По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В течение трех дней — 5, 12 и 13 марта — в Школе дизайна пройдет мастер-класс художницы Алисы Горшениной «Плоскость. Объем. Движение». В этом интервью коллекционер, деятель искусства и культуры и преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ Пьер-Кристиан Броше поговорил с Алисой о ее творчестве, роли художника в обществе и о том, что ждет участников ее мастер-класса.
Художница, работает в разных сферах — от живописи, графики, текстильных скульптур до видео арта, анимации и цифровых коллажей.
Куратор направления «Современное искусство», руководитель юнита «Арт-Вышка» в Школе дизайна ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства.
Когда меня позвали провести мастер-класс в Школе дизайна, я размышляла о том, чему я могу научить других людей. И поняла, что нужно отталкиваться от моего подхода, чтобы это было честное обучение тому, в чем я разбираюсь. Я постоянно пробую новые техники и материалы, занимаюсь разными направлениями. Мне хотелось создать такой мастер-класс, где мы также сможем затронуть разные медиумы и техники.
То, как я разделила мастер-класс, немного напоминает мой творческий путь. Первое, с чего я начала, — это графика и иллюстрация. Во время моей учебы в институте я думала, что свяжу свою жизнь с иллюстрацией. Но во время обучения я начала очень много экспериментировать. Помню день, когда у меня получилось передать реальность очень четко — я практически нарисовала фотографию. Я начала ломать форму, придумывать свои странные способы создавать новые иллюстрации. Обо всем, что я тогда делала, я хотела бы рассказать на первом занятии, которое будет посвящено плоскости.
В дальнейшем из плоскости я перешла в объем — с помощью текстиля. Нас не обучали таким направлениями в институте, так что обучалась самостоятельно. Для меня этот медиум наиболее близок и подходит по настроению, так что вторая часть нашего мастер-класса связана с объемом. Но это не значит, что мы будет работать только с текстилем — будет возможность поработать и с другими материалами. Мы будем переходить из плоскости в объем, как это когда-то сделала я. Участники смогут поработать с картоном, текстилем, глиной — будет большой выбор.
Когда и объема мне показалось мало, я решила идти в другие направления, и начала заниматься видеоартом. В этом направлении я тоже самоучка — путем экспериментов пыталась найти свою технику. Больше всего мне нравится stop motion (покадровая анимация). Я решила, что наше третье занятие логично перейдет из объема в движение. Мы оживим работу, которая начиналась с плоскости и продолжилась объемом.
Это все, безусловно, связано. Я начала говорить о практике, потому что в начале моего мути мало понимала суть того, что делаю. Первые шаги были связаны с диким желанием совершенствовать технику и пробовать новые материалы. Путь начался с освоения всех техник, а уже в процессе я начала анализировать работы и пытаться видеть в них суть. Мне совершенно не стыдно говорить о том, что до сих пор бывают моменты, когда я не знаю, что значит созданный мною образ. Я не закладываю в него глубокую концепцию. Бывает, что проходит два-три года, я смотрю на свою старую работу — и понимаю, про что она. Как будто бесконечно себя анализирую.
При этом я считаю, что должен быть баланс между техникой и сутью. Всегда видно, когда работа пустая, искусственно сделанная, и в ней нет никакой мысли. У меня есть работы, в которых идея находится в зародыше. На выставках я стараюсь специально рассказать о таких работах, чтобы люди понимали, что художники и художницы — это не всезнающие люди, умеющие четкое объяснить то, что они делают. В творчестве многое происходит интуитивно, и это нормально. Другое дело, что я не пускаю это на самотек, постоянно провожу анализ. У меня есть ритуалы, когда я сижу и перебираю свои работы, и зачастую с течением времени я обнаруживаю, что смысл работ меняется для меня самой и становится частью другого проекта.
Тема визуального языка мне очень близка. Я помню, как в 2018 году на месяц ездила в резиденцию в Норвегию. Я не знала норвежского языка, и у меня было четыре месяца перед поездкой, чтобы изучить английский. В этой резиденции я познала силу визуального языка искусства. Мне показалось, что люди, которые приходили смотреть на мои работы, поняли меня. При этом я все равно работаю со словами. Названия моих проектов становятся частью моего искусства, и я люблю создавать новые слова и словосочетания. У меня есть проект, который называется «Самоискусствление» — такого слова нет, и придумала его не я. В своих социальных сетях я спросила у моих подписчиков, как бы они описали мое искусство, и одна из подписчиц написала это слово. Оно показалось мне гениальным. Это история, когда одно слово может рассказать больше, чем сама работа. В описании своих работ я стремлюсь к простому языку, мне хочется, чтобы меня понимали не только искусствоведы и кураторы, но и люди, далекие от современного искусства.
Когда я планировала мастер-класс, то размышляла о том, кого я там жду. И поняла, что он для всех — нет никаких ограничений. Это могут быть взрослые, опытные художники и художницы, могут быть люди без опыта, студенты, теоретики искусства. Это будет погружение в процесс, чистая практика. Для нее нет ограничений по уровню навыков — каждый может получить что-то полезное. Когда в процессе работы ты меняешь медиумы, это стимулирует работу мозга. Если человек никак не связан с искусством, у него может появиться желание что-то создавать как раз в процессе мастер-класса. Как минимум, это станет интересным опытом развития воображения, которое полезно не только в искусстве, но и в жизни. А для опытных художников это будет полезно с точки зрения работы с новыми техниками.
Мне кажется, что история рассудит, какова была роль художника. Когда находишься в процессе, очень сложно понять степень влияния на культуру. В проекте «Русское инородное» я пытаюсь понять свою роль в контексте страны, ее культуры, насколько я вписана в нее, какой частью ее я являюсь. И я как будто не нахожу эти ответы, не имея возможности оценить это со стороны. Я не могу понять свой уровень в искусстве, как меня воспринимают люди. Пока у меня нет ответов на эти вопросы. Возможно, к старости я смогу это понять.
Хочу подчеркнуть, что я работаю не только с «русскими» темами. Во мне смешано очень много разных культур — европейские, восточные — которые я пытаюсь отразить в своем творчестве. К примеру, у меня был проект «Внучка Тамерлана», который рассказывает о Башкирии. Я — смесь.
У меня был авторский курс по иллюстрации, проводила несколько узконаправленных мастер-классов, на которых участники делали какие-то вещи, повторяя за мной. Мастер-класс «Объем. Плоскость. Движение» в Школе дизайна отличается тем, что я жду, что люди не будут повторять мои техники, приемы и образы, а создадут что-то свое. Главное мое ожидание — увидеть пятнадцать разных работ.
Надеюсь, что отдача после мастер-класса будет и, возможно, стоило бы провести онлайн-встречу по итогам наших занятий. Думаю, что должно пройти какое-то время после самого мастер-класса, чтобы люди успели это прожить. Тогда можно будет понять, что произошло со всеми нами.
Сообщество экспериментальной прозы Mappa Mundi и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Диана Мачулина объявили о конкурсе по созданию литературных проектов на основе художественных произведений выставки «Обратная сторона Луны/Земли/Солнца». Заявки принимаются до 25 сентября 2024.
31-й Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» прошёл в Москве с 12 по 17 апреля 2024 года. Выпускник мастерской Ивана И. Твердовского на профиле «Экранные искусства» Николай Коваленко получил гран-при за свой дипломный проект «Лелера», а фильм его одногруппницы Алины Сорокиной выиграл приз киноконцерна Мосфильм.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.