По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Наступила весна, а значит, скоро начнется уже седьмая приемная кампания бакалаврской программы «Современное искусство». За это время студенты и выпускники создали сотни произведений, приняли участие в десятках выставок, фестивалей, концертах и других событиях по всей стране. Мы поговорили с научным и академическим руководителями программы — Леонидом Бажановым и Александрой Першеевой — о том, что такое современное искусство и в чем преимущество образования в Школе дизайна.
Научный руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, искусствовед, куратор, историк искусства, основатель Государственного центра современного искусства, автор статей, посвященных теории и практике современного искусства.
Академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, зав. кафедрой «История искусств», кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник.
Леонид Бажанов: Так как мы занимаемся образовательным процессом, у нас нет нужды культивировать в себе принадлежность конкретному тренду, включая и contemporary art. Образование по своей природе должно быть шире выбранных специализаций, не ограничиваться узкими рамками художественных институтов и академий. Одна из ценностей нашей программы — это то, что она реализуется в рамках университета, который дает возможность использовать базовую ориентацию современного искусства для снятия границ, как внутри искусства (визуальных, аудиальных, перформативных, социально-ориентированное и других практик) так и в смежных областях человеческого знания. Преодолевать границы и черпать новые творческие импульсы из разных академических контактов — это вообще базовый принцип современного искусства.
То, что в профессиональном сообществе определяется как «современное искусство» — это английский термин (contemporary art), который в отечественной практике понимается более широко. Мы ориентируемся на него, но понимая, что contemporary art как зафиксированное во времени явление заканчивается. Это всё искусство после Второй мировой войны и до начала XXI века. Очевидно, формируются новые тенденции, новые ориентиры, которые пока не артикулированы и критически не осмыслены. Это одна из специфик нынешней ситуации. Тем не менее, мы находимся в русле contemporary art как когда-то ориентировались на модернизм, русский исторический авангард на истоках современного искусства: дадаизм и весь набор «-измов», даже от самых радикальных до более спаянных с традициями визуального искусства.
Леонид Бажанов: Наша программа тесно связывает современное искусство и дизайн. Мы даем тот инструментарий и те навыки, которые позволят вам существовать и зарабатывать деньги. Это поможет выпускникам заработать на хлеб, не оказаться в ситуации невостребованности и безденежья.
Александра Першеева: Сегодня мы точно знаем, что художник если и должен «быть голодным», то только в интеллектуальном плане. Испытывать жажду новых образов, идей и достижений. Что же касается дизайна, то эти навыки нужны не только для того, чтобы всегда мочь финансово поддержать себя, но и для того, чтобы продвигать искусство. Скажем, если вы сделали живописный проект и хотите показать его куратору выставки, нужно как минимум уметь качественно сфотографировать работы. А если вы подаете заявку на грант или привлекаете меценатов, то нужно подготовить эффектную презентацию, показать вашу идею во всем блеске. Кинофильму нужна афиша, музыкальному альбому — обложка, перформансу — документация, выставке — каталог. Прекрасно, если художник может сделать это сам или качественно поставить задачу перед коллегой-дизайнером. Это язык современной коммуникации в пространстве искусства, им нужно владеть как родным.
Александра Першеева: Как и все программы Школы дизайна, «Современное искусство» — практико-ориентированная программа. Это означает, что студент с первого сентября погружается в творческий процесс и делает не упражнения «в стол», а проекты, которые пополняют его или ее портфолио. Каждый модуль заканчивается проектом, готовым и показу произведением искусства, которое обсуждается на просмотре комиссией, а затем идет в цифровое портфолио и, может быть, на выставку.
И с двух сторон эту практико-ориентированную линию поддерживают занятия по технологиям (работа в специализированных программах, цифровых средах, работа в мастерских и т.д.) и комплекс теоретических дисциплин (история искусства, философия, креативное письмо и т.д.). За четыре года бакалавриата студент участвует в таком количестве творческих начинаний, что выходит из университета не только очень осведомленным, но и весьма опытным практиком.
Леонид Бажанов: Я горжусь и очень доволен, что участвую в процессе создания этой программы. Это усилие целого коллектива из очень ярких и талантливых людей. Она развивается с каждым годом, и, на мой взгляд, довольно успешно. На сегодняшний день результат очевиден: выпускники и студенты участвуют в большинстве художественных проектов в Москве, по России и за рубежом. Это очень отрадно. Даже если бы этого не было, я бы все равно верил в результативность этой программы, а тут просто убедительное доказательство того, что она эффективна.
Александра Першеева: Гибкость — одна из основных особенностей нашей программы. Современное искусство быстро меняется, и мы чутко откликаемся на каждый смысловой и технологический сдвиг. Именно поэтому какие-то профили у нас успешно работают все эти годы (например, «Экранные искусства» и «Саунд-арт и саунд-дизайн»), а другие меняют конфигурацию. Скажем, раньше у нас был профиль «Медиа-арт», но оказалось, что это слишком обобщенный вариант, не хватало конкретности, точности в выборе задач, поэтому в прошлом году мы открыли вместо него профиль «Концепт-арт и цифровое искусство». Суть его в том же — художники работают с новейшими технологиями, — а форма стала более ясной.
На сегодняшний день результат очевиден: выпускники и студенты участвуют в большинстве художественных проектов в Москве, по России и за рубежом.
Леонид Бажанов: Целеполагание программы за семь лет не изменилось. Принципы, которые изначально были заложены в программу на момент ее открытия, остаются не только актуальны, но и продолжают актуализироваться в силу меняющегося контекста. Внешние вызовы становятся жестче, на них надо отвечать: находить формы выживания и преодоления. Это тоже входит в саму образовательную программу.
Мы учим не только нарисовать портрет человека, но и творческой самореализации, которая раньше не входила в программы художественных вузов. Самореализация, самоосознание своего творческого потенциала — чрезвычайно важная и базовая часть обучения.
Современное искусство изначально поставлено в трудную ситуацию жития, бытования в мире. А современный мир чудовищный, невероятно сложный и все продолжающий усложняться. Человечество за тысячелетия цивилизации, к сожалению, не превратило наше бытие в райскую жизнь, но такова действительность. Современное искусство может осознавать эту действительность и разговаривать с ней. Мы пытаемся этому учить — хотя бы сориентировать в этом пространстве взаимодействия.
Сейчас консервативные художественные институты, следуя за нами (я точно это знаю), проявляют очень большой интерес к нашей программе и пытаются обновлять и переориентировать собственные программы.
Александра Першеева: Прежней остается и наша крепкая теоретическая база. Все-таки теория и философия искусства меняется не так быстро (смеется).
Леонид Бажанов: Я думаю, что студенчество чрезвычайно важный период жизни человека — сужу по своему опыту. Я много и долго учился, возможно, слишком долго. Так получилось, что я начинал с физики, а закончил искусством. Это было счастливейшее время. Среди нынешних близких друзей осталось много моих однокурсников. С профессиональной точки зрения годы в университете — тоже важны. Хотя в моем случае было совершенно другое время: современное искусство было практически запрещено и существовало в андеграунде. Поэтому профессиональные связи с тех студенческих времен у меня появлялись из андеграунда, из культурной оппозиции. Но сейчас ситуация другая. Высшая школа экономики — это один из ведущих российских университетов. Нынешним и будущим студентам повезло, что они могут пользоваться этой роскошью. В мои студенческие годы мы считали «карьеру» неприличным словом. Сейчас не надо стесняться. Карьера есть карьера, надо ее делать и учитывать ее (даже если отказываться от нее, то тоже надо осознанно к этому подходить). Ваши будущие коллеги, соратники, друзья по творческому фронту и ваши оппоненты сейчас учатся с вами. Хорошо, если вы будете знакомы. Это снимает барьер и облегчает общение.
Александра Першеева: Также важно, что вашими коллегами являются не только художники и дизайнеры, но и философы, востоковеды, математики, профессиональные менеджеры, инженеры... Огромное университетское сообщество объединяет молодых людей, стремящихся изменить мир.
БЕЗ.НАЗ (Иветта Владимирова, Мария Колоколова). Энциклопедия без.опасных городских интервенций, 2022.
Леонид Бажанов: Демократизм нашей преподавательской команды позволяет студентам и выпускникам легко находить общий язык и входить в профессиональный круг с первого курса. Это здорово. Тем более, что у нас преподают очень талантливые люди. Когда я учился в университете, у нас тоже был потрясающий профессорско-преподавательский состав. Я горжусь тем, что дружил со своей профессурой еще будучи студентом. Это важное личное общение, и я рекомендую пользоваться им максимально. Условия, по-моему, замечательные.
Александра Першеева: Преподаватели в Школе дизайна не только ведут занятия, но и вовлекают студентов в свои проекты, приглашают к участию в совместных выставках, кинопоказах, концертах. Наш коллега Пьер-Кристиан Броше, известный коллекционер русского нонконформизма, знакомит молодых художников с галеристами, кураторами, меценатами, собирателями искусства. Конечно же, важная роль в этом процессе отводится школьной выставочной площадке HSE ART GALLERY. Ее директором в этом году стала наша выпускница, Васса Пыркова. Усилия галереи направлены в первую очередь на то, чтобы показывать и продвигать молодых художников, организовывать их участие в ярмарках |catalog|, Cosmosсow, Blazar, Арт-Москва, делать зримым наше экспертное суждение о том, в каком направлении развивается искусство.
Леонид Бажанов: Не буду таить, перспективы очень сложные. Отсутствие развитой инфраструктуры в области российского современного искусства — это, к сожалению, крупный стратегический недостаток. Но я уверен, что наши выпускники получат те компетенции, творческую свободу и энергию, которые исправят эту негативную ситуацию. Это не только волевой процесс группы энтузиастов. Это процесс, связанный с большим обществом. Должны возникнуть какие-то общественные структуры, общественные движения, которые будут способствовать созданию музеев. Это происходит на наших глазах: открываются частные институции. Например, недавно был инициирован частный музей нонконформизма в Москве, за последние 20 лет появились десятки галерей. Я думаю, что этот процесс идет и он не остановится.
Но уже сейчас есть коллекционеры, которые проявляют интерес не только к нашим выпускникам, но даже к нашим студентам, что нормально: во всем мире за студентами художественных вузов следят с первого курса.
Александра Першеева: Также мы помним и о смежных профессиях. Например, выпускник профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн» может стать основателем музыкального лейбла или студии, может создавать звуковые ландшафты для видеоигр и музыку для кино. А выпускник профиля «Экранные искусства» может стать режиссером монтажа, кинопродюсером, сценаристом. Творческие задачи могут уточняться, а карьерная траектория — меняется с течением времени. Это совершенно естественно. Именно поэтому, кстати, полезно продолжать обучение в магистратуре.
Интересно, что в магистратуру «Практики современного искусства» к нам приходят и наши бакалавры, и выпускники других вузов, порой даже с совсем других специальностей — и это тоже дает хороший эффект синергии. В арт-сообществе как нигде ценится разнообразие опыта и навыков.
Заполните, пожалуйста, небольшую форму — и мы отправим вам подготовленный Школой дизайна НИУ ВШЭ информационный буклет «Атлас профессий. Современное искусство» (в pdf-формате).
Леонид Бажанов: Свободный переход между мастерскими и возможность держаться за одного куратора — мне кажется, не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга стратегии. Выбор зависит от желания самого студента. Кто-то предпочитает оставаться в мастерской одного преподавателя, а кто-то общаться со многими, как пчела набирать нектар из разных цветков.
Преимущество нашей программы заключается в возможности устойчивого личного контакта со своим куратором и перемещения между различными мастерскими, которых становится все больше и больше. Кто-то хочет держаться одного направления, кто-то хочет «дезертировать» от Леонардо да Винчи к Йозефу Бойсу. И тот и другой гении. В опыте русского исторического авангарда был подобный опыт: от Шагала студенты переходили к Малевичу. Шагал страдал, ревновал и в конце концов уехал — жалко. Представляете, если бы Шагал остался и студенты распределились? Сколько бы еще было гениальных последователей и художников!
Александра Першеева: Время сейчас непростое, да, но ведь история искусства знавала и не такое. Разве в эпоху Возрождения в Италии жизнь была легкой? А в Голландии XVII века? Как бы не так! И тем не менее эти эпохи подарили нам гениальных художников, сказавших так много и так точно. Мне кажется, миссия искусства сегодня заключается в том же: осмыслять процессы, происходящие в современном мире, отыскивать их невидимые «действующие механизмы» и показывать их в системе художественных образов. Как помочь художникам создавать ясные, сильные и точные высказывания — вот как мы ставим вопрос.
Леонид Бажанов: Это вопрос довольно сложный. Во всяком случае, отвечая на него, необходимо учитывать определенную специфику наших практик. Мы стремимся включить отечественную художественную культуру в мировой контекст. Это один из базовых принципов существования современной культуры вообще. Региональность очень важна, и она тоже имеет свою ценность, к которой обращаются многие художники. Но не менее важно и вхождение в «большой контекст», в мировой контекст. Одно другому не мешает, необходимо искать точки соприкосновения и взаимодействия.
В отечественной культуре, художественной культуре очень значительную роль играют внехудожественные механизмы деформации культуры административного, идеологического, регулятивного характера. Они пытаются направить развитие и движение эволюции современной художественной культуры в определенном направлении. На мой взгляд, это невозможно и бессмысленно. Но эти усилия есть, и они действенны. Они не меняют глубинные и магистральные движения, но влияют на сиюминутные повороты и создают определенные ситуации, деформирующие естественные процессы эволюции культуры. Но как и всё, что происходит, все эти процессы ускоряются. Если раньше на них требовались столетия, то к концу XX века всё стремительно менялось почти каждое десятилетие. Я думаю, что и сейчас эти процессы ускоряются и вот эти внехудожественные инъекции будут проходить легче, быстрее и чаще. Посмотрим.
Для того, чтобы попасть на День открытых дверей направления — пожалуйста, заполните небольшую анкету.
На указанную вами почту придёт подтверждение регистрации, а ближе к дате события — напоминание о нём.
До 28 июля в Библиотеке «ГЭС-2» проходит выставка авторских книг выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ, созданных за последние два года в качестве первой части дипломной работы. Заглядывайте, листайте, читайте!
Сообщество экспериментальной прозы Mappa Mundi и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Диана Мачулина объявили о конкурсе по созданию литературных проектов на основе художественных произведений выставки «Обратная сторона Луны/Земли/Солнца». Заявки принимаются до 25 сентября 2024.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.