«Дизайн — это бесконечный поиск своей случайности». Интервью с Эльдаром Искаковым

«Дизайн — это бесконечный поиск своей случайности». Интервью с Эльдаром Искаковым

Герой нашего очередного вдохновляющего интервью Эльдар Искаков — яркий пример того, как дизайн может стать не просто ремеслом, а состоянием души. Будучи студентом II курса «Коммуникационного дизайна», Эльдар — уже арт-директор креативного пространства «поле» и дизайнер в агентстве Duga. А в 13 лет ему удалось поработать в студии Артемия Лебедева. Как у него это всё получается? Узнаете в этом материале!

Эльдар, расскажи о своем образовательном направлении в Школе Дизайна НИУ ВШЭ. Как ты его выбрал и почему? Как проходит обучение?

Я выбрал для себя «Коммуникационный дизайн». Если хочешь стать толковым дизайнером в России, есть два варианта — Школа дизайна НИУ ВШЭ и Британская высшая школа дизайна. Мне ближе Школа дизайна. Я из небольшого города на Кавказе — Кисловодска, — и там ходят даже легенды о Школе дизайна как о месте силы. До сих пор удивляюсь тому, сколько людей собирается под одной крышей из одной только любви к дизайну. Это, во-первых, вдохновляет, а во-вторых, мотивирует. Знания и конкретные скиллы, которые ты получаешь в ходе обучения, не так важны. Важен запал творческой энергии, который здесь сосредоточен. А концентрация интересных и открытых людей на квадратный метр Малой Пионерской поражает.

Как из множества профилей программы «Дизайн» ты выбрал именно этот? В чем, по-твоему, заключается актуальность коммуникационного дизайна для отрасли в целом и для тебя в отдельности? Кто такой коммуникационный дизайнер?

Для меня коммуникационный дизайн — это и поиск визуальных решений, и сторителлинг, и бесконечная игра — разминка мозга, иногда даже соревнование. Все это мне интересно с детства. Куратор Школы Роман Беляков сказал однажды: «Цвета, формы и соотношения — это еще один язык, которым рассказывают истории». Нередко это истории о бессознательном и наших ощущениях. Нужно уметь пропускать их через рефлексию и быстро считывать впоследствии. Придумывать такие истории — удивительное занятие само по себе. Поэтому когда люди начинают видеть твои истории так же, как и ты, происходит магия. Коммуникационный дизайнер придумывает новые смыслы. А как ты это делаешь — в Midjourney, Figma или углем по холсту — уже второстепенно.

Айдентика бренда Plyaska

Расскажи про свой рабочий опыт в студии Артемия Лебедева: с какими знаниями ты пришел и какие унёс с собой? С какими интересными задачами столкнулся?

Мне было 12-13 лет, когда я попал в Студию Артемия Лебедева. Как? Тёма написал в телеграм-канале, что ищет дизайнеров. Я быстро собрал портфолио на Readymag и отправил ему. Им, видимо, понравилось, и меня пригласили. Удивительный опыт. Особенно учитывая, что в Москве я был дважды в жизни. Я уже тогда пытался что-то понимать, но этого было явно недостаточно. И за месяц работы я, кажется, стал в два раза круче, ахах.

Я работал тогда над еще не вышедшим проектом для Московского Зоопарка по созданию фирменной графики. А также — над генеративными футболками с районами. Какие-то мои идеи даже дошли до финальной айдентики. Но, конечно, какое-то комплексное решение я тогда не мог придумать: не хватало насмотренности, хард скиллов, да и уверенности в себе.

В Студии мне понравилась творческая и внутренняя свобода людей. Была возможность познакомиться с талантливыми дизайнерами, моими кумирами на тот момент: Егором Жгуном, Людвигом Быстроновским, с самим Артемием Лебедевым. Вспоминаю те времена с теплотой в сердце, хоть и проработал всего месяц — надо было возвращаться домой, иначе меня не аттестовали бы в школе.

Креативное пространство Поле

Какой опыт ты получил в The Blueprint и чем занимался? В чем особенности работы в лайфстайл-издании?

Был такой веб-журнал про подростков — Zetmag. К сожалению, вышел всего один номер. Я должен был помогать с версткой второго номера Сереже Пацюку. Так мы и познакомились. А спустя три года я попал к нему на работу уже в The Blueprint, где он был арт-директором. Я тогда все еще учился в школе, но были летние каникулы, и просто плавиться дома не хотелось. Плюс было сильное желание притронуться к чему-то ежедневно обновляемому и, можно сказать, трендсеттерскому.

Та работа запомнилась мне своим бешеным темпом. Сейчас уже такой не кажется — видимо, привык. Но до сих пор считаю, что главная особенность работы в лайфстайл — это скорость. Ты должен думать быстро, рисовать еще быстрее, а заверстывать вообще молниеносно. Например, пришел тебе текст статьи сегодня вечером, а завтра днем уже нужна заверстанная страница с любопытной (и, желательно, виральной) графикой. А ночью хочется, конечно, поспать. Вот так и работали. Спасибо Сереже и всей команде The Blueprint, люблю и помню.

Статьи в The Blueprint с графическими работами Эльдара

У тебя богатый опыт работы в креативных местах, которые выступают трендсеттерами в своих областях. Как ты находишь такие вакансии?

Все просто — пишу всем, кого люблю и кто нравится. Это главный совет в поиске крутой работы: написать в 300 мест, в которые хочешь попасть. Кто-то точно ответит. Я эту историю понял еще в школе, благодаря чему нетворкнулся с большим количеством крутых дизайнеров. Дальше уже работало сарафанное радио. Так я и попадал на проекты. Помните — трендсеттеры ценят свежий взгляд. Мозги молодого дизайнера не затуманены мировой практикой и правилами. Повторю эту мысль еще не раз — не бойтесь экспериментировать, это очень важно.

Дизайн — это бесконечный поиск своей случайности. Дизайн практически никогда не формируется из стратегии и бренд-платформы. Даже если дизайнер так говорит, не верьте ему. Дизайн появляется случайно, это неподвластный сознанию механизм. В целом, так происходит любой творческий процесс.

В данный момент ты не только учишься, но и работаешь? В чем заключается работа в «Поле» и какие инструменты ты используешь для выполнения повседневных задач? Над чем сейчас работаешь?

Мою роль в «поле» можно назвать «арт-директор и старший дизайнер». Я рисую афиши на все наши мероприятия, коллаборирую с промоутерами, придумываю, как оформлять мероприятия — от печатки до моушн-дизайна. Кроме того, помогаю нашей дизайнерке на ресайзах афиш промоутеров и техничке. И конечно, распространяю видение «поля» на все ивенты, которые у нас проходят.

Инструменты — это отдельная история. Главная ошибка любого дизайнера — выучить в начале пути Illustrator, Photoshop, InDesign (хоть от корки до корки) и работать только в них. Поясню: дизайн — это бесконечный поиск своей случайности. Дизайн практически никогда не формируется из стратегии и бренд-платформы. Даже если дизайнер так говорит, не верьте ему. Дизайн появляется случайно, это неподвластный сознанию механизм. В целом, так происходит любой творческий процесс. И лучший способ приручить свою случайность — это не только перегрузить себя референсами с Pinterest и Are.na (что тоже важно), но и переключаться между инструментами, как бешеный. Пробовать, пробовать и пробовать. Конечно, все это потом обязательно надо проверять уже трезвым взглядом и стратегией.

Про набор инструментов. В «поле» какие-то плакаты я генерил в Stable Diffusion, верстал в InDesign, Illustrator, Affinity Designer, кодил с помощью Processing, моделил в Womp. Потом открывал файл в текстовом редакторе, ломал его и работал с глитчем. Искал графику с помощью бесконечных плагинов в Figma, другие соединял нодами в Patternodes или итеративно трейсил в Vectoraster, анимировал в After Effects. И только потом думал про статику. Даже звук может стать подсказкой — когда я стал больше погружаться в то, как создавать музыку, какие-то вещи из графического дизайна стали мне понятнее. Если нужно рисовать афиши каждую неделю (а иногда по несколько подряд), необходимо придумать способ не выгорать. И такая бесконечная смена инструментов помогает.

Любая программа имеет ограничения. Даже у листа бумаги они есть. Из этих рамок надо пытаться выходить, используя разные софты.

Афиши для пространства Поле

С чего лучше начинать, когда ты только в начале профессионального пути: фриланса или стажировки? Как их совмещать вместе с учёбой? Где лучше всего стажироваться тем, кто учится на коммуникационном дизайне?

Мне кажется, это всегда должна быть история про совмещение и того, и другого. Конечно, работа в студии прокачает тебя быстрее. В среде, где все вокруг понимают дизайн лучше тебя, ты можешь учиться. И хотя на фрилансе нет такой экспертизы, он тоже будет полезен. Коммуницировать с клиентом самостоятельно, учиться называть ему цену и ставить личные границы, работать с непричесанным брифом, да даже банально налоги платить — все это очень пригодится. Совмещение работы с учебой, на первый взгляд, невозможно. Но при должной мотивации возможно всё.

Я работаю фуллтайм в агентстве Duga, в «поле», беру фрилансы и даже в Школу дизайна успеваю ходить. Тем, кто ищет стажировку и никак не может ее найти, — попробуйте написать на почту всех студий, которые вы знаете. Вам точно кто-то ответит.

Айдентика ресторана Babu

Что тебе дает учеба в Школе дизайна? Как ты работаешь над учебными проектами, пересекаются ли они с рабочими? Как поступление в Школу актуализировало твой кругозор в творческой сфере?

Пересечения бывают, но буквальных пока не случалось. Часто выходило, что графический прием я мог придумать в ходе воркшопа у Ивана Ветрова, а потом применял его на рабочих макетах.

Обучение — это лучшее оправдание и мотивация для экспериментов. Можно забыть про формальности и делать то, что ты хочешь, — искать и выражать себя. Можно делать дико, китчево, максималистки, минималистично, намеренно перегружено или уродливо, создавать хаос — все то, что на работе, увы, редко получается. Кроме того, можно подумать про какое-то свое наследие, что ли. Можно придумывать клевые артовые истории. Ну и, конечно, важен нетворк. Тебя окружает куча талантливых людей, многие из них увлечены чем-то своим, чем-то особенным. Эта их увлеченность тоже заражает и заряжает. Атмосфера общей любви к дизайну — одно это многого стоит.

Что посоветуешь поступающим на «Коммуникационный дизайн»? Что ты сам для себя понял за два года обучения? И что планируешь дальше, какие векторы видишь перед собой?

Не пытайтесь делать «нормально» и скучно. Этому вы успеете научиться на работе. Экспериментируйте. И помните, к дизайну можно относиться еще и как к терапии. Попробуйте найти себя через векторную графику.

А говоря про себя: хочу подтянуть теорию графического дизайна. Планирую продолжать эксперименты и веселье. Мне нравится, что здесь так можно.

«Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Фундаментальная программа обучения графическому и коммуникационному дизайну, разработанная известными дизайнерами-практиками и направленная на подготовку универсальных специалистов, позволяет максимально быстро погрузиться в профессию.

Читайте также

Нейромаркетинг. Совместный проект Школы дизайна и Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Любой дизайн должен решать задачу — быть не просто красивым, но помогать достигать поставленных целей. Школа дизайна совместно с Институтом когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ разработали «продающую» упаковку и научно рассчитали ее эффективность. Проект подготовлен для супермаркета SPAR.

VK Education: придумай кастомный скин для Спотти

Разработайте кастомизированный скин для фарфоровой статуэтки маскота Спотти — и получите возможность выиграть денежный приз. Маскот с уникальным дизайном станет символом партнёрства VK Education и вузов, школ и других образовательных организаций. Участвуя в конкурсе, вы сможете поработать с ведущими дизайнерами VK. А ещё добавите в портфолио яркий кейс и получите диплом от VK и Школы дизайна НИУ ВШЭ. Принять участие в конкурсе могут все студенты очных и заочных программ обучения в вузах России, которым исполнилось 18 лет.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.