Интервью с Леонидом Бажановым и Александрой Першеевой

Наступила весна, а значит, скоро начнется уже седьмая приемная кампания бакалаврской программы «Современное искусство». За это время студенты и выпускники создали сотни произведений, приняли участие в десятках выставок, фестивалей, концертах и других событиях по всей стране. Мы поговорили с научным и академическим руководителями программы — Леонидом Бажановым и Александрой Першеевой — о том, что такое современное искусство и в чем преимущество образования в Школе дизайна.

Леонид Бажанов

Научный руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, искусствовед, куратор, историк искусства, основатель Государственного центра современного искусства, автор статей, посвященных теории и практике современного искусства.

Александра Першеева

Академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, зав. кафедрой «История искусств», кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник.

Что такое современное искусство? Понимаю, что вопрос достаточно абстрактный и ему посвящены целые книги. Меня интересует то, какое значение этот термин имеет в контексте одноименной образовательной программы в Школе дизайна?

Леонид Бажанов: Так как мы занимаемся образовательным процессом, у нас нет нужды культивировать в себе принадлежность конкретному тренду, включая и contemporary art. Образование по своей природе должно быть шире выбранных специализаций, не ограничиваться узкими рамками художественных институтов и академий. Одна из ценностей нашей программы — это то, что она реализуется в рамках университета, который дает возможность использовать базовую ориентацию современного искусства для снятия границ, как внутри искусства (визуальных, аудиальных, перформативных, социально-ориентированное и других практик) так и в смежных областях человеческого знания. Преодолевать границы и черпать новые творческие импульсы из разных академических контактов — это вообще базовый принцип современного искусства.

То, что в профессиональном сообществе определяется как «современное искусство» — это английский термин (contemporary art), который в отечественной практике понимается более широко. Мы ориентируемся на него, но понимая, что contemporary art как зафиксированное во времени явление заканчивается. Это всё искусство после Второй мировой войны и до начала XXI века. Очевидно, формируются новые тенденции, новые ориентиры, которые пока не артикулированы и критически не осмыслены. Это одна из специфик нынешней ситуации. Тем не менее, мы находимся в русле contemporary art как когда-то ориентировались на модернизм, русский исторический авангард на истоках современного искусства: дадаизм и весь набор «-измов», даже от самых радикальных до более спаянных с традициями визуального искусства.

Специальный показ профиля «Экранные искусства» в кинотеатре «Пионер»
Специальный показ профиля «Экранные искусства» в кинотеатре «Пионер»
Выставка «Telling Stories. Большие данные» в MMOMA, 2022.
Выставка «Telling Stories. Большие данные» в MMOMA, 2022.
Backstage дипломного проекта Алины Сорокиной (Профиль «Экранное искусства», выпуск 2023)
Backstage дипломного проекта Алины Сорокиной (Профиль «Экранное искусства», выпуск 2023)
Концертное выступление студентов «Саунд-арт и саунд-дизайн»
Концертное выступление студентов «Саунд-арт и саунд-дизайн»
Выставка «свет и воздух» в Музее-заповеднике «Архангельское», 2023.
Выставка «свет и воздух» в Музее-заповеднике «Архангельское», 2023.
Занятия студентов «Саунд-арт и саунд-дизайн»
Занятия студентов «Саунд-арт и саунд-дизайн»

Программа открыта на базе Школы дизайна, один из профилей бакалавриат называется «Дизайн и современное искусство». Напрашивается вопрос: как взаимосвязаны дизайн и современное искусство?

Леонид Бажанов: Наша программа тесно связывает современное искусство и дизайн. Мы даем тот инструментарий и те навыки, которые позволят вам существовать и зарабатывать деньги. Это поможет выпускникам заработать на хлеб, не оказаться в ситуации невостребованности и безденежья.

Александра Першеева: Сегодня мы точно знаем, что художник если и должен «быть голодным», то только в интеллектуальном плане. Испытывать жажду новых образов, идей и достижений. Что же касается дизайна, то эти навыки нужны не только для того, чтобы всегда мочь финансово поддержать себя, но и для того, чтобы продвигать искусство. Скажем, если вы сделали живописный проект и хотите показать его куратору выставки, нужно как минимум уметь качественно сфотографировать работы. А если вы подаете заявку на грант или привлекаете меценатов, то нужно подготовить эффектную презентацию, показать вашу идею во всем блеске. Кинофильму нужна афиша, музыкальному альбому — обложка, перформансу — документация, выставке — каталог. Прекрасно, если художник может сделать это сам или качественно поставить задачу перед коллегой-дизайнером. Это язык современной коммуникации в пространстве искусства, им нужно владеть как родным.

Сегодня мы точно знаем, что художник если и должен «быть голодным», то только в интеллектуальном плане. Испытывать жажду новых образов, идей и достижений.

Александра Першеева

Визуальные исследования выпускников 2023 года на выставке Diploma23 в HSE ART GALLERY
Визуальные исследования выпускников 2023 года на выставке Diploma23 в HSE ART GALLERY

Как устроена программа в Школе дизайна? На чем в ней сделаны акценты?

Александра Першеева: Как и все программы Школы дизайна, «Современное искусство» — практико-ориентированная программа. Это означает, что студент с первого сентября погружается в творческий процесс и делает не упражнения «в стол», а проекты, которые пополняют его или ее портфолио. Каждый модуль заканчивается проектом, готовым и показу произведением искусства, которое обсуждается на просмотре комиссией, а затем идет в цифровое портфолио и, может быть, на выставку.

И с двух сторон эту практико-ориентированную линию поддерживают занятия по технологиям (работа в специализированных программах, цифровых средах, работа в мастерских и т.д.) и комплекс теоретических дисциплин (история искусства, философия, креативное письмо и т.д.). За четыре года бакалавриата студент участвует в таком количестве творческих начинаний, что выходит из университета не только очень осведомленным, но и весьма опытным практиком.

Студенческое портфолио

В этом году на программу бакалавриата «Современное искусство» будет поступать уже седьмой поток студентов. Многое за это время изменилось. А как трансформировалась программа?

Леонид Бажанов: Я горжусь и очень доволен, что участвую в процессе создания этой программы. Это усилие целого коллектива из очень ярких и талантливых людей. Она развивается с каждым годом, и, на мой взгляд, довольно успешно. На сегодняшний день результат очевиден: выпускники и студенты участвуют в большинстве художественных проектов в Москве, по России и за рубежом. Это очень отрадно. Даже если бы этого не было, я бы все равно верил в результативность этой программы, а тут просто убедительное доказательство того, что она эффективна.

Александра Першеева: Гибкость — одна из основных особенностей нашей программы. Современное искусство быстро меняется, и мы чутко откликаемся на каждый смысловой и технологический сдвиг. Именно поэтому какие-то профили у нас успешно работают все эти годы (например, «Экранные искусства» и «Саунд-арт и саунд-дизайн»), а другие меняют конфигурацию. Скажем, раньше у нас был профиль «Медиа-арт», но оказалось, что это слишком обобщенный вариант, не хватало конкретности, точности в выборе задач, поэтому в прошлом году мы открыли вместо него профиль «Концепт-арт и цифровое искусство». Суть его в том же — художники работают с новейшими технологиями, — а форма стала более ясной.

На сегодняшний день результат очевиден: выпускники и студенты участвуют в большинстве художественных проектов в Москве, по России и за рубежом.

Леонид Бажанов

Выставка «В некотором царстве» в HSE ART GALLERY. 2022
Выставка «В некотором царстве» в HSE ART GALLERY. 2022

А что осталось прежним в программе?

Леонид Бажанов: Целеполагание программы за семь лет не изменилось. Принципы, которые изначально были заложены в программу на момент ее открытия, остаются не только актуальны, но и продолжают актуализироваться в силу меняющегося контекста. Внешние вызовы становятся жестче, на них надо отвечать: находить формы выживания и преодоления. Это тоже входит в саму образовательную программу.

Мы учим не только нарисовать портрет человека, но и творческой самореализации, которая раньше не входила в программы художественных вузов. Самореализация, самоосознание своего творческого потенциала — чрезвычайно важная и базовая часть обучения.

Современное искусство изначально поставлено в трудную ситуацию жития, бытования в мире. А современный мир чудовищный, невероятно сложный и все продолжающий усложняться. Человечество за тысячелетия цивилизации, к сожалению, не превратило наше бытие в райскую жизнь, но такова действительность. Современное искусство может осознавать эту действительность и разговаривать с ней. Мы пытаемся этому учить — хотя бы сориентировать в этом пространстве взаимодействия.

Сейчас консервативные художественные институты, следуя за нами (я точно это знаю), проявляют очень большой интерес к нашей программе и пытаются обновлять и переориентировать собственные программы.

Александра Першеева: Прежней остается и наша крепкая теоретическая база. Все-таки теория и философия искусства меняется не так быстро (смеется).

Мы учим не только нарисовать портрет человека, но и творческой самореализации, которая раньше не входила в программы художественных вузов. Самореализация, самоосознание своего творческого потенциала — чрезвычайно важная и базовая часть обучения.

Леонид Бажанов

Университетская среда располагает к заведению новых знакомств, друзей, образованию творческих союзов. Как может влиять окружение единомышленников на художников?

Леонид Бажанов: Я думаю, что студенчество чрезвычайно важный период жизни человека — сужу по своему опыту. Я много и долго учился, возможно, слишком долго. Так получилось, что я начинал с физики, а закончил искусством. Это было счастливейшее время. Среди нынешних близких друзей осталось много моих однокурсников. С профессиональной точки зрения годы в университете — тоже важны. Хотя в моем случае было совершенно другое время: современное искусство было практически запрещено и существовало в андеграунде. Поэтому профессиональные связи с тех студенческих времен у меня появлялись из андеграунда, из культурной оппозиции. Но сейчас ситуация другая. Высшая школа экономики — это один из ведущих российских университетов. Нынешним и будущим студентам повезло, что они могут пользоваться этой роскошью. В мои студенческие годы мы считали «карьеру» неприличным словом. Сейчас не надо стесняться. Карьера есть карьера, надо ее делать и учитывать ее (даже если отказываться от нее, то тоже надо осознанно к этому подходить). Ваши будущие коллеги, соратники, друзья по творческому фронту и ваши оппоненты сейчас учатся с вами. Хорошо, если вы будете знакомы. Это снимает барьер и облегчает общение.

Александра Першеева: Также важно, что вашими коллегами являются не только художники и дизайнеры, но и философы, востоковеды, математики, профессиональные менеджеры, инженеры... Огромное университетское сообщество объединяет молодых людей, стремящихся изменить мир.

БЕЗ.НАЗ (Иветта Владимирова, Мария Колоколова). Энциклопедия без.опасных городских интервенций, 2022.

Как Школа помогает студентам включиться в уже существующее арт-сообщество?

Леонид Бажанов: Демократизм нашей преподавательской команды позволяет студентам и выпускникам легко находить общий язык и входить в профессиональный круг с первого курса. Это здорово. Тем более, что у нас преподают очень талантливые люди. Когда я учился в университете, у нас тоже был потрясающий профессорско-преподавательский состав. Я горжусь тем, что дружил со своей профессурой еще будучи студентом. Это важное личное общение, и я рекомендую пользоваться им максимально. Условия, по-моему, замечательные.

Александра Першеева: Преподаватели в Школе дизайна не только ведут занятия, но и вовлекают студентов в свои проекты, приглашают к участию в совместных выставках, кинопоказах, концертах. Наш коллега Пьер-Кристиан Броше, известный коллекционер русского нонконформизма, знакомит молодых художников с галеристами, кураторами, меценатами, собирателями искусства. Конечно же, важная роль в этом процессе отводится школьной выставочной площадке HSE ART GALLERY. Ее директором в этом году стала наша выпускница, Васса Пыркова. Усилия галереи направлены в первую очередь на то, чтобы показывать и продвигать молодых художников, организовывать их участие в ярмарках |catalog|, Cosmosсow, Blazar, Арт-Москва, делать зримым наше экспертное суждение о том, в каком направлении развивается искусство.

HSE ART GALLERY на ярмарке современного искусства |catalog|. 15 — 17 декабря, 2023. Фото: Рита Умнова
HSE ART GALLERY на ярмарке современного искусства |catalog|. 15 — 17 декабря, 2023. Фото: Рита Умнова

Какие перспективы ожидают нынешних и будущих студентов? Где они смогут работать?

Леонид Бажанов: Не буду таить, перспективы очень сложные. Отсутствие развитой инфраструктуры в области российского современного искусства — это, к сожалению, крупный стратегический недостаток. Но я уверен, что наши выпускники получат те компетенции, творческую свободу и энергию, которые исправят эту негативную ситуацию. Это не только волевой процесс группы энтузиастов. Это процесс, связанный с большим обществом. Должны возникнуть какие-то общественные структуры, общественные движения, которые будут способствовать созданию музеев. Это происходит на наших глазах: открываются частные институции. Например, недавно был инициирован частный музей нонконформизма в Москве, за последние 20 лет появились десятки галерей. Я думаю, что этот процесс идет и он не остановится.

Но уже сейчас есть коллекционеры, которые проявляют интерес не только к нашим выпускникам, но даже к нашим студентам, что нормально: во всем мире за студентами художественных вузов следят с первого курса.

Александра Першеева: Также мы помним и о смежных профессиях. Например, выпускник профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн» может стать основателем музыкального лейбла или студии, может создавать звуковые ландшафты для видеоигр и музыку для кино. А выпускник профиля «Экранные искусства» может стать режиссером монтажа, кинопродюсером, сценаристом. Творческие задачи могут уточняться, а карьерная траектория — меняется с течением времени. Это совершенно естественно. Именно поэтому, кстати, полезно продолжать обучение в магистратуре.

Интересно, что в магистратуру «Практики современного искусства» к нам приходят и наши бакалавры, и выпускники других вузов, порой даже с совсем других специальностей — и это тоже дает хороший эффект синергии. В арт-сообществе как нигде ценится разнообразие опыта и навыков.

В арт-сообществе как нигде ценится разнообразие опыта и навыков.

Александра Першеева

В обучении искусству распространен подход, в рамках которого студенты поступают в мастерскую к конкретному художнику. Какой стратегии придерживается Школа? В чем преимущество посещения разных мастерских?

Леонид Бажанов: Свободный переход между мастерскими и возможность держаться за одного куратора — мне кажется, не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга стратегии. Выбор зависит от желания самого студента. Кто-то предпочитает оставаться в мастерской одного преподавателя, а кто-то общаться со многими, как пчела набирать нектар из разных цветков.

Преимущество нашей программы заключается в возможности устойчивого личного контакта со своим куратором и перемещения между различными мастерскими, которых становится все больше и больше. Кто-то хочет держаться одного направления, кто-то хочет «дезертировать» от Леонардо да Винчи к Йозефу Бойсу. И тот и другой гении. В опыте русского исторического авангарда был подобный опыт: от Шагала студенты переходили к Малевичу. Шагал страдал, ревновал и в конце концов уехал — жалко. Представляете, если бы Шагал остался и студенты распределились? Сколько бы еще было гениальных последователей и художников!

Типографская мастерская
Типографская мастерская
Фотостудия Школы дизайна
Фотостудия Школы дизайна
Керамическая мастерская
Керамическая мастерская
Занятия по шелкографии
Занятия по шелкографии
Занятия по рисунку
Занятия по рисунку
Саунд-лаборатория
Саунд-лаборатория

Какое значение в нынешнем контексте, как вам кажется, играет искусство? Как его изучение и создание может влиять на то, что происходит вокруг?

Александра Першеева: Время сейчас непростое, да, но ведь история искусства знавала и не такое. Разве в эпоху Возрождения в Италии жизнь была легкой? А в Голландии XVII века? Как бы не так! И тем не менее эти эпохи подарили нам гениальных художников, сказавших так много и так точно. Мне кажется, миссия искусства сегодня заключается в том же: осмыслять процессы, происходящие в современном мире, отыскивать их невидимые «действующие механизмы» и показывать их в системе художественных образов. Как помочь художникам создавать ясные, сильные и точные высказывания — вот как мы ставим вопрос.

Леонид Бажанов: Это вопрос довольно сложный. Во всяком случае, отвечая на него, необходимо учитывать определенную специфику наших практик. Мы стремимся включить отечественную художественную культуру в мировой контекст. Это один из базовых принципов существования современной культуры вообще. Региональность очень важна, и она тоже имеет свою ценность, к которой обращаются многие художники. Но не менее важно и вхождение в «большой контекст», в мировой контекст. Одно другому не мешает, необходимо искать точки соприкосновения и взаимодействия.

В отечественной культуре, художественной культуре очень значительную роль играют внехудожественные механизмы деформации культуры административного, идеологического, регулятивного характера. Они пытаются направить развитие и движение эволюции современной художественной культуры в определенном направлении. На мой взгляд, это невозможно и бессмысленно. Но эти усилия есть, и они действенны. Они не меняют глубинные и магистральные движения, но влияют на сиюминутные повороты и создают определенные ситуации, деформирующие естественные процессы эволюции культуры. Но как и всё, что происходит, все эти процессы ускоряются. Если раньше на них требовались столетия, то к концу XX века всё стремительно менялось почти каждое десятилетие. Я думаю, что и сейчас эти процессы ускоряются и вот эти внехудожественные инъекции будут проходить легче, быстрее и чаще. Посмотрим.

16 марта пройдет большой День открытых дверей Школы дизайна. В Центре культур НИУ ВШЭ будут представлены все образовательные треки: от бакалавриата до аспирантуры и дополнительного образования.

Читайте также

Самшит. Персональная выставка Алексея Рюмина

Не знаем, о чём уж вы там подумали, прочитав слово «самшит»... Но выставка Алексея Рюмина посвящена одноимённому кустарнику, который для него является метафорой человеческих состояний, меняющихся под воздействием закона. Проект преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ будет представлен в «Галерее Электрозавод» с 18 по 28 июля.

Master of the Real. Выставка выпускницы Школы дизайна в Generative Gallery

До 5 июля 2024 года в Москве будет проходить выставка выпускницы направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ Дианы Артемьевой под названием Master of the Real. ​​​​​​​

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.