По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Логоцентричность — основная линия в работах художника Семёна Мотолянца, работающего в самых разных жанрах — от живописи и скульптуры до арт-объектов, фотографии, перформансов. Аспирант Факультета креативных индустрий Ирина Афанасьева поговорила с художником и узнала, как он использует текст в своих работах, с чем связан подобный интерес к ресурсу повествовательности, и правомерны ли здесь параллели с идеями концептуалистов.
Семён Мотолянец — участник петербургского объединения «Parazit», один из создателей группы «Мыло», лауреат премии «Инновация-2009» в номинации «Новая генерация», включенный в список Лучших современных художников России (по версии ARTEEX).
Изовербальные художественные тексты, в которых тесно переплетены слово и образ, всегда занимали особое место в искусстве любой эпохи, жанра, стиля. Можно вспомнить традиции египетской и арабской каллиграфии, византийские палимпсесты, барочные эмблематы, кубофутуристические коллажи, работы европейских и московских концептуалистов, представителей поп-арта. Сегодня вербально-визуальное искусство — состоявшееся направление на российской художественной сцене. За последнее десятилетие в России с успехом прошли выставки «Между строк. Текстуальное в визуальном» (2022), «Мало буков. И те лишние» (2021), «Введите свой текст...» (2017), «Интертекст» (2016), «Изображение как слово. Медиапоэзия как метод» (2016), «Новые рассказчики в русском искусстве XX–XXI веков» (2015) и другие.
Я использую слова и фразы, потому что вижу необходимость создания конфликта между речью, изображением текста и просто изображением. Мне хочется создать преграду для зрения, которое стремиться все обозначить. Столкновение двух систем — такое банальное и распространенное — мне кажется не до конца отработанным, я вижу потенциал в схватке текста с живописной структурой картины.
С. Мотолянец. Большие картины решают большие вопросы. 2015
С. Мотолянец. Трамвай. 2015
С. Мотолянец. В этот вечер стало ясно. 2015
Я, как многие современные художники, литературоцентричен, и если мне казалось это некоторое время назад проблемой, то сегодня я, напротив, стараюсь сделать эти качества сильной стороной. Краска становится визуальной историей.
Повествовательность, безусловно, присутствует во многих моих работах. Я всегда тяготел к искусству с драматическим развитием: кино, фотография, перформанс. Мне кажется, что и на территории картины возможно внести это измерение — статичное постоянное и неизменяемое двумерное произведение, предполагающее четкое и быстрое рассмотрение и считывание арт-объекта буквально за 10-15 секунд.
С. Мотолянец. «Спокойное состояние длится не более 5 часов» из серии «Пирамидки из мыла». 2018
С. Мотолянец. «Ещё 317 лет» из серии «Пирамидки из мыла». 2018
С. Мотолянец. «Ещё 40 секунд» из серии «Пирамидки из мыла». 2018
Я пытаюсь создать равномерную иерархию между текстом и изображением, чтобы картина не превратилась в изображение с подписью. Пытаюсь разводить смыслы, чтобы это не было иллюстрацией, не использую слишком сильные слова, чтобы они не превратились в лозунг с плаката.
На одной из работ есть текст, который наиболее точно отвечает моему подходу: «Очевидно, что в этом случае значение слов не менее важно, чем значение людей». Мы всегда хотим выстроить порядок значений, и в работе я пытаюсь этому помешать, создать прыгающее состояние: что же важнее текст или изображение? Текст — это речь картины, диалоговое окно.
Да, потому что долгое время я не мог найти то искусство, которое мне нравится. Я не обладаю талантом чистого визуалиста, способного создать образ, будоражащий зрение и подсознание, мне интереснее работать с сознанием и рациональностью. Таков мой эмоциональный и интеллектуальный выбор. Когда я узнал о творчестве Джозефа Кошута, Эда Руша, Дженни Хольцер, Ильи Кабакова, Эрика Булатова и многих других авторов, работающих, скажем, не с чистой визуальностью, а со смысловым реестром, то понял, что хочу продолжить заниматься искусством, потому что у меня были в определенный момент сомнения, на своем ли я месте.
Ответ из детства. На первом уроке в 6 лет мне предложили что-то нарисовать. Я сказал, что не знаю, что нарисовать. И получил ответ — что хочешь. Я все равно не знал, что нарисовать и повторил «не знаю». Учитель долго призывал, чтобы я сам решил, что я хочу, а я не знал. Тогда преподаватель дал мне задание нарисовать дерево и дорогу. Я взялся за дело и сразу понял, что будет три вида дерева (дуб, береза и ива), дорога, идущая к солнцу, и само солнце. Главным было изобразить разные виды деревьев. Я изобразил листья и кору с разным характером поверхности, но задействовал фон. И учитель сказал мне: «Ты не художник, вначале надо нарисовать фон, а потом — листья». Но в этот момент я уже был уверен, что мне надо изображать и совершенно его не слушал. Я ответил: «Теперь я знаю, что и как хочу нарисовать. Я смогу обрисовать листья фоном». Моя первоначальная неуверенность «что делать» сменилась точной идей «чего я хочу» — я хочу смысла и характера, а не изображения. Думаю, именно в тот момент, в 6 лет, я внутренне выбрал концептуальное искусство и противоречие.
Очень многих художников я люблю, ценю и обращаюсь к их наследию. Мне нравятся авторы, оставившие текстовое наследие дополнительно к их искусству. Это интересно для изучения. Важно понять, возможна ли теория относительно искусства или это деятельность исключительно практического вида? Джозеф Кошут, Казимир Малевич, Илья Кабаков, Йозеф Бойс, Эд Рушей, Чак Клоуз — думаю, фамилий будет очень много. Я стараюсь изучать художников, но не вдохновляться их творчеством. Мне кажется, это опасно, опыт может быть только личным, и путь художника — отделиться от достижений прошлого. Вдохновляет меня меняющаяся реальность, время проживания, история, непонятность и неоднозначность нашего присутствия здесь.
Я пробовал, но понял, что не ощущаю те тонкости я, которые позволяют мне начать работу, сделать ту зацепку, которая должна включить концептуальный механизм работы. К сожалению, мои знания не позволяют делать работы в пространстве иного языка, не могу наладить там связь изображения и речи, и получается формальное сочетание, переводное такое, и поэтому я отказался от такого типа работ.
С. Мотолянец. Художник — лишь машина для производства искусства. 2017
С. Мотолянец. Контр-люстра «Татлин». 2015
Я использую очень различные материалы — масло, акрил, фанеру, эмаль, лампы дневного света, резину велосипедных шин, режу камень. Я стараюсь не думать о материале в работе. Я могу разгадать почти любой материал и подчинить его своему замыслу, но не хочу быть мастером одного материала, мне ближе теория «прекрасного дилетанта», где зритель видит странный профессиональный подход к материалу. Приоритеты я отдаю тем материалам, которые у меня вызывают желания, я пытаюсь работать там, где вижу продолжение этого желания. Когда желание является продолжением и может соприкоснуться с материальной частью, я без раздумий беру это медиа в оборот.
Ирина Афанасьева
Аспирант Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Соната Райымкулова, выпускница направления «Промышленный дизайн», в этом году получила награду Seed Awards 2023 от Фонда принца Клауса. Соната Райымкулова — мультидисциплинарная художница из Кыргызстана. Она работает в разных медиа: черно-белая графика, скульптура, анимация и т. д. В работах она исследует как личные темы, так и социальные проблемы.
В Школе дизайна НИУ ВШЭ открывается новый профиль магистратуры — Visual Studies. Что скрывается за этим названием? Чем отличается studies и research? И зачем куратору современного искусства разбираться в точных науках? Мы поговорили с куратором профиля Дарьей Пыркиной о новейших междисциплинарных исследованиях визуальной культуры и об их роли в художественном процессе.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.