По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Энди Уорхол, безусловно, является одним из самых заметных и известных художников XX века. Однако его влияние на музыкальную культуру не менее внушительно. Владимир Басков рассказывает о самых ярких музыкальных обложках, созданных Уорхолом — от мексиканского альбома Карлоса Чавеса до популярных работ с The Velvet Underground и Rolling Stones.
Будучи некоторое время менеджером The Velvet Underground, Энди Уорхол не только помог им заключить контракт с крупным звукозаписывающим лейблом, но и дал им полную творческую свободу, которая помогла закрепиться на музыкальной сцене, заработать имя и в итоге стать крайне важной и влиятельной группой. Уорхол также сделал их частью своего мультимедийного шоу Exploding Plastic Inevitable («Взрывная пластиковая неизбежность»), где на The Velvet Underground проецировались фрагменты короткометражек художника, а также применялись совершенно новые световые решения, созданные его инженером Дэнни Уильямсом, впоследствии ставшие стандартом для живых выступлений рок-групп.
Впрочем, самым ярким примером влияния Уорхола на музыкальный мир стоит назвать обложки его авторства. Например, для альбомов «The Velvet Underground and Nico» (оригинальная версия позволяла снять с «банана» кожуру, а название группы полностью отсутствовало — совершенно недопустимая вещь для 1967 года), а также «Sticky Fingers» (молния на картинке расстегивалась и показывала нижнее белье). Со времени первого издания эти обложки не только зажили отдельной жизнью и стали частью массовой культуры, но и превратились в яркие и узнаваемые символы, которые можно встретить в самых разных местах.
Однако стоит отметить, что оформление пластинок было той областью творчества, которой Уорхол занимался почти сорок лет своей деятельности, с 1949 по 1987 год, приложив руку к нескольким десяткам записей, причем большая из них прошла мимо радаров широкой публики. Хотя исследование его творений для музыкальной индустрии помогает проследить его творческую эволюцию.
Первая музыкальная обложка Энди Уорхола датируется 1949 годом. Годом ранее в продаже появляются виниловые пластинки, а также совершенно новые конверты для них, изобретенные Алексом Штайнвайссом, отцом музыкального кавер-арта, возглавлявшем художественный отдел Columbia Records. Уорхол, 21-летний иллюстратор-фрилансер, получил заказ от лейбла на оформление пластинки Карлоса Чавеса A Program of Mexican Music. В то время главной целью обложки была передача через визуальные образы настроения и характера той музыки, которая предлагалась потенциальным слушателям, а имидж или образ артиста еще не имел того значения, которое придается этому в нынешние дни.
Именно поэтому для иллюстрации этой обложки Уорхол изобразил танцующих и играющих на музыкальных инструментах ацтеков, используя собственную «кляксовую» технику, добавляющую благородной небрежности и цепляющую взгляд. На этот заказ ему потребовалось буквально два дня, а прием он использовал еще много лет как для создание кавер-арта, так и для рекламы.
При создании иллюстрации к увертюре из оперы «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини Энди Уорхолл использует яркое красное яблоко, не только фокусируя внимание на этом предмете, но и рассказывая одним этим символом всю историю, заложенную в музыкальное произведение. Подобное акцентирование он будет использовать и в дальнейших работ, не только связанных с музыкой.
Alexander Prokofiev. Alexander Nevsky — Cantata, Op. 78, 1949
The Boston Pops. Latin Rhythms (conductor Arthur Fiedler), 1952
Lew White. Melodic Magic Vol.1, 1953
Vladimir Horowit. Piano Music of Mendelssohn and Liszt, 1954
Самые яркие и нестандартные обложки, созданные до поп-арт периода, художник рисует начиная примерно с середины 50-х годов для различных джазовых записей. Иллюстрируя альбом Каунта Бейси Count Basie And His Orchestra Уорхол перерисовал в своем стиле фотографию музыканта, которую ему предоставил лейбл, сфокусировавшись на выделяющихся линиях на лице, усах и сигарете, подчеркнув их как будто небрежно выполненными линиями, в конце концов поместив получившийся рисунок на большую часть обложки и добавив имя исполнителя, выполненное лаконичным шрифтом, как будто подчеркивая огромную, не требующую разъяснений роль Каунта Бейси в культурном ландшафте. И, как утверждают некоторые исследователи, это обложка является первым портретом знаменитости в творчестве художника.
Каунт Бейси
Count Basie. Count Basie And His Orchestra, 1955
В 1956 году Уорхол начинает сотрудничать с Blue Note Records. Первой работой для этого лейбла стало оформлением пластинки Кенни Баррелла. Основой для изображения стали руки исполнителя, играющего на гитаре, которые Уорхол нарисовал крупным планом, снова акцентируя внимание на самом важном в передаче музыкального образа артиста. И так как к этому моменту художник уже был известен и как успешный коммерческий иллюстратор, и как творец, ему разрешили оставить свое имя прямо на обложке. Уорхол уже тогда понимал, что такое тиражирование не только помогает продвижению, но и позволяет доставлять искусство в массы: чистый поп-арт.
Blue Lights, Volume 1, 1958
Blue Lights, Volume 2, 1958
Уорхол также использовал приемы из своих коммерческих работ и переносил их в музыкальные обложки. Например, он регулярно создавал рекламу и другую графическую продукцию для сети обувных магазинов I. Miller, где ему постоянно приходилось рисовать обувь и ноги. И именно они, как и пин-ап открытки прошлых десятилетий, легли в основу оформления обложки пластинки Кенни Баррелла Blue Lights, Volume 1. Нечетко контурированная женская фигура, которая выполнена в явно искаженном ракурсе, томная, но как будто невинная поза передают музыкальную атмосферу альбома: взрослую, чувственную, но при этом достаточно сдержанную. Впоследствии эта же обложка была использована для второй части альбома, только фон стал розовым, а также была добавлена цифра «2» к названию. Чем не тиражирование и репликация, присущие его более поздним работам?
Еще одним важным заказом с точки зрения развития Уорхола как художника можно назвать обложку к альбому Джонни Гриффина The Congregation 1958 года. На ней можно увидеть уже привычные, не до конца прорисованные контуры. Саксофон на изображении за счет частичной и снова небрежной прорисовки как будто теряет важность роли и отходит на какой-то задний план. Зато на рубашке появляется принт, выполненный как будто аляповатыми, но очень яркими мазками, приковывающими внимание именно своей вызывающей несовершенностью, контрастируя со строгим шрифтом и создавая новый слой восприятия.
В 60-е Уорхол больше сконцентрировался на поп-арте, и концепции выполненных им музыкальных обложек изменилась. Впрочем, некоторые из приемов, например, небрежная контурность и яркие, дающие акцент и текстуру цвета, которые он использовал в 50-е, в видоизмененной форме перекочевали и в новые работы художника, показывая эволюцию его стиля.
Владимир Басков
Преподаватель курса «Визуальная культура в музыкальной индустрии» (части I и II) в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Исследователь визуальных коммуникаций в музыке, музыкальный журналист, бывший редактор Billboard Russia. Сокуратор блока Mind программы «ГЭС-2 Саундсистем 2». Диджей, основатель и редактор музыкального квиза «Перемотка», коллекционер виниловых пластинок.
Пока в HSE ART GALLERY проходят последние приготовления к выставке «Город [следы и тропы]», которая откроется 10 сентября, делимся с вами подборкой новых проектов с участием выпускников Школы дизайна.
С 31 октября по 8 декабря в выставочном зале медиацентра парка «Зарядье» пройдёт выставка номинантов пятой Московской Арт Премии. В их числе — современный художник, преподаватель направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Дмитрий Цветков, чья работа номинирована на Гран-при Конкурса — «Проект года».
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.