По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Владимир Потапов — художник, куратор и новый руководитель магистерского профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Последние 15 лет он занимается как изучением, так и созданием живописи, переосмысливая этот медиум и формулируя новые стратегии, позволяющие выйти «за пределы» привычного холста. В интервью нашему сайту Владимир Потапов рассказал о возможности совмещения академического образования и концептуальных подходов, об актуальности живописи в XXI веке и, конечно, о том, как будет построено обучение в его мастерской.
Художник, куратор и руководитель профиля магистратуры «Современная живопись». Изучает специфику медиума, экспериментирует с академической живописью, граффити, живописью пигментом и т.д. Номинант на Премию Кандинского (2014). Лауреат Премии Анатолия Зверева (2021). Работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства г. Кракова и других институций.
Я думаю, что состояние живописи довольно бодрое. Это вневременная практика, которой люди будут заниматься всегда. В этом её достоинство и недостаток. Конечно, ведутся разговоры о том, что живопись по сравнению с новыми медиумами не так оперативно и точно реагирует на изменяющийся мир. Живопись в её нынешнем виде — это практика с более чем 500-летней историей, поэтому ей нужно больше времени на то, чтобы накопить силы и переизобрести свой язык. Но факт остаётся фактом: хотя главные события в художественном мире (Documenta, Manifesta, Венецианская биеннале) всё чаще обходятся без живописи, живописью по прежнему переполнено большинство музеев и ярмарок, и эта ситуация не скоро изменится.
Владимир Потапов. Семья бурильщика 2.0., 2019. Масло, голографическая плёнка, дерево
Владимир Потапов. Где-то между телевизором и супермаркетом, 2019. Масло, голографическая плёнка, дерево
Это ключевой экзистенциальный вопрос для художников, для настоящих фанатиков, которые ничего другого не хотят и не могут делать, кроме живописи. Что нужно для того, чтобы язык живописи был релевантен времени? Как развивать собственную живописную систему? Как вплетать в медиум визуальность, которую нам дают новые информационные технологии? Может быть, нужно работать только старыми методами и развивать их? Или стоит выходить на границы с другими медиумами, с другими жанрами? Над всеми этими вопросами я размышляю постоянно.
Невероятно важно, чтобы ребята, которые придут сюда учиться, понимали, что живопись — это большая интеллектуальная работа, основанная на осмыслении и переработке истории искусства, опыта других авторов, на постоянных экспериментах и выработке собственной художественной системы. Мы будем обсуждать и анализировать концептуальные подходы, визуально-пластические приёмы — полноценно разбирать всё это до винтиков, чтобы, в том числе, расширять собственный живописный арсенал и инструментарий.
У художника-живописца есть два пути. Первый — академический, когда автор методически и планомерно изучает всю историю искусства для того, чтобы понимать, что делали художники предыдущих поколений, и соотносить этот опыт со своей практикой.
А есть другой путь. Я его называю «принципом дикаря»: художник отказывается от всего, что было сделано до него, как, например, Малевич. Здесь основную роль играют внутренние качества и интуиция, которые позволяют автору на чувственном уровне нащупать что-то новое и прийти к неожиданным интересным решениям. Должен признать, что этот путь часто выбирают дилетанты, но среди них бывают интересные изумрудики и алмазики. С ними интересно работать, потому что они своими кривыми путями приходят к довольно неожиданным вещам, которые вообще недоступны художникам первого типа.
Если бы у меня 25-летнего был такой наставник, как я сейчас, я бы продал душу дьяволу. То, что я знаю сегодня, — это невероятный ресурс, накопленный в течение десятилетий. Я обладаю очень большим опытом и как художник, и как куратор выставок, и как теоретик искусства, и как человек, который просто болеет живописью. Так что на месте абитуриентов я бы просто растащил на части такого наставника.
Мастерская профиля «Современная живопись» в кампусе Школы дизайна НИУ ВШЭ на Семёновской, Москва
Неизменной основой останется модульная система. Это нужно для того, чтобы совершенствовать практику, чтобы потом начать осваивать более сложные вещи, параллельно изучая теорию. И таким образом вырастить из ребят живописцев, которые умеют не только рисовать яблоки и портреты, но ещё и осмыслять, что их навыки означают в сегодняшнем контексте. В котором концептуальная доля, как составляющая, является довольно существенной.
Мы, конечно, будем стараться делать выставки. Студенты должны понимать, что это собственно такое, что значит оторваться от своей работы. Только на выставке в окружении других работ и публики возможно по-настоящему оценить то, что ты сделал.
Я скажу им, что сегодня современная живопись — это действительно высшая лига искусства. И если художник серьёзно готов этим заниматься, то ему предстоит много работать, многое через себя пропустить, формируя собственный стиль, который будет для него органичен: для его способов мышления, темперамента, подхода. Ну и по первым результатам будем планировать живописные перспективы каждого студента, индивидуально прорабатывать практику в целом, проекты, живописный язык, а потом и систему.
Магистерский профиль «Современная живопись» открыт в рамках направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Ура! Галерея современного искусства Школы дизайна НИУ ВШЭ вошла в число претендентов на премию «Сделано в России — 2024» в номинации «Искусство создавать».
Школа дизайна Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ представляет первый выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design. Это исследовательский проект, площадка для дискуссий по актуальным проблемам искусства и дизайна, а также место репрезентации креативных дизайнерских практик. Создатели журнала поделились с нами своими мыслями о работе над ним.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.