По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
На Youtube-канале Школы дизайна прошла дискуссия с профессионалами индустрии комикса. Спикеры обсудили главные тренды в мире комикса, историю манги, а также дали свои советы тем, кто хочет связать свою профессию с комиксом. Публикуем самые интересные и важные моменты дискуссии, приуроченной к старту нового магистерского профиля «Комикс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Дмитрий Яковлев: В России есть стереотипное представление о том, что комиксы — это по умолчанию «что-то для детей», и из-за этого на рынке очень долго не было детского комикса. Сейчас ситуация меняется — есть запрос от издателей. Я четко вижу, что издается очень много биографий, литературных адаптаций разного уровня. В нашем издательстве хорошим примером можно называть графический роман Ольги Лаврентьевой «Сурвило», вышедший 2019 году. Книга уже была издана во Франции, Норвегии и Швеции, и на очереди переводы на немецкий и Польский языки.
Владимир Морозов: Поскольку комикс является ситуативным искусством, он зачастую отражает текущую ситуацию в мире, происшествия, на которые авторы не могут не реагировать. Соответственно, есть и другая сторона — когда авторы отражают некие философские идеи. Направление на постоянный раскол общества, заведение общественности, постоянные попытки столкнуть людей лбами — авторы также реагируют на это. Согласен, что идет развитие комикса для детей. Сюда же подключается нон-фикш, исторические и научные комиксы, комиксы-биографии, которые особенно широко представлены на французском рынке.
Дмитрий Яковлев: Можно брать любую тему. В особенности, если это учебный проект. Очень важно, чтобы автору было интересно. Если говорить про наше издательство, то нам интересны автобиографические комиксы. Комиксы, в которых можно было бы посмотреть на эпоху через истории отдельных людей — самого себя, любого обычного или известного человека. Безусловно, нам интересны любые визуальные эксперименты, юмор абсурда, направление графического репортажа, адаптации литературных произведений.
Наша задача сейчас — показывать студентам, что комиксы — это огромная ниша, в которой авторы начали создавать серьезные высказывания еще в семидесятые и продолжают создавать их и по сей день. У комикса огромные перспективы.
Юлия Магера: В 1971 году у французского писателя и журналиста Франсиса Лакассена вышла книга «Девятое искусство: комиксы». В 80-е годы начинается глубокое изучение манги и ее внедрение в культуру. К примеру, вопросы о манге попадают в тестовые задания при поступлении в японские вузы. В 1997 году манга начинает преподаваться как учебная дисциплина в японских университетах. В 2000-е годы в университете Сэйка в Киото появляется полная программа бакалавриата, посвященная изучению манги. В современной Японии выставки манги проводятся ежегодно, ведется активная выставочная деяельность. Знаковым событием стала выставка японской манги и французского комикса «Лувр 9», прошедшая при поддержке Лувра в Токио в 2016 году. В ней участвовали такие художники как Энки Белал, Араки Хирохико, Танигучи Дзиро, Сакамото Синъити и многие другие.
В 2019 году выставку манги провели в крупнейшем музее Европы — в Британском музее. Это стало признанием манги на международной арене. Было представлено около 240 работ таких авторов как Отомо Кацухиро, Арахи Хирохико, Хагио Мото и многих других. Здесь манга наконец-то вышла за пределы Японии.
Мария Скаф: Япония и азиатский мир прошли стадию, на которой манга была только детским и подростковым видом искусства, и теперь она представлена во всем своем великолепном многообразии. Думаю, что наша задача сейчас — показывать студентам, что комиксы — это огромная ниша, в которой авторы начали создавать серьезные высказывания еще в семидесятые и продолжают создавать их и по сей день. У комикса огромные перспективы.
Дмитрий Яковлев: У нас огромное количество прекрасных художников, которые могут работать с разными визуальными языками. Но у многих из них есть проблема — они не знают, о чем рассказывать. Моя рекомендация: уделите внимание созданию историй. Комикс не рисуют, а пишут. Без истории далеко не уедешь.
Мария Скаф: Есть две задачи: придумывание историй и исследование собственного инструментария комикса. Мы не можем избавиться от сравнения с кинематографом, живописью или любым другим медиумом, на основе которых строится комикс. Но здесь интересна задача — учиться выявлять те комикс-инструменты, которые нигде, кроме как в комиксе, невозможны. Мне хотелось бы видеть больше проектов наших студентов, которые не могли бы существовать ни в какой другой форме, кроме как в комиксе.
Юлия Магера: В зарубежных исследованиях существует такое понятие как «manga literacy». Мы все знаем, как читать книги. А как читать комикс? Люди старшего возраста испытывают трудности с чтением комикса, потому что не знают многих грамматических особенностей комикса. Нужно учить студентов понимать ее.
Дискуссия была приурочена к старту нового магистерского профиля «Комикс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Набор на 2021 год уже открыт, а 16 марта состоится День открытых дверей, на котором можно будет познакомиться с кураторами и узнать все о специфике обучения.
Новая премьера на BlueScreen! Третьекурсницы направления «Анимация и иллюстрация» Айгуль Оразбаева, Ярослава Евса и Нане Вирабян создали четырехминутный мультфильм про опустошенного фантома, который собирает себя по частям и превращается в человека. The Blueprint поговорил с его авторами — про бюджет и сроки, источники вдохновения и планы на будущее.
Шестой сезон объявляем открытым! До 21 января 2024 года отправляйте свои работы в номинации: «Айдентика», «Предметный дизайн», «Иллюстрация и комикс», «Игровая графика» и «Саунд».
Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.