По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Слово «концептуализм», некогда свершившее маленькую революцию в области искусства, теперь окружает нас всюду — в значительной степени современный человек живет в концептуальном, инструментализированном, полагающемся на абстракции мире. Появлению практик концептуального мышления и их развитию в работах современных художников посвящен текст Павла Митенко.
Искусство содержит мощный концептуальный импульс ровно с тех пор, как оно стало современным на рубеже ХIX-XX веков. Согласно социологу искусства Натали Эйни, в этот период современное искусство формируется как новая парадигма, которая рефлексирует условия искусства как такового и этим отличается от классической и модернистской парадигм. В той мере, в какой современное искусство все более задавало тон западной визуальной культуре ХХ века, концептуальное мышление постепенно заняло положение отличительного знака всего современного. Сегодня концептуальным может быть не только искусство, но и дизайн, предпринимательство, пиар или даже посты в социальных сетях. Концептуальное мышление искусства получило широкое распространение, однако не вполне ясно, чем именно оно является.
С появления в середине XVIII века работ Александра Готлиба Баумгартена, утвердившего эстетику в качестве научной дисциплины, искусство определяется как смутный способ познания — мысль того, что не мыслит. Этот взгляд выражает претензию классической философии на первенство в обращении с чистой мыслью и определяет искусство как низший способ познания относительно философии. Этот взгляд остается доминирующим и в современной эстетической мысли, скрытым образом утверждающей превосходство понятийного мышления философов над чувственным мышлением художников. Оставим за скобками правомерность такого взгляда в отношении классического, но современное искусство неизменно демонстрирует не только чувственные способы познания, но и абстрактное мышление.
С начала ХХ века художники открыто вступают в спор с философами за привилегию доступа к чистой мысли. Этот спор наиболее полно был сформулирован художественным движением концептуализма. Джозеф Кошут в своем парадигмальном эссе «Искусство после философии» (1969) провозглашает независимость самоопределения искусства без помощи философии. Как же возможно реализовать абстрактное, концептуальное мышление с помощью конкретных, ощутимых средств, находящихся в распоряжении художников?
Один из способов понять это — проанализировать художественные приемы современного искусства. Концептуализм утвердил абстрактную составляющую искусства в качестве основной, поэтому начать стоит с этого движения. Оно возникло в США в 1960-х годах и термин «концептуализм» обычно относится к работам, созданным с середины 1960-х до середины 1970-х годов.
Сол Левитт, «Параграфы о концептуальном искусстве» (1969)
Концептуалисты считали мышление первостепенным, а материальное воплощение мысли необязательным или вторичным. Иначе говоря, они расценивали материальные произведения как своего рода индексы, лишь указывающие на движение мысли. Это и есть главный вклад концептуализма в визуальную культуру — перенос эстетического опыта из мира чувственного созерцания в сверхчувственный мир идей и концепций.
Приемы концептуального искусства имеют несколько основных источников. Одним из них стал спор с философией: художники заявили свое право на работу с понятиями и текстом вообще, что очевидно в работах группы «Искусство и язык» или у Мэри Келли. Другим важным источником концептуализма стал супрематический редукционизм Казимира Малевича, привносящий концепцию непосредственно в живопись, как у Сола Левитта и Лоренса Винера. Наконец, третьим — редимейды Марселя Дюшана в качестве рефлексии условий существования искусства и его контекстов, например, у Джозефа Кошута и Дэна Грэма. Эти источники определили основные приемы концептуального мышления в искусстве: использование текста, редукция, перенесение объекта или изображения из одного контекста в другой. Стоит заметить, что в (пост)советском современном искусстве концептуализм стал, наверное, наиболее влиятельным из движений и одним из самых оригинальных. Московский концептуальный круг привнес в концептуализм тему и инструментарий персонажности. Эта тема пронизывает произведения большинства художников московской концептуальной школы и достигает пика в персонаже Дмитрия Александровича Пригова.
«Стихограммы», Д. А. Пригов, 1985
Д. А. Пригов, Милицанер
«Стихограммы», Д. А. Пригов, 1985
За десятилетие своего активного существования концептуализм разработал богатый инструментарий средств, свой собственный «язык» концептуального мышления, который до сих пор используется художниками. Благодаря этому инструментарию художники населили мир чистой мысли, ранее доступный лишь философии, хотя идеи и концепции художников в основном отличаются от философских. В следующей публикации мы рассмотрим концептуальный прием редукции.
Павел Митенко
Преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Исследователь, художник, горизонтальный куратор.
В пространстве арт-хаба «Тупик» до 6 июля можно увидеть персональную выставку Полины Шилкините — выпускницы магистратуры Школы дизайна «Современная живопись».
На бакалаврском профиле «Экранные искусства» студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ изучают всё, что связано с движущимися изображениями: от принципов режиссуры и основ сторителлинга до работы с актёрами и приёмов монтажа. Творческим руководителем профиля является известный кинорежиссёр и сценарист Иван И. Твердовский.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.