«Искусство Русского Севера». Экспедиция студентов Школы дизайна в Старую Ладогу

Фото © Александра Кузнецова
Фото © Александра Кузнецова

В июле студенты Школы дизайна под руководством Александры Кузнецовой и Михаила Нисенбаума посетили село Старая Ладога. Экспедиция состоялась в рамках программы «Открываем Россию заново», благодаря которой студенты могут посетить разные регионы России и лучше понять ее историю и культурный контекст.

Задачей студентов было погрузиться в историческо-художественный контент региона и перевести его на собственный уникальный визуальный язык — нарисовать иллюстрации и макеты, — чтобы в результате создать книгу-путеводитель по Старой Ладоге.

Старая Ладога — село в Ленинградской области с очень древней историей (первое поселение здесь возникло еще в VII веке), смешанным этническим составом населения и активными коммерческими связями в прошлом, что подтверждают постоянно проходящие в Старой Ладоге археологические раскопки. Соединяя в себе много пластов истории России — от Рюрика и первых князей до Петра I, Ладога стала богатым местом для исторического и культурного исследования. Главный ее памятник — крепость на берегу реки Волхов, внутри которой сохранился уникальный собор XII века с фресками.

Экспедиция, в которой приняли участие студенты Школы дизайна, состоялась благодаря прогармме Вышки «Открываем Россию заново». Это уже четвертая экспедиция серии «Искусство Русского Севера». Ей предшествовали экспедиции на Соловки, в Каргополь (по результатам экспедиции был создан путеводитель «Каргополь. Каргополье»), а также поездка в Вологду, Кириллов и Ферапонтово, по итогам которой была создана книга-выставка «Житие и узоры».

Александра Кузнецова, руководительница экспедиции и академическая руководительница программы «Дизайн»: «К каждой нашей экспедиции, как и ко всему процессу обучения в Школе дизайна, мы подходим с проектной позиции. В ходе предшествующих экспедиций родился формат иллюстрированного путеводителя. Вот и за 9 дней в Старой Ладоге мы практически сделали очередную книгу-путеводитель».

Основной состав экспедиции — студенты Школы дизайна, каждый из них фиксировал посещаемые места в собственной манере. «Получается паноптический взгляд разных авторов на одни и те же места и объекты. Таким образом, путеводитель, который мы издадим по итогам экспедиции, даст возможность человеку увидеть места объемно — многими глазами и различными взглядами», — рассказывает Александра.

Полина Фролова, участница экспедиции, студентка Школы дизайна: «Мы зарисовывали все достопримечательности села Старая Ладога — монастыри, церкви, крепость, музей. Каждый вечер после ужина мы раскладывали наши работы на веранде дома, где жили, а Михаил Нисенбаум с Александрой Кузнецовой просматривали и комментировали наши рисунки. После просмотров мы сканировали работы и отправляли их дизайнерке Кате, чтобы она вставляла их в книгу. Таким образом, наш путеводитель к концу поездки был готов уже на 80%!».

Работа в ходе экспедиции включала большую практическую составляющую. Студенты знакомились с памятниками русской деревянной архитектуры, фресковой живописи и декоративно-прикладного искусства. Они не только собирали материалы «в полевых условиях» — проводя design research, но также обрабатывали и концептуально осмысляли визуальный контент.

Полина Сергеева, участница экспедиции, выпускница направления «Анимация и иллюстрация»: «Поездка вышла чрезвычайно насыщенной и интересной. В первый же день мы бегло ознакомились с достопримечательностями, где планировалось работать в течение экспедиции: курганы, храм Иоанна Предтечи, родник, мужской и женский монастыри, и, конечно же, Староладожскую крепость. В следующие дни мы активно изучали историю Старой Ладоги под руководством прекрасного экскурсовода и археолога Алены, а затем продолжали самостоятельную работу в местах, куда нас распределяла наша кураторка Саша».

В экспедиции группа плотно сотрудничала с местными музейными организациями, в частности со Староладожским историко-архитектурным и археологическим Музеем-заповедником Старая Ладога. Студентам показали фонды музея, недоступные для туристов, включающие в себя старопечатные книги из собрания музея.

Страницы путеводителя по Старой Ладоге

Помимо зарисовок окрестностей и достопримечательностей студенты также делали эскизы сюжетов, связанных со Старой Ладогой и ее историей: «Я не помню ни одного дня поездки, когда сидела без дела — мы постоянно были заняты. После завтрака мы отправлялись либо на экскурсию, либо сразу на точки, где следовало сделать наброски. Иногда точек было несколько, и в течение дня надо было перемещаться в разные места. Однажды нам даже понадобилось переправляться на другой берег с помощью катера, чтобы запечатлеть в рисунке панораму крепости с иной перспективы! Домой мы всегда возвращались довольно поздно и сразу же устраивали общий просмотр, где Саша и Михаил комментировали наши рабоы и делились планами на следующий день», — Полина Сергеева.

За все время пребывания в Ладоге у Полины Сергеевой получилось около 70 работ, и самыми любимыми из них вышли зарисовки курганов: «Для меня это оказалось чудным местом силы, умиротворяющим и тихим. Я невероятно счастлива, что побывала там! Надеюсь, наша итоговая работа вдохновит других людей посетить это потрясающее место, обросшее легендами местных экскурсоводов и древними артефактами. А я об этой поездке буду вспоминать еще долго и только хорошее».

Полина Кульчицкая, участница экспедиции, студентка Школы дизайна: "В поездке была очень творческая атмосфера. Нашей кураторке Саше удалось собрать классную команду профессиональных художников, которые смогли показать свой уникальный взгляд на Старую Ладогу. У каждого был свой стиль работы. Мы рисовали одни и те же локации, но рисунки и наброски у всех получились абсолютно разными, потому что каждый создавал свои работы, руководствуясь своим опытом, впечатлениями и ощущениями. Мы — художники и выражаемся через творчество. Посмотрите на наши рисунки, и вы поймете наши эмоции от этой экспедиции".​​​​​​​

Авторский коллектив экспедиции выражает благодарность руководству НИУ ВШЭ, Сергею Селееву, руководителю программ Открываем Россию заново, Оксане Черненко, директору по образовательным инновациям за возможность расширить рамки университетского образования в формате экспедиций. Также сердечно благодарим коллектив Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника и особенно Людмилу Александровну Губчевскую, директора музея, а также Алену Алексеевну Залогину, заместителя директора по научной работе, за гостеприимство и творческое сотрудничество.

Читайте также

Выставка-исследование Китай-города в галерее ГРАУНД Солянка

Дипломный кураторский проект Александры Пантелеевой, студентки IV курса направления «Современное искусство», можно будет увидеть с 17 мая по 16 июня 2024 года в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка. Среди художников — Маша Панина, Мария Шалангова, Татьяна Халбаева и Анастасия Амбросова, студенты Школы дизайна.

Growing From Decay. Выставка выпускницы Школы дизайна в арт-хабе «Тупик»

В пространстве арт-хаба «Тупик» до 6 июля можно увидеть персональную выставку Полины Шилкините — выпускницы магистратуры Школы дизайна «Современная живопись».

Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.