этих блестящих людей и профессионалов в исследовательско-интеллектуальный хаб, то можно в дальнейшем создавать исследовательскую среду и интеллектуальную общность. Наше образование сейчас все больше учит управлению, а не интеллектуальной работе, поэтому борьба против антиинтеллектуализма для нас очень важна.

— Какие дисциплины будут изучать слушатели?

Дисциплины мы строили не по шаблону, а в зависимости от уникальной экспертно-исследовательской работы каждого из преподавателей, в результате чего родились такие курсы, как: «Критика эстетики. Генеалогия идей современности», «Постструктуралистская критика метафизики в свете научно-технических дисциплин современности», «Другие медиа. Введение в современную медиа-теорию», «Авангардная музеология: модели экспозиции в контексте авангарда и марксизма, вселенский музей воскрешения», «Спекулятивный урбанизм и технологические нарративы современности», «Политические теории эмансипации в исторической перспективе. Между Востоком и Западом», «Половой вопрос культуры», «Пост и де-колониальная теория».

— Какие взаимоотношения между практическими и теоретическими курсами в вашей программе?

В теоретических курсах мы с моими коллегами сформировали те дисциплины, которые являются критикой современной философии и отражают различные аспекты этой критики: это новые медиа, критика психоанализа, философия техники, определение перформативности и постколониальные и гендерные исследования. Мы постараемся затронуть многие аспекты развития современной мысли.

Практические же занятия, куда входят занятия по спекулятивной архитектуре и дизайну, — это попытка отразить переплетение между теорией и практикой. Ведь сегодня зачастую «теория практична , а практика теоретична», поэтому без теоретических идей нет практических занятий, а практика кураторская и спекулятивная, «дизайна» пространств — определяет направление мысли. В полном смысле мы хотим представить системный подход к изучению современной мысли и искусства и современного культурного процесса.

Смотреть полную версию интервью с Кети Чухров:

Подробнее о программе, учебных блоках и преподавателях можно узнать на нашем сайте. Старт занятий — 19 октября.

Читайте также

Настя Ливаднова сняла клип для группы «СБПЧ»

У группы «Самое большое простое число» (СБПЧ) вышла новая песня «Свет» и клип на неё. Режиссёром, автором идеи и исполнителем главной роли стала Настя Ливаднова, выпускница Школы дизайна. Перформативное и экспериментальное, немного укачивающее и бодрящее — всё это про клип «Свет».

Выставка «Сад, в котором ты один»

«Учитель / ученик» — цикл персональных выставок в HSE ART GALLERY, в рамках которого на одной площадке демонстрируются проекты преподавателей и студентов. Этот формат позволяет представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, увидеть известных художников в новом качестве и соотнести оптику учеников и их наставников. Экспозиция «Сад, в котором ты один» объединяет работы преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ Дмитрия Цветкова и его студентки Александры Бочеверовой.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.