«Дизайн — это бесконечный поиск своей случайности». Интервью с Эльдаром Искаковым

«Дизайн — это бесконечный поиск своей случайности». Интервью с Эльдаром Искаковым

Герой нашего очередного вдохновляющего интервью Эльдар Искаков — яркий пример того, как дизайн может стать не просто ремеслом, а состоянием души. Будучи студентом II курса «Коммуникационного дизайна», Эльдар — уже арт-директор креативного пространства «поле» и дизайнер в агентстве Duga. А в 13 лет ему удалось поработать в студии Артемия Лебедева. Как у него это всё получается? Узнаете в этом материале!

Эльдар, расскажи о своем образовательном направлении в Школе Дизайна НИУ ВШЭ. Как ты его выбрал и почему? Как проходит обучение?

Я выбрал для себя «Коммуникационный дизайн». Если хочешь стать толковым дизайнером в России, есть два варианта — Школа дизайна НИУ ВШЭ и Британская высшая школа дизайна. Мне ближе Школа дизайна. Я из небольшого города на Кавказе — Кисловодска, — и там ходят даже легенды о Школе дизайна как о месте силы. До сих пор удивляюсь тому, сколько людей собирается под одной крышей из одной только любви к дизайну. Это, во-первых, вдохновляет, а во-вторых, мотивирует. Знания и конкретные скиллы, которые ты получаешь в ходе обучения, не так важны. Важен запал творческой энергии, который здесь сосредоточен. А концентрация интересных и открытых людей на квадратный метр Малой Пионерской поражает.

Как из множества профилей программы «Дизайн» ты выбрал именно этот? В чем, по-твоему, заключается актуальность коммуникационного дизайна для отрасли в целом и для тебя в отдельности? Кто такой коммуникационный дизайнер?

Для меня коммуникационный дизайн — это и поиск визуальных решений, и сторителлинг, и бесконечная игра — разминка мозга, иногда даже соревнование. Все это мне интересно с детства. Куратор Школы Роман Беляков сказал однажды: «Цвета, формы и соотношения — это еще один язык, которым рассказывают истории». Нередко это истории о бессознательном и наших ощущениях. Нужно уметь пропускать их через рефлексию и быстро считывать впоследствии. Придумывать такие истории — удивительное занятие само по себе. Поэтому когда люди начинают видеть твои истории так же, как и ты, происходит магия. Коммуникационный дизайнер придумывает новые смыслы. А как ты это делаешь — в Midjourney, Figma или углем по холсту — уже второстепенно.

Айдентика бренда Plyaska

Расскажи про свой рабочий опыт в студии Артемия Лебедева: с какими знаниями ты пришел и какие унёс с собой? С какими интересными задачами столкнулся?

Мне было 12-13 лет, когда я попал в Студию Артемия Лебедева. Как? Тёма написал в телеграм-канале, что ищет дизайнеров. Я быстро собрал портфолио на Readymag и отправил ему. Им, видимо, понравилось, и меня пригласили. Удивительный опыт. Особенно учитывая, что в Москве я был дважды в жизни. Я уже тогда пытался что-то понимать, но этого было явно недостаточно. И за месяц работы я, кажется, стал в два раза круче, ахах.

Я работал тогда над еще не вышедшим проектом для Московского Зоопарка по созданию фирменной графики. А также — над генеративными футболками с районами. Какие-то мои идеи даже дошли до финальной айдентики. Но, конечно, какое-то комплексное решение я тогда не мог придумать: не хватало насмотренности, хард скиллов, да и уверенности в себе.

В Студии мне понравилась творческая и внутренняя свобода людей. Была возможность познакомиться с талантливыми дизайнерами, моими кумирами на тот момент: Егором Жгуном, Людвигом Быстроновским, с самим Артемием Лебедевым. Вспоминаю те времена с теплотой в сердце, хоть и проработал всего месяц — надо было возвращаться домой, иначе меня не аттестовали бы в школе.

Креативное пространство Поле

Какой опыт ты получил в The Blueprint и чем занимался? В чем особенности работы в лайфстайл-издании?

Был такой веб-журнал про подростков — Zetmag. К сожалению, вышел всего один номер. Я должен был помогать с версткой второго номера Сереже Пацюку. Так мы и познакомились. А спустя три года я попал к нему на работу уже в The Blueprint, где он был арт-директором. Я тогда все еще учился в школе, но были летние каникулы, и просто плавиться дома не хотелось. Плюс было сильное желание притронуться к чему-то ежедневно обновляемому и, можно сказать, трендсеттерскому.

Та работа запомнилась мне своим бешеным темпом. Сейчас уже такой не кажется — видимо, привык. Но до сих пор считаю, что главная особенность работы в лайфстайл — это скорость. Ты должен думать быстро, рисовать еще быстрее, а заверстывать вообще молниеносно. Например, пришел тебе текст статьи сегодня вечером, а завтра днем уже нужна заверстанная страница с любопытной (и, желательно, виральной) графикой. А ночью хочется, конечно, поспать. Вот так и работали. Спасибо Сереже и всей команде The Blueprint, люблю и помню.

Статьи в The Blueprint с графическими работами Эльдара

У тебя богатый опыт работы в креативных местах, которые выступают трендсеттерами в своих областях. Как ты находишь такие вакансии?

Все просто — пишу всем, кого люблю и кто нравится. Это главный совет в поиске крутой работы: написать в 300 мест, в которые хочешь попасть. Кто-то точно ответит. Я эту историю понял еще в школе, благодаря чему нетворкнулся с большим количеством крутых дизайнеров. Дальше уже работало сарафанное радио. Так я и попадал на проекты. Помните — трендсеттеры ценят свежий взгляд. Мозги молодого дизайнера не затуманены мировой практикой и правилами. Повторю эту мысль еще не раз — не бойтесь экспериментировать, это очень важно.

Дизайн — это бесконечный поиск своей случайности. Дизайн практически никогда не формируется из стратегии и бренд-платформы. Даже если дизайнер так говорит, не верьте ему. Дизайн появляется случайно, это неподвластный сознанию механизм. В целом, так происходит любой творческий процесс.

В данный момент ты не только учишься, но и работаешь? В чем заключается работа в «Поле» и какие инструменты ты используешь для выполнения повседневных задач? Над чем сейчас работаешь?

Мою роль в «поле» можно назвать «арт-директор и старший дизайнер». Я рисую афиши на все наши мероприятия, коллаборирую с промоутерами, придумываю, как оформлять мероприятия — от печатки до моушн-дизайна. Кроме того, помогаю нашей дизайнерке на ресайзах афиш промоутеров и техничке. И конечно, распространяю видение «поля» на все ивенты, которые у нас проходят.

Инструменты — это отдельная история. Главная ошибка любого дизайнера — выучить в начале пути Illustrator, Photoshop, InDesign (хоть от корки до корки) и работать только в них. Поясню: дизайн — это бесконечный поиск своей случайности. Дизайн практически никогда не формируется из стратегии и бренд-платформы. Даже если дизайнер так говорит, не верьте ему. Дизайн появляется случайно, это неподвластный сознанию механизм. В целом, так происходит любой творческий процесс. И лучший способ приручить свою случайность — это не только перегрузить себя референсами с Pinterest и Are.na (что тоже важно), но и переключаться между инструментами, как бешеный. Пробовать, пробовать и пробовать. Конечно, все это потом обязательно надо проверять уже трезвым взглядом и стратегией.

Про набор инструментов. В «поле» какие-то плакаты я генерил в Stable Diffusion, верстал в InDesign, Illustrator, Affinity Designer, кодил с помощью Processing, моделил в Womp. Потом открывал файл в текстовом редакторе, ломал его и работал с глитчем. Искал графику с помощью бесконечных плагинов в Figma, другие соединял нодами в Patternodes или итеративно трейсил в Vectoraster, анимировал в After Effects. И только потом думал про статику. Даже звук может стать подсказкой — когда я стал больше погружаться в то, как создавать музыку, какие-то вещи из графического дизайна стали мне понятнее. Если нужно рисовать афиши каждую неделю (а иногда по несколько подряд), необходимо придумать способ не выгорать. И такая бесконечная смена инструментов помогает.

Любая программа имеет ограничения. Даже у листа бумаги они есть. Из этих рамок надо пытаться выходить, используя разные софты.

Афиши для пространства Поле

С чего лучше начинать, когда ты только в начале профессионального пути: фриланса или стажировки? Как их совмещать вместе с учёбой? Где лучше всего стажироваться тем, кто учится на коммуникационном дизайне?

Мне кажется, это всегда должна быть история про совмещение и того, и другого. Конечно, работа в студии прокачает тебя быстрее. В среде, где все вокруг понимают дизайн лучше тебя, ты можешь учиться. И хотя на фрилансе нет такой экспертизы, он тоже будет полезен. Коммуницировать с клиентом самостоятельно, учиться называть ему цену и ставить личные границы, работать с непричесанным брифом, да даже банально налоги платить — все это очень пригодится. Совмещение работы с учебой, на первый взгляд, невозможно. Но при должной мотивации возможно всё.

Я работаю фуллтайм в агентстве Duga, в «поле», беру фрилансы и даже в Школу дизайна успеваю ходить. Тем, кто ищет стажировку и никак не может ее найти, — попробуйте написать на почту всех студий, которые вы знаете. Вам точно кто-то ответит.

Айдентика ресторана Babu

Что тебе дает учеба в Школе дизайна? Как ты работаешь над учебными проектами, пересекаются ли они с рабочими? Как поступление в Школу актуализировало твой кругозор в творческой сфере?

Пересечения бывают, но буквальных пока не случалось. Часто выходило, что графический прием я мог придумать в ходе воркшопа у Ивана Ветрова, а потом применял его на рабочих макетах.

Обучение — это лучшее оправдание и мотивация для экспериментов. Можно забыть про формальности и делать то, что ты хочешь, — искать и выражать себя. Можно делать дико, китчево, максималистки, минималистично, намеренно перегружено или уродливо, создавать хаос — все то, что на работе, увы, редко получается. Кроме того, можно подумать про какое-то свое наследие, что ли. Можно придумывать клевые артовые истории. Ну и, конечно, важен нетворк. Тебя окружает куча талантливых людей, многие из них увлечены чем-то своим, чем-то особенным. Эта их увлеченность тоже заражает и заряжает. Атмосфера общей любви к дизайну — одно это многого стоит.

Что посоветуешь поступающим на «Коммуникационный дизайн»? Что ты сам для себя понял за два года обучения? И что планируешь дальше, какие векторы видишь перед собой?

Не пытайтесь делать «нормально» и скучно. Этому вы успеете научиться на работе. Экспериментируйте. И помните, к дизайну можно относиться еще и как к терапии. Попробуйте найти себя через векторную графику.

А говоря про себя: хочу подтянуть теорию графического дизайна. Планирую продолжать эксперименты и веселье. Мне нравится, что здесь так можно.

«Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Фундаментальная программа обучения графическому и коммуникационному дизайну, разработанная известными дизайнерами-практиками и направленная на подготовку универсальных специалистов, позволяет максимально быстро погрузиться в профессию.

Читайте также

Интенсив Анны Наумовой «Ровный набор». Итоги

С 21 по 23 июня в Школе дизайна НИУ ВШЭ проходил интенсив графического дизайнера Анны Наумовой «Ровный набор». Сразу после окончания занятий мы расспросили саму Анну и её слушателей о впечатлениях от совместной работы.

Конкурс ребрендинга сети кофеен GLITCH

Совместный со Школой дизайна конкурс проводится для поиска свежего визуального образа для бренда GLITCH. Это отличная возможность стать частью молодой, смело развивающейся сети кофеен GLITCH и оставить свой креативный след на территориях кофеен НИУ ВШЭ, в том числе в Школе дизайна, а также совместно создать культовую уникальную упаковку бренда!

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.