По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
С 21 сентября по 26 октября 2022 в HSE ART GALLERY прошла выставка «Экранные искусства. Перекличка». Выставка построена в форме диалога трёх поколений: пионеров видеоарта в России, молодых классиков и студентов Школы дизайна, раскрывающих новые возможности экранных искусств.
На выставке «Экранные искусства. Перекличка» я решил сделать ставку на формат диалога поколений. Демонстрация работ студентов Школы дизайна вместе с произведениями классиков отечественного видеоарта — нужная оптика для разговора об эволюции смыслов и приёмов, трансформации образов и концепций в экранном искусстве.
Погружение в опыт видеоарта начинается ностальгически: в первом зале на экранах появляются архивные работы Сергея Шутова и Андрюса Венцлова, Тимура Новикова и Ольги Торбелутс, легендарные записи «Пиратского телевидения». Далее экспозиция продолжается темой «Тело». Она связана с нашим ранимым, порой неуклюжим телесным обликом, со стремлением познать себя. Следующая тема — «Общество», социальное пространство, где индивиды соединяются, становясь единым пластическим целым, похожим на античный рельеф или групповой портрет, снимок, на котором по прошествии времени уже никого будет не узнать. И, наконец, «Идея» — загадочные работы известных современных художников, которые завершают экспозицию, одновременно возвращая нас к истокам российского видеоарта.
Участники: Виктор Алимпиев, Ксения Анненко, Валерия Арефьева, Андрюс Венцлов, Дмитрий Гутов, Екатерина Егорова, Анна Знаменская, Константин МиТенёв, Алиса Мюдеррисоглу, Екатерина Назарова, Тимур Новиков, Савелий Осадчий, Иветта Померанцева, «Пиратское телевидение», Михаил Сомов, Юлия Стародубцева, «Синие носы», «Синий суп», Ольга Тобрелутс, Елена Чаробай (Попова), Сергей Шутов.
Куратор выставки: Пьер-Кристиан Броше — куратор направления «Современное искусство», руководитель бакалаврского профиля «Кураторство и арт-менеджмент» в Институте управления креативных индустрий НИУ ВШЭ, коллекционер, организатор выставок современного искусства, телеведущий на канале «Россия-К», книжный издатель, кинопродюсер. Организовал выставку Дубосарского и Виноградова «Осторожно! Музей» в рамках 53-й Венецианской биеннале, выставку российских художников-керамистов «ROSSIÏA» в рамках 23-й Международной биеннале керамики, г. Валлорис (Франция), выставки «Выбор Форбс» в Самаре, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге.
Приглашённый куратор: Виктория Илюшкина — художник, куратор, специалист Санкт-петербургской Новой Академии. Работала куратором в ГЦСИ (Санкт-Петербург), курировала выставки и международный фестиваль видео-арта «Видеоформа» в ЦСИ им. Сергея Курёхина (Санкт-Петербург). Является главным куратором видеоархива CYLAND и видеопрограмм фестиваля «CYFEST/ Киберфест». Видеопрограммы демонстрировались в Молодёжном образовательном центре Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия), в медиацентре Made in NY (Нью-Йорк, США), а также входили в параллельные программы 6-й Московской и 56-й Венецианской биеннале. Член жюри международных фестивалей, включая «Мультивидение» (Россия), Oberhausen (Германия), Красноярский медиафестиваль (Россия) и Videoformes (Франция), а также Премии Сергея Курёхина (Россия).
Режим работы галереи: среда — воскресенье, 12.00 — 20.00.
Лекция посвящена анализу художественных течений в культурной среде андеграунда Ленинграда/Петербурга 1990-х-2000-х годов, проявившихся в экспериментальном кино и зарождающемся видеоарте. Будут рассмотрены взаимосвязи и пересечения таких явлений как параллельное кино, неоакадемизм, некрореализм, киберфеминизм, «Новые художники», «Новые композиторы», «Пиратское телевидение», «Популярная механика». Вместе мы пройдём путь от первых съёмок независимого и параллельного кино андеграундными режиссёрами и художниками к видеоарту, к синтетическому перформансу и хеппенингу; от традиционного коллажа к компьютерному, работе с программами и эффектами, монтажу и инсталляциям. Будут показаны фрагменты редких малоизученных работ Константина МиТенёва, Беллы Матвеевой, Иветты Померанцевой, Андрюса Венцлова, группы «Инженеры искусства», Бориса Казакова, Ольги Тобрелутс и др.
Где: Школа дизайна НИУ ВШЭ, 3 этаж, аудитория 387.
О чём говорят нам окружающие нас предметы, показания термометра, новости на экране монитора — о разном или об одном (например, о глобальном потеплении)? Мы не можем утверждать, что определённый сценарий климатической катастрофы неизбежен, но мы не можем и полностью его исключить. Тимоти Мортон говорит о том, что мы лишь «можем обнаружить себя живущими в эпоху массового вымирания». Неуверенность происходит из-за несостыковок в данных и в их интерпретациях. Для науки подобная растерянность кажется преходящей или даже требующей устранения. В искусстве растерянность — это жизнь, а растерянность в жизни — почти искусство. Рассинхронизация медиа в искусстве — феномен, имеющий богатую историю. В лекции с этой точки зрения будут рассмотрены работы Джона Кейджа, Роберта Раушенберга, Нам Джун Пайка, Стеларка, Сары Зе и других авторов. На примере их творчества мы увидим, как рассинхронизация открывает новые возможности для мышления, творчества и экологичного сосуществования.
Лектор: Александр Журавлёв — старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, художник.
Видеозапись лекции
На протяжении всей истории видеоарта художники стремились преодолевать плоскость и выходить за рамки экрана. В отличие от классического кинематографа, экспериментальные формы кино и видео не отменяли зрительское пространство, погружая его в нейтральный полумрак, а вступали с ним в диалог. От Брюса Наумана до Йеспера Юста и Лор Пруво — художники продолжают искать инсталляционные решения, обнажая материальную сущность видео. В ходе лекции слушатели узнают, как видео становилось скульптурой, средой, перформансом. И есть ли границы у видео в мире, который остаётся познаваемым через экран.
Лектор: Анна Буали — искусствовед, преподаватель, куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ имени А.С. Пушкина, программный директор фонда ОСИ, куратор программы «Новые медиа в современном искусстве» Московской школы современного искусства.
Видеозапись лекции
Началом истории отечественного видеоарта принято называть середину 1980-х, когда на магнитную пленку был снят перформанс Андрея Монастырского, казанские ученые переизобрели светомузыку Скрябина, а художники начали работать с движущимся изображением. В 90-е камеры, кассеты, техника для обработки видео и звука — становятся доступнее, ставятся все более смелые эксперименты. В 2000-е российский видеоарт становится частью мирового контекста.
⠀
На лекции мы обнаружим связи между творческими поисками, не знающими границ на примере нескольких пар российских-иностранных художников, выбирающих похожие темы и стратегии, проведем аналогии и рассмотрим принципиальные различия.
⠀
Лектор: Александра Старусева-Першеева — зав. кафедрой «История искусств» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.
Во время artist talk художница расскажет на примере нескольких своих работ, как изучение ближайшего прошлого и древности способствуют созданию проектов о настоящем. Встреча пройдет в формате истории-монолога, во время которого Подкорытова поделится рецептами того, как миграция образов во времени помогает ей спрогнозировать будущее и укрепить ориентиры.
⠀
Ульяна Подкорытова — мультидисциплинарная художница, родилась в 1984 году в Брянске. В своих произведениях Ульяна исследует проблемы идентичности в эпоху глобализации. Работы Ульяны были показаны во многих пространствах современного искусства в России (Московский музей современного искусства, «ГЭС-2», «Гараж», ЦСИ «Винзавод», галерея «Х.Л.А.М.», «Триумф»), а также за ее пределами. Участница 1-й Коми биеннале современного искусства (куратор Пьер-Кристиан Броше).
РЕГИСТРАЦИЯ
Делимся новой подборкой выставок с участием студентов и преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ — исследование заводских территорией, зелёная краска, развитие рунета и многое другое.
На бакалаврском профиле «Экранные искусства» студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ изучают всё, что связано с движущимися изображениями: от принципов режиссуры и основ сторителлинга до работы с актёрами и приёмов монтажа. Творческим руководителем профиля является известный кинорежиссёр и сценарист Иван И. Твердовский.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Профиль бакалавриата
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
О галерее
Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.
HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.