«Выход. В космос». Выставка в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан

Фото: Ирина Кара
Фото: Ирина Кара

До 14 мая в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан можно увидеть выставку «Выход. В космос», в которой принимают участие студенты и выпускники 2022 года профиля «Дизайн и современное искусство».

Проект, показанный ранее в 2022 в Москве, в галерее Беляево и в Инновационном культурном центре в Калуге, посвящён запуску СССР первого спутника Земли 65 лет назад, бывшего экспансией, «штурмом Вселенной». Cпустя годы спутники становятся не способом завоевания и присвоения, но освобождением — интернет и геоданные стирают границы познания и границы физические. Космос — не только вход, но, как бывает с каждой дверью, — одновременно и выход. Возможность быть не здесь и не так, а иначе, как в инсталляции Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». Не покорение, а свобода выбора, космос личный, а не научный.

Александра Тен для видеоработы «Приближение» эпиграфом сделала цитату из пьесы Евгения Шварца: «Единственный способ избавиться от дракона — иметь собственного». Но это не проповедь симметричного ответа, а скорее странная и печальная сказка, в которой подвиг оборачивается трагедией. Героиня останавливается перед огромной бетонной сферой заброшенного комплекса ПВО, под которым обитает змей. Она превращает его обратно в юношу, но сама становится драконом.

В инсталляций Майи Жуматиной «Плацентарий» фигуры людей сделаны из того же материала, что и праматерь-ночь, из мягкого чёрного бархата. Как пишет художница, «человек-ребёнок ткёт созвездия — концепцию, находящуюся на грани мифа и науки. Созвездие формируется именно на древнем небе: чтобы его увидеть и прочувствовать, не нужно отправляться в „научный“ космос. Через созвездие космос становится близким и уютным».

Алиса Колеватых. «Есть контакт?». 2022. Ткань, цифровая печать
Алиса Колеватых. «Есть контакт?». 2022. Ткань, цифровая печать
Кристина Ситникова. «Конкатенация». 2021. Арматурная сетка, электроника
Кристина Ситникова. «Конкатенация». 2021. Арматурная сетка, электроника
Майя Жуматина. Из проекта «Плацентарий». 2022. Мягконабивная текстильная
Майя Жуматина. Из проекта «Плацентарий». 2022. Мягконабивная текстильная
Майя Жуматина. Инсталляция «Плацентарий». 2022. Мягконабивная текстильная
Майя Жуматина. Инсталляция «Плацентарий». 2022. Мягконабивная текстильная
Александра Тен. Кадр из видеоперформанса «Приближение». 2022
Александра Тен. Кадр из видеоперформанса «Приближение». 2022
Александра Тен. Кадр из видеоперформанса «Приближение». 2022
Александра Тен. Кадр из видеоперформанса «Приближение». 2022
Дарья Глушко. «Семья Солнца». Из проекта «Планетарий. Архивация. Остаток». 2022. Мусор, мусорные пакеты
Дарья Глушко. «Семья Солнца». Из проекта «Планетарий. Архивация. Остаток». 2022. Мусор, мусорные пакеты
Алена Астахова, «Фреска соединения Сатурна и Солнца». Из проекта «Объекты планетарной магии». 2022. Керамика, глазурь
Алена Астахова, «Фреска соединения Сатурна и Солнца». Из проекта «Объекты планетарной магии». 2022. Керамика, глазурь
Алена Астахова. Большой заводской сигил. 2022
Алена Астахова. Большой заводской сигил. 2022

Обращаются в этой выставке к ощущению ребёнка многие художники — кажется, что масштаб Вселенной легче принять ребёнку, он верит, что может приручить и одомашнить космос. Работа Вероники Темеевой «Большая игрушка» — увеличенная и сделанная в гипсе и ржавом металле копия детской игрушки для развития мелкой моторики. Шаги ребёнка кажутся маленькими, однако ими он вступает в человечество.

В кинетическом объекте «Конкатенация» Кристины Ситниковой сетчатая металлическая конструкция манифестирует возможность общения, необходимость налаживать и поддерживать связи. Объект оживает только если зритель становится перед ним лицом к лицу — тогда объект начинает «говорить» на своем жестовом языке металлических конечностей. Как писал в тексте «Панпсихизм, или все чувствует» Циолковский: «Материя едина, также ее отзывчивость и чувствительность. Мертвые тела даже иногда отзывчивее живых. Так, термометр, барометр, гигроскоп и другие научные приборы гораздо отзывчивее человека».

Выставка «Выход. В космос» также проходила осенью в московской «Галерее Беляево» и в Инновационном культурном центре города Калуга

Выставка в «Галерее Беляево»
Выставка в «Галерее Беляево»
Экспозиция выставки в Калуге
Экспозиция выставки в Калуге
Экспозиция выставки в Калуге
Экспозиция выставки в Калуге
Экспозиция выставки в Калуге
Экспозиция выставки в Калуге
Экспозиция выставки в Калуге. Диана Мачулина рассказывает о выставке
Экспозиция выставки в Калуге. Диана Мачулина рассказывает о выставке

Космос — это желание выйти к иному масштабу, найти большого Другого, способ пересмотреть свою значимость и судьбу, свои возможности, но в сравнении с этой бесконечностью мы начинаем чувствовать себя ничтожно малыми. В прозрачных слоях ткани работы «Есть контакт?» Алисы Колеватых мы видим призрачную фигуру гиганта, поднимающего руку в приветственном жесте, но контакта с иным существом не происходит, фигура размывается в глитче, оставляя нас в одиночестве.

Дарья Глушко рассказывает о сносе единственного в Европе деревянного здания планетария в Пензе. На годы новой постройки «выход в космос» для горожан закрыт, а экспонаты хранятся в черных мешках, небрежно накинутых на планеты и галактики. Художница показывает макеты Солнечной системы и созвездий запакованными в черный полиэтилен. Cозвездия «Лира», атрибут Орфея, и «Пегас», символ творчества, выбраны не случайно — художникам при редукции мечтаний о высшем мало что остается.

Алена Астахова в своем проекте говорит о рабочем как о создателе, соединяющем миры: нижний — ресурсов земли, средний мир ноосферы и верхний мир идей. В каждой части проекта соединяются миф, древний способ общения с космосом, и повседневное производственное волшебство. Вселенная остаётся ресурсом для созидания.

Кураторы: Диана Мачулина, Анна Григорян

Художники: Алена Астахова, Вероника Вологжанникова, Дарья Глушко, Майя-София Жуматина, Алиса Колеватых, Кристина Ситникова, Вероника Темеева, Александра Тен, Павел Зуданов, Анна и Виталий Черепановы, Алена Шапарь, Алла Шикалова, Елизавета Фролова, группа hero4hero.

Выставка пройдет в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Адрес г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 57. Выставка открыта до 14 мая 2023 года.

Стоимость: 270 рублей — взрослым, студентам-очникам и пенсионерам — 150 рублей, лицам до 18 лет вход при предъявлении паспорта свободный.

Читайте также

Из фантастики в реальный мир. Сергей Падалко и студенты рассказали об обучении на профиле «Среда и интерьер»

В 2023 году Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые выпускает бакалавров профиля «Среда и интерьер». Предлагаем вам прочитать, как выпускницы и куратор Сергей Падалко рассказывают о четырёхлетнем пути в большой мир средового дизайна, а также посмотреть, какие потрясающие дипломные проекты создали студентки!

«В Школе дизайна ты общаешься с преподавателями как с коллегами». Интервью с Марией Майоровой

Мария Майорова, выпускница направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна, сейчас обучается в Дармштадтском университете прикладных наук на программе «Animation and Game Direction». В этом интервью Маша рассказала про свое обучение в Школе, а также про то, как решилась поступить в университет в Европе, поделилась своим опытом поиска работы и дала свои напутствия тем, кто хочет связать свою жизнь с творческой профессией.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.