По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Герои картины Джима Джармуша — не люди. Или, вернее — нелюди, бессмертные вампиры, праздно проводящие время в интеллектуальных беседах и воспоминаниях, пьющие кровь из рюмок и называющие простых людей «зомби». Их история развивается неторопливо, фильм наполнен музыкой и винтажными вещами, ведь оба главных персонажа — идущие сквозь время затворники. И только любимые вещи скрашивают их монотонное бесцельное существование. О том как создавались образы двух главных персонажей рассказывает Надежда Маркалова.
Адам и Ева — ночь и день, Инь и Янь, они связаны воедино и отражают друг друга, что демонстрируется в первых же кадрах фильма, когда нам представляют персонажей. Задачей дизайнеров было передать их вневременность и нечеловеческую сущность. Их «животная» составляющая передана через прически. У обоих героев совершенно дикие, спутанные волосы. С ними пришлось экспериментировать.
«Мы хотели, чтобы персонажи напоминали диких животных, — рассказывает Джармуш, — они наполовину животные, наполовину люди, которые встали на ступеньку выше по эволюционной лестнице, чем все остальные. Мы смотрели на различные парики и волосы в сети, чтобы создать нечто фактурное, но никак не могли найти то, что нас устраивало. А потом Тильда сказала: «Ты все время говоришь „животные“, почему ты смотришь только на человеческие волосы? Давайте посмотрим на шерсть животных».
«И мы начали рассматривать волосы обезьян, шерсть ламы и другие текстуры. Наш гример Герд Цейс сказал, что у него есть опыт смешивания человеческих волос с шерстью яка и овец. Так что парики для Мии, Тома, Тильды и Джона сделаны с использованием овечьей шерсти и гривы яка. Поэтому они выглядят так необычно».
Одежда же героев была призвана отразить их вечное существование. Она должна ощущаться как что-то вневременное — герои просто носили то, что им нравилось. Дизайнер по костюмам Бина Дейгелер специально удаляла все модные вещи и модные элементы из их гардероба. «Они слишком снобы, чтобы быть модными», — объясняет Джармуш. Вещи персонажей — это то, что они «захватили» с собой из тех мест, где им пришлось побывать, из пережитых ими времен.
В Детройте Ева иногда одевается как Адам. Видимо, сказывается привычка мимикрировать. Оба одеяния превращают ее в нечто легкое, невесомое, сотканное из эфира. Эта иллюзия завершается интерьером комнаты жилища Евы в Танжере.
Ева — это солнце, все ее вещи либо имеют элементы золотисто-солнечного цвета, либо полностью окрашены в золотисто-желтые цвета. Но под этим ярким желтым солнцем зачастую скрывается кроваво-красный топ. Надо также отметить, что одежда героини Тильды Суинтон в фильме очень напоминает одежду самой Тильды в жизни. Иными словами, Ева одевается очень по-суинтоновски.
И да, в Танжере, где живет героиня, она сливается с окружающими ее желтыми домами, мимикрирует, почти исчезает из поля зрения, оставаясь невидимой. Недаром она прожила 3000 лет, умение скрываться — часть ее сущности. Ева идеально вписывается в текстуру и цветовую гамму Танжера, создающего для нее своеобразный и весьма экзотический фон.
Текстура одеяний Евы — замша и кожа — также превращает ее в необычное существо с другой планеты: дикое, но прекрасное. Впрочем, о текстуре дальше.
Адам — это ночь. Черный цвет делает его готичным, а также показывает его суицидальные тенденции. Он депрессивен, мрачен, скрытен, циничен и ненавидит весь человеческий род. Представьте себе Гамлета вампиром, и вы получите Адама. «Быть, или не быть?» — задает он немой вопрос, заряжая пистолет деревянной пулей, сделанной, правда, вовсе не из осины. Он, сам не желая того, настолько великолепен, что единственный «зомби», допущенный в святая святых этого мизантропа, музыкант Иен, все время пытается ему подражать.
Умирающий и разваливающийся Детройт — это фон, завершающий создание образа Адама, проводящего свои ночи среди разбросанных по квартире старинных музыкальных инструментов. Именно там он абсолютно органичен и един с окружающим его миром, также погрязшем в разрушении и декадансе.
У этих вампиров свои вампирские мифы и своя реальность — они не боятся чеснока, или входить в квартиру без разрешения хозяина. Зато, покидая свое жилище, надевают перчатки — Ева слишком чувствительна к предметам и может считывать их историю, прикасаясь к ним руками. Судя по поведению младшей сестры Евы (по имени Ава), эта чувствительность — удел всех вампиров. Адам просто не настолько тонок в этом вопросе, но выходя в места скопления людей, также отгораживается от них перчатками. Эта деталь придумана режиссером специально: «Мы отобрали у них большинство существующих в вампирской мифологии свойств и деталей, а вместо этого дали им перчатки».
Ава — испорченная и капризная девчонка, ведущая себя как ребенок, одета в более яркие «летние» одежды. Она противопоставлена двум главным героям — живет одним днем и не заботится о дне завтрашнем. Одежда героини Мии Васиковски напоминает одеяния современной молодежи — короткие юбки, высокие сапоги и соблазнительный топ. Видимо, одежда здесь выступает символом всего преходящего и мимолетного. Эта бессмертная бабочка ворвалась в мир Адама, чтобы разрушить его до основания, что она с легкостью и делает буквально за одну ночь.
Иногда Ава напоминает пятнистую газель, которая сейчас сорвется и убежит
Кристофер Марлоу
Четвертый персонаж этой поэтичной истории любви — Кристофер Марлоу, тот самый Кристофер Марлоу, который по одной из версий писал за Шекспира его бессмертные творения. Интересно, что его сломанная нога так и осталась сломанной, несмотря на переход героя «на темную сторону». Насмотревшись вампирских саг, мы так привыкли к тому, что становясь вампиром, человек излечивается от всех болезней! Но у Джармуша не так — несколько столетий Марлоу колесит по миру на костылях.
Наконец, немного о текстурах. Замша, кожа, вельвет, шерсть, а также меховая шубка Авы как бы покрывают персонажей шкурой, действительно превращая их в некое подобие животных и одновременно каких-то сверхразумных существ (помните? Адам получает электричество буквально из воздуха, а Ева читает книги пальцами!). Картина Джармуша вся состоит из шершавых фактур: множество старинных книг в доме Евы и старые ламповые записывающие устройства в логове Адама, разваливающийся пустынный Детройт и мягкие песчаные стены Танжера вкупе с тонкими восточными рисунками на фасадах, дерево, которое так привлекает Адама (наверное, тем, что несет ему смерть). Все здесь — неровное, шершавое, мягкое и теплое, убаюкивающее и завораживающее.
Надежда Маркалова
Преподаватель курса ДПО «История специальных и визуальных эффектов» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Киножурналист, культуролог, историк спецэффектов, фотограф. Литературный редактор книги С. Февралева «Кинодекорация». Автор сотен статей для печатных и онлайн-изданий «Мир фантастики», «Мир 3D», Кинопоиск, Tvkinoradio, Startfilm, Filmz.ru и др. Ведущий редактор русского издания журнала Cinefex (2009–2011).
Психологическая драма «Субстанция» — социальная сатира о стандартах красоты в современном мире, по ходу которой персонажи Деми Мур и Маргарет Куолли превращаются в настоящего киномонстра с помощью пластического грима и компьютерной графики. О влиянии на финальный результат таких фильмов как «Муха» и «Человек-слон», этической стороне работы с гримом и стадиях трнасформации финального чудовища рассказывает Надежда Маркалова.
На бакалаврском профиле «Экранные искусства» студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ изучают всё, что связано с движущимися изображениями: от принципов режиссуры и основ сторителлинга до работы с актёрами и приёмов монтажа. Творческим руководителем профиля является известный кинорежиссёр и сценарист Иван И. Твердовский.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.