Путешествие художников в мир идей. Об источниках концептуального мышления в искусстве

«Один и три стула», Джозеф Кошут, 1965, MoMA
«Один и три стула», Джозеф Кошут, 1965, MoMA

Слово «концептуализм», некогда свершившее маленькую революцию в области искусства, теперь окружает нас всюду — в значительной степени современный человек живет в концептуальном, инструментализированном, полагающемся на абстракции мире. Появлению практик концептуального мышления и их развитию в работах современных художников посвящен текст Павла Митенко.

Искусство содержит мощный концептуальный импульс ровно с тех пор, как оно стало современным на рубеже ХIX-XX веков. Согласно социологу искусства Натали Эйни, в этот период современное искусство формируется как новая парадигма, которая рефлексирует условия искусства как такового и этим отличается от классической и модернистской парадигм. В той мере, в какой современное искусство все более задавало тон западной визуальной культуре ХХ века, концептуальное мышление постепенно заняло положение отличительного знака всего современного. Сегодня концептуальным может быть не только искусство, но и дизайн, предпринимательство, пиар или даже посты в социальных сетях. Концептуальное мышление искусства получило широкое распространение, однако не вполне ясно, чем именно оно является.

«Quoted Time #9», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #9», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #10», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #10», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #12», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #12», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #13», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #13», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #15», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #15», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #16», Джозеф Кошут, 2022
«Quoted Time #16», Джозеф Кошут, 2022

С появления в середине XVIII века работ Александра Готлиба Баумгартена, утвердившего эстетику в качестве научной дисциплины, искусство определяется как смутный способ познания — мысль того, что не мыслит. Этот взгляд выражает претензию классической философии на первенство в обращении с чистой мыслью и определяет искусство как низший способ познания относительно философии. Этот взгляд остается доминирующим и в современной эстетической мысли, скрытым образом утверждающей превосходство понятийного мышления философов над чувственным мышлением художников. Оставим за скобками правомерность такого взгляда в отношении классического, но современное искусство неизменно демонстрирует не только чувственные способы познания, но и абстрактное мышление.

С начала ХХ века художники открыто вступают в спор с философами за привилегию доступа к чистой мысли. Этот спор наиболее полно был сформулирован художественным движением концептуализма. Джозеф Кошут в своем парадигмальном эссе «Искусство после философии» (1969) провозглашает независимость самоопределения искусства без помощи философии. Как же возможно реализовать абстрактное, концептуальное мышление с помощью конкретных, ощутимых средств, находящихся в распоряжении художников?

Видео-превью выставки Сола Левитта «Strict Beauty», 2021

Один из способов понять это — проанализировать художественные приемы современного искусства. Концептуализм утвердил абстрактную составляющую искусства в качестве основной, поэтому начать стоит с этого движения. Оно возникло в США в 1960-х годах и термин «концептуализм» обычно относится к работам, созданным с середины 1960-х до середины 1970-х годов.

«В концептуальном искусстве самый важный аспект произведения — это идея или концепция. Это означает, что все планы и решения принимаются заранее, а само выполнение является формальностью».

Сол Левитт, «Параграфы о концептуальном искусстве» (1969)

Концептуалисты считали мышление первостепенным, а материальное воплощение мысли необязательным или вторичным. Иначе говоря, они расценивали материальные произведения как своего рода индексы, лишь указывающие на движение мысли. Это и есть главный вклад концептуализма в визуальную культуру — перенос эстетического опыта из мира чувственного созерцания в сверхчувственный мир идей и концепций.

Обложка журнала концептуальных художников «Art-Language», 1974
Обложка журнала концептуальных художников «Art-Language», 1974
«The Second Investigation», Джозеф Кошут, 1976
«The Second Investigation», Джозеф Кошут, 1976
«Love Songs», Мэри Келли, 2005-2007
«Love Songs», Мэри Келли, 2005-2007
«36×36 removal to the lathing or support wall of plaster or wallboard from a wall», Лоуренс Винер, 1968
«36×36 removal to the lathing or support wall of plaster or wallboard from a wall», Лоуренс Винер, 1968

Приемы концептуального искусства имеют несколько основных источников. Одним из них стал спор с философией: художники заявили свое право на работу с понятиями и текстом вообще, что очевидно в работах группы «Искусство и язык» или у Мэри Келли. Другим важным источником концептуализма стал супрематический редукционизм Казимира Малевича, привносящий концепцию непосредственно в живопись, как у Сола Левитта и Лоренса Винера. Наконец, третьим — редимейды Марселя Дюшана в качестве рефлексии условий существования искусства и его контекстов, например, у Джозефа Кошута и Дэна Грэма. Эти источники определили основные приемы концептуального мышления в искусстве: использование текста, редукция, перенесение объекта или изображения из одного контекста в другой. Стоит заметить, что в (пост)советском современном искусстве концептуализм стал, наверное, наиболее влиятельным из движений и одним из самых оригинальных. Московский концептуальный круг привнес в концептуализм тему и инструментарий персонажности. Эта тема пронизывает произведения большинства художников московской концептуальной школы и достигает пика в персонаже Дмитрия Александровича Пригова.

«Стихограммы», Д. А. Пригов, 1985

Д. А. Пригов, Милицанер

«Стихограммы», Д. А. Пригов, 1985

За десятилетие своего активного существования концептуализм разработал богатый инструментарий средств, свой собственный «язык» концептуального мышления, который до сих пор используется художниками. Благодаря этому инструментарию художники населили мир чистой мысли, ранее доступный лишь философии, хотя идеи и концепции художников в основном отличаются от философских. В следующей публикации мы рассмотрим концептуальный прием редукции.

name

Павел Митенко

Исследователь, художник, горизонтальный куратор.

Подробнее

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать из образовательных профилей: Художник и куратор, Медиа-арт, Экранные искусства, Саунд-арт и саунд-дизайн. Со II курса бакалавры могут выбрать специализацию Фигуративное искусство и развиваться в современном переосмыслении и работе со станковыми жанрами: картина, рисунок, графическая серия, скульптура и др.

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись» (куратор — Владимир Дубосарский), «Театр и перформанс» (куратор — Ольга Рогинская), Sound Art & Sound Studies (куратор — Евгений Былина). Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами. Абитуриенты магистратуры могут выбрать одну из авторских мастерских: «Видеоарт», «Фотография», «Печатная графика», «Керамика и текстиль», Art & Science и параллельно заниматься в общих группах, создавая произведения выставочного уровня, объединяя свои скиллы с компетенциями студентов из других мастерских.

Как поступить