Владимир Потапов: «Современная живопись — это высшая лига искусства»

Владимир Потапов — художник, куратор и новый руководитель магистерского профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Последние 15 лет он занимается как изучением, так и созданием живописи, переосмысливая этот медиум и формулируя новые стратегии, позволяющие выйти «за пределы» привычного холста. В интервью нашему сайту Владимир Потапов рассказал о возможности совмещения академического образования и концептуальных подходов, об актуальности живописи в XXI веке и, конечно, о том, как будет построено обучение в его мастерской.

Художник, куратор и руководитель профиля магистратуры «Современная живопись». Изучает специфику медиума, экспериментирует с академической живописью, граффити, живописью пигментом и т.д. Номинант на Премию Кандинского (2014). Лауреат Премии Анатолия Зверева (2021). Работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства г. Кракова и других институций.

В своём проекте «Ни возьмись» вы спрашивали мнение собеседников о современной живописи. Сегодня этот вопрос мы переадресуем вам: как можно охарактеризовать состояние современной живописи одним словом и почему?

Я думаю, что состояние живописи довольно бодрое. Это вневременная практика, которой люди будут заниматься всегда. В этом её достоинство и недостаток. Конечно, ведутся разговоры о том, что живопись по сравнению с новыми медиумами не так оперативно и точно реагирует на изменяющийся мир. Живопись в её нынешнем виде — это практика с более чем 500-летней историей, поэтому ей нужно больше времени на то, чтобы накопить силы и переизобрести свой язык. Но факт остаётся фактом: хотя главные события в художественном мире (Documenta, Manifesta, Венецианская биеннале) всё чаще обходятся без живописи, живописью по прежнему переполнено большинство музеев и ярмарок, и эта ситуация не скоро изменится.


Владимир Потапов. Семья бурильщика 2.0., 2019. Масло, голографическая плёнка, дерево

Владимир Потапов. Где-то между телевизором и супермаркетом, 2019. Масло, голографическая плёнка, дерево

Что могут сделать молодые авторы, чтобы живопись оставалась актуальной?

Это ключевой экзистенциальный вопрос для художников, для настоящих фанатиков, которые ничего другого не хотят и не могут делать, кроме живописи. Что нужно для того, чтобы язык живописи был релевантен времени? Как развивать собственную живописную систему? Как вплетать в медиум визуальность, которую нам дают новые информационные технологии? Может быть, нужно работать только старыми методами и развивать их? Или стоит выходить на границы с другими медиумами, с другими жанрами? Над всеми этими вопросами я размышляю постоянно.

Невероятно важно, чтобы ребята, которые придут сюда учиться, понимали, что живопись — это большая интеллектуальная работа, основанная на осмыслении и переработке истории искусства, опыта других авторов, на постоянных экспериментах и выработке собственной художественной системы. Мы будем обсуждать и анализировать концептуальные подходы, визуально-пластические приёмы — полноценно разбирать всё это до винтиков, чтобы, в том числе, расширять собственный живописный арсенал и инструментарий.

Владимир Потапов. Правда, 2018. Акриловая эмаль, дерево
Владимир Потапов. Правда, 2018. Акриловая эмаль, дерево

Живопись — медиум достаточно конвенциональный, его корни уходят в классическое академическое образование. Современное же искусство появилось в оппозиции академиям. Как сейчас возможно совмещать современное искусство и академическое образование?

У художника-живописца есть два пути. Первый — академический, когда автор методически и планомерно изучает всю историю искусства для того, чтобы понимать, что делали художники предыдущих поколений, и соотносить этот опыт со своей практикой.

А есть другой путь. Я его называю «принципом дикаря»: художник отказывается от всего, что было сделано до него, как, например, Малевич. Здесь основную роль играют внутренние качества и интуиция, которые позволяют автору на чувственном уровне нащупать что-то новое и прийти к неожиданным интересным решениям. Должен признать, что этот путь часто выбирают дилетанты, но среди них бывают интересные изумрудики и алмазики. С ними интересно работать, потому что они своими кривыми путями приходят к довольно неожиданным вещам, которые вообще недоступны художникам первого типа.

Маргарита Варакина. Работа из серии Render standards, 2022. Холст, акрил
Маргарита Варакина. Работа из серии Render standards, 2022. Холст, акрил
Ира Ленсберр. Коптево. Вечер, 2023. Холст, акрил
Ира Ленсберр. Коптево. Вечер, 2023. Холст, акрил
Мария Мичи. Ловец бесчисленного множества, 2022. Холст, акрил, ткань, бисер
Мария Мичи. Ловец бесчисленного множества, 2022. Холст, акрил, ткань, бисер
Дарья Калугина. Вас снимают!, 2022. Флизелин, акрил
Дарья Калугина. Вас снимают!, 2022. Флизелин, акрил
Любовь Калашникова. Замершее место, Гугл тревел (фрагмент 1), 2023. Холст, акрил, смешанная техника
Любовь Калашникова. Замершее место, Гугл тревел (фрагмент 1), 2023. Холст, акрил, смешанная техника

Какую роль в становлении молодых художников, на ваш взгляд, играет наставник или мастер? Ведь вам предстоит стать именно им для студентов профиля.

Если бы у меня 25-летнего был такой наставник, как я сейчас, я бы продал душу дьяволу. То, что я знаю сегодня, — это невероятный ресурс, накопленный в течение десятилетий. Я обладаю очень большим опытом и как художник, и как куратор выставок, и как теоретик искусства, и как человек, который просто болеет живописью. Так что на месте абитуриентов я бы просто растащил на части такого наставника.

Мастерская профиля «Современная живопись» в кампусе Школы дизайна НИУ ВШЭ на Семёновской, Москва

Как вы планируете выстраивать образовательный процесс?

Неизменной основой останется модульная система. Это нужно для того, чтобы совершенствовать практику, чтобы потом начать осваивать более сложные вещи, параллельно изучая теорию. И таким образом вырастить из ребят живописцев, которые умеют не только рисовать яблоки и портреты, но ещё и осмыслять, что их навыки означают в сегодняшнем контексте. В котором концептуальная доля, как составляющая, является довольно существенной.

Мы, конечно, будем стараться делать выставки. Студенты должны понимать, что это собственно такое, что значит оторваться от своей работы. Только на выставке в окружении других работ и публики возможно по-настоящему оценить то, что ты сделал.

Что вы первым делом скажете тем, кто придёт к вам в мастерскую?

Я скажу им, что сегодня современная живопись — это действительно высшая лига искусства. И если художник серьёзно готов этим заниматься, то ему предстоит много работать, многое через себя пропустить, формируя собственный стиль, который будет для него органичен: для его способов мышления, темперамента, подхода. Ну и по первым результатам будем планировать живописные перспективы каждого студента, индивидуально прорабатывать практику в целом, проекты, живописный язык, а потом и систему.

Выставка «Вынужденные отношения» в HSE ART GALLRY, 10 ноября 2020 — 15 января 2021
Выставка «Вынужденные отношения» в HSE ART GALLRY, 10 ноября 2020 — 15 января 2021
Выставка «Вынужденные отношения» в HSE ART GALLRY, 10 ноября 2020 — 15 января 2021
Выставка «Вынужденные отношения» в HSE ART GALLRY, 10 ноября 2020 — 15 января 2021
Выставка «Вынужденные отношения» в HSE ART GALLRY, 10 ноября 2020 — 15 января 2021
Выставка «Вынужденные отношения» в HSE ART GALLRY, 10 ноября 2020 — 15 января 2021
Выставка «Вынужденные отношения» в HSE ART GALLRY, 10 ноября 2020 — 15 января 2021
Выставка «Вынужденные отношения» в HSE ART GALLRY, 10 ноября 2020 — 15 января 2021

Магистерский профиль «Современная живопись» открыт в рамках направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Читайте также

Дипломный проект выпускника Школы дизайна взял Гран-при кинофестиваля «Святая Анна»

31-й Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» прошёл в Москве с 12 по 17 апреля 2024 года. Выпускник мастерской Ивана И. Твердовского на профиле «Экранные искусства» Николай Коваленко получил гран-при за свой дипломный проект «Лелера», а фильм его одногруппницы Алины Сорокиной выиграл приз киноконцерна Мосфильм.

«Художник рассказывает о нашей действительности с неожиданных позиций». Интервью с Александрой Кузнецовой

30 июня в Московском музее современного искусства открылась первая часть масштабной выставки Школы дизайна НИУ ВШЭ «Telling Stories. Большие данные», а вслед за ней 7 июля её вторая часть стартовала в HSE ART GALLERY. О процессе подготовки проекта, молодых художниках, особенностях обучения в Школе дизайна и, разумеется, о больших данных мы поговорили с кураторкой выставки и руководителем направления «Современное искусство» — Александрой Кузнецовой.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.