(АРХИВ) Гейм-дизайн и виртуальная реальность

1 модуль

Настольная игра

Студенты изучают основные жанры настольных игр, их механики, учатся разрабатывать игру от заданной темы, изучают основные стили графики и осваивают основы графического дизайна. Учатся представлять свой проект в виде презентации. Знакомятся с печатными техниками, необходимыми для изготовления прототипа игры, обработкой фотографий.

Инструменты векторной графики (базовый уровень)

В течение модуля происходит обзор большинства основных инструментов
и эффектов программы, а также отрабатываются приемы работы с ними.
В первую очередь дается краткий обзор интерфейса и мастер-класс по необходимым приемам для выполнения задания по текущему проекту. Далее происходит подробный обзор всех основных графических инструментов с наглядными примерами их использования.

Узлы игрового дизайна. Содержание и форма.

В первом модуле студенты учатся смотреть на игру как на систему: из каких элементов состоит игра, как эти элементы друг с другом взаимодействуют. Студенты изучают функции темы (сеттинга) игры, как элементы сеттинга соотносятся с правилами и игровыми механиками.

Разработка игры рассматривается как совокупность задач, которые необходимо решить. Вводятся понятия задачи и решения, а также критерий воспроизводимости решения. Студенты тренируются формулировать задачи и решения, пробуют подходы к разработке «от темы» или «от механик».


В части сквозных навыков студенты знакомятся с основами системного мышления, со способами генерации идей для проекта, визаулизации идей (интеллект-карты), а также с умением давать и принимать обратную связь, которое отрабатывается на перекрестной оценке промежуточных результатов.

История искусства (часть 1)

Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Первая часть курса охватывает темы, связанные с первобытным искусством, произведениями Древнего мира и Средневековья.

История дизайна (онлайн курс) (часть 1)

«История дизайна» - онлайн-курс, посвященный истории развития графического и промышленного дизайна, их взаимному влиянию, а также связи с более широким культурным контекстом 20-го и 21-го вв. Обучение на курсе начинается с рассказа о возникновении дизайна на рубеже 19-20 веков, когда движение «Искусств и ремесел» задает вектор, следуя которому декоративно-прикладное искусство начинает осмысливаться как работа по художественному оформлению предметов массового производства, как дизайн в строгом смысле слова. Далее мы рассматриваем авангардный дизайн, работу школы Баухауз, возникновение и развитие национальных школ дизайна и их развитие вплоть до 21-го века.


Целью онлайн-курса является обучение слушателя основами истории дизайна и его основными принципами. В результате освоения курса слушатель сможет перечислить основные периоды и стили в истории дизайна, назвать имена выдающихся мастеров каждого направления, а также узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории дизайна. Кроме того, слушатель сможет проследить связи между эволюцией стилей в дизайне и тем контекстом, который задавало развитие искусства в каждом из десятилетий ХХ века – эти навыки принципиально важны как для работы дизайнера, так и для формирования более полного представления об истории современной культуры у широкой аудитории.


Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.

2 модуль

Концепт 2D-видеоигры

Студенты изучают основные жанры видеоигр, знакомятся с вариантами компоновки 2D-пространства, осваивают основы анимации и монтажа. Работают с 2D-графикой. Знакомятся с 2D играми разных жанров, учатся создавать механики в рамках технического задания.

Основы работы с растровой графикой и созданием презентаций

В течение модуля происходит обзор большинства основных инструментов и эффектов программы, а также отрабатываются приемы работы с ними.
В первую очередь дается краткий обзор интерфейса и мастер-класс по необходимым приемам для выполнения задания по текущему проекту. Далее происходит подробный обзор всех основных графических инструментов с наглядными примерами их использования.

Преподаватели: Ермаков Р. Ю.

Инструменты растровой графики. Коллаж (базовый уровень)

Курс посвящен изучению основных функций и инструментов, практическим приемам составления коллажей. Студенты изучают интерфейс, его настройку под различные задачи, форматы графических файлов. Учащиеся также знакомятся с понятиями разрешения изображения, слоя и маски слоя. Кроме того, студенты осваивают приемы работы с селекциями, технику удаления фона изображения при помощи инструмента Path, изучают особенности панели Layer effects, работают со шрифтом, кистью и панелью Brush, с инструментом Smart objects. Важной частью курса также является изучение управления цветом, методов цветокоррекции, принципов работы с фактурами. Студенты развивают навыки работы с инструментами ретуши
и знакомятся с понятием цветового пространства CMYK.
Преподаватели: Семенков В. В.

Действие как основа игрового мышления

Во втором модуле студенты изучают каким образом совокупность элементов игры порождает игровой процесс, а также ряд явлений, присущих игровому процессу. Рассматривается понятие «игровой цикл» («петля геймплея») и способы его проектирования.

Игровой процесс рассматривается как последовательность принимаемых решений и трудностей, которые необходимо преодолеть для достижений условий выигрыша. Значительная часть модуля посвящена описанию игры через принимаемые решения: подходящие и неподходящие для игры выборы, источники неопределённости при принятии решений, влияние игрового пространства и времени на выбор игрока.


В части сквозных навыков студенты продолжают работать с обратной связью, знакомятся с принципами функционального текста и написанием статей.

Примеры работ:

История искусства (часть 2)

Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с произведениями искусства эпохи Возрождения, искусством Нового времени, а также детальный анализ произведений искусства и стилей XIX — начала XX века.

История дизайна (онлайн курс) (часть 2)

«История дизайна» - онлайн-курс, посвященный истории развития графического и промышленного дизайна, их взаимному влиянию, а также связи с более широким культурным контекстом 20-го и 21-го вв. Обучение на курсе начинается с рассказа о возникновении дизайна на рубеже 19-20 веков, когда движение «Искусств и ремесел» задает вектор, следуя которому декоративно-прикладное искусство начинает осмысливаться как работа по художественному оформлению предметов массового производства, как дизайн в строгом смысле слова. Далее мы рассматриваем авангардный дизайн, работу школы Баухауз, возникновение и развитие национальных школ дизайна и их развитие вплоть до 21-го века.


Целью онлайн-курса является обучение слушателя основами истории дизайна и его основными принципами. В результате освоения курса слушатель сможет перечислить основные периоды и стили в истории дизайна, назвать имена выдающихся мастеров каждого направления, а также узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории дизайна. Кроме того, слушатель сможет проследить связи между эволюцией стилей в дизайне и тем контекстом, который задавало развитие искусства в каждом из десятилетий ХХ века – эти навыки принципиально важны как для работы дизайнера, так и для формирования более полного представления об истории современной культуры у широкой аудитории.


Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.

3 модуль

Концепт 3D-видеоигры

Студенты изучают основные жанры видеоигр, знакомятся с вариантами компоновки 3D-пространства, осваивают основы моделирования, основы анимации, монтажа и стилизации в 3D. Работают с 3D-графикой. Знакомятся с 3D играми разных жанров, учатся создавать механики в рамках технического задания.

Программа для создания, анимации и визуализации трехмерных сцен

Изучение основ работы с программой, знакомство с интерфейсом программы. Обзор панелей и инструментов. Изучение нодовой архитектуры, сплайнового моделирования: работа с кривыми, построение поверхностей, обзор инструментов NURBS-моделирования, работа с историей. Студенты осваивают работу со сценой (системы координат, группировки и иерархия, понятие pivot’а, копирование и подстановка), полигональное моделирование (анатомия полигонов, обзор инструментов полигонального моделирования, основы высокополигонального моделирования, работа с историей, топология объектов, UV-мапинг, Modeling toolkit). Также студенты изучают анимацию (ключевая анимация, работа с анимационными кривыми, процедурная анимация (Motion Path), editable motion trail, обычные и нелинейные деформации, blendShape’ы) и визуализацию (Mental ray - источники освещения, постановка света, материалы, физические свойства, модели освещенности, работа с HyperShade’ом, глобальное освещение (GI, Final Gather, IBL), понятие shader, MILA shader).
Преподаватели: Позин М. Ю., Ермаков Р. Ю.

Игровое пространство как машина. Выбор.

В третьем модуле студенты изучают каким образом игровой процесс порождает опыт игрока, выходят в позицию разработчика и пробуют проектировать игру от опыта или результата. Результат выражается либо как художественный, либо как прикладной эффект, так как это делается на примере серьезной игры (т.е. такой игры, основной целью которой не является развлечение). Уточняется алгоритм работы над концепцией игры.

Также студенты знакомятся с принципами прототипирования и тестирования, пробуют тестировать свои разработки на достижение нужного эффекта у аудитории.


В части сквозных навыков студенты знакомятся с алгоритмом исследования: постановка исследовательского вопроса или гипотезы, сбор материала под исследовательскую задачу, группировка и обобщение, формулировка тезисов, оформление результатов в текст. Алгоритм применяется на практике для разработки концепции серьезной игры.

Современное искусство (часть 1)

В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др.).

Современный культурный процесс (онлайн курс) (часть 1)

Курс посвящен анализу основных элементов и процессов современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни. Будет интересен всем студентам, которые хотят научиться осознанно воспринимать современный культурный процесс, понимать причины его поляризованных оценок, ориентироваться в его сложной, динамичной и увлекательной структуре.

4 модуль

3D видеоигра. Игровая сцена

Студенты освоят основы работы с Unreal Engine 5: научатся создавать игровые сцены и наполнять их объектами; узнают об основных жанровых шаблонах создания игр и получат практический навык их применения; освоят базовую работу с камерой, освещением, материалами, звуками; используя встроенный инструментарий - blueprints - научатся настраивать управление игрой и внутриигровые события; изучат принцип взаимодействия с игроком через игровой интерфейс.
Преподаватели: Ларцев А. Е., Балашов Ф. Н.

Unreal Engine

Студенты освоят основы работы с Unreal Engine 5: научатся создавать игровые сцены и наполнять их объектами; узнают об основных жанровых шаблонах создания игр и получат практический навык их применения; освоят базовую работу с камерой, освещением, материалами, звуками; используя встроенный инструментарий - blueprints - научатся настраивать управление игрой и внутриигровые события; изучат принцип взаимодействия с игроком через игровой интерфейс.

Обратная связь

Четвёртый модуль посвящён обучению игре (туториалу). В теоретической части рассматриваются виды обучения: внешние и встроенные, явные и неявные, обучение на разных этажах игры (на практике, средствами сеттинга, средствами оформления), на разных системных уровнях (на уровне процедуры, на уровне действия, на уровне объекта). Уделяется внимание психофизиологическим эффектам и когнитивным искажениям, связанным с обучением, рассматриваются педагогические принципы и приёмы.

В части сквозных навыков студенты применяют на практике алгоритм исследования и самостоятельно ищут необходимые решения для туториала. Также исследование применяется для подготовки устного доклада.

Современное искусство (часть 2)

В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие.

Современный культурный процесс (онлайн курс) (часть 2)

Курс посвящен анализу основных элементов и процессов современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни. Будет интересен всем студентам, которые хотят научиться осознанно воспринимать современный культурный процесс, понимать причины его поляризованных оценок, ориентироваться в его сложной, динамичной и увлекательной структуре.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.