Кино о моде, где нет моды: «Дом Гуччи» Ридли Скотта

Постер фильма «Дом Гуччи» Ридли Скотта, 2021
Постер фильма «Дом Гуччи» Ридли Скотта, 2021

В выпуске аналитического подкаста «Что такое кино?» проекта Cincognita Татьяна Бакина, исследователь истории костюма в кино и старший преподаватель Школы дизайна, рассказала о взаимодействии моды и кино на экране на примере фильма «Дом Гуччи» Ридли Скотта.

В ушедшем 2021 году практически синхронно вышли в прокат сразу два фильма Ридли Скотта. И если «Последняя дуэль» снискала одобрительные отзывы, то «Дом Гуччи» вызывал скорее непонимание. Изначальная трагедийная логика по ходу сюжета оборачивается фарсом, психологизм персонажей замещается рассказом о падении империи «Гуччи» как семейного предприятия с внушительной историей. Зрители, ожидавшие криминальную драму, натолкнулись на всеобъемлющую ироничность повествования, а те, кто пришел посмотреть в кино на люксовые вещи и узнать что-то об истории знаменитого бренда — фактически остались ни с чем, почти как и сами герои фильма.

Разочарование неминуемо настигнет, если подходить к этой истории как к очередному визуальному пиршеству моды и кино, как к фильму с роскошными костюмами, которые обращают на себя внимание и являются важной частью эстетики фильма. «Дом Гуччи» не об этом. Впрочем, и сам бренд Gucci в те годы не смог бы предложить антураж и модные концепции для такой истории. Семейное дело трех поколений было сосредоточено на производстве люксовых аксессуаров, тогда как первые коллекции Gucci появились незадолго до назначения Тома Форда креативным директором дома. Костюмы в фильме скорее являются условным отражением вкусов итальянской элиты того времени: от бархатных пиджаков и мужских шейных платков у Аль Пачино и Джареда Лето до броских образов, созданных в духе эклектичности бренда Yves Saint Laurent, которые предпочитает главная героиня фильма.

Однако кэмповая эстетика «Дома Гуччи» отнюдь не противоречит жанровой специфике фильма. Отправной точкой в беседе о фильме может стать как раз жанровое своеобразие картины. Трагикомедия сочетает в себе черты серьезного и комического, а гипертрофированность и гротеск являются ее основными маркерами. Такая амбивалентная природа жанра позволяет избежать однозначного прочтения логики действий героев, именно поэтому на первый взгляд прозаичный сюжет об убийстве обрастает разными контекстами и эмоциональными трактовками.

Как историческая картина «Дом Гуччи» также не воспринимается серьезно. С точки зрения реконструкции образа прошлого фильм едва ли может предложить что-то большее, чем фантазию о приключениях богатых итальянцев в Америке, частично основанную на реальных событиях. Здесь нет ни антуража итальянских «свинцовых семидесятых», ни противоречивого духа Нью-Йорка эпохи диско.

Маурицио Гуччи, 5 декабря 1975
Маурицио Гуччи, 5 декабря 1975
Беверли-Хиллз, Калифорния, 11 октября 1977
Беверли-Хиллз, Калифорния, 11 октября 1977
Показ Gucci, осень 1976 года
Показ Gucci, осень 1976 года
Показ Gucci, лето 1976
Показ Gucci, лето 1976
Показ Gucci, лето 1976
Показ Gucci, лето 1976

По иронии, в финальный монтаж картины не попала даже сцена в культовом диско-клубе «Студия 54» — ее отрывки можно увидеть лишь в рекламных материалах к фильму. О социокультурном контексте эпохи, помимо саундтрека, напоминают разве что предостережения героя Джереми Айронса относительно желания своего сына жениться на «золотоискательнице» — бракоразводные процессы в Италии 1970-х годов все еще оставались сложной, долгой и чрезвычайно дорогостоящей процедурой, хотя и были разрешены законодательно в начале десятилетия.

Костюмы, будучи одним из ключевых маркеров истории на экране, здесь также лишь относительно справляются с этой функцией. Переходы между модой десятилетий не артикулируются, стили разных эпох максимально приближены друг к другу, чтобы эти легкие изменения ускользали от внимания зрителей.

«Дом Гуччи», Ридли Скотт, 2021
«Дом Гуччи», Ридли Скотт, 2021

С точки зрения своего гардероба интерес вызывают лишь персонажи Леди Гаги и Джареда Лето — амбициозные эксцентрики, которых высшее общество не воспринимает всерьез.

«Дом Гуччи», Ридли Скотт, 2021
«Дом Гуччи», Ридли Скотт, 2021

Иронично, что по мере развития сюжета первая обрастает все большим количеством ювелирных изделий и роскошных аксессуаров.

«Дом Гуччи», Ридли Скотт, 2021
«Дом Гуччи», Ридли Скотт, 2021

А второй все больше начинает походить на амбассадора стиля Gucci — причем не того бренда, который показан в фильме...

Рекламная кампания Алессандро Микеле и Глена Лачфорда, 2016
Рекламная кампания Алессандро Микеле и Глена Лачфорда, 2016

...а Gucci эпохи Алессандро Микеле, чьи коллекции невольно всплывают в памяти при взгляде на дизайнерские решения Паоло Гуччи из эпизода с сорванным модным показом.

Но несмотря ни на что, фильму все равно удалось всколыхнуть интерес к бренду Gucci и его истории — возможно как раз потому, что после просмотра простому зрителю ничего не становится понятней.

Подробнее о том, каким был дом Gucci и его дизайнеры тогда и сейчас, какое место занимал бренд в истории итальянской и мировой индустрии моды и элитных аксессуаров, и, наконец, как в принципе работают модные образы и костюмы в кино, вы можете услышать в выпуске подкаста «Что такое кино» проекта Cincognita с Татьяной Бакиной:

Синкогнита · «Father, Son, House Of Gucci: Столкновение Мира Моды И Кино»
name

Татьяна Бакина

Преподаватель курсов по истории моды, голливудского и жанрового кино в Школе дизайна НИУ ВШЭ, культуролог, исследователь истории моды и кинематографа, автор научных статей по истории костюма в кино.

Подробнее

Читайте также

Алексей Баженов: «Производство одежды, образование, ритейл, креатив и индустрия влияния должны быть объединены в партнёрские цепочки»

Школа дизайна НИУ ВШЭ совместно с Институтом развития индустрии моды Beinopen запускает проект «Управление модой». Он включает в себя три программы дополнительного образования, созданные при участии профессионалов из Befree, Lamoda, Poison Drop, YULIAWAVE и других компаний-партнёров: «Фэшн-индустрия. Продакт-менеджмент», «Швейное производство. Школа руководителя» и «Создание ювелирного бренда». Мы поговорили об этом, а также о планах по трансформации российской моды как индустрии, с основателем Института Beinopen Алексеем Баженовым.

Издание BURO. про HSE FASHION DAYS

С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах прошёл HSE FASHION DAY — масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвящённый устройству современной модной индустрии. В интернет-издании BURO. вышел материал об нашем мероприятии.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.