Прекрасные создания: образы героев в фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники»

«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013
«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013

Герои картины Джима Джармуша — не люди. Или, вернее — нелюди, бессмертные вампиры, праздно проводящие время в интеллектуальных беседах и воспоминаниях, пьющие кровь из рюмок и называющие простых людей «зомби». Их история развивается неторопливо, фильм наполнен музыкой и винтажными вещами, ведь оба главных персонажа — идущие сквозь время затворники. И только любимые вещи скрашивают их монотонное бесцельное существование. О том как создавались образы двух главных персонажей рассказывает Надежда Маркалова.

Адам и Ева — ночь и день, Инь и Янь, они связаны воедино и отражают друг друга, что демонстрируется в первых же кадрах фильма, когда нам представляют персонажей. Задачей дизайнеров было передать их вневременность и нечеловеческую сущность. Их «животная» составляющая передана через прически. У обоих героев совершенно дикие, спутанные волосы. С ними пришлось экспериментировать.

«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013. День и ночь Джима Джармуша
«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013. День и ночь Джима Джармуша

«Мы хотели, чтобы персонажи напоминали диких животных, — рассказывает Джармуш, — они наполовину животные, наполовину люди, которые встали на ступеньку выше по эволюционной лестнице, чем все остальные. Мы смотрели на различные парики и волосы в сети, чтобы создать нечто фактурное, но никак не могли найти то, что нас устраивало. А потом Тильда сказала: «Ты все время говоришь „животные“, почему ты смотришь только на человеческие волосы? Давайте посмотрим на шерсть животных».

«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013. Необычные прически придают персонажам вид диких животных
«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013. Необычные прически придают персонажам вид диких животных

«И мы начали рассматривать волосы обезьян, шерсть ламы и другие текстуры. Наш гример Герд Цейс сказал, что у него есть опыт смешивания человеческих волос с шерстью яка и овец. Так что парики для Мии, Тома, Тильды и Джона сделаны с использованием овечьей шерсти и гривы яка. Поэтому они выглядят так необычно».

Эскиз Бины Бейгелер: халат Евы из первой сцены фильма
Эскиз Бины Бейгелер: халат Евы из первой сцены фильма
Деталь халата с предыдущего эскиза
Деталь халата с предыдущего эскиза
Эскиз Бины Бейгелер: одежда Евы для Танжера (справа) и Детройта
Эскиз Бины Бейгелер: одежда Евы для Танжера (справа) и Детройта

Одежда же героев была призвана отразить их вечное существование. Она должна ощущаться как что-то вневременное — герои просто носили то, что им нравилось. Дизайнер по костюмам Бина Дейгелер специально удаляла все модные вещи и модные элементы из их гардероба. «Они слишком снобы, чтобы быть модными», — объясняет Джармуш. Вещи персонажей — это то, что они «захватили» с собой из тех мест, где им пришлось побывать, из пережитых ими времен.

Эскиз Бины Бейгелер: одеяния Евы
Эскиз Бины Бейгелер: одеяния Евы
Темный «детройтский» халат Евы с эскиза
Темный «детройтский» халат Евы с эскиза
Светлый «халат» с предыдущего эскиза
Светлый «халат» с предыдущего эскиза
Темный «халат» Евы
Темный «халат» Евы

В Детройте Ева иногда одевается как Адам. Видимо, сказывается привычка мимикрировать. Оба одеяния превращают ее в нечто легкое, невесомое, сотканное из эфира. Эта иллюзия завершается интерьером комнаты жилища Евы в Танжере.

Ева — это солнце, все ее вещи либо имеют элементы золотисто-солнечного цвета, либо полностью окрашены в золотисто-желтые цвета. Но под этим ярким желтым солнцем зачастую скрывается кроваво-красный топ. Надо также отметить, что одежда героини Тильды Суинтон в фильме очень напоминает одежду самой Тильды в жизни. Иными словами, Ева одевается очень по-суинтоновски.

«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013
«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013

И да, в Танжере, где живет героиня, она сливается с окружающими ее желтыми домами, мимикрирует, почти исчезает из поля зрения, оставаясь невидимой. Недаром она прожила 3000 лет, умение скрываться — часть ее сущности. Ева идеально вписывается в текстуру и цветовую гамму Танжера, создающего для нее своеобразный и весьма экзотический фон.

Эскиз Бины Бейгелер: одежда Евы и примеры использованных для ее создания материалов
Эскиз Бины Бейгелер: одежда Евы и примеры использованных для ее создания материалов

Текстура одеяний Евы — замша и кожа — также превращает ее в необычное существо с другой планеты: дикое, но прекрасное. Впрочем, о текстуре дальше.

«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013. Депрессивный кровопийца Гамлет из Детройта заигрывает со смертью
«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013. Депрессивный кровопийца Гамлет из Детройта заигрывает со смертью

Адам — это ночь. Черный цвет делает его готичным, а также показывает его суицидальные тенденции. Он депрессивен, мрачен, скрытен, циничен и ненавидит весь человеческий род. Представьте себе Гамлета вампиром, и вы получите Адама. «Быть, или не быть?» — задает он немой вопрос, заряжая пистолет деревянной пулей, сделанной, правда, вовсе не из осины. Он, сам не желая того, настолько великолепен, что единственный «зомби», допущенный в святая святых этого мизантропа, музыкант Иен, все время пытается ему подражать.

Эскиз Бины Бейгелер: одежда Адама и примеры использованных для нее тканей и фактур
Эскиз Бины Бейгелер: одежда Адама и примеры использованных для нее тканей и фактур

Умирающий и разваливающийся Детройт — это фон, завершающий создание образа Адама, проводящего свои ночи среди разбросанных по квартире старинных музыкальных инструментов. Именно там он абсолютно органичен и един с окружающим его миром, также погрязшем в разрушении и декадансе.

Декаданс Детройта
Декаданс Детройта

У этих вампиров свои вампирские мифы и своя реальность — они не боятся чеснока, или входить в квартиру без разрешения хозяина. Зато, покидая свое жилище, надевают перчатки — Ева слишком чувствительна к предметам и может считывать их историю, прикасаясь к ним руками. Судя по поведению младшей сестры Евы (по имени Ава), эта чувствительность — удел всех вампиров. Адам просто не настолько тонок в этом вопросе, но выходя в места скопления людей, также отгораживается от них перчатками. Эта деталь придумана режиссером специально: «Мы отобрали у них большинство существующих в вампирской мифологии свойств и деталей, а вместо этого дали им перчатки».

Эскиз Бины Бейгелер: одежда Авы
Эскиз Бины Бейгелер: одежда Авы

Ава — испорченная и капризная девчонка, ведущая себя как ребенок, одета в более яркие «летние» одежды. Она противопоставлена двум главным героям — живет одним днем и не заботится о дне завтрашнем. Одежда героини Мии Васиковски напоминает одеяния современной молодежи — короткие юбки, высокие сапоги и соблазнительный топ. Видимо, одежда здесь выступает символом всего преходящего и мимолетного. Эта бессмертная бабочка ворвалась в мир Адама, чтобы разрушить его до основания, что она с легкостью и делает буквально за одну ночь.

Иногда Ава напоминает пятнистую газель, которая сейчас сорвется и убежит

Кристофер Марлоу

Четвертый персонаж этой поэтичной истории любви — Кристофер Марлоу, тот самый Кристофер Марлоу, который по одной из версий писал за Шекспира его бессмертные творения. Интересно, что его сломанная нога так и осталась сломанной, несмотря на переход героя «на темную сторону». Насмотревшись вампирских саг, мы так привыкли к тому, что становясь вампиром, человек излечивается от всех болезней! Но у Джармуша не так — несколько столетий Марлоу колесит по миру на костылях.

Эскиз Бины Бейгелер: одежда Кристофера Марлоу и примеры тканей, использованных для ее пошива.
Эскиз Бины Бейгелер: одежда Кристофера Марлоу и примеры тканей, использованных для ее пошива.

Наконец, немного о текстурах. Замша, кожа, вельвет, шерсть, а также меховая шубка Авы как бы покрывают персонажей шкурой, действительно превращая их в некое подобие животных и одновременно каких-то сверхразумных существ (помните? Адам получает электричество буквально из воздуха, а Ева читает книги пальцами!). Картина Джармуша вся состоит из шершавых фактур: множество старинных книг в доме Евы и старые ламповые записывающие устройства в логове Адама, разваливающийся пустынный Детройт и мягкие песчаные стены Танжера вкупе с тонкими восточными рисунками на фасадах, дерево, которое так привлекает Адама (наверное, тем, что несет ему смерть). Все здесь — неровное, шершавое, мягкое и теплое, убаюкивающее и завораживающее.

«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013. Рисунок на музыкальном инструменте повторяет архитектурный рисунок (см. первую иллюстрацию в статье)
«Выживут только любовники», Джим Джармуш, 2013. Рисунок на музыкальном инструменте повторяет архитектурный рисунок (см. первую иллюстрацию в статье)
name

Надежда Маркалова

Подробнее

Читайте также

Кинуё Танака: странствующая принцесса японского кинематографа

Судьба Кинуё Танаки — один из ярчайших сюжетов японского кино середины XX века. Одна из самых популярных актрис своего времени, любимая исполнительница великого Кэндзи Мидзогути, в начале 1950-х, после поездки в США и знакомства с Бетти Дэйвис, она предпринимает крайне своевольный и не вполне обычный шаг для того времени — начинает снимать собственные фильмы, становясь второй женщиной-режиссеров в истории японского кино. О последней режиссерской работе Танаки, сочетающей визуальный консерватизм с радикальным содержанием, рассказывает Максим Селезнёв.

«В этом фильме все реально», или Как нас обманывает PR

Сегодня стало модным отрицать наличие компьютерной графики в блокбастерах. Студийные пиарщики выстраивают стратегию продвижения проекта стараясь обойти, умолчать или даже попросту соврать на эту тему. Конечно, некоторые кинематографисты при этом врут так, что им уже никто не верит, ведь сегодня без графики большое зрелищное кино невозможно в принципе. Но графика стала такой продвинутой, что ее зачастую трудно отличить от реального съемочного материала. О том как нас обманывает PR и наши собственные глаза рассказывает Надежда Маркалова.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.