По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Олег Гончаров, руководитель Центра креативного девелопмента, сооснователь дизайн-завода «Флакон», резидент и девелопер арт-парка «Никола-Ленивец», рассказал про условия, в которых создавались эти проекты, и насколько стратегии работы над ними применимы сегодня. В интервью для DESIGN.HSE Олег поделился, каким видит будущее креативного девелопмента.
Креативный девелопмент — это процессы, которые создают не просто саму территорию, но и ее содержание, бренд, программу и новые функции. И тем самым привлекают на территорию людей из творческих индустрий, которые становятся резидентами и создают экосистему, где переплетаются искусство, дизайн, архитектура, новые медиа и события. В этой экосистеме креаторы работают, творят и развиваются, а гости пользуются их сервисами и погружаются в особую творческую атмосферу.
«Флакон» — это городская территория, которая создавалась 15 лет назад, когда понятия креативных индустрий еще в принципе не существовало. Был кризис недвижимости, а нам хотелось придать территории новые смыслы и сделать ее коммерчески успешной, причем с разумными затратами относительно классического девелопмента. Добились мы этого за счет создания правильной экосистемы резидентов, бренда места, программы событий и принципов развития — территория работает и по сей день.
«Никола-Ленивец» — это уникальный проект, арт-парков такого типа в мире не существует. Это сплав природы, творцов и технологий, место для проявления их самости и идентичности. Это проект про новую русскую корневую культуру и жизнь между городом и русской деревней. Продюсирование арт-парка на этапах создания и развития сделало его центром притяжения и для новых сильных творцов и городских жителей.
Конечно, применимы, потому что эти проекты во многом новаторские. Любая территория или проект начинаются с узкой аудитории, но постепенно она разрастается — «Флакон» и «Никола-Ленивец» посещают уже сотни тысяч людей в месяц или в год, соответственно. С точки зрения экономики, «Флакон» точно успешный и тиражируемый проект, из него выросли «Хлебозавод», «Суперметалл», «Красная стрела» и т. д. Причем эти проекты создаются на новом качественном уровне, благодаря развитию индустрии, среды и менеджмента. А «Никола-Ленивец» — это просто жемчужина мировой культуры и самодостаточная экономически территория.
Эти проекты очень отличаются, но они живые, потому что они, в первую очередь, для людей, и созданы людьми разных профессий и взглядов. Наверное, секрет в том, как эти разные интересы объединить и дать возможность новым людям приходить и развиваться в этих местах, окунаться в атмосферу. И, конечно, все время добавлять этим местам дополнительное содержание.
Я думаю, что 50/50. Потому что развитие территории с активным участием творческих сообществ очень контекстуально. Уникальная вещь здесь — умение выдержать концепцию, собрать людей вокруг себя, вдохновить их, привлечь ресурсы и умело этими ресурсами пользоваться. С другой стороны, это передаваемый и экспонируемый опыт. Он раскладывается на понятные рабочие вопросы, связанные с инфраструктурой, архитектурой, управлением событиями, приемом гостей и оказанием услуг.
Я не думаю, что это категорически обязательное условие. Потому что скорее тут важны пассионарность и желание. Но профессионализм конечно же ускоряет сроки реализации, дает качество решений, экономит ресурсы или грамотно ими оперирует.
Есть три ключевых направления, в которых мы развиваемся:
Во-первых, это продюсирование больших территориальных проектов, где мы создаем и внедряем концепции, управляем пространствами. Например, креативный кластер «МЕТМАШ» Правительства Москвы на Рязанском проспекте. У кластера гигантская территория в 17 га и 100 тыс.м2 (в потенциале 24 га и 200 тыс. м2), объединяющая кино, медиа и моду. Для 1-ой очереди кластера мы создали концепцию активации, курируем архитектурное развитие и занимаемся событийным программированием, запускаем Медиа арт центр — событийно-выставочную площадку с фокусом на передовые мультимедиа-технологии, которые драйвят и креативные индустрии и территорию.
Вторая наша ниша — это создание и реализация средовых концепций совместно с новым коммерческим или жилым девелопментом. Это управление площадками или социокультурной программой проекта, которые создают новую жизнь, расставляют акценты и вызывают интерес у жителей и бизнеса.
Третий наш продукт не привязан к конкретным территориям — это продюсерско-производственная платформа. Это сервис для индустрии, для создателей и заказчиков искусства в публичном пространстве. Платформа поможет эффективно находить друг друга, реализовывать проекты и в целом растить экспертизу, производство и продюсирование этого направления.
Мне больше нравится слово «творческие», чем «креативные», потому что это личное слово, оно очень много отражает. Если говорить про какие-то топовые вещи, то это — не креативные кластеры, а скорее общественные пространства, которые за счет мощной идеи и реализации становятся технологичными и масштабными маяками. Такие места производят сильное впечатление, вызывают чувство сопричастности месту, восхищения и вдохновения. Например, проект Vessel в Нью-Йорке — гигантская 46 метровая этажерка по проекту дизайнера Томаса Хезервика, состоящая из 154 лестничных пролетов. На нее можно не только смотреть — она наоборот приглашает к взаимодействию, исследованию и объединению людей, или Breeze of Innovation в Калифорнии — световая башня высотой 61 метр, которая визуально и технически подчеркивает важность перехода на экологичные источники энергии — стрежни башни вырабатывают энергию благодаря ветру и их верхушки начинают светиться. Проект разработал междисциплинарный консорциум из 7 архитектурных, инжиниринговых и дизайн компаний.
В России я бы выделил пространства, созданные благодаря классным идеям и разумным технологиям управления, которые мы заложили еще на «Флаконе». Например, «Суперметалл», запущенный ребятами из нашей команды первого «Флакона» и выросшими на нашем примере, или похожие уютные проекты. Но лично мне в таких проектах не хватает масштабности, все-таки они достаточно локализованы и замкнуты на узкую аудиторию. Еще хотелось бы, чтобы регионы больше стреляли своей супер-идентичностью, как например, «Никола-Ленивец» в Калужской области. Я бы сказал, что лучшие проекты еще впереди. И большой потенциал у территорий-кампусов университетов, которые будут развивать коллаборации с креативом — Новая Бауманка, как центр креатех проектов, например.
Пока большинство таких проектов лежит в стрит-арте как в наиболее экономически доступном. Но для меня искусство публичного пространства — это воплощение бренда места и квинтэссенция ощущения человека в этом месте. Такое искусство ведет за собой человека, давая ему пережить свой опыт взаимодействия — эмоциональный, визуальный, физический, тактильный, иммерсивный. Мне кажется, что это такая высокая задача — умелый баланс между классной концепцией и профессиональной, качественной и технологичной реализацией. Пока таких примеров немного, но есть запрос рынка, так что перспективы хорошие.
В 2021 мы делали арт-резиденцию на пару тысяч метров в бизнес-центре Forum в Москве и познакомились ближе с командой Школы. Мы дали возможность стрит-артистам пожить в этом пространстве и создать проект там. И через это пришли к тому, что было бы классно объединить образовательные компетенции Школы дизайна с компетенциями продюсерскими, чтобы студентам стал понятен механизм создания креативных проектов.
Кроме того, я уже делал образовательные программы по развитию территорий совместно с МАРШ (Universal University) и РАНХиГС во время активного развития «Никола-Ленивца». Для меня это логичное продолжение попытки создавать условия для большего роста продюсеров и дизайнеров среды в широком смысле слова.
Центр креативного девелопмента — это центр компетенций. По сути это — сателлит Школы дизайна, в котором основная компетенция — продюсерско-управленческая. Поэтому перспективы и интересы полностью синергичны для Школы и для Центра: с одной стороны внедрять лучшие технологии и опыт в образование, а с другой стороны привлекать специалистов к развитию новых проектов и территорий.
Во-первых, я думаю, что он не будет называться «креативным девелопментом», я надеюсь, просто будет нормальное развитие среды. В пространства думаю будет интегрирована фиджитал-среда, призывающая нас что-то создать или задуматься о чем-то. Будет более гармоничное и активное взаимодействие с цифровыми продуктами и услугами: новая реклама, использование данных при проектировании сред. И еще, мне кажется, в пространствах должны быть элементы исследования и вызова, потому что человек должен выходить из зоны комфорта, будь то креативный кластер или деловой центр. Безусловно корневым будет элемент плейграунда, создания живого, игрового времяпрепровождения человека.
В общем есть все шансы, что лет через 10 мы увидим более живую интегрированную среду для развития человека. Среду, где классно быть, самореализовываться и чем-то с ней делиться. Нужно всегда помнить о том, что человек делает место, а место делает человека.
Центр креативного девелопмента — лаборатория, которая занимается созданием и редевелопментом городских пространств и природных территорий, а также комплексным управлением ими, сохраняя баланс между экономической эффективностью и культурной значимостью.
Если вы хотите заказать проект, предложить коллаборацию или задать вопрос — заполните, пожалуйста, эту небольшую форму.
22 апреля в пространстве HSE CREATIVE HUB состоялось награждение победителей конкурса «Архитектура и дизайн» в трёх категориях: ученики старших классов, студенты дизайнерских и архитектурных вузов и молодые специалисты.
Степан Бугаев, руководитель профиля «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, рассказал в интервью екатеринбургскому «Стольнику» о том, как отбирает людей себе в команду, к чему привел переход работы в онлайн и каковы перспективы российского производства.
Программа обучения
В Школе дизайна НИУ ВШЭ студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации. Пойти учиться на дизайнера среды — значит, получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.
Магистерский профиль
Благодаря выстроенной образовательной программе, интенсивному ритму занятий и работе над реальными кейсами выпускники программы становятся профессионалами в области жилых, коммерческих и общественных интерьеров и выставочных пространств.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.