По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
С 24 по 27 апреля 2022 года в загородном отеле Just Wood в Тульской области проходила творческая лаборатория Школы дизайна НИУ ВШЭ. Студенты и преподаватели исследовали территорию, работали с жителями, проектировали будущие маршруты интерактивных экскурсий для развития культуры и туризма в регионе и создали выставку из 10 объектов. Об опыте работы в лаборатории участники расскажут на Перфолабе «10 и 1», которая пройдет 3 июня.
Лаборатория стала первым этапом сотрудничества Школы дизайна с Тульской областью. Тема лаборатории — «Дневник одного предмета».
Цель проекта — объединить общей задачей представителей разных сообществ, творческих людей, которые по-разному видят и осмысляют мир в своих проектах. Главная задача — обмен знаниями и взаимопроникновение идей для создания нового пространства совместно-прожитого опыта — со-бытия, меняющего каждого из участников, зрителей и всех «свидетелей», вовлеченных в этот процесс.
Участники поделились на 10 команд. Студенты исследовали местность, находили предметы в заброшенных постройках старого дома отдыха «Осетр» и, переосмысляя их, создавали новые концепции и объекты. Из советских обоев родилась инсталляция, символизирующая надежду. Нить, стакан, тарелка, плафон и ботинок превратились в проект о течении времени. Приказ об увольнении местного повара в начале 90-х за воровство тарелок стал основой аудиовизуальной инсталляции, погружающей в атмосферу этого события. Всего участники создали десять арт-объектов, часть из которых останется на территории отеля.
Анастасия Нефедова, руководитель лаборатории: «Живописная территория JUST WOOD — идеальное место для творческой лаборатории, для того, чтобы познакомиться друг с другом в новой среде вне стен Школы дизайна. Мы смогли ощутить процессы, недоступные в городе: разлив весенней реки с ее веселой стихией, запах и шум дождя, пережить нашествие лягушек, услышать шепот пробуждающегося леса, увидеть игру света в нарождающейся листве, почерпнуть созидательные потоки и забрать эту красоту в творческие процессы, чтобы вернуть этому месту пропущенной через оптику художественного взгляда. JUST WOOD стал идеальной площадкой, гостеприимно позволившей художникам увидеть и пропустить сквозь себя течение времени. Но не только чтобы зафиксировать эти чувства в настоящем, но и посеять семена будущих проектов».
Одним из таких проектов станет масштабный фестиваль в Тульской области «Нереальная Тула-2023» который соединит мастеров, инициативных жителей области, столичных художников, туристов и местную креативную среду, а опыт трехдневной «Лаборатории инженеров впечатлений» — одна из отправных точек проекта.
Участие в лаборатории приняли студенты и преподаватели семи направлений Школы дизайна: «Ивент-дизайн. Театр и перформанс», «Мода», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Экранные искусства», «Фотография», «Анимация и иллюстрация», «Гейм-дизайн и виртуальная реальность».
Куратор лаборатории и руководитель направления «Ивент дизайн. Театр и перформанс» в Школе дизайне Анастасия Нефедова в течение всей работы Лаборатории вела дневник, где описывала свои ощущения от проекта и рассказывала о целях лаборатории: «Перемешаться „художественными направлениями“, понять, что же за зверь — „междисциплинарность“, как она проявляет себя в деле, какие инструменты и способы придумывания у соседа? Как мыслит „Гейм-дизайн“, что умеют „Экранные искусства“, где живет муза у „Моды“, кому в театре нужна рулетка, как снимает фотограф, что видит иллюстратор, и есть ли что-то, чего не слышит саунд-дизайн?».
Москва, 13:30. Станция метро Аннино.
Собрались 33 человека с рюкзаками и чемоданами, из которых ни один не знал всех. Смятение, некоторая неловкость, дождь. Но полтора часа ожидания автобуса, затерянного в пробках, уже немного сплотили и расслабили участников, как и совместные разговоры в ближайшем кафетерии. Наконец автобус прибыл. В дороге знакомились. Для этого пустили по рядам анкету с вопросами — первый дневник этого проекта. Он затерялся в рядах спящих.
Тульская область, Веневсий район, Осетровское лесничество, примерно 18:00.
Добрались отлично! Здесь совсем другой воздух. Впереди знакомство с отелем, первые эмоции. Нас ждали и рады встрече! Резместившись по симпатичным домикам на 3-4 человека, изучаем местность и правила жизни в отеле. Впереди ужин, и сразу после него большая координационная игра от куратора направления «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» в Школе дизайна Анатолия Казакова.
С помощью игровых механик все участники оказываются перемешанными и объединенными уже не по принципу профессиональной общности: вот — группа моды, вот — театралы и перформеры, фотографы и т.д., а по числой случайности. Единственное условие — не создавать «вертикали», поэтому спонтанные группы делятся на студенческие и кураторские.
Само по себе необычно и волнующе, оказавшись в новом месте, стать членом команды, в которой никого не знаешь. Для кураторов необычно оказаться «на равных» со студентами, не только говорить, но и слушать, быть готовым к критике своих идей, выйти из привычной роли.
В конце первого дня участники Лаборатории — уже не студенты и кураторы, а представители иных цивилизаций, связанные узами предстоящего проекта — разбредаются по домикам, стараясь не раздавить лягушек, бесцеремонно замирающих в перформативных позах по всей территории отеля под шелест дождя.
Одиночество утренней пробежки, нежнейшее солнце и птицезвон как саунд-арт — сегодня с погодой полный коннект.
После завтрака нам предстоит переправляться вброд через мост, над которым разлилась река Осётр. Все в предвкушении.
Но сначала лекция от Елены Коноваловой — местного краеведа — про место, лес, засечную полосу, фееричные, невероятные истории древнего времени, связанные с землей, людьми, городами и событиями. За час с небольшим Елена восхитила всех увлеченностью, глубиной погружения и влюбленностью в свой предмет.
Вдохновленные и немного обескураженные нахлынувшими после лекции ощущениями места, когда осознаёшь происходившие на этой земле события так, будто видишь их призраки сквозь толщу времени, мы отправляемся к реке.
Переправу через реку продюсер фестиваля Инна Ганс превратила в перформативное дефиле! На берегу студенты «Моды» завернули всех в огромные черные пакеты, соорудив своеобразные высокохудожественные бродни. Тимофей Кайгородов, куратор профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн» добавил звук и усилил эффектность переправы.
Задачей было — с максимально непроницаемыми лицами брести против течения. Не потеряли ни одного бойца, часть промокла до нитки, часть осталась суше сухого. Говорят, наиболее выразительно мы смотрелись с дальнего берега Осетра.
Снимаем мешки, сворачиваем и сберегаем для обратного пути — у нас ничего не пропадет. Наша цель на этом берегу отеля — старая столовая, элегантное вытянутое здание-павильон, построенное, вероятно, в 60-х годах ХХ века. Архитектор — мастер: все строго, минималистично, выверенные пропорции и смыслы. Создатели отеля задумали реновацию столовой, но перед этим команда Лаборатории предложила рассмотреть его как одну из «руин» времени, поработать там и поискать предметы «с историей».
Скаутинг оказался непростой задачей: многие предметы для работы недоступны, это оборудование для летнего обустройства жизни отеля или имущество предыдущих владельцев, но тем интереснее найти что-то уникальное и «почуять» свой объект.
Из палочек и скотча делаем флажки с именами, чтобы промаркировать заинтересовавшие предметы, ходим и развлекаемся, читая имена, которыми помечены найденные артефакты — вот и заработал спонтанный микро-музей «Момент в истории». И там, уже на месте, возникает ощущение, что Лаборатории в столовой не уместиться — не хочется мешать сложившейся инфраструктуре и рутинной жизни отеля с ее главными миссиями. Что ж, это нормально, ведь Лаборатория и задумана как пространство для импровизации. Ищем дальше!
Отличная идея — на «нашем» берегу есть старые, неотреставрированные дачные домики, их присмотрели студенты театрального направления для своих летних перформансов. Идем туда и продолжим поиски «говорящих» предметов.
Игра-бродилка по домикам любопытна с точки зрения чувственного опыта: погружение в дух места со всеми его шероховатыми нюансами, запахами и ощущениями, которые не всегда «пускают» тебя внутрь. Ты то ли вторгаешься в чужое пространство, то ли становишься гостем, то ли чувствуешь кожей прошлую жизнь людей и следы их проживания. Сложные эмоции — одновременно в тебе просыпается и художник, и сноб, и археолог, и уборщик.
Мы обменялись впечатлениями, рассмотрели приглянувшиеся другим командам предметы — микро-музей «Момент в истории» продолжает разворачивать экспозицию.
После обеда с дежурством в ресторане, группы приступают к основной работе: изучение и обсуждение выбранных предметов, исследование, брейнштормы и первые наметки для будущих дневников. Как услышать историю одинокого стула или кружевной занавески, понравившейся Олегу Цербаеву — куратору направления «Фотография»? Как озвучить найденную тетрадь сторожа? Где инсталлировать виртуальный лесной ресторан? Вопросы сыпятся и не спешат обрастать ответами, работа кипит, мозги тоже.
Мы не замечаем, как ускоряется время — вот уже вечер. Весь день мы работали в группах, обменивались друг с другом то предметами, то идеями, то способами подхода к проекту и всё вместе.
Вечером Ирина Маштакова, куратор «Лаборатории инженеров впечатлений», педагог по вокалу мастерской «Название», проведёт со взрослой аудиторией тренинг «Вокальный круг». Это время погружения в свое звуковое тело и в пространство звучания других — невероятный опыт со-настройки, опыт открытия звука в себе и одновременно способности слышать окружающих. Студенты тоже пройдут свой круг. Интересно, как это для них будет?
«Похоже, у ребят веселее и масштабнее, кураторов стоило тоже туда замешивать», — справедливое наблюдение Юлии Блюхер, куратора направления «Анимация и иллюстрация». Возьмем на заметку в следующий раз. Но и сегодня все под впечатлением — от самих себя и новых токов, проникающих в общее пространство смыслов. Такие тренинги точно помогут перезагрузиться и дадут новые импульсы для креативной работы любого рода, особенно если ее суть во взаимодействии людей.
Только к ночи разбредаемся по домикам, и всё продолжаем творческие дискуссии и прения — обожаю эти состояния, они созданы для счастья «здесь и сейчас». Зачем спать?
Утренние прогулки с лягушками, завтрак и дежурство, обнаружение новых уютных локаций в отеле: например, чудесная беседка с огромной люстрой-макраме, где в какой-то момент мы уединились с небольшой компанией студентов и обменялись текущими впечатлениями и пожеланиями на следующую лабораторию.
Мощный день нашей кузницы проектов: дневники начинают стремительно рождаться и умирать, возводятся и рушатся, когда вдруг приходит осознание, что все придуманное — полная чушь. В этом горниле творческого огня начинается пересмотр и анализ, кризис, уничтожение целого или его частей, и обнуление. Как справиться? Придумали перекрестно ходить по другим командам, слушать, что у кого придумывается, стать сторонними наблюдателями. Как в квантовой теории созерцания, твой проект вдруг неожиданно начинает кристаллизоваться и проступать под взглядом другого.
Наблюдаем следующие картины: вот, Эмма Васильева, куратор направления «Ивент-дизайн. Театр и перформанс» красит белым железный забор, студентки Софа, Аня и Лиля воздвигают часть декорации на берегу, Даша расписывает окна заброшенного дома, Сэм с Пашей тащат бревно. Все эти картины невероятно вдохновляющие. Потихоньку выдыхаем. К вечеру контуры инсталляций начинают обретать реальные черты, и мы устраиваем «пробный питчинг» — поход по объектам-проектам с краткими экскурсами. В полной темноте, с фонариками и под дождем — романтика и челлендж!
Ранний подъем. Успеть собрать вещи, забрать мусор из домика, а заодно привести мысли в порядок. Сразу после завтрака предстоит встреча с публикой — все ждут увидеть, что у нас получилось: краевед Елена Коновалова, управляющий партнер отеля Елена Усанова, гости из Тулы.
С погодой не слишком повезло — проливной дождь, но тепло. Последние доработки перед запуском, загрузка в сеть всех необходимых документов, фотографий и описаний. Важнейшая часть работы над проектами — умение структурировать, чтобы коротко и емко донести смысл и добиться выразительности образа.
Нарядившись в дождевики, крадем друг у друга резиновые сапоги и отправляемся на променад. Я веду зрителей, давая ориентиры в пространстве проекта.
Сквозь портал концептуализма мы отправляемся под растяжку Лиды Чугуновой, куратора направления «Мода», и оказываемся в этих новых-старых реальностях, маленьких мирах проектов, созданных нашими командами: вот дневник взглядов, зеркало осколков времени этого места, звучащий квантовый стул и органический оркестр, нить, связывающая два берега, плетенное кружево на деревьях, дневник-меню с моноресторанным местом, леший в авторском прочтении, рэп-читка книги дежурств охранников дома отдыха «Осётр», ставшая хитом нашей Лаборатории.
Чего только ни пережили авторы и зрители за эти два часа проникновения в дневники-инсталляции, дневники-путешествия, дневники-отражения, в которых все участники открывались друг перед другом непохожими, тонкими, остроумными, «непричесанными» и пронзительными сторонами своей творческой души. Браво!
Финальный обед и в обратный путь. Огромное спасибо этому гостеприимному и терпеливому дому! Наш автобус снова отправляется в Москву. В дороге — обсуждения, разговоры, планы, но потихоньку все засыпают, слишком много эмоций и сил затрачено, а сколько еще предстоит.
В наших планах создать карту-путеводитель для «наслаждения руинами», с помощью которой любой гость отеля сможет совершить променад, свое путешествие во времени и пространстве с аудио-гидом, услышать истории ребят — записанные треки композиций и голосов, прочесть аннотации и сконструировать свой локальный концептуальный опыт. Стать путешественником, современным художником и написать свой «Дневник одного предмета».
3 июня на перфолабе «10 и 1» участники подробно расскажут о своем опыте участия в лаборатории и о проектах, созданных в ее рамках.
Встреча состоится на Кирпичной, 33 в 17:00.
В формате выступлений и диалога запланировано:
После встречи в 19:00 состоится выступление студентов направления «Саунд-арт и саунд-дизайн».
Для посещения — зарегистрируйтесь.
Лаборатория впечатлений Школы дизайна НИУ ВШЭ ежегодно проводит масштабные события на стыке театра, музыки и перформанса. В этом году таким мероприятием стал концерт «Из мира сказок», который состоится завтра, 12 июля, в Электротеатре Станиславский. О концепции проекта, процессе его подготовки, важности коллабораций между различными образовательными направлениями Школы, а также... о сказках — мы поговорили с Владимиром Горлинским, одним из кураторов грядущего концерта и преподавателем Школы дизайна.
В конце марта в Санкт-Петербурге прошёл ключевой для ивент-индустрии форум об организации и продвижении событий — SOLD OUT 2024. Одним из спикеров форума стала Эмма Васильева — куратор профиля Школы дизайна НИУ ВШЭ «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс». Мы решили узнать у Эммы, как прошёл форум и насколько, по её мнению, конкурентоспособны студенты Школы дизайна.
Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Направление
Обучение в рамках этого направления предполагает практическую работу над творческими и техническими аспектами создания видеоигр: концепт-арт, текстуры, 3D-модели. За время учёбы каждый студент формирует портфолио, которое позволит начать карьеру в индустрии.
Профиль бакалавриата
Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.
Профиль «Ивент. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Профиль магистратуры
Фотография — форма визуальной коммуникации, которая, оставаясь технически доступной широкому кругу людей, требует мощного теоретического бэкграунда и постоянной практики. Специалисты в этой области определяют облик современной культуры, медиа, моды, рекламы. Студенты профиля «Фотография» получают уникальные для российского вуза знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией. Школа дизайна предлагает обучение фотографии по двум образовательным траекториям — фэшн-фотография и арт-фотография.
Профиль бакалавриата
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
Профиль бакалавриата
Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.