«Художник рассказывает о нашей действительности с неожиданных позиций». Интервью с Александрой Кузнецовой

30 июня в Московском музее современного искусства открылась первая часть масштабной выставки Школы дизайна НИУ ВШЭ «Telling Stories. Большие данные», а вслед за ней 7 июля её вторая часть стартовала в HSE ART GALLERY. О процессе подготовки проекта, молодых художниках, особенностях обучения в Школе дизайна и, разумеется, о больших данных мы поговорили с кураторкой выставки и руководителем направления «Современное искусство» — Александрой Кузнецовой.

Руководитель магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, преподавательница, участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.

С чего началась работа над выставкой? Как вышли на такую тему?

Школа дизайна уже третий год подряд проводит большую выставку своих студентов, преподавателей и выпускников, которая подводит итог образовательного сезона. В этом году мы выбирали из нескольких тем, и в итоге наша кафедра «Современного искусства» коллегиально остановилась на «больших данных». Мы руководствовались образовательными и просветительскими задачами: было важно предложить тему, над которой могут поразмышлять не только современные художники, но и дизайнеры различных направлений, а также широкий круг креативных профессионалов. Ведь в этом году мы впервые расширили open-call со Школы дизайна на весь факультет креативных индустрий.

Важно сказать, что «большие данные» уже давно внедрены в образовательный процесс: Вышка даже ввела блок обязательных дисциплин Data Culture абсолютно для всех студентов, в Школе дизайна в этом году открылся вариатив художника Игоря Самолёта, а в питерском кампусе Школы дизайна был запущен специальный вариатив «Инфографика и визуализация данных» приглашенного преподавателя Дениса Запорожана, дизайн-директора по продуктовому и коммуникационному дизайну в «Газпром Нефть» — и это лишь часть инициатив.

Для нас очень важно, чтобы тема годовой выставки внедрялась в образовательный процесс: так студенты в течение учебных модулей могут создавать проекты под руководством своих кураторов, а также делать и самостоятельные проекты.

Дарья Арбузова. Poems by Robot, 2023. Стекло, эпоксидная смола, PLA-пластик, оргстекло, печать на кальке (Фото: Владислав Ефимов)
Дарья Арбузова. Poems by Robot, 2023. Стекло, эпоксидная смола, PLA-пластик, оргстекло, печать на кальке (Фото: Владислав Ефимов)

А что именно подразумевается под большими данными? Как лично вы понимаете этот термин?

Все канонично. Интересно подумать о том, как мы потребляем результаты алгоритмизации больших данных, в какой-то момент перенимая продиктованные ими поведенческие паттерны. Эта выставка — возможность для художников и дизайнеров почувствовать и попробовать новые междисциплинарные подходы, выйти за границы привычных выразительных средств.

Выпускница профиля бакалавриата «Анимация и иллюстрация» Дарья Арбузова в проекте Poems by Robot, можно сказать, сотрудничала с нейросетью. На основе своих старых эскизов и работ она сгенерировала визуальные образы, которые стали основой для новых объектов. В итоге получилась впечатляющая и численностью, и масштабом серия скульптур из стекла и эпоксидной смолы.

Еще один пример — «Тотальная документация» Полины Штанько, студентки первого курса магистратуры «Современная живопись». Для выставки она создала инсталляцию из керамической плитки, на которую нанесла изображения с камер видео-наблюдения, находящиеся в общем доступе. Это проект про уязвимость приватного пространства и то, насколько повсеместны на самом деле цифровые и, на первый взгляд, незримые технологии.

С чем вы связываете популярность темы больших данных и диджитализации среди художников?

Итоговая выставка в этом году стала частью Telling Stories — это большой фестиваль, который делает весь Факультет креативных индустрий Вышки. Рассказывать истории можно о чем угодно. Глобально наша выставка — рассказ о больших данных: что это такое, как мы их видим, что остается незамеченным, какие новые грани открываются в нашей жизни в связи с big data.

Каждый из разделов выставки посвящен отдельному аспекту области больших данных. Например, раздел «Измерение экологии»: вопросы, связанные с экологией, через большие данные раскрываются совершенно в новом ключе, и мы можем видеть те тотальные изменения, которые происходят именно благодаря тому, что анализируются большие массивы данных. С другой стороны, в этом разделе речь идёт и об экологии данных: информации много, важно ранжировать способы её потребления, не переполняться ей, потому что это приводит к стрессу и тревожным состояниям.

Не зря же есть устоявшаяся фраза «что хотел сказать художник». Художник рассказывает о нашей действительности с неожиданных позиций — не всегда словами, а через визуальные образы, в которых заключена концепция работы.

«Telling Stories. Большие данные» в MMOMA. Раздел «Обладать и влиять» (Фото: Павел Смирнов)
«Telling Stories. Большие данные» в MMOMA. Раздел «Обладать и влиять» (Фото: Павел Смирнов)
Елена Богатырева. 10000101111, 2023. Холст, акрил, аэрозольные краски (Фото: Павел Смирнов)
Елена Богатырева. 10000101111, 2023. Холст, акрил, аэрозольные краски (Фото: Павел Смирнов)
Александра Павловская. Верить — не верить, 2023. Силикон, пеноплекс, органза, синтетические волокна, зеркальная пленка, пластик (Фото: Павел Смирнов)
Александра Павловская. Верить — не верить, 2023. Силикон, пеноплекс, органза, синтетические волокна, зеркальная пленка, пластик (Фото: Павел Смирнов)
Екатерина Пономарёва. ДОМ, 2023. Печать на холсте, масло (Фото: Владислав Ефимов)
Екатерина Пономарёва. ДОМ, 2023. Печать на холсте, масло (Фото: Владислав Ефимов)

Telling Stories. Big data — это выставка в основном молодого и очень молодого искусства: в экспозиции и работы выпускников Школы, и студентов первого курса. Стереотип о низком качестве работ молодых художников до сих пор живет в сознании многих. Как думаете, почему он до сих существует?

Полина Штанько. Тотальная документация, 2023. Керамическая плитка, печать (Фото: Павел Смирнов)
Полина Штанько. Тотальная документация, 2023. Керамическая плитка, печать (Фото: Павел Смирнов)

Честно говоря, я не сторонница ранжировать художников по возрастному принципу. Ты либо художник, либо нет. Наши студенты — однозначно художники. Да, в начале своей карьеры. На этом этапе молодые авторы особенно нуждаются в поддержке и наставничестве, в том числе и чисто техническом. Мы в Школе помогаем направить их проекты, вместе ищем экспозиционные решения. Например, Мария Рогова хотела сделать свою инсталляцию «подробно об общем» очень маленькой, но в процессе обсуждения мы решили, что в пространстве музея лучше сделать ее масштабнее.

Мария Рогова. подробно об общем, 2023. Картон, печать на бумаге (Фото: Павел Смирнов)

Как Школа дизайна готовит будущих художников? Какие особенности обучения, с вашей точки зрения как академической руководительницы Школы и одновременно практикующей художницы, способствуют включению студентов в актуальный художественный процесс?

Особенностей довольно много. Если я всё буду рассказывать, это будет очень длинная история. Один из ключевых моментов — это практикоориентированное обучение, но это четко организованная практика. Мы даём возможность студентам, которые ещё находятся в процессе формирования своего художественного языка, постоянно искать себя в разных медиумах, пробовать разные способы технической организации проектов. Иногда мы направляем их на актуальные темы, например, с помощью годовой выставки, но в целом концептуально не ограничиваем студентов.

Telling Stories. Большие данные" в MMOMA. Раздел «Измерение экологии» (Фото: Павел Смирнов)
Telling Stories. Большие данные" в MMOMA. Раздел «Измерение экологии» (Фото: Павел Смирнов)
Наталия Николаева. Fossilis, 2022. Гипс (Фото: Павел Смирнов)
Наталия Николаева. Fossilis, 2022. Гипс (Фото: Павел Смирнов)
«Telling Stories. Большие данные» в MMOMA. Раздел «Измерение экологии» (Фото: Павел Смирнов)
«Telling Stories. Большие данные» в MMOMA. Раздел «Измерение экологии» (Фото: Павел Смирнов)
Елена Лапина, Тумбочка под раковиной, 2022. Фотообои (Фото: Евгения Алейникова)
Елена Лапина, Тумбочка под раковиной, 2022. Фотообои (Фото: Евгения Алейникова)
Ксения Торбан. Био сонификация, 2023. Интерактивная инсталляция, виноградная лоза, прибор с MIDI-контроллером (Фото: Евгения Алейникова)
Ксения Торбан. Био сонификация, 2023. Интерактивная инсталляция, виноградная лоза, прибор с MIDI-контроллером (Фото: Евгения Алейникова)

В галерее открылась вторая часть выставки. Почему было выбрано такое кураторское решение? По какому принципу была разделена экспозиция на двух площадках?

Предыдущие годовые выставки мы организовывали в нашей галерее. В этом году получилось сделать выставку на интересной большой площадке, но и свою галерею мы обижать не стали. Тем более, что заявок на open-call поступило много, и они были достаточно разноплановые. В ММОМА на Петровке мы в основном представили художественные проекты. Это необязательно работы студентов-художников, но формат и способ высказывания связаны с дискурсом современного искусства.

«Telling Stories. Большие данные» в HSE ART GALLERY (Фото: Рита Умнова)
«Telling Stories. Большие данные» в HSE ART GALLERY (Фото: Рита Умнова)
Карина Батраченко. За свет, 2023. Дерево, силикон, бронза, металл (Фото: Евгения Алейникова)
Карина Батраченко. За свет, 2023. Дерево, силикон, бронза, металл (Фото: Евгения Алейникова)
«Telling Stories. Большие данные» в HSE ART GALLERY(Фото: Рита Умнова)
«Telling Stories. Большие данные» в HSE ART GALLERY(Фото: Рита Умнова)
Екатерина Никифорова. Неведомые DALL-E, 2022. Кубик Рубика, виниловая печать (Фото: Рита Умнова)
Екатерина Никифорова. Неведомые DALL-E, 2022. Кубик Рубика, виниловая печать (Фото: Рита Умнова)
«Telling Stories. Большие данные» в HSE ART GALLERY (Фото: Евгения Алейникова)
«Telling Stories. Большие данные» в HSE ART GALLERY (Фото: Евгения Алейникова)

А в галерее, которая, конечно, более компактная площадка, мы сделали акцент на дизайнерские проекты: плакаты, которые в большом количестве делают наши студенты, в том числе в рамках Лаборатории плаката Юрия Гулитова. Сюда же вошли работы, связанные с визуализацией данных. В этой части активно поучаствовал питерский кампус. Так что выставка в галерее имеет гибридный характер. Мы уже некоторое время делаем проекты, в которых дизайн и современное искусство удачно соседствуют. Для нас это очень логичная модель сосуществования и дополнения, например в Школе даже есть такой бакалаврский профиль «Дизайн и современное искусство», где мы активно учим студентов этому соседству и механизмам работы как в дизайне, так и в современном искусстве.

«Telling Stories. Большие данные» в ММОМА
Даты: 30 июня — 13 августа
Адрес: Петровка, 25
Билет можно приобрести на кассе или по ссылке
Вт-вс 12:00–21:00, вход посетителей до 20:30.

«Telling Stories. Большие данные» в HSE ART GALLERY
Даты: 7 июля — 13 августа
Адрес: Малая Пионерская, 12
Вход свободный
Ср—вс 12:00–20:00

Приёмная кампания в Школу дизайна в самом разгаре! Чтобы ничего не упустить при поступлении, рекомендуем вам прочитать наши гиды для бакалавриата и магистратуры!

Бакалавриат «Современное искусство»

Образовательные профили:

  • Современное искусство
  • Экранные искусства
  • Концепт-арт и метавселенные
  • Саунд-арт и саунд-дизайн
  • Фигуративное искусство

Вступительные экзамены:

  • Русский язык — 60 (мин.балл)
  • Литератрура — 60 (мин. балл)
  • ЕГЭ по выбору: Иностранный язык / Обществознание / История — 60 (мин. балл)

Даты подачи документов:

C 15 июня до 15 августа 2023

Подробнее о бакалавриате

Магистратура «Практики современного искусства»

Образовательные профили:

  • Практики современного искусства
  • Современная живопись
  • Видеоарт
  • Перформанс
  • Sound Art & Sound Studies

Вступительные экзамены:

  • Портфолио
  • Собеседование

Даты подачи документов:

  • С 19 июня по 15 сентября
Подробнее о магистратуре

Читайте также

Выставка «ПИР» в пространстве NII SREDA

Молодое бюро «ого × вау», основанное преподавателем Школы дизайна Полиной Ишуковой и Дарием Назаровым, открывает выставку «ПИР» в пространстве мастерской NII SREDA на Павелецкой. Большой стол, залитый естественным светом, будет сервирован предметами искусства. Официальное открытие состоится 13 января, но приносить свои блюда (проекты) можно до конца работы выставки — до 25 января.

От телесности к живописи: сайт-специфичность российской институциональной критики

Институциональная критика — художественное течение, возникшее в 1960-е годы. Именно тогда художники, кураторы и теоретики начали рефлексировать над природой художественной институции, ее назначением не только в масштабе искусства, но и в масштабе человечества. Многие из них пришли к выводу о необходимости реконфигурации ее модели взаимодействия с художниками, зрителями, рынком. Тимур Аллахвердиев рассказывает о том как эта практика была воспринята в Советском Союзе и России.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Благодаря галерее, у студентов появилась возможность показывать собственные проекты и участвовать в групповых выставках вместе с уже сложившимися и известными авторами, принимать участие во всех организационных процессах, сопровождающих создание каждой выставки галереи.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.