По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В выпуске аналитического подкаста «Что такое кино?» проекта Cincognita Татьяна Бакина, исследователь истории костюма в кино и старший преподаватель Школы дизайна, рассказала о взаимодействии моды и кино на экране на примере фильма «Дом Гуччи» Ридли Скотта.
В ушедшем 2021 году практически синхронно вышли в прокат сразу два фильма Ридли Скотта. И если «Последняя дуэль» снискала одобрительные отзывы, то «Дом Гуччи» вызывал скорее непонимание. Изначальная трагедийная логика по ходу сюжета оборачивается фарсом, психологизм персонажей замещается рассказом о падении империи «Гуччи» как семейного предприятия с внушительной историей. Зрители, ожидавшие криминальную драму, натолкнулись на всеобъемлющую ироничность повествования, а те, кто пришел посмотреть в кино на люксовые вещи и узнать что-то об истории знаменитого бренда — фактически остались ни с чем, почти как и сами герои фильма.
Разочарование неминуемо настигнет, если подходить к этой истории как к очередному визуальному пиршеству моды и кино, как к фильму с роскошными костюмами, которые обращают на себя внимание и являются важной частью эстетики фильма. «Дом Гуччи» не об этом. Впрочем, и сам бренд Gucci в те годы не смог бы предложить антураж и модные концепции для такой истории. Семейное дело трех поколений было сосредоточено на производстве люксовых аксессуаров, тогда как первые коллекции Gucci появились незадолго до назначения Тома Форда креативным директором дома. Костюмы в фильме скорее являются условным отражением вкусов итальянской элиты того времени: от бархатных пиджаков и мужских шейных платков у Аль Пачино и Джареда Лето до броских образов, созданных в духе эклектичности бренда Yves Saint Laurent, которые предпочитает главная героиня фильма.
Однако кэмповая эстетика «Дома Гуччи» отнюдь не противоречит жанровой специфике фильма. Отправной точкой в беседе о фильме может стать как раз жанровое своеобразие картины. Трагикомедия сочетает в себе черты серьезного и комического, а гипертрофированность и гротеск являются ее основными маркерами. Такая амбивалентная природа жанра позволяет избежать однозначного прочтения логики действий героев, именно поэтому на первый взгляд прозаичный сюжет об убийстве обрастает разными контекстами и эмоциональными трактовками.
Как историческая картина «Дом Гуччи» также не воспринимается серьезно. С точки зрения реконструкции образа прошлого фильм едва ли может предложить что-то большее, чем фантазию о приключениях богатых итальянцев в Америке, частично основанную на реальных событиях. Здесь нет ни антуража итальянских «свинцовых семидесятых», ни противоречивого духа Нью-Йорка эпохи диско.
По иронии, в финальный монтаж картины не попала даже сцена в культовом диско-клубе «Студия 54» — ее отрывки можно увидеть лишь в рекламных материалах к фильму. О социокультурном контексте эпохи, помимо саундтрека, напоминают разве что предостережения героя Джереми Айронса относительно желания своего сына жениться на «золотоискательнице» — бракоразводные процессы в Италии 1970-х годов все еще оставались сложной, долгой и чрезвычайно дорогостоящей процедурой, хотя и были разрешены законодательно в начале десятилетия.
Костюмы, будучи одним из ключевых маркеров истории на экране, здесь также лишь относительно справляются с этой функцией. Переходы между модой десятилетий не артикулируются, стили разных эпох максимально приближены друг к другу, чтобы эти легкие изменения ускользали от внимания зрителей.
С точки зрения своего гардероба интерес вызывают лишь персонажи Леди Гаги и Джареда Лето — амбициозные эксцентрики, которых высшее общество не воспринимает всерьез.
Иронично, что по мере развития сюжета первая обрастает все большим количеством ювелирных изделий и роскошных аксессуаров.
А второй все больше начинает походить на амбассадора стиля Gucci — причем не того бренда, который показан в фильме...
...а Gucci эпохи Алессандро Микеле, чьи коллекции невольно всплывают в памяти при взгляде на дизайнерские решения Паоло Гуччи из эпизода с сорванным модным показом.
Но несмотря ни на что, фильму все равно удалось всколыхнуть интерес к бренду Gucci и его истории — возможно как раз потому, что после просмотра простому зрителю ничего не становится понятней.
Подробнее о том, каким был дом Gucci и его дизайнеры тогда и сейчас, какое место занимал бренд в истории итальянской и мировой индустрии моды и элитных аксессуаров, и, наконец, как в принципе работают модные образы и костюмы в кино, вы можете услышать в выпуске подкаста «Что такое кино» проекта Cincognita с Татьяной Бакиной:
Татьяна Бакина
Преподаватель курсов по истории моды, голливудского и жанрового кино в Школе дизайна НИУ ВШЭ, культуролог, исследователь истории моды и кинематографа, автор научных статей по истории костюма в кино.
Школа дизайна НИУ ВШЭ совместно с Институтом развития индустрии моды Beinopen запускает проект «Управление модой». Он включает в себя три программы дополнительного образования, созданные при участии профессионалов из Befree, Lamoda, Poison Drop, YULIAWAVE и других компаний-партнёров: «Фэшн-индустрия. Продакт-менеджмент», «Швейное производство. Школа руководителя» и «Создание ювелирного бренда». Мы поговорили об этом, а также о планах по трансформации российской моды как индустрии, с основателем Института Beinopen Алексеем Баженовым.
С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах прошёл HSE FASHION DAY — масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвящённый устройству современной модной индустрии. В интернет-издании BURO. вышел материал об нашем мероприятии.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.