«Дизайн и брендинг — это про любовь!». Интервью с Микаэлем Аскеровым

Как использовать нейросети в дизайнерских проектах? Зачем думать о целевой аудитории клиента? Для чего нужно разбираться во всех этапах производства полиграфической продукции? Как мыслит новое поколение дизайнеров? Об этом и многом другом поговорили с куратором профиля Коммуникационный дизайн в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Микаэлем Аскеровым, который сам себя называет не иначе как «бренд-амбассадор» Школы дизайна.

Куратор профиля бакалавриата «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, эксперт в области брендинга и digital, владелец Creative Meta system и NFT-проекта MOTORIUM, основатель Creative Mind Bureau.

Расскажи, пожалуйста, о своем профессиональном пути. Где ты учился, как строилась твоя карьера?

Моя мама — художник, она училась в Ивановском художественном училище, работала в отделе эстетики на автомобильном заводе, а затем в рекламном агентстве. Я родился в Тольятти, весь город был в плакатах, которые сделала моя мама. С детства я тусовался по разным чердакам, мастерским, на Грушинском фестивале и постоянно смотрел польский журнал Project, венгерский журнал Interpressgrafik— напитывался искусством и дизайном прямо с детства. Когда в садике меня спросили, кем я хочу стать, я не задумываясь ответил, что художником. Путь был предопределен с самого начала.

Какой вуз ты выбрал и почему?

Я думал поступать в «Муху» (народное название СПГХПА им. А.Л.Штиглица, носившее ранее имя Веры Мухиной — прим.ред.) на информационный дизайн и узнал, что Андрей Александрович Харшак открывает кафедру графического дизайна, филиал Московского университета печати («Полиграф»). Я знал что «Полиграф» — это круто и востребовано. На кафедре было много интересных преподавателей. Я очень хотел поступить, знал, что буду дизайнером, художником. На тот момент я уже знал графические программы. Родители привили мне страсть к компьютерам, с молодости я ездил на «Юнону» (рынок в Санкт-Петербурге, где в 90-е годы продавались компьютеры, видео- и CD-проигрыватели и другая техника — прим.ред.), собирал, апгрейдил компьютер. Я учился 5 лет и закончил в 2001г. У меня государственный диплом с похвалой от комиссии, экзамен был сдан на «отлично». Это был первый выпуск, в нас вложили много сил, на защите присутствовали представители Комитета по культуре Санкт-Петербурга, куратором моего дипломного проекта была Марина Гисич. Фактически у меня было два дипломных проекта. Параллельно с учебой я работал в рекламном агентстве Sky Graphics, чтобы самому оплачивать обучение.

Сегодня я говорю студентам: вы живете в прекрасном и отчасти рафинированном мире с кучей полезной доступной информации, один Pinterest чего стоит! Доступные библиотеки, открытый интернет! В свое время не было книг по дизайну, и я садился на автобус до Хельсинки, ездил в Стокгольм. Помню, у меня был бюджет на одежду из H&M и книги по дизайну. Я очень много смотрел, насмотренность — одна из самых важных составляющих успешного дизайнера. С тех пор люблю скандинавский дизайн, его выверенность, лаконичность, четкость. И, естественно, я фанат швейцарского плаката и гротесков!

Проект Микаэля и его студии Creative Mind Bureau для компании Biocad
Проект Микаэля и его студии Creative Mind Bureau для компании Biocad
Брендинг и сайт для Evwrblue&Green, крупной международной инвестиционной компании из Греции
Брендинг и сайт для Evwrblue&Green, крупной международной инвестиционной компании из Греции

Расскажи о своем дипломном проекте.

Мой диплом был посвящен двум темам. Одна тема — проект для IT Vision, интегратора системы Navision. В результате у меня завязались прекрасные отношения с Денисом Свердловым, который потом привез и создал оператор Yota. Впоследствии мы с Денисом у меня в офисе думали над перевернутым человечком, логотипом Yota, рисовали его, но в итоге он заказал его в Лондоне, а я решил, что у меня тоже должен быть офис в Лондоне. Потом я его открыл.

Второй темой моего диплома стал первый каталог, первое портфолио для известного дизайнера Яниса Чамалиди. До этого у Яниса не было вообще никакого портфолио. Как дизайнер я считаю, что больша́я часть успеха карьеры профессионального дизайнера зависит от того, как он строит свою коммуникацию, как излагает мысли, как презентует свою продукцию. Поэтому на дипломе я сделал шоу, устроил показ. Я вышел в костюме от Яниса и предложил комиссии посмотреть, что меня вдохновило на создание этого портфолио. Далее вышли девушки в платьях от Яниса. Уникальность события была в том, что это был предпоказ, и только на следующий день в БКЗ Октябрьский был первый открытый показ этой коллекции. То есть на дипломе все увидели эту коллекцию до официального показа. В этой работе я использовал много метафор, из материалов выбрал пергамент и кальку, которую в 2001 году очень редко кто использовал. Янис был доволен.

Я искренне считаю, что нужно давать клиенту именно тот результат, который будет решать его задачи. Что нужно думать даже не о том, что понравится клиенту, а о его целевой аудитории — кто будет листать этот альбом или пользоваться фирменным стилем.

А как вообще появилось твое агентство, как все началось?

В 1997 году, работая в Sky Graphics, я создал там отдел дизайна, а также логотип и стиль для агентства. Я предлагал владельцам разные решения, у меня было очень много энергии, но меня не слышали. Тогда я понял, что после окончания универа точно открою свое агентство.

Это и случилось в 2001 году, агентство называлось «Золотое сечение». Сейчас существует агентство с таким же именем. Название забрали, потому что мы на тот момент уже закрылись. У меня тогда был партнер, а я был «и швец и жнец»: садился на машину, ехал к клиенту, делал всю работу сам. Тогда не было веба, только дизайн и полиграфия. Я знал, как это печатается, печатал сам, ездил в «Берег» за бумагой, учил менеджеров в типографиях, как правильно раскладывать на печатный лист, чтобы использовать меньше листов, сам делал пре-пресс, контролировал печатника, чтобы совмещение цветов было правильным. Сейчас по сравнению с теми годами райские условия — нажал кнопку и получил готовый образец. В наше время были однокрасочные машины, поэтому правильные офсетные печатные образцы можно было получить только благодаря мастерству печатника.

Я знаю практически всё про все виды печати, вырубку, нюансы шелкографии и так далее. Это существенно помогает в работе над проектами, дизайнер прежде всего должен понимать, как его макет будет реализован впоследствии.

Как ты пришел к открытию агентства Creative Mind Bureau, которым ты руководишь сегодня?

В Москве начала нулевых появилось много наружной рекламы. Я буквально физически ощутил непринятие дизайна. Я был молодой и ранимый, воспитывался на европейском дизайне. В нашем агентстве было тяжело общаться с клиентами: они часто разговаривали матом, могли позвонить в четыре утра и полностью обесценить твою работу. В 2003 году я придумал открыть Creative Mind Bureau. Стиль для своего агентства я придумал сам, как и пластиковые визитки — первые в городе. Они и помогли сохранить моих клиентов на долгие годы, потому что такую визитку никто не выкидывал, она была уникальна.

Я всегда за развитие, за то, чтобы давать дорогу талантливой молодежи. Новое поколение совсем другое. Если мы думали в рамках «семья — друзья — город», то они мыслят в рамках «общество — мир».

Сколько человек сегодня работает в твоем агентстве? Удалось ли сохранить офис в Лондоне?

Сейчас в агентстве в Петербурге работает 17 человек. Мы очень дружны, в офисе всегда слышен смех, атмосфера творческая и приятная. В Лондоне у меня остался партнер, но мы давно не получали проектов. В момент написания этого интервью пришел новый проект на брендинг для IT-проекта, мы в последнее время упаковываем много стартапов.

Последний международный проект мы сделали для крипто-фонда в Афинах. Из-за невозможности оплатить услуги правильным способом мы использовали крипту, чтобы получить деньги за этот проект. Сейчас я на стадии открытия агентства в Дубай, вижу возможности работать со всем миром.

Как ты пришел к преподаванию?

Меня захантил Митя Харшак, позвонил и предложил прийти преподавать в Школу дизайна НИУ ВШЭ. Я ответил, что я практик, а не преподаватель, и не знаю, как преподавать. А Митя сказал, что здесь ценят именно успешных практиков.

Летом я пришел на просмотр студентов I курса, и у меня был шок: неужели это первый курс? Я не мог поверить, что ребята уже на I курсе делают такие проекты, и у меня загорелись глаза. Я сразу сказал Мите, что хочу преподавать. Так я попал в Вышку, чему очень рад! Дизайн — это чуткая меняющаяся область, которая постоянно движется, изменяя тренды и направления. Здесь важно не черстветь, не костенеть.

Проект Микаэля и его студии Creative Mind Bureau для логистической компании Vezu

Ты приглашаешь студентов на работу в агентство?

В преподавании у меня две мотивации: делиться знаниями и вылавливать крутых студентов. Я сразу с первого курса сказал ребятам, что даю возможность стажировки в своем агентстве. Сейчас у меня работает выпускник Школы дизайна 2022 года Михаил Некрасов. Он попал на стажировку, стал частью команды.

Я всегда за развитие, за то, чтобы давать дорогу талантливой молодежи. Новое поколение совсем другое. Если мы думали в рамках «семья — друзья — город», то они мыслят в рамках «общество — мир».

Какой ты преподаватель? Строгий? Добрый?

Мне кажется, я справедливый и требовательный. Мне хотелось бы быть мотивирующим преподавателем. Я очень рад, когда есть реальный интерес к задаче — моя группа подтвердит, как мне нравится помогать, находить идеи. Я скорее арт-директор их проектов. То, что делаю у себя в студии, делаю и в Вышке — делюсь своим опытом.

Помимо нового опыта и подбора кадров в твое агентство, что тебе еще дает преподавание?

Прежде всего, я сам учусь. Вышка — супер-комьюнити. Я учусь и у студентов, и у преподавателей. В питерском кампусе Школы дизайна очень позитивная атмосфера. Я коммерческий человек и считаю, что дизайн на 80% состоит из маркетинга и на 20% — из искусства, что дизайн должен решать задачи.

Профиль называется «Коммуникационный дизайн», а дизайн — это коммуникация, визуальный язык, с помощью которого бренды, товары или услуги разговаривают со своей целевой аудиторией. Дизайн должен быть умным, и я — за умный дизайн, которым мы занимаемся здесь, в Школе дизайна.

Дарья Заплеевичко. NIDRA
Дарья Заплеевичко. NIDRA
Алиса Светличная. Винтажный магазин одежды Re:MEMBER
Алиса Светличная. Винтажный магазин одежды Re:MEMBER
Арина Семененко. NT — сервис альтернативного туризма
Арина Семененко. NT — сервис альтернативного туризма
Юбилейный логотип адвокатского бюро S&K Вертикаль. Разработкой занимались Creative Mind Bureau, в команду которого также вошел выпускник Школы дизайна НИУ ВШЭ Михаил Некрасов
Юбилейный логотип адвокатского бюро S&K Вертикаль. Разработкой занимались Creative Mind Bureau, в команду которого также вошел выпускник Школы дизайна НИУ ВШЭ Михаил Некрасов

В этом году ты взял в разработку тему метавселенных для учебных проектов своих студентов, а также курировал открытые лекции по метавселенным в петербургском кампусе. Почему тебя интересует эта тема? Она важна сегодня?

Я побывал на нескольких тематических форумах, на крипто-форуме и на круглом столе в Правительстве. Как выяснилось, у людей мало понимания, что такое метавселенная. Пандемия ускорила все процессы, коммуникации шагнули в онлайн. Мы в любом случае будем в метавселенных в каком-либо виде. Эта коммуникация будет интегрирована в жизнь как, например, в свое время смартфоны с сенсорными экранами. Это просто технология, которая расширяет возможности и стирает границы. Мне интересна эта тема, и я хочу, чтобы студенты изучили ее глубже, чтобы моя группа была в тренде, смотрела в будущее. Потому что все очень быстро меняется. Если раньше у нас были годы, то сегодня — месяцы. Метавселенная для меня не просто модное слово. Графика у метавселенных еще отстает, но технологии идут быстро. Я уже использую Chat GPT, знакомые используют его в написании интеграции кодов. ИИ уже работает в ускорении технологических процессов. Хочется быть в духе времени, создавать проекты, которые потом помогут студентам занять свою нишу.

Какие проекты делают твои студенты в рамках этой темы?

Они делают и коворкинги, и виртуальные галереи — проектов очень много. Одна из студенток создала виртуального питомца в стиле майнкрафт — некий виртуальный тренажер, который помогает натренироваться, чтобы подойти осознанно и ответственно к тому, чтобы завести домашнее животное.

Если нейросети уже работают, то какова роль дизайнера в метавселенных?

Дизайнеры, конечно, будут нужны. Дизайнер — это думающий человек. Настоящий дизайнер понимает, как вести коммуникацию, ведь в ту же нейросеть надо загрузить данные, некий сценарий. Только творческий человек, который это знает, сможет выгрузить правильный сценарий. Как бы ни обучалась нейросеть, именно дизайнер выслушает клиента, поймет что нужно именно ему — благодаря невербальному общению, интуитивно, эмпирическим путем. Чтобы загрузить все это в нейросеть, нужно огромное количество времени.

Насколько помогает или мешает молодым дизайнерам то, что они сегодня имеют под рукой «все готовое»? Могут не ехать в Швецию за книжкой, а просто найти ее в интернете.

Есть проблема, которая заключается в сложности определиться и выбрать. Все профессиональные дизайнеры знают, что никогда не нужно представлять больше трех вариантов: если представишь четыре — вероятность выбора снижается (иногда к нулю). Простой пример — парковочное место. Когда оно одно, ты просто приезжаешь и встаешь, а когда их семь, ты думаешь, куда бы припарковаться.

Сегодня выбор очень велик, поэтому умение находить информацию и пользоваться ею — отдельный скилл. Думаю, наше поколение было менее ленивым, ведь сегодня некоторые студенты задают вопросы, которые нужно задавать не мне, а интернету, а мне можно задать более интересные. Также важно научится задавать вопросы. Правильный вопрос плюс правильный ответ — и вы сможете решить задачу!

Дарья Кирюшкина. Упаковка шампуня для мета-псов DRUZH’OK
Дарья Кирюшкина. Упаковка шампуня для мета-псов DRUZH’OK
Анна Иванова. Упаковка продуктов за винилом Area
Анна Иванова. Упаковка продуктов за винилом Area
Александра Кузьмичева. MOAR
Александра Кузьмичева. MOAR
Александра Кузьмичева. Фонд ДВОР
Александра Кузьмичева. Фонд ДВОР
Арина Семененко. Лекторий CULTURE ED
Арина Семененко. Лекторий CULTURE ED

Расскажи, каково это — быть куратором в Школе дизайна НИУ ВШЭ?

Я в восторге от Вышки! Я, можно так сказать, — бренд амбассадор. Всем, кого встречаю, рассказываю, насколько здесь круто. Происходит огромный обмен опытом со студентами, заряжаешься атмосферой и мотивацией студентов. Люди приходят сюда, чтобы научиться дизайну. Им интересно, их захлестывает с головой, у них есть возможность пообщаться с реальными практиками и задать им вопросы.

Всем дизайнерам я говорю: дизайн это драма, это ритм, это музыка. Мы делаем паузы, чтобы нас внимательно слушали. Должно быть где-то чисто, а где-то насыщенно, дизайн не должен быть ровным, он должен эмоционально вовлекать зрителя! Это театр, кино, драма — как хотите!

Как думаешь, что уже сейчас может сделать дизайнер для успешной карьеры в будущем?

Прежде всего, научиться думать. Делать не просто красиво, потому что это в тренде и модно. А быть дизайнером, который делает со смыслом, понимает, как работает форма и цвет, формат, композиция, и осознает, что он решает определенную задачу. Чтобы преуспеть, нужно очень много работать. В молодости я работал 24/7, после учебы ехал в агентство, работал до вечера, а потом еще до часу ночи делал фриланс-проекты.

Что нужно обязательно изучить молодому дизайнеру?

Нужно изучить основы по типографике и композиции: что такое цветовой круг, что такое форма, как работает графика, как использовать шрифтовые пары. Дизайнер должен знать простые вещи. Например, что европейский человек читает слева направо, и какие при этом углы самые активные. Я рекомендую изучить психологию, особенно в разрезе принятия решений.

Всем дизайнерам я говорю: дизайн это драма, это ритм, это музыка. Мы делаем паузы, чтобы нас внимательно слушали. Должно быть где-то чисто, а где-то насыщенно, дизайн не должен быть ровным, он должен эмоционально вовлекать зрителя! Это театр, кино, драма — как хотите! И конечно, он должен решать определенную задачу. Прочитать Иттена «Искусство формы!», Пирсона «Герой и бунтарь», Рудера, Чихольда «Типографика». Желательно иметь художественную базу. Уметь рисовать руками. Постоянно смотреть за трендами. Обучение не должно прерываться. Вообще, дизайн и брендинг — это про любовь! Это умные и сильные эмоции, которыми управляет интеллект дизайнера, направляя аудиторию к продукту, услуге или компании.

23 апреля в 12:00 в питерском пространстве RASKROI пройдет День дизайна НИУ ВШЭ с насыщенной лекционной программой от известных дизайнеров — кураторов Школы дизайна НИУ ВШЭ — и выставкой студенческих работ «Дизайн-триатлон. Плакат. Книга. Видео».

Адрес: Санкт-Петербург, Казанская ул., 25

Читайте также

Легенды о камчатском селе от студентов Школы дизайна

В конце марта издательство «Это моя земля» при поддержке Школы дизайна НИУ ВШЭ выпустило книгу «Мильково», посвящённую одноимённому селу на Камчатке и его легендам. Среди авторов книги — студенты Школы дизайна, предложившие собственное видение самобытной истории Мильково. 

Агентство куратора Школы дизайна — Санкт-Петербург в рейтинге АКАР

Terminal Design Branding Agency, основателем которого является куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Куликов, попало в Топ-10 рейтинга Ассоциации Коммуникационных Агентств России 2023 года, заняв 10 место в блоке «Брендинг».

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.