«Дизайн — это уважение к людям и забота о них на всех уровнях жизни». Интервью с Любовью Котляровой

С этого года новым руководителем программы «Дизайн» в Школе дизайна — Нижний Новгород стала Любовь Котлярова. Любовь прошла все этапы роста в Школе дизайна: от студента до академического руководителя. На разных уровнях она систематизировала знания, налаживала внутренние процессы обучения — своего и других. В интервью она рассказала, чему учит студентов и какие у нижегородского кампуса Школы дизайна планы на будущее.

Графический дизайнер, академический руководитель программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, выпускница Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Ваша жизнь напрямую связана со Школой дизайна — расскажите про ваш профессиональный путь? Вы могли представить, что станете руководителем Школы дизайна в Нижегородском кампусе?

Я прошла все ступени роста в Школе дизайна: от студентки до академического руководителя. Всегда сочетала практику и теорию, работу и учебу в Вышке — например, посещала подготовительные курсы, параллельно работая дизайнером на фрилансе.
​​​​​​​
Я пришла на I курс бакалаврского профиля «Коммуникационный дизайн» с четким пониманием, что, когда выйду из универа, хочу иметь собственную студию и команду мечты. Студию я решила не открывать, но у меня появилась команда — Школа дизайна и ее студенты!

В Вышке очень крутая атмосфера! Я ходила в универ с радостью, потому что мне нравилось слушать преподавателей. Уже на первых парах во мне проснулось желание консультировать и помогать, после первого курса мои одногруппники обращались ко мне за советом, потому что я могла переводить с «преподавательского» языка на «студенческий».

На III курсе я выполняла роль менеджера в учебных мастерских, а на IV курсе мне предложили стать преподавателем, и это была лучшая возможность — начало большого пути. Во время стажировки я придумывала задания, позже — помогала новым преподавателям и систематизировала учебный процесс. Я понимала, как чувствует себя студент, чего ему может не хватать в ходе обучения, как его направить — ведь сама недавно была студентом. Так я доросла до заместителя академического руководителя кампуса Школы дизайна в Санкт-Петербург, который тогда только открылся. Там я убедилась, что мне нравится быть связующим звеном между творческими людьми и большими системами: бизнесом, учреждениями, образованием.

Чему вы учите студентов? Расскажите про свой подход к студентам — как даете им мотивацию?

В первую очередь, мы учим студентов быть людьми. Кроме этого, быть и хорошими исполнителями, и грамотными управленцами, арт-директорами — в зависимости от задач. Дизайнер должен уметь управлять впечатлениями, опытом и ощущениями своей аудитории, с любовью относиться к людям и быть наблюдательным. В первую очередь, дизайнер работает головой — наблюдает и исследует реальность. Со мной студенты учатся себя презентовать и включаться в работу на любом этапе проекта. Но вместе со студентами учусь и я: учусь подвергать сомнению устоявшиеся принципы и думаю, что пока мы способны сомневаться, наше мышление остается живым.

Для того, чтобы мотивировать студентов, я всегда разговариваю с ними, в том числе и один на один. Я стараюсь донести до них, что мотивация — это результат работы в группе и чувство взаимной поддержки. Куратор Школы дизайна Сергей Клещев один раз дал студентам задание — сделать самый плохой плакат, который только можно представить. И ребята вдруг начинали делать хорошо! Нужно понимать, что на «Дизайн» поступают люди очень требовательные к себе, находящиеся в большом напряжении, а наша задача — попытаться это напряжение снять. Самое важное — чувствовать людей, быть эмпатичным.

Я мотивирую студентов работать с их бэкграундом: хороший дизайн основывается на знаниях и жизненном опыте, каким бы он ни был. Я делаю задания, выполняя которые, все в группе взаимодействуют: изучают свои сильные стороны и помогают друг другу в проектах. Каждый силен разными сторонами, и я предлагаю студентам думать друг о друге, помогать, поддерживать. Моя главная задача — создать безопасное и комфортное пространство, взрастить в студентах индивидуальность и дать им понять, что обратиться за помощью к куратору или к одногруппникам нестрашно и даже полезно.

Как меняются студенты за время обучения? Как изменились вы?

Каждый год я замечаю изменения в себе и в студентах. Я изменилась, когда начала преподавать: вырос уровень ответственности за студентов, за коммуникацию с ними, за их результат на сессиях. Первый этап — принять, что люди разные, второй — что они имеют на это право, третий — что у всех разное время на расцвет. Когда я была студенткой, я сильно переживала за то, что рядом со мной были ребята, «вспыхнувшие» уже на I курсе. В прошлом году я поняла, что у каждого свое время: студенты могут применить знания через 5 лет и это нормально — кто-то раскрывается быстрее, а кто-то медленнее, но это в любом случае успех и профессиональный рост.

Вы жили в Москве, в Санкт-Петербурге и совсем недавно переехали в Нижний Новгород — как вам город?

На мой взгляд, Нижний — очень живой и ухоженный, с высокой концентрацией модных мест. Жители города объединены любовью к нему и образуют единое комьюнити. Нижний Новгород — удивительно фактурный город за счет своего местоположения и архитектуры. Он создает ощущение красивой остановки на большом жизненном пути.

Кирилл Ташев. Медиа-платформа W/M
Кирилл Ташев. Медиа-платформа W/M
Диана Березовская. [Jc+BA0/0.42]
Диана Березовская. [Jc+BA0/0.42]
Диана Березовская. [Jc+BA0/0.42]
Диана Березовская. [Jc+BA0/0.42]
Ксения Трикопа. Музей печати
Ксения Трикопа. Музей печати
Ксения Трикопа. Музей печати
Ксения Трикопа. Музей печати
Анастасия Шабунаева. Маркетплейс советских игрушек «ПЛЮШ»
Анастасия Шабунаева. Маркетплейс советских игрушек «ПЛЮШ»
Анастасия Шабунаева. Маркетплейс советских игрушек «ПЛЮШ»
Анастасия Шабунаева. Маркетплейс советских игрушек «ПЛЮШ»

Расскажите о том, как планируете интегрировать Школу дизайна в жизнь Нижнего Новгорода — фестивали, выставки на других площадках — какое будет развитие? Будет ли опыт Питера и Москвы экстраполироваться и на нижегородский кампус?

В этом году Школа дизайна планирует активно интегрироваться в городскую среду Нижнего, делать события в самом центре города! Мы можем развернуть масштабные и необычные по формату мероприятия. В Москве и Питере с этим сложнее, а здесь небольшое комьюнити творческих ребят, мы почти со всеми познакомились и стараемся заходить на те площадки, где было бы здорово встретить свою аудиторию. В Нижнем важно не только «захватить» аудиторию, но и в чём-то воспитать её, по-доброму привлекать людей.

Образование, которое дает Школа дизайна, находится на высоком уровне в любом городе: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Программы и подходы во всех кампусах аналогичные, так что необязательно ехать в Москву и учиться именно там. У Школы дизайна в Нижнем Новгороде есть уникальный шанс стать центром притяжения, я вижу большое поле для развития. Здесь наша видимость больше и мы очень трепетно относимся к результату, который выдаем.

На данный момент мы готовимся запускать программу дополнительного образования для жителей города: обучаясь на ней, можно освоить новую профессию, переквалифицироваться, получить актуальные знания о разработке дизайн-проектов и расширить свой взгляд на мир — независимо от возраста и предыдущего опыта. Вместе с кураторами и студентами Вышки мы планируем больше взаимодействовать с городом: создавать интересные события, развивать креативное сообщество, привносить новые впечатления. Будем чаще проводить открытые мероприятия: дизайн-каникулы, лекции, мастер-классы и выставки с работами студентов. Кампусы Школы постоянно обмениваются опытом проведения мероприятий и фондами студенческих работ, а также принимают активное участие в креативной жизни городов, в которых живут.

Какие возможности есть у студентов Школы дизайна в Нижнем Новгороде? Какие профили обучения открыты в кампусе?

Наши абитуриенты могут рассчитывать на то, что мы будем их продвигать: у них есть доступ ко всем нашим цифровым и физическим ресурсам, и мы даем каждому студенту голос. Мы поддерживаем историю с выставками и стараемся презентовать наших студентов: выставки плакатов первокурсников, выставки книг второкурсников, разветвленная система соцсетей Школы дизайна. А еще у нас самые оборудованные классы и кампус в центре города!

Сейчас в нижегородском кампусе открыты два бакалаврский профиля обучения: «Коммуникационный дизайн» и «UX/UI и frontend-разработка». Наши студенты обучаются коммуникационному дизайну с уклоном в разработку интерфейсов и работу с digital-носителями — это логично для города, где собираются строить первое в России производство микросхем.

У коммуникационных дизайнеров и UX/UI и frontend разработчиков общий первый курс — с самого начала мы обучаем ребят разработке интерфейсов и коду с уклоном в frontend. Программа профиля «Коммуникационный дизайн» направлена на подготовку универсальных специалистов и разработана дизайнерами-практиками. Выпускники могут выбрать дальнейшую профессию исходя из своих предпочтений и наработанных за время учебы навыков. Можно стать арт-директором, специалистом в области брендинга, книжным дизайнером, веб-дизайнером, дизайнером шрифтов, графическим дизайнером, верстальщиком или специалистом препресса. На I курсе наши студенты проектируют фирменный стиль абстрактной компании или бренда. Например, в прошлом году наши студенты работали с фирменным стилем для сервиса по созданию человеческих копий и создавали серию плакатов для компании по подбору жилья пещерным жителям :) В процессе создания проектов изучается профессиональный софт, отрабатываются новые приемы работы с креативным мышлением.

Программа профиля «UX/UI и frontend-разработка» направлена на подготовку специалистов для IT-отрасли и разработана программистами и дизайнерами, она уникальна и существует только в нижегородском кампусе Школы. Студенты профиля формируют понимание цифровой среды, изучают практики цифрового дизайна и ведения проектов, осваивают необходимый для работы инструментарий.

Каждый студент Школы дизайна в Нижнем Новгороде может быть как коммуникационным дизайнером, так и уйти в разработку интерфейсов. На обоих направлениях мы даем максимум знаний и навыков в сфере дизайна — так выпускники становятся универсальными специалистами.

Кем могут становиться выпускники? Где смогут работать, какие у них появляются перспективы?

Выпускник сам выбирает в каком разрезе продвигаться — зависит от его смелости. У каждого выпускника есть три траектории развития и самореализации:

  • пойти дизайнером в штат компании — самый безопасный вариант, в этом случае есть шанс поработать с крупными брендами;
  • уйти в креативный кластер — в дизайн-студию, учиться и выполнять разнообразные задачи;
  • третий вариант — уйти на фриланс или основать собственную студию и взять ответственность за все на себя.

Карьерная лестница определяется тем, сколько человек готов взять на себя ответственности. А еще в Вышке классный английский, и выпускники могут свободно общаться и выстраивать работу в международной среде.

Наши выпускники профиля «Коммуникационный дизайн» могут верстать что угодно: от веб-дизайна до книг — работать с текстом и печатной продукцией, упаковкой, брендингом и рекламой. Наши студенты способны упаковать продукт от и до, могут придумать стратегию, провести анализ аудитории. Айдентика, брендинг, рекламные плакаты и оформление: все что касается графики и плоскости.

Что касается студентов профиля «UX/UI и frontend-разработка»: с I курса ребята получают опыт в графическом дизайне (плакаты, айдентика), они понимают, как работает айдентика компании и учатся переносить это в веб-форматы.

В чем заключается ценность дизайна в наше время?

Дизайн помогает узнавать мир. Он для живых людей — для тех, кто ищет новые знания и впечатления. Наша профессия — про заботу о людях и про улучшение жизни вокруг. Для современного человека потребность в красивой картинке, на мой взгляд, стоит рядом с потребностью в еде или сне. Я думаю, что дизайн — это уважение к людям и забота о них на всех уровнях жизни. Дизайн — про удобство и гармонию, про визуальную эстетику и точность решений, а также про здоровую конкуренцию и азарт.

Что можете посоветовать студентам: как добиться успеха?

Брать ответственность за все, в том числе за неудачи в обучении. Это самое сложное, но в этом весь секрет! Важно не падать духом, уметь принимать решения, быть полезным, облегчать жизнь людям, говорить с ними простым и понятным языком.

4 февраля в 14:00 состоится День открытых дверей Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, на котором вы сможете узнать все о поступлении и обучении и познакомиться с кураторами.
Адрес: ул. Костина, 2.

Для посещения — зарегистрируйтесь.

«Дизайн — это уважение к людям и забота о них на всех уровнях жизни». Интервью с Любовью Котляровой

Читайте также

Как между собой общались британские и советские архитекторы: опубликована книга Ксении Малич

В начале марта в издательстве Garage вышла книга преподавателя Питерской Вышки и историка искусств Ксении Малич — «Пришел, увидел — побежден!». Эта работа охватывает непростые, но продуктивные взаимоотношения английских и советских архитекторов в период с 1930-х по 1960-е годы. На сайте НИУ ВШЭ вышло интервью с Ксенией, в которой с ней поговорили о том, почему британские специалисты заинтересовались советским опытом, что обсуждали архитекторы обеих стран в годы Второй мировой войны и как шла работа над книгой.

Светлана Филиппова: «Нарушать правила и придумывать свой мир»

В предстоящем учебном году к команде преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ присоединится Светлана Филиппова — режиссёр, художник, аниматор и педагог, участница многочисленных кинофестивалей и книжных выставок в России и за рубежом, а теперь ещё и куратор нашей магистратуры «Анимация». Мы поговорили со Светланой и узнали, что она думает о положении дел в российской и мировой анимации, как относится к своим профессиональным достижениям и чему собирается учить студентов Школы дизайна.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород предлагает уникальную возможность получить современное дизайн-образование, актуальное не только на местном, но и на федеральном, и на международном рынках труда.

Обучение в Школе построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. Уникальность программы заключается в формировании проектных команд, состоящих из студентов всех профилей. Они работают над проектами по брифам региональных администраций и бизнеса под руководством кураторов профилей, арт-директоров брендинговых и дизайн-компаний. Параллельно студенты осваивают дизайн-программы, занимаются арт-практикой и посещают лекции по теории и истории искусства и дизайна.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.