Еще один Новый год: лучшие праздничные фильмы

«Магазинчик за углом», Эрнст Любич, 1940
«Магазинчик за углом», Эрнст Любич, 1940

У каждого своя новогодняя кинопрограмма. Наш рождественский список фильмов — не совсем рекомендация, однозначно не призыв и даже не топ-5/10/20 лучших праздничных картин. Преподаватели Школы дизайна просто рассказывают о своих самых любимых праздничных историях.

Выбор Татьяны Бакиной:

«ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ»

(It's a Wonderful Life, реж. Фрэнк Капра, 1946)

Легендарная драматическая «сказка для взрослых» Фрэнка Капры, которая сумела, провалившись в кинопрокате 1940-х, заслужить культовый статус в качестве телевизионного рождественского хита в 1970-е. В какой-то степени этот фильм является аналогом нашей «Иронии судьбы» для англоговорящего мира — не по сюжету, а по количеству ротаций в праздничные дни.

Это история о добром и бескорыстном человеке, который попадает в серьезную беду и, испытывая полное разочарование в своем жизненном пути, решается на самоубийство. Помочь ему могло лишь рождественское чудо — и чудо в лице еще не оперившегося ангела спускается с небес, чтобы уберечь героя от непоправимой ошибки и помочь вновь обрести радость жизни. Этот небесный посланник совсем не ангельской внешности демонстрирует заблудшей душе альтернативную реальность, где герой никогда не появлялся на свет, и через эту иллюзию подводит героя к осознанию простой истины — жизнь действительно прекрасна. Сюжет для современного зрителя слегка наивный, но по-настоящему рождественский — добрый, трогательный, немного фантастический. Ангелы-хранители, может, и не спускаются с небес, чтобы помочь нам в трудные минуты, но один вдохновитель и кудесник у нас все же есть — ведь кинематограф на протяжении своей долгой истории не раз помогал многим поколениям зрителей отвлечься от повседневных трудностей и вернуть радость жизни.

«ЧУДО НА 34-Й УЛИЦЕ»

(Miracle on 34th Street, реж. Джордж Ситон, 1947)

Ничего особенного на 34-й улице, на самом деле, не случилось, просто в предпраздничный Манхэттен попадает Санта-Клаус. Не в красном колпаке и с мешком подарков за спиной, а в зимнем пальто и шляпе. Впрочем, найти применение своим способностям у него выходит довольно быстро: его берут на работу «по специальности» — Санта-Клаусом в отдел игрушек одного из старейших сетевых универмагов Macy’s. Не стоило, впрочем, указывать оленей в качестве ближайших родственников в резюме. В результате добродушного дедушку отправляют на экспертизу к местному психиатру, что заканчивается сумасшедшим домом и разбирательствами в суде. А ведь у Санты перед Рождеством много дел — надо вернуть дух Рождества в Нью-Йорк. И приходится к тому же доказывать местному суду, что Санта-Клаус не только не выдумка, но и то, что он — чудо с 34-й улицы — и есть Санта-Клаус.

Сатирическая и почти абсурдистская комедия, слегка проникнутая религиозным подтекстом, может быть интерпретирована по-разному. То ли это полнометражный рекламный ролик Macy’s, то ли обличение коммерциализации религиозного праздника, то ли наивно-сентиментальная история о вере в чудеса. Так или иначе, но этот светлый фильм напоминает зрителям о доброте и доверии. А как иначе вернуть тот самый утерянный праздничный дух?

«МЫ НЕ АНГЕЛЫ»

(We're No Angels, реж. Майкл Кёртиц, 1955)

Как быть, если в канун Рождества трое сбежавших из тюрьмы уголовников решили ограбить ваш модный магазин, продержать вас в заложниках, после чего безжалостно с вами расправиться? Единственный выход — отметить праздник с ними. Эта рождественская история от режиссера «Касабланки» поначалу совсем не кажется доброй и светлой. Но в классическом Голливуде праздничный дух всегда побеждает зло. Так что отъявленные головорезы в итоге делают одной обыкновенной семье гораздо больше добра, нежели пакостей. В происходящее на экране совершенно не верится, но мораль этой истории вполне обнадеживающая — добро и помощь приходят, откуда не ждешь.

«ПРАЗДНИЧНАЯ ГОСТИНИЦА»

(Holiday Inn, реж. Марк Сэндрич, 1942)

Было бы странным не упомянуть о рождественских музыкальных комедиях, которых в кинематографе хотя и достаточно, но запоминающихся и не приторно ажурных историй не так уж и много. Преимущество «Праздничной гостиницы» состоит в том, что музыкальной основой здесь являются песни Ирвинга Берлина, российского по происхождению композитора, дожившего до 101 года и сочинившего около полутора тысяч музыкальных произведений от регтайма до неофициального гимна США. Его песни в фильме исполняют знаменитые Бинг Кросби и Фред Астер — только по праздникам, когда по сюжету открывается Праздничная гостиница. В центре повествования обычный любовный треугольник и необычная гостиница, но все начинается и заканчивается под Новый год. Поэтому пусть в фильме и присутствуют другие торжества, а все-таки история вполне новогодняя — с волшебным звоном колокольчиков и пушистым голливудским снегом.

«ПОДРУЧНЫЙ ХАДСАКЕРА»

(The Hudsucker Proxy, реж. Джоэл Коэн и Итан Коэн, 1994)

«Подручный Хадсакера», Джоэл Коэн и Итан Коэн, 1994
«Подручный Хадсакера», Джоэл Коэн и Итан Коэн, 1994

Превалирующее положение голливудской классики в этом списке хотелось разбавить чем-то современным, но ирония в том, что едва ли не каждый фильм братьев Коэнов является выражением ностальгии по золотой эре Голливудского кино. Эти режиссеры любят препарировать классические американские жанры, делать ретро-стилизации и откровенные оммажи. «Подручный Хадсакера» не исключение — это ностальгическая сказка, соединившая в своем праздничном калейдоскопе сюжеты Престона Стёрджесса (автора мелодраматичных, но крайне приятных новогодних фильмов «Рождество в июле» и «Запомни ночь» — при наличии времени их тоже не стоит оставлять без внимания), дух картин Фрэнка Капры и эксцентричные диалоги, почти скопированные из фильмов Говарда Хоукса. Получилась новогодняя ретро-стилизация под эксцентрические комедии 1930-х в визуальном мире ар деко и с тем самым пушистым голливудским снегом, магия которого действует даже на современных зрителей.

Выбор Анны Краснослободцевой:

«ТЕЛЕГРАММА»

(реж. Ролан Быков, 1971)

Даже тот, чьего рождения в 60–70-е годы еще и не планировалось, сейчас может взгрустнуть о той старой Москве, которой уже нет. Мы смотрим на архивные фотографии провалившегося в снег города, узнаем по каким-то незначительным отрывкам современные места — и понимаем, что сейчас мы живем уже совсем в другом городе. Чтобы пробраться в ту самую Москву — которой, возможно, никогда и не было — нужно посмотреть «Телеграмму» Ролана Быкова. Это оживший фотоальбом оттепельной столицы с суетящимися перед Новым годом бульварами, заснеженными сталинскими высотками, пока еще относительно доступным ГУМом, не превратившимся в дешевый аттракцион для богатых людей, и почти провинциальными переулками Китай-города. С пионерским благородством шестиклассники Тоша и Костя в компании с предельно обаятельным малышом-братом Кости весь фильм пытаются разыскать женщину, которой адресована телеграмма, случайно попавшая в библиотечный сборник стихов. Натянутая развязка всей этой предновогодней беготни советских Шерлоков Холмсов не так уж и важна: ведь это путешествие в мир, по которому мы иногда так неосмысленно скучаем, который оживает на экране и на полтора часа заставляет нас поверить, что так все и было. Ну а вдруг!

«МАГАЗИНЧИК ЗА УГЛОМ»

(The Shop Around the Corner, реж. Эрнст Любич, 1940)

В предрождественском Будапеште затерялся один магазинчик подарков, а в нем два продавца — Клара Новак и Альфред Кралик. Они ненавидят друг друга, находясь в полной уверенности, что принадлежат совсем разным мирам. Втайне герои анонимно переписываются, даже не подозревая, что пишут друг другу. По переписке Клара и Альфред влюбляются, а в магазинчике продолжают свою бесконечную войну. Как и в конце любой сказочной истории, они узнают о том, что их письма были адресованы друг другу и понимают, что уже давно за маской агрессивной антипатии скрывают взаимные чувства. Очень смешной и обнадеживающий фильм: не всегда стоит искать свое счастье где-то далеко — стоит всего лишь завернуть за угол, а иногда лишним будет даже это.

«ФАННИ И АЛЕКСАНДР»

(Fanny och Alexander, реж. Ингмар Бергман, 1982)

«Фанни и Александр», Ингмар Бергман, 1982
«Фанни и Александр», Ингмар Бергман, 1982

Как и большинство фильмов Ингмара Бергмана, «Фанни и Александр» — драма, полная сложных персонажей и трагических событий. Это история семьи Экдаль (в период 1907-1910 гг.), за которой мы наблюдаем по большей части глазами детей — Фанни и Александра, чьи судьбы занимают центральное место в киноповествовании. Вначале они остаются без отца (он умирает во время репетиции «Гамлета»), затем через год их мать выходит замуж за тирана-епископа, жизнь с которым оказывается невыносимой. Детей из епископского дома выкрадывает еврей-торговец, друг семьи Экдаль. Мать усыпляет мужа, дом сгорает, а епископ погибает.

Даже если Бергман кажется не самой удачной компанией на новогодние каникулы, все-таки стоит попробовать посмотреть «Фанни и Александр» именно на Рождество, духом которого наполнен этот по-диккенсовски красивый и одновременно мрачный фильм. Он и начинается празднованием Рождества, когда вся семья собирается вместе: вокруг свечи, большая елка, рождественские сладости и типично бергмановская (и вместе с тем рождественская) гамма цветов с преобладанием уютного и вместе с тем пугающего бардового. В финальной сцене фильма вся семья снова в сборе за одним столом: дядя Фанни и Александра произносит пространный монолог, а в конце берет на руки свою новорожденную дочь и говорит: «На руках моих маленькая императрица — это понятно, но непостижимо». Так и весь фильм, и глобальнее, само Рождество — про понятное, но непостижимое.

«СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА»

(Happy Christmas, реж. Джо Сванберг, 2014)

Молодая семейная пара удачно поселилась в сказочно супер-уютном доме. У них все так же сказочно хорошо: маленький, всех обнимающий и целующий, ребенок, коробки из Икеи и большая елка. Муж работает, жена сидит с ребенком, и еще очень хочет написать роман — ведь в прошлом она была писательницей. На Рождество к ним приезжает младшая сестра мужа, совсем недавно расставшаяся с парнем, после чего ей нужно прийти в себя. В себя она приходит, понятное дело, напившись до бесчувствия на вечеринке. На этом дело не остановилось: через какое-то время она напивается уже одна и в результате чуть не поджигает дом, а между делом успевает подружиться с женой брата и даже уговорить ее продолжить свою писательскую деятельность новым порно-романом, дабы заработать побольше денег, нанять ребенку няню и писать уже в свое удовольствие. Это несколько угловатая, но в целом довольно любопытная зарисовка о современной повседневности тридцатилетних, о страхе остаться одному и о самом ощущении хрупкости этого каждодневного однообразия, которое может разрушиться, если вдруг забудешь лишний раз сказать «извини» или «спасибо».

ФИЛЬМЫ ДЖОН ХЬЮЗА

«Шестнадцать свечей», 1984
«Шестнадцать свечей», 1984
«Клуб «Завтрак», 1985
«Клуб «Завтрак», 1985
«Выходной день Ферриса Бьюллера», 1986
«Выходной день Ферриса Бьюллера», 1986
«Один дома», 1990
«Один дома», 1990
«Кудряшка Сью», 1991
«Кудряшка Сью», 1991

Если вы пересмотрели все, а каникулы еще не закончились, тогда можно смотреть любой фильм, режиссером или продюсером которого является Джон Хьюз: ведь даже если действие картины Хьюза происходит не в Рождество, все равно есть ощущение, что он рождественский. «Выходной день Ферриса Бьюллера», «Кудряшка Cью», «Рождественские каникулы» и «Европейские каникулы», «Чудо на 34-й улице» (одноименный римейк прекрасной голливудской классики), «Шестнадцать свечей», «Один дома» и, конечно, «Клуб «Завтрак». Если недостаточно и этого, то можно вновь проглядеть фильмографию Джона Хьюза и таким образом обнаружить еще с десяток смешных, открыточных и нежных фильмов.

Выбор Александры Першеевой:

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!», Эльдар Рязанов, 1975
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!», Эльдар Рязанов, 1975

«Ирония судьбы», Эльдар Рязанов, 1975

Этот фильм уже давно перестал цениться сам по себе, хотя он этого заслуживает. Вспомним один эпизод: новогоднее утро, когда герои трезво взглянули друг на друга и решили расстаться. На фоне двухчасовой эйфории расставание становится еще больнее. И это та боль, на которую способны только лучшие мелодрамы.

«Щелкучник», Борис Степанцев, 1973
«Щелкучник», Борис Степанцев, 1973

«Щелкучник», Борис Степанцев, 1973

Шикарная советская анимация плюс музыка Чайковского. Это уровень качества, от которого мы уже отвыкли. И это новогодняя сказка.

«Чуча», Гарри Бардин, 1999
«Чуча», Гарри Бардин, 1999

«Чуча», Гарри Бардин, 1999

Малоизвестный, но великолепный, да и просто согревающий мультфильм об одиноком мальчике, который из домашнего хлама сделал себе куклу-няню, а в сочельник она ожила.

«Крепкий орешек 2», Ренни Харлин, 1990
«Крепкий орешек 2», Ренни Харлин, 1990

«Крепкий орешек 2», Ренни Харлин, 1990

Привет из детства. Классический голливудский миф об удачливом герое и беспощадно всепобеждающем добре в новогодней упаковке.

«Старый Новый год», Наум Ардашников и Олег Ефремов, 1980
«Старый Новый год», Наум Ардашников и Олег Ефремов, 1980

«Старый Новый год», Наум Ардашников и Олег Ефремов, 1980

Фильм о кризисе середины жизни. О моменте, когда герои понимают, что последние двадцать лет шли не туда, куда стремились. Теперь — в разговорах, в перепалках, в болтовне — они ищут последний шанс изменить свою жизнь.

Впервые текст был опубликован в онлайн-журнале Школы Дизайна «Ризома», выходившем под редакцией Татьяны Бакиной.

name

Татьяна Бакина

Преподаватель курсов по истории моды, голливудского и жанрового кино в Школе дизайна НИУ ВШЭ, культуролог, исследователь истории моды и кинематографа, автор научных статей по истории костюма в кино.

Подробнее

Читайте также

Педру Кошта. Несколько перечеркивающих штрихов к портрету режиссера

Педру Кошта сегодня по праву считает классиком кино, одним из главных португальских режиссеров современности и ключевым автором, работающим в традиции медленного кино. Максим Селезнёв рассказывает о фильмографии Кошты — от ранних работ, созданных под явным влиянием Брессона, до эпопеи Ванды и хроникой лиссабонского района Фонтаньяш.

«В этом фильме все реально», или Как нас обманывает PR

Сегодня стало модным отрицать наличие компьютерной графики в блокбастерах. Студийные пиарщики выстраивают стратегию продвижения проекта стараясь обойти, умолчать или даже попросту соврать на эту тему. Конечно, некоторые кинематографисты при этом врут так, что им уже никто не верит, ведь сегодня без графики большое зрелищное кино невозможно в принципе. Но графика стала такой продвинутой, что ее зачастую трудно отличить от реального съемочного материала. О том как нас обманывает PR и наши собственные глаза рассказывает Надежда Маркалова.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.