По вопросам поступления:
Бакалавриат (Москва — доб. 710, 704, Санкт-Петербург — доб. 702, Ереван — доб. 706)
Магистратура (Москва — доб. 703, Санкт-Петербург — доб. 702)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709)
Дополнительное образование (Москва — доб. 712, 720, 723, 724, Санкт-Петербург — доб. 701, Корпоративным клиентам — доб. 722)
Детская школа (Москва — доб. 707, Санкт-Петербург — доб. 701)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Архитектура — это наука проектирования и создания зданий и сооружений, которые гармонично сочетаются с окружающей средой и удовлетворяют потребности людей. А ещё — это новая программа, которую в 2025 году смогут выбрать абитуриенты Школы дизайна.
Мы поговорили с Юлией Шереметовой и Сергеем Кавтарадзе о новой программе «Архитектура», об отличиях и сходствах в работе архитектора и дизайнера среды, и о том, в какой момент архитектура становится искусством.
Руководитель направления «Архитектура и дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Архитектор-дизайнер, художник.
Старший преподаватель направления «Архитектура и дизайн среды», академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Искусствовед, историк архитектуры, лауреат премии «Просветитель» (2016).
Юлия: Профиль «Дизайн среды» был разработан архитекторами, и с самого начала у нас преподают практикующие специалисты, которые имеют академическую подготовку и понимают, какие навыки необходимы для современного архитектора.
Например, наш первый курс, созданный Александром Джикией, охватывает все четыре области работы дизайнера среды и архитектора. Он основан на принципах базового моделирования, на изучении наследия конструктивизма и творчества художников и архитекторов XX века. Параллельно первокурсники изучают историю искусства, учатся макетированию, изучают графический дизайн.
Мы пришли к выводу, что наш зарекомендовавший себя базовый курс подходит и дизайнерам среды, и будущим архитекторам. А вот со второго курса начинается углубление в профессию.
Сергей: Дизайн несколько ýже. Если дизайнер интерьера и дизайнер среды может работать с готовыми, уже созданными объектами и объемами, созданными кем-то другим, то архитектор должен уметь эти объемы создавать. В отличие от дизайнера, который может в некоторых задачах обойтись без пространственного мышления, архитектор не может работать, если он не может вообразить объёмы и их сочетания. Возможно, это самое главное отличие. В остальном дизайнеры приближаются к архитекторам. С художественной точки зрения дизайнеры тоже создают образы и виртуальное пространство, насыщенное смыслами. Архитектор участвует в этой «игре» независимо от желания и создает нашу виртуальную среду, в которой мы существуем умственно.
Юлия: Хорошая архитектура — это эмпатичная архитектура, архитектура для человека. Ошибиться в восприятии здесь достаточно сложно. А мы будем помогать получить те навыки, которые необходимы для такого проектирования. И тут тоже есть свои инструменты: понимание контекста через изучение архитектурных стилей и их связи с культурой, историей и обществом; акцент на потребностях человека: эргономика, комфорт, безопасность и эмоциональное восприятие пространства; интеграция таких дисциплин, как социология и экономика города; визуализация и критическое мышление. Таким образом, наша цель — подготовить архитекторов, способных создавать эмпатичную архитектуру, улучшающую качество жизни людей.
Сергей: Меня особенно интересуют произведения и события, которые соответствуют моим представлениям о том, как должна развиваться архитектура. Конечно, есть здания, которые доставили мне наибольшее удовольствие. Например, когда я оказался в Пантеоне, это было незабываемое впечатление — ты находишься внутри идеальной сферы и кажется, что она вращается вокруг тебя.
Читайте материал Сергея Кавтарадзе об истории европейской архитектуры на платформе hsedesign.ru
Юлия: Это происходит в тот момент, когда возникает великая идея. Например, жилой дом на 1000 квартир может выполнять исключительно практическую функцию — обеспечивать людей жильем. Однако здания таких архитекторов, как Захи Хадид или Ренцо Пиано, стремятся к более глубоким целям. За каждым из них стоит художественное и философское высказывание.
Можно вспомнить и концептуалистов 20 века, таких как Игорь Ладовский, который в своих работах стремился к созданию новых пространственных решений, отражающих дух времени. Архитектура Ладовского и его современников, таких как Мис ван дер Роэ и Луис Кан, также демонстрирует, как архитектура может быть не просто оболочкой для жизни, но и средством выражения идей и концепций.
Таким образом, архитектор должен быть не только профессиональным проектировщиком, но и философом, художником, способным понимать современный контекст и предсказывать, каким он станет в будущем. Он должен быть образованным человеком, способным создавать нечто большее, чем просто здания.
Юлия: Для создания качественного архитектурного проекта необходимо тщательно продумать все аспекты. Важно изучить и исследовать информацию, а также проанализировать запросы и требования. Только часть входящих данных будет составлять пожелания заказчика и технические спецификации. Другая часть — это художественное выражение и творческая ответственность самого студента.
Когда мы работаем с реальным брифом, происходит синергия между желаниями студентов и физической реальностью, с которой нужно взаимодействовать. Физическая реальность становится отправной точкой для проектирования, направляя и помогая создать действительно нужное решение. Придумывать концепции исключительно «в воздухе» бывает сложно, поэтому опора на реальные условия и требования играет ключевую роль в процессе проектирования. Такие задания мы стараемся выдавать уже на старших курсах.
Например, сейчас мои студенты занимаются проектированием школы в Мытищах, конкретной локации, с конкретным застройщиком и жесткими ограничениями, потому что школа — это всегда жесткие правила и ограничения. При этом студенты даже в этих рамках находят нестандартные творческие решения.
Сергей: В вашем вопросе есть соблазн, которому хотелось бы поддаться и ответить, что если ты самородок, то ты можешь обойтись без знания истории архитектуры. Я думаю, что это не так. Здесь есть ловушка — нас обманывают слова. Когда мы говорим про историю архитектуры, мы думаем, что она заключается в последовательности событий. На самом деле, когда мы говорим, что мы изучаем историю архитектуры, мы, в том числе, изучаем её язык. По-другому не получится.
Архитектура — это всегда высказывание. Вы не можете высказаться, если вы не владеете языком. История архитектуры — это история формирования особенного многозначного языка, многозначного на уровне смыслов, связей с культурологическими и мировоззренческими контекстами и так далее. Когда я пытался вспомнить, есть ли в истории ситуации, когда приходит некий гений, который ничего не знал — я такого не вспомнил. Древние греки, ренессансные, готические архитекторы — все они пользовались архитектурным языком.
Юлия: Архитекторы зарабатывают хорошо. Люди, которые идут в архитектурные бюро на руководящие позиции, зарабатывают еще лучше.
Можно открыть собственный бизнес. Для профессии архитектора и дизайнера среды это несложный процесс. Если вы банковский работник, то открыть собственный банк будет проблематично, а если вы архитектор — открыть бюро и заниматься проектированием — можно, даже если вы только закончили ВУЗ. Да, это потребует усилий, но результат того стоит.
Конечно же, мы будем выпускать людей образованных, думающих, ставящих перед собой вопросы относительно завтрашнего дня. И также людей, которые умеют выразить свои идеи, защитить их, нести ответственность за свои идеи. На этапе обучения наши студенты работают в тех программах и теми методами, с которыми работают в архитектурных бюро. Не нужно будет идти ни на какие дополнительные курсы — мы дадим все знания и навыки. А ТЗ на то, как нам преподавать, диктуют лидеры рынка — наш Экспертный совет по архитектуре.
Юлия: Да, они интегрируются уже сейчас. Это происходит бесшовно: допустим, вы делаете 3D-модель, а рендеринг предлагаете нейросети. Работа с нейросетевыми инструментами не является для нас чем-то новым, это еще один «фломастер» в нашем наборе.
Юлия: А что раздумывать? Надо идти учиться! А идти именно в Школу дизайна надо потому, что у нас современный подход к образованию, и мы будем выпускать специалистов, которые будут востребованы уже завтра. Главное — быть креативными, любопытными, дерзать и делать. Потому что кто, если не мы?
В 2024 году сеть магазинов «Спортмастер» выпустила серию кроссовок, в разработке дизайна которых участвовала выпускница магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ «Предметный и промышленный дизайн» Элина Билалова. Мы узнали у Элины, как из специалиста по прикладной математике и физике она стала дизайнером обуви.
15 июня в Музее Востока состоится паблик-ток, посвящённый книге «Ковёр из Узбекистана». Её автор — Аля Щедрина — выпускница направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Мы поговорили с Алей про её книгу, нынешние проекты и работу, а также про её опыт обучения в Школе дизайна.
Направление обучения
Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.
Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.