По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
18 февраля в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет первая встреча из серии «Медиа и дизайн»: руководитель одноимённого образовательного направления Анзор Канкулов поговорит с теле- и радиоведущим, писателем и основателем студии «Фабрика подкаста» Алексом Дубасом. В преддверии этой встречи Анзор рассказал нам о том, чем современные медиа отличаются от СМИ 20-летней давности, чему учат студентов направления «Медиа и дизайн» и почему новая серия мероприятий под эгидой этого направления начнётся именно с приглашения Дубаса.
Руководитель направлений «Медиа и дизайн» и «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ, эксперт в области моды и медиа, журналист, в разное время работавший главным редактором журналов «ОМ», Harper’s Bazaar, Black Square, Port, редакционным директором журналов L’Officiel и Numero.
Помимо того, что Алекс — мой друг, для меня он ещё и пример человека, который легко находит себе место и в классических, и в новых медиа. Он известен своими эфирами на радио «Серебряный Дождь», он телеведущий на канале «Культура», он ставит спектакли — то есть его бэкграунд, то, чем он много лет занимался, построен на традиционных медиа. Но поскольку Алекс Дубас очень любит придумывать всякие истории, и у него это прекрасно получается, он смог этот свой талант интегрировать и в новые медиа. Его аккаунт со 120 тысячами подписчиков — как раз пример полноценного персонального медиа. Ну и, конечно, мы с ним будем говорить о «Фабрике подкаста» — студии, которую недавно открыл Алекс и которая уже выпустила несколько очень интересных продуктов, в том числе рейтинговый аудиосериал «анна аТмахова». И вообще намерена, как я понимаю, стать ведущим игроком на растущем рынке подкастов.
Если ты хочешь, чтобы у твоего медиа было больше 300 подписчиков, ты должен иметь какое-то серьёзное преимущество перед конкурентами. Я считаю, что таким преимуществом может быть сочетание дизайнерского подхода и редакторского мышления.
Я бы сказал так: медиа сегодня — это всё, что полагает себя таковым. То есть практически что угодно. Тот же аккаунт в соцсетях, если его владелец ставит себе задачу коммуникации, донесения своего мнения, распространения информации, в общем и целом сейчас является медиа. И такая огромная платформа как Twitter, и относительно скромный по объёму Telegram и сами являются очень влиятельными медиа — и позволяют стать таковыми своим пользователям. Если человек решил, что он сам себе медиа, значит, так оно и есть. Но тут мы переходим к важному вопросу: если ты хочешь, чтобы у твоего медиа было больше трёх сотен подписчиков, то ты должен иметь какое-то серьёзное преимущество перед конкурентами. Я считаю, что таким преимуществом сегодня может быть сочетание дизайнерского подхода и редакторского мышления. Чему мы и учим наших студентов в рамках образовательного направления «Медиа и дизайн». С 2018-го в бакалавриате, а в этом году начнем учить и на магистерском уровне.
Мы думаем, что за ним большое будущее. Потому что в современных медиа контент неотделим от дизайна, они идут в одной связке. Сегодня медиаспециалист должен уметь не только создавать контент, смысл, нарратив, но и выбирать для него адекватную, максимально привлекательную и удобную для пользователя форму подачи. То есть владеть инструментами дизайна — понимая его как умение преподнести материал в максимально эргономичном, эстетически цельном ключе.
В процессе обучения мы предлагаем студентам попробовать самые разные инструменты создания медиа, от достаточно простых, типа телеграм-блога, до подкастов и видеошоу. Наша цель — научить человека придумывать медиа для разных платформ: от системы и структуры до контента и оформления.
Студенты бакалавриата получают широкую базу гуманитарного образования — им преподают историю журналистики, медиа, дизайна, искусства, социологию, политологию, то есть всё то, что необходимо человеку для критического взгляда на общество, отслеживания происходящих в нём процессов, понимания трендов и т.д.
Но, возможно, самое интересное и важное — это то, что все образовательные программы Школы дизайна построены по принципу проектной работы. Наши студенты буквально с первых дней учёбы начинают работать над проектами конкретной направленности, причём связанными не только с медиа, но с развитием, скажем так, инструментария мышления. Они одновременно приобретают навыки редакторской и дизайнерской работы, изучают принципы редакторского и дизайнерского мышления.
Ребята делают и печатные, и цифровые медиа: зины, журналы, посадочные страницы, мультимедийные лонгриды, подкасты, ролики для Tik Tok, шоу для YouTube и т.д. Мы планируем создавать проекты, придумывать и разрабатывать истории, реагируя на актуальные формы, в которых сегодня живут медиа, и в тех форматах, которые являются наиболее востребованными в текущий момент. И, конечно, мы собираемся сотрудничать с самыми интереснымии яркими современные медиа — мы хотим, чтобы наши студенты делали проекты для «Арзамаса», или «Букмейта», или вот той же «Фабрики подкаста».
Что касается магистратуры, то её идея строится вокруг создания своего проекта, стартапа в области медиа. В программе магистратуры даже есть такой модуль: разработка идеи нового медиа на выбранной платформе и её реализация. То, чему мы будем учить — это принципы, подходы и навыки, необходимые для воплощения такой идеи в жизнь, от сторителлинга до дизайнерских приёмов.
Хочу, кстати, вот какую важную вещь сказать: для поступления в магистратуру необязательно иметь профильное образование. Конечно, будет полезным наличие опыта работы в области медиа, рекламы или пиара, но не менее показательным может быть, например, осмысленный инстаграм-аккаунт. Необязательно, чтобы он имел миллионный охват, но если личный профиль человека в соцсети выстроен разумно, с какой-то идеей, концепцией — это тоже может служить частью портфолио и важным аргументом при разговоре о поступлении.
За последние 20 лет в области медиа произошла настоящая революция, эта сфера изменилась, наверное, даже в большей степени, чем все остальные. Главным образом эта революция сводится к тому, что медиа из высокопрофессиональной, и местами — узкопрофессиональной, сферы, превратились в очень открытую штуку, в которой ещё толком не прописаны правила.
Медиа сегодня — это огромное поле возможностей. Поле, на котором традиционные СМИ чувствуют себя менее комфортно, но зато возникают новые способы самовыражения для молодых людей, которые могут реализовываться, как они считают нужным — с помощью новых инструментов, новых платформ, пользуясь тем, что технологии коммуникаций очень сильно упростились и открылись для всех.
А ещё, мне кажется, мы находимся на таком этапе трансформации медиа, когда те способы подачи информации, форматы, виды коммуникации, которые были проработаны традиционными СМИ, начинают проявляться, воспроизводиться в новых, цифровых медиа. Сегодня я где-то прочитал, что шоу Юрия Дудя исполнилось пять лет. И если пять лет назад большинство YouTube-шоу делалось в жанре бесконечного разговора двух человек на каком-то непритязательном фоне, то сегодня я вижу в YouTube шоу, которые придуманы, сняты, смонтированы не хуже, чем лучшие телевизионные передачи — то есть они используют форматы и приёмы хорошего телевидения. И многие другие медиаформаты живут как раз потому, что они на самом деле не привязаны к какому-то конкретному носителю, это форматы работы с информацией, со зрителем, с читателем.
Вот недавно вышел фильм Уэса Андерсона «Французский вестник». Это такой оммаж замечательному журналу New Yorker, который на внешнем уровне всегда был очень старомодным и до сих пор выглядит так, как будто сделан в 1921 году. Но означает ли это, что эпоха новых медиа похоронит New Yorker, его неповторимый стиль, его способ разговора? Я думаю, что нет, ведь его читают не потому, что он напечатан на бумаге, а потому что он интересен. И потому что у него есть этот самый неповторимый стиль.
Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское мышление с дизайнерскими навыками. Направление «Медиа и дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент. Преподаватели и кураторы направления: Анзор Канкулов, Игорь Шулинский, Стас Жицкий, Максим Никаноров.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.