«Нужно всегда помнить о том, что человек делает место, а место делает человека». Интервью с Олегом Гончаровым

Интервью Олега Гончарова для DESIGN.HSE

Олег Гончаров, руководитель Центра креативного девелопмента, сооснователь дизайн-завода «Флакон», резидент и девелопер арт-парка «Никола-Ленивец», рассказал про условия, в которых создавались эти проекты, и насколько стратегии работы над ними применимы сегодня. В интервью для DESIGN.HSE Олег поделился, каким видит будущее креативного девелопмента.

Ваша практическая деятельность связана с пространством, территорией, развитием среды, и в Школе дизайна вы возглавили проектное подразделение в этой области. Для начала объясните, пожалуйста, что такое креативный девелопмент?

Креативный девелопмент — это процессы, которые создают не просто саму территорию, но и ее содержание, бренд, программу и новые функции. И тем самым привлекают на территорию людей из творческих индустрий, которые становятся резидентами и создают экосистему, где переплетаются искусство, дизайн, архитектура, новые медиа и события. В этой экосистеме креаторы работают, творят и развиваются, а гости пользуются их сервисами и погружаются в особую творческую атмосферу.

Поговорим про ваш опыт работы с Дизайн-заводом «Флакон» и арт-парком «Никола-Ленивец». В каких условиях создавались эти проекты?

«Флакон» — это городская территория, которая создавалась 15 лет назад, когда понятия креативных индустрий еще в принципе не существовало. Был кризис недвижимости, а нам хотелось придать территории новые смыслы и сделать ее коммерчески успешной, причем с разумными затратами относительно классического девелопмента. Добились мы этого за счет создания правильной экосистемы резидентов, бренда места, программы событий и принципов развития — территория работает и по сей день.

«Никола-Ленивец» — это уникальный проект, арт-парков такого типа в мире не существует. Это сплав природы, творцов и технологий, место для проявления их самости и идентичности. Это проект про новую русскую корневую культуру и жизнь между городом и русской деревней. Продюсирование арт-парка на этапах создания и развития сделало его центром притяжения и для новых сильных творцов и городских жителей.

Как вы оцениваете итоговый результат? Насколько стратегии создания этих креативных проектов применимы сегодня?

Конечно, применимы, потому что эти проекты во многом новаторские. Любая территория или проект начинаются с узкой аудитории, но постепенно она разрастается — «Флакон» и «Никола-Ленивец» посещают уже сотни тысяч людей в месяц или в год, соответственно. С точки зрения экономики, «Флакон» точно успешный и тиражируемый проект, из него выросли «Хлебозавод», «Суперметалл», «Красная стрела» и т. д. Причем эти проекты создаются на новом качественном уровне, благодаря развитию индустрии, среды и менеджмента. А «Никола-Ленивец» — это просто жемчужина мировой культуры и самодостаточная экономически территория.


Эти проекты очень отличаются, но они живые, потому что они, в первую очередь, для людей, и созданы людьми разных профессий и взглядов. Наверное, секрет в том, как эти разные интересы объединить и дать возможность новым людям приходить и развиваться в этих местах, окунаться в атмосферу. И, конечно, все время добавлять этим местам дополнительное содержание.

Можно ли научиться созданию таких живых территорий, которые сами бы развивались и собирали комьюнити вокруг? Есть ли какие-то понятные механизмы того, как создается такая территория? Или это что-то эфемерное, что каждый раз нащупывается заново?

Я думаю, что 50/50. Потому что развитие территории с активным участием творческих сообществ очень контекстуально. Уникальная вещь здесь — умение выдержать концепцию, собрать людей вокруг себя, вдохновить их, привлечь ресурсы и умело этими ресурсами пользоваться. С другой стороны, это передаваемый и экспонируемый опыт. Он раскладывается на понятные рабочие вопросы, связанные с инфраструктурой, архитектурой, управлением событиями, приемом гостей и оказанием услуг.

Эффективно этому можно учиться только делая такие проекты, недостаточно просто слушать о них или смотреть в интернете. Местом надо жить, командой надо жить, ответственностью надо жить.

Как думаете, человек, который может создавать такие пространства, должен быть дизайнером среды? Нужно ли иметь какой-то бэкграунд в проектировании физической среды, чтобы владеть инструментами для создания смысловой и концептуальной среды?

Я не думаю, что это категорически обязательное условие. Потому что скорее тут важны пассионарность и желание. Но профессионализм конечно же ускоряет сроки реализации, дает качество решений, экономит ресурсы или грамотно ими оперирует.

Расскажите немного о том, над каким проектом вы сегодня работаете?

Есть три ключевых направления, в которых мы развиваемся:

Во-первых, это продюсирование больших территориальных проектов, где мы создаем и внедряем концепции, управляем пространствами. Например, креативный кластер «МЕТМАШ» Правительства Москвы на Рязанском проспекте. У кластера гигантская территория в 17 га и 100 тыс.м2 (в потенциале 24 га и 200 тыс. м2), объединяющая кино, медиа и моду. Для 1-ой очереди кластера мы создали концепцию активации, курируем архитектурное развитие и занимаемся событийным программированием, запускаем Медиа арт центр — событийно-выставочную площадку с фокусом на передовые мультимедиа-технологии, которые драйвят и креативные индустрии и территорию.

Медиа Арт Центр
Медиа Арт Центр
Медиа Арт Центр
Медиа Арт Центр
Медиа Арт Центр
Медиа Арт Центр
Медиа Арт Центр
Медиа Арт Центр
Офисы для креативной индустрии
Офисы для креативной индустрии
Офисы для креативной индустрии
Офисы для креативной индустрии
Съемочный павильон
Съемочный павильон
Съемочный павильон
Съемочный павильон
Съемочный павильон
Съемочный павильон
Съемочный павильон
Съемочный павильон

Вторая наша ниша — это создание и реализация средовых концепций совместно с новым коммерческим или жилым девелопментом. Это управление площадками или социокультурной программой проекта, которые создают новую жизнь, расставляют акценты и вызывают интерес у жителей и бизнеса.

Третий наш продукт не привязан к конкретным территориям — это продюсерско-производственная платформа. Это сервис для индустрии, для создателей и заказчиков искусства в публичном пространстве. Платформа поможет эффективно находить друг друга, реализовывать проекты и в целом растить экспертизу, производство и продюсирование этого направления.

Breeze of innovation, Калифорния
Breeze of innovation, Калифорния
Vessel, Нью-Йорк
Vessel, Нью-Йорк

Можете еще поделиться, за какими яркими российскими и международными проектами креативных пространств стоит следить?

Мне больше нравится слово «творческие», чем «креативные», потому что это личное слово, оно очень много отражает. Если говорить про какие-то топовые вещи, то это — не креативные кластеры, а скорее общественные пространства, которые за счет мощной идеи и реализации становятся технологичными и масштабными маяками. Такие места производят сильное впечатление, вызывают чувство сопричастности месту, восхищения и вдохновения. Например, проект Vessel в Нью-Йорке — гигантская 46 метровая этажерка по проекту дизайнера Томаса Хезервика, состоящая из 154 лестничных пролетов. На нее можно не только смотреть — она наоборот приглашает к взаимодействию, исследованию и объединению людей, или Breeze of Innovation в Калифорнии — световая башня высотой 61 метр, которая визуально и технически подчеркивает важность перехода на экологичные источники энергии — стрежни башни вырабатывают энергию благодаря ветру и их верхушки начинают светиться. Проект разработал междисциплинарный консорциум из 7 архитектурных, инжиниринговых и дизайн компаний.

В России я бы выделил пространства, созданные благодаря классным идеям и разумным технологиям управления, которые мы заложили еще на «Флаконе». Например, «Суперметалл», запущенный ребятами из нашей команды первого «Флакона» и выросшими на нашем примере, или похожие уютные проекты. Но лично мне в таких проектах не хватает масштабности, все-таки они достаточно локализованы и замкнуты на узкую аудиторию. Еще хотелось бы, чтобы регионы больше стреляли своей супер-идентичностью, как например, «Никола-Ленивец» в Калужской области. Я бы сказал, что лучшие проекты еще впереди. И большой потенциал у территорий-кампусов университетов, которые будут развивать коллаборации с креативом — Новая Бауманка, как центр креатех проектов, например.

Сейчас ни один проект общественного пространства не обходится без уличного искусства. Как оно влияет на развитие среды? Что вы думаете о том, что оно стало повсеместным?

Пока большинство таких проектов лежит в стрит-арте как в наиболее экономически доступном. Но для меня искусство публичного пространства — это воплощение бренда места и квинтэссенция ощущения человека в этом месте. Такое искусство ведет за собой человека, давая ему пережить свой опыт взаимодействия — эмоциональный, визуальный, физический, тактильный, иммерсивный. Мне кажется, что это такая высокая задача — умелый баланс между классной концепцией и профессиональной, качественной и технологичной реализацией. Пока таких примеров немного, но есть запрос рынка, так что перспективы хорошие.

Для меня искусство публичного пространства — это воплощение бренда места и квинтэссенция ощущения человека в этом месте.

Как вы пришли к сотрудничеству со Школой дизайна? И что такое Центр креативного девелопмента?

В 2021 мы делали арт-резиденцию на пару тысяч метров в бизнес-центре Forum в Москве и познакомились ближе с командой Школы. Мы дали возможность стрит-артистам пожить в этом пространстве и создать проект там. И через это пришли к тому, что было бы классно объединить образовательные компетенции Школы дизайна с компетенциями продюсерскими, чтобы студентам стал понятен механизм создания креативных проектов.

Арт-резиденция Errring Office в БЦ Forum
Арт-резиденция Errring Office в БЦ Forum
Арт Кирилла Кто
Арт Кирилла Кто
Арт-резиденция Errring Office в БЦ Forum
Арт-резиденция Errring Office в БЦ Forum
Арт-резиденция Errring Office в БЦ Forum
Арт-резиденция Errring Office в БЦ Forum

Кроме того, я уже делал образовательные программы по развитию территорий совместно с МАРШ (Universal University) и РАНХиГС во время активного развития «Никола-Ленивца». Для меня это логичное продолжение попытки создавать условия для большего роста продюсеров и дизайнеров среды в широком смысле слова.


Центр креативного девелопмента — это центр компетенций. По сути это — сателлит Школы дизайна, в котором основная компетенция — продюсерско-управленческая. Поэтому перспективы и интересы полностью синергичны для Школы и для Центра: с одной стороны внедрять лучшие технологии и опыт в образование, а с другой стороны привлекать специалистов к развитию новых проектов и территорий.

Telegram-канал Олега Гончарова
Больше подробностей о проектах ЦКД и Олега Гончарова в Telegram-канале

Каким вы видите будущее креативного девелопмента, например, через 10 лет и как будут выглядеть эти творческие пространства? Куда бы вам хотелось, чтобы это все пришло, или куда, вам кажется, это придет?

Во-первых, я думаю, что он не будет называться «креативным девелопментом», я надеюсь, просто будет нормальное развитие среды. В пространства думаю будет интегрирована фиджитал-среда, призывающая нас что-то создать или задуматься о чем-то. Будет более гармоничное и активное взаимодействие с цифровыми продуктами и услугами: новая реклама, использование данных при проектировании сред. И еще, мне кажется, в пространствах должны быть элементы исследования и вызова, потому что человек должен выходить из зоны комфорта, будь то креативный кластер или деловой центр. Безусловно корневым будет элемент плейграунда, создания живого, игрового времяпрепровождения человека.

В общем есть все шансы, что лет через 10 мы увидим более живую интегрированную среду для развития человека. Среду, где классно быть, самореализовываться и чем-то с ней делиться. Нужно всегда помнить о том, что человек делает место, а место делает человека.

Центр креативного девелопмента — лаборатория, которая занимается созданием и редевелопментом городских пространств и природных территорий, а также комплексным управлением ими, сохраняя баланс между экономической эффективностью и культурной значимостью.

Читайте также

Эстакада кладбища, толковый центр и отель в океане: итоги конкурса «Архитектура и дизайн»

22 апреля в пространстве HSE CREATIVE HUB состоялось награждение победителей конкурса «Архитектура и дизайн» в трёх категориях: ученики старших классов, студенты дизайнерских и архитектурных вузов и молодые специалисты.

«Я всегда любил работать с российскими дизайнерами и производствами». Степан Бугаев в интервью «Стольнику»

Степан Бугаев, руководитель профиля «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, рассказал в интервью екатеринбургскому «Стольнику» о том, как отбирает людей себе в команду, к чему привел переход работы в онлайн и каковы перспективы российского производства.

Программа обучения

Дизайн среды

В Школе дизайна НИУ ВШЭ студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации. Пойти учиться на дизайнера среды — значит, получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Магистерский профиль

Дизайн интерьера

Благодаря выстроенной образовательной программе, интенсивному ритму занятий и работе над реальными кейсами выпускники программы становятся профессионалами в области жилых, коммерческих и общественных интерьеров и выставочных пространств.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.