По общим вопросам
Логоцентричность — основная линия в работах художника Семёна Мотолянца, работающего в самых разных жанрах — от живописи и скульптуры до арт-объектов, фотографии, перформансов. Аспирант Факультета креативных индустрий Ирина Афанасьева поговорила с художником и узнала, как он использует текст в своих работах, с чем связан подобный интерес к ресурсу повествовательности, и правомерны ли здесь параллели с идеями концептуалистов.
Семён Мотолянец — участник петербургского объединения «Parazit», один из создателей группы «Мыло», лауреат премии «Инновация-2009» в номинации «Новая генерация», включенный в список Лучших современных художников России (по версии ARTEEX).
Изовербальные художественные тексты, в которых тесно переплетены слово и образ, всегда занимали особое место в искусстве любой эпохи, жанра, стиля. Можно вспомнить традиции египетской и арабской каллиграфии, византийские палимпсесты, барочные эмблематы, кубофутуристические коллажи, работы европейских и московских концептуалистов, представителей поп-арта. Сегодня вербально-визуальное искусство — состоявшееся направление на российской художественной сцене. За последнее десятилетие в России с успехом прошли выставки «Между строк. Текстуальное в визуальном» (2022), «Мало буков. И те лишние» (2021), «Введите свой текст...» (2017), «Интертекст» (2016), «Изображение как слово. Медиапоэзия как метод» (2016), «Новые рассказчики в русском искусстве XX–XXI веков» (2015) и другие.
Я использую слова и фразы, потому что вижу необходимость создания конфликта между речью, изображением текста и просто изображением. Мне хочется создать преграду для зрения, которое стремиться все обозначить. Столкновение двух систем — такое банальное и распространенное — мне кажется не до конца отработанным, я вижу потенциал в схватке текста с живописной структурой картины.
С. Мотолянец. Большие картины решают большие вопросы. 2015
С. Мотолянец. Трамвай. 2015
С. Мотолянец. В этот вечер стало ясно. 2015
Я, как многие современные художники, литературоцентричен, и если мне казалось это некоторое время назад проблемой, то сегодня я, напротив, стараюсь сделать эти качества сильной стороной. Краска становится визуальной историей.
Повествовательность, безусловно, присутствует во многих моих работах. Я всегда тяготел к искусству с драматическим развитием: кино, фотография, перформанс. Мне кажется, что и на территории картины возможно внести это измерение — статичное постоянное и неизменяемое двумерное произведение, предполагающее четкое и быстрое рассмотрение и считывание арт-объекта буквально за 10-15 секунд.
С. Мотолянец. «Спокойное состояние длится не более 5 часов» из серии «Пирамидки из мыла». 2018
С. Мотолянец. «Ещё 317 лет» из серии «Пирамидки из мыла». 2018
С. Мотолянец. «Ещё 40 секунд» из серии «Пирамидки из мыла». 2018
Я пытаюсь создать равномерную иерархию между текстом и изображением, чтобы картина не превратилась в изображение с подписью. Пытаюсь разводить смыслы, чтобы это не было иллюстрацией, не использую слишком сильные слова, чтобы они не превратились в лозунг с плаката.
На одной из работ есть текст, который наиболее точно отвечает моему подходу: «Очевидно, что в этом случае значение слов не менее важно, чем значение людей». Мы всегда хотим выстроить порядок значений, и в работе я пытаюсь этому помешать, создать прыгающее состояние: что же важнее текст или изображение? Текст — это речь картины, диалоговое окно.
Да, потому что долгое время я не мог найти то искусство, которое мне нравится. Я не обладаю талантом чистого визуалиста, способного создать образ, будоражащий зрение и подсознание, мне интереснее работать с сознанием и рациональностью. Таков мой эмоциональный и интеллектуальный выбор. Когда я узнал о творчестве Джозефа Кошута, Эда Руша, Дженни Хольцер, Ильи Кабакова, Эрика Булатова и многих других авторов, работающих, скажем, не с чистой визуальностью, а со смысловым реестром, то понял, что хочу продолжить заниматься искусством, потому что у меня были в определенный момент сомнения, на своем ли я месте.
Ответ из детства. На первом уроке в 6 лет мне предложили что-то нарисовать. Я сказал, что не знаю, что нарисовать. И получил ответ — что хочешь. Я все равно не знал, что нарисовать и повторил «не знаю». Учитель долго призывал, чтобы я сам решил, что я хочу, а я не знал. Тогда преподаватель дал мне задание нарисовать дерево и дорогу. Я взялся за дело и сразу понял, что будет три вида дерева (дуб, береза и ива), дорога, идущая к солнцу, и само солнце. Главным было изобразить разные виды деревьев. Я изобразил листья и кору с разным характером поверхности, но задействовал фон. И учитель сказал мне: «Ты не художник, вначале надо нарисовать фон, а потом — листья». Но в этот момент я уже был уверен, что мне надо изображать и совершенно его не слушал. Я ответил: «Теперь я знаю, что и как хочу нарисовать. Я смогу обрисовать листья фоном». Моя первоначальная неуверенность «что делать» сменилась точной идей «чего я хочу» — я хочу смысла и характера, а не изображения. Думаю, именно в тот момент, в 6 лет, я внутренне выбрал концептуальное искусство и противоречие.
Очень многих художников я люблю, ценю и обращаюсь к их наследию. Мне нравятся авторы, оставившие текстовое наследие дополнительно к их искусству. Это интересно для изучения. Важно понять, возможна ли теория относительно искусства или это деятельность исключительно практического вида? Джозеф Кошут, Казимир Малевич, Илья Кабаков, Йозеф Бойс, Эд Рушей, Чак Клоуз — думаю, фамилий будет очень много. Я стараюсь изучать художников, но не вдохновляться их творчеством. Мне кажется, это опасно, опыт может быть только личным, и путь художника — отделиться от достижений прошлого. Вдохновляет меня меняющаяся реальность, время проживания, история, непонятность и неоднозначность нашего присутствия здесь.
Я пробовал, но понял, что не ощущаю те тонкости я, которые позволяют мне начать работу, сделать ту зацепку, которая должна включить концептуальный механизм работы. К сожалению, мои знания не позволяют делать работы в пространстве иного языка, не могу наладить там связь изображения и речи, и получается формальное сочетание, переводное такое, и поэтому я отказался от такого типа работ.
С. Мотолянец. Художник — лишь машина для производства искусства. 2017
С. Мотолянец. Контр-люстра «Татлин». 2015
Я использую очень различные материалы — масло, акрил, фанеру, эмаль, лампы дневного света, резину велосипедных шин, режу камень. Я стараюсь не думать о материале в работе. Я могу разгадать почти любой материал и подчинить его своему замыслу, но не хочу быть мастером одного материала, мне ближе теория «прекрасного дилетанта», где зритель видит странный профессиональный подход к материалу. Приоритеты я отдаю тем материалам, которые у меня вызывают желания, я пытаюсь работать там, где вижу продолжение этого желания. Когда желание является продолжением и может соприкоснуться с материальной частью, я без раздумий беру это медиа в оборот.
Ирина Афанасьева
Аспирант Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Премьера аудиоспектакля состоится 31 мая в рамках открытия нового сезона в Мастерской Эдуарда Штейнберга. В основе спектакля-променада — судьбы знаменитых жителей Тарусы. Исследование биографий тарусских героев сотрудники Пушкинского музея выполнили совместно со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ под началом Дарьи Пыркиной. Курирует проект аспирантка Школы дизайна Анна Зиновьева.
До 31 марта в арт-пространстве питерского завода «Ракета» проходит выставка работ современной художницы-графика и преподавательницы профиля «Современное искусство» в Школе дизайна Лизы Артамоновой, посвящённая времени первооткрывателей.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.