Студенты Школы дизайна представили перформансы «Тело звука — звук в теле»

Студенты Школы дизайна представили перформансы «Тело звука — звук в теле»

В I модуле студенты Школы дизайна изучали смежные области искусства, связанные со звуковыми и движенческими практиками, в рамках преддипломной практики. Кураторами курса «Тело звука — звук в теле» выступили приглашённые преподаватели — Ольга Цветкова, свободный хореограф, и Владимир Горлинский, композитор и автор пространственных композиций и звуковых инсталляций. Курс разработан на направлении «Художник театра и кино».

Объединение двух медиумов (звуковых и перформативных практик) позволило студентам соприкоснуться с процессом создания индивидуальных перформансов. Конечным результатом курса стал полноценный показ авторских работ, в которых они проявили себя как авторы, а также участвовали в качестве исполнителей-музыкантов и работали с движением.

В рамках курса обсуждались и практически осваивались такие вопросы:

  • какие свойства имеет звук (звучащее тело);
  • как звуки производятся и какие материалы могут быть задействованы как материал для авторских музыкальных инструментов-монстров;
  • какие звуки производит танцующее тело;
  • как сфокусировать внимание зрителя на определенной части тела.

«Одним из фокусов данного курса было введение студентов в понятие художественной практики в современной хореографии, попытка переноса личной темы исследования студентов в движение, в звук. Все вместе мы пытались найти такую форму перформанса, которая бы резонировала со способом мышления конкретного студента — искали точку мерцания смыслов между абстракцией и конкретикой», — рассказала куратор курса Ольга Цветкова.

Саша Агеева. Графическая партитура

Перформанс Саши Агеевой, студентки IV курса профиля «Художник театра и кино» прошёл в рамках креативной сессии «Тело звука. Звук в теле». Этот перформанс — попытка создать графическую партитуру своим телом, заковав руки.

«Это была попытка через несвободу прийти к свободному графическому высказыванию. Этим перформансом я рассуждала о том, как можно через скованные движения выразить свободный рисунок. В конце этот рисунок как графическую партитуру пропевали перформеры, но у каждого были сдерживающие действия — что-то мешало. Например, я специально давала перформерам задания пропеть шёпотом или пропеть только согласные звуки».

Элина Большенкова. Диана Романова. Пластика пластика

Перед студентками профиля «Анимация и иллюстрация» и «Коммуникационный дизайн» Элины Большенковой и Дианой Горликовой стояла задача создать перформанс, базируясь на теме диплома или рассматривая её как отправную точку для отдельной самодостаточной работы.

В своём перформансе студентки взяли за основу пластик — чужеродный неорганический материал, прочно вошедший в повседневность. Период использования пластика человеком очень короткий, но при этом срок его существования составляет сотни лет; ни одно когда-либо утилизированное пластиковое изделие ещё не разложилось.

«Мы хотели показать невозможность и вместе с тем необходимость расставания с пластиком через драму вместо использования постулата „пластик — это плохо“. При помощи звука, который разворачивается во времени и „занимает“ собой пространство, мы попытались передать растянутость жизненного цикла пластикового материала, а конкретно — пластиковой бутылки. В нашей работе тело перформера выступает проводником в дополнительное сенсорное измерение — перформеры как бы перенимают пластические характеристики материала на себя, а зрители в свою очередь переносят их на себя через перформеров», — рассказали о проекте Диана и Элина.

Девушки поделились впечатлениями о работе с кураторами курса:

«Нам было безумно интересно работать с преподавателями. Ольга и Владимир проявляли активный интерес и участие в отношении наших работ, стремились дать необходимую обратную связь по каждому проекту и давали полезные комментарии. Их творческий тандем задавал настрой нашим коллективным обсуждениям, и каждое занятие превращалось в плодотворный и бурный обмен идеями и инсайтами. За прошедшие два месяца мы приобрели колоссальный объём новых знаний и умений, которые сложно охарактеризовать словами. Этот комплекс инструментов непременно пригодится в будущем, причём не только для перформативных или звуковых практик, но и для любого другого творческого процесса».

Дарья Малинина. Звуковой перформанс Синеты

Звуковой перформанс Дарьи Малининой, студентки IV курса профиля «Художник театра и кино», изначально был включен в работу над дипломным проектом с режиссером Элиной Куликовой по созданию спектакля по книге Мэгги Нельсон «Синеты» , посвященной синему цвету.

Даша рассказывает, что важной идеей перформанса стало подключение к абсолютной красоте через маленькие неявные ощущения. В тексте Мэгги Нильсен таким способом подключения к красоте является синий цвет и предметы, обладающие особенным синим цветом. Для студентки таким транслятором стали предметы, обладающие особенным тихим звучанием:

«В этом перформансе важной темой для меня стала идея касания. Можем ли мы, во время извлечения звука, дотрагиваться до предмета так же бережно, как дотрагиваемся до человека? И наоборот, когда мы приближаемся к телу и пристально его изучаем, может ли оно иметь свойства предмета».

Работа внутри практики с Ольгой Цветковой и Владимиром Горлинским (преподавателями курса) для Дарьи стала очень личной, потому что большую часть времени студенты посвятили изучению тем, которые интересовали их в конкретный период. Для неё самым сложным было работать с телом, возможно, поэтому большее внимание она уделила звуку.

Направление обучения

Анимация и иллюстрация

Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Художник театра и кино

Театр и кино — сферы, в которых ответственность за убедительность и эстетизм произведения несут не только режиссёры и актёры, но и представители десятка смежных профессий, связанных с художественным оформлением. Среди них особое место занимают художники, от которых требуется как отличное понимание собственной функции, так и глубокие знания об искусстве как таковом. Школа дизайна ВШЭ готовит таких универсальных специалистов — настоящих людей искусства. Студенты профиля начинают с освоения базовых принципов современного театра и кинематографа, изучают иерархию и специфику этих индустрий, учатся взаимодействовать со всеми участниками творческого процесса, а также вникают в актуальные тренды развития искусства.

Как поступить