По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В течение трех дней — 5, 12 и 13 марта — в Школе дизайна пройдет мастер-класс художницы Алисы Горшениной «Плоскость. Объем. Движение». В этом интервью коллекционер, деятель искусства и культуры и преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ Пьер-Кристиан Броше поговорил с Алисой о ее творчестве, роли художника в обществе и о том, что ждет участников ее мастер-класса.
Художница, работает в разных сферах — от живописи, графики, текстильных скульптур до видео арта, анимации и цифровых коллажей.
Куратор направления «Современное искусство», руководитель юнита «Арт-Вышка» в Школе дизайна ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства.
Когда меня позвали провести мастер-класс в Школе дизайна, я размышляла о том, чему я могу научить других людей. И поняла, что нужно отталкиваться от моего подхода, чтобы это было честное обучение тому, в чем я разбираюсь. Я постоянно пробую новые техники и материалы, занимаюсь разными направлениями. Мне хотелось создать такой мастер-класс, где мы также сможем затронуть разные медиумы и техники.
То, как я разделила мастер-класс, немного напоминает мой творческий путь. Первое, с чего я начала, — это графика и иллюстрация. Во время моей учебы в институте я думала, что свяжу свою жизнь с иллюстрацией. Но во время обучения я начала очень много экспериментировать. Помню день, когда у меня получилось передать реальность очень четко — я практически нарисовала фотографию. Я начала ломать форму, придумывать свои странные способы создавать новые иллюстрации. Обо всем, что я тогда делала, я хотела бы рассказать на первом занятии, которое будет посвящено плоскости.
В дальнейшем из плоскости я перешла в объем — с помощью текстиля. Нас не обучали таким направлениями в институте, так что обучалась самостоятельно. Для меня этот медиум наиболее близок и подходит по настроению, так что вторая часть нашего мастер-класса связана с объемом. Но это не значит, что мы будет работать только с текстилем — будет возможность поработать и с другими материалами. Мы будем переходить из плоскости в объем, как это когда-то сделала я. Участники смогут поработать с картоном, текстилем, глиной — будет большой выбор.
Когда и объема мне показалось мало, я решила идти в другие направления, и начала заниматься видеоартом. В этом направлении я тоже самоучка — путем экспериментов пыталась найти свою технику. Больше всего мне нравится stop motion (покадровая анимация). Я решила, что наше третье занятие логично перейдет из объема в движение. Мы оживим работу, которая начиналась с плоскости и продолжилась объемом.
Это все, безусловно, связано. Я начала говорить о практике, потому что в начале моего мути мало понимала суть того, что делаю. Первые шаги были связаны с диким желанием совершенствовать технику и пробовать новые материалы. Путь начался с освоения всех техник, а уже в процессе я начала анализировать работы и пытаться видеть в них суть. Мне совершенно не стыдно говорить о том, что до сих пор бывают моменты, когда я не знаю, что значит созданный мною образ. Я не закладываю в него глубокую концепцию. Бывает, что проходит два-три года, я смотрю на свою старую работу — и понимаю, про что она. Как будто бесконечно себя анализирую.
При этом я считаю, что должен быть баланс между техникой и сутью. Всегда видно, когда работа пустая, искусственно сделанная, и в ней нет никакой мысли. У меня есть работы, в которых идея находится в зародыше. На выставках я стараюсь специально рассказать о таких работах, чтобы люди понимали, что художники и художницы — это не всезнающие люди, умеющие четкое объяснить то, что они делают. В творчестве многое происходит интуитивно, и это нормально. Другое дело, что я не пускаю это на самотек, постоянно провожу анализ. У меня есть ритуалы, когда я сижу и перебираю свои работы, и зачастую с течением времени я обнаруживаю, что смысл работ меняется для меня самой и становится частью другого проекта.
Тема визуального языка мне очень близка. Я помню, как в 2018 году на месяц ездила в резиденцию в Норвегию. Я не знала норвежского языка, и у меня было четыре месяца перед поездкой, чтобы изучить английский. В этой резиденции я познала силу визуального языка искусства. Мне показалось, что люди, которые приходили смотреть на мои работы, поняли меня. При этом я все равно работаю со словами. Названия моих проектов становятся частью моего искусства, и я люблю создавать новые слова и словосочетания. У меня есть проект, который называется «Самоискусствление» — такого слова нет, и придумала его не я. В своих социальных сетях я спросила у моих подписчиков, как бы они описали мое искусство, и одна из подписчиц написала это слово. Оно показалось мне гениальным. Это история, когда одно слово может рассказать больше, чем сама работа. В описании своих работ я стремлюсь к простому языку, мне хочется, чтобы меня понимали не только искусствоведы и кураторы, но и люди, далекие от современного искусства.
Когда я планировала мастер-класс, то размышляла о том, кого я там жду. И поняла, что он для всех — нет никаких ограничений. Это могут быть взрослые, опытные художники и художницы, могут быть люди без опыта, студенты, теоретики искусства. Это будет погружение в процесс, чистая практика. Для нее нет ограничений по уровню навыков — каждый может получить что-то полезное. Когда в процессе работы ты меняешь медиумы, это стимулирует работу мозга. Если человек никак не связан с искусством, у него может появиться желание что-то создавать как раз в процессе мастер-класса. Как минимум, это станет интересным опытом развития воображения, которое полезно не только в искусстве, но и в жизни. А для опытных художников это будет полезно с точки зрения работы с новыми техниками.
Мне кажется, что история рассудит, какова была роль художника. Когда находишься в процессе, очень сложно понять степень влияния на культуру. В проекте «Русское инородное» я пытаюсь понять свою роль в контексте страны, ее культуры, насколько я вписана в нее, какой частью ее я являюсь. И я как будто не нахожу эти ответы, не имея возможности оценить это со стороны. Я не могу понять свой уровень в искусстве, как меня воспринимают люди. Пока у меня нет ответов на эти вопросы. Возможно, к старости я смогу это понять.
Хочу подчеркнуть, что я работаю не только с «русскими» темами. Во мне смешано очень много разных культур — европейские, восточные — которые я пытаюсь отразить в своем творчестве. К примеру, у меня был проект «Внучка Тамерлана», который рассказывает о Башкирии. Я — смесь.
У меня был авторский курс по иллюстрации, проводила несколько узконаправленных мастер-классов, на которых участники делали какие-то вещи, повторяя за мной. Мастер-класс «Объем. Плоскость. Движение» в Школе дизайна отличается тем, что я жду, что люди не будут повторять мои техники, приемы и образы, а создадут что-то свое. Главное мое ожидание — увидеть пятнадцать разных работ.
Надеюсь, что отдача после мастер-класса будет и, возможно, стоило бы провести онлайн-встречу по итогам наших занятий. Думаю, что должно пройти какое-то время после самого мастер-класса, чтобы люди успели это прожить. Тогда можно будет понять, что произошло со всеми нами.
Фильм «Точки пересечения», снятый выпускником профиля «Экранные искусства» Николаем Коваленко, опубликован на стриминговой платформе CoolPlay. Премьера фильма, сопровождённая положительной рецензией кинокритика Вадима Рутковского, прошла там же 20 сентября.
Сообщество экспериментальной прозы Mappa Mundi и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Диана Мачулина объявили о конкурсе по созданию литературных проектов на основе художественных произведений выставки «Обратная сторона Луны/Земли/Солнца». Заявки принимаются до 25 сентября 2024.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.