По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В этом году в Школе дизайна открывается набор на профиль бакалавриата «Визуальные эффекты». Мы поговорили с Марией Полисадовой — руководителем профиля «Визуальные эффекты», кандидатом педагогических наук, проектным директором CG training center — о том, как развивается индустрия и что ждет выпускников нового профиля.
— Направление «Визуальные эффекты» уже несколько лет существует в Школе дизайна в качестве специализации, которую могут на втором курсе выбрать студенты профиля «Анимация и иллюстрация», а в этом году оформилось в отдельный бакалаврский профиль. Что изменилось?
Действительно, в этом году для нашего образовательного направления в Школе дизайна произошло важное событие — мы организационно оформились в отдельный профиль обучения. В первую очередь, это говорит о высоком уровне востребованности CG-профессий в современном мире, а главное — позволяет нам набирать большее количество студентов.
Мы продолжаем развивать наши программы дополнительного образования для более взрослой аудитории, специализацию «Визуальные эффекты» все так же можно выбрать на профиле «Анимация и иллюстрация», но начиная с этого года абитуриенты могут поступать сразу на профиль «Визуальные эффекты». Это дает возможность значительно расширить образовательную программу и отработать со студентами большее количество актуальных навыков.
Наши программы логично выстроены в соответствии с тремя основными принципами: постепенное формирования навыков работы в CG — от базовых к продвинутым; комбинаторность обучения в соответствии со способностями и предпочтениями ребят; анализ потребностей современного профессионального сообщества.
Мы учимся созданию концепт-артов, 3D-персонажей и 3D-сцен, 3D-моделлированию и скульптингу, риггингу и 3D-анимации, созданию VFX.
— Сложно будет поступить?
Профиль «Визуальные эффекты» открыт в рамках бакалаврской программы «Дизайн», где объявлено 60 бюджетных мест и действует очень лояльная система скидок на обучения для тех, кто не прошел на бюджет. Вступительные экзамены — такие же, как и для всех абитуриентов программ «Дизайн» и «Мода»: русский язык (ЕГЭ), литература (ЕГЭ) и творческий конкурс. Для участия в конкурсе на поступление необходимо набрать не менее 55 баллов на каждом из ЕГЭ и не менее 60 баллов за творческий конкурс. Творческий конкурс состоит из двух этапов — собеседования по истории искусств и просмотра творческого проекта. Творческий проект абитуриенты готовят заранее и приносят в день экзамена в Школу дизайна. Для поступления на наш профиль студенты могут подготовить серию персонажей для мультфильма или компьютерной игры; серию кадров к мультфильму или компьютерной игре; 3D-модели объектов/персонажей (сопровождается 6-12 скриншотами); 3D-видеоролик (рил) продолжительностью до 1 минуты, сопровождающийся 6-12 скриншотами; мультфильм, сопровождающийся 6–12 скриншотами. Подробнее об условиях поступления на профиль «Визуальные эффекты».
Создание процедурного объекта. Часть проекта студентки направления «Визуальные эффекты» Натальи Барановой
— Что сейчас подразумевается под словосочетанием «визуальные эффекты» — это драконы в «Игре престолов» и прыжки со здания на здание в боевиках?
В чистом виде, VFX или «визуальные эффекты» — это, действительно, и драконы, и прыжки, и инопланетяне, и все то безграничное, что способна породить наша фантазия, а продюсер и режиссер — должны показать на экране зрителю.
Наше образовательное поле находится на стыке творческих и технических дисциплин — мы изучаем способы технического воспроизводства визуального искусства. Студенты учатся визуализировать информацию, управлять «визуальными технологиями», чтобы увеличить потенциальные зрительные возможности.
Если остановиться на наших образовательных программах более подробно, то, конечно, стоит отметить, что изучению создания собственно визуальных эффектов посвящена только часть учебных дисциплин. За четыре года обучения бакалавры знакомятся как минимум с шестью различными профессиями и выбирают для себя те направления, с которыми свяжут свою профессиональную жизнь, для чего и формируют и развивают необходимые скиллы.
— Расскажите о профессиях внутри индустрии — что делают представители каждой профессии, какая иерархия, какие тенденции — развиваться в узкой специализации или уметь все и сразу?
Например, специалист Concept-Art осуществляет творческий поиск, формирует идеи персонажей и их характеры, создает окружающий мир и его первую визуализацию. 3D Animator отвечает за «оживление» персонажей и предметов — создает движение и взаимодействие в кадре. Специалист по VFX старается сделать сцену зрелищной и эффектной, реалистичной или при необходимости — несуразной, используя такие визуальные эффекты, как снег, дождь, огонь, взрывы и многое другое.
Теперь немного о тенденциях. Последние нескольких лет можно заметить парадоксальное противоречие в кадровых потребностях CG-индустрии. Многие наши коллеги склонны считать, что сейчас компании заинтересованы в «универсальных солдатах». Такой подход, действительно, имел место и в основном основывался на принципах оптимизации технологических и управленческих процессов и максимальной экономии всевозможных ресурсов компаний. Однако более глубокий анализ опыта и практических производственных ситуаций показывает, что даже самые небольшие компании или проектные команды при таком подходе чаще теряют те самые драгоценные ресурсы, включая людей и время, переделывая по несколько раз одну и ту же задачу, пытаясь добиться высокого качества и сохранения своей профессиональной репутации.
Объективно в настоящий момент в процессе создания CG существуют такие специфические области, которые под силу только специалистам, высококлассно работающим с узким, но безграничным по сложности кругом задач. К таким профессиям сегодня можно отнести, например, риггера, текстурера, 3D-оператор, который работает с виртуальными камерами в 3D-пространстве.
Мне кажется, эта тенденция сохранится в ближайшем будущем, поэтому сегодня это нужно учитывать. А загадывать на десятилетия вперед — достаточно бессмысленно. В конце концов, кто знает, в какой момент произойдет очередной технологический прорыв, который приведет к глобальным изменениям!
Так что наш основной подход в обучении остается неизменным, а именно: отбор талантливых, высоко замотивированных на развитие абитуриентов и подготовка высококлассных специалистов в области компьютерной графики, которые имеют в своем арсенале максимально обширный набор профессиональных скиллов, позволяющий им быть уникальными на рынке CG.
Проект студентки направления «Визуальные эффекты» Анны Смирновой
— Какие проекты делают студенты во время учебы? Работают ли со студийным материалом или разрабатывают все сами?
Требования к проектам на разных курсах, естественно, различные. Например, на втором курсе итоговым годовым проектом является Full CG-ролик с 3D-персонажем и окружением по разработанному сценарию. На третьем курсе допускаются проекты нескольких типов: Full CG-ролик с 3D-анимированным персонажем и окружением по разработанному сценарию или Full CG-сцена с полностью разработанной 3D-локацией и VFX по разработанному сценарию.
Про четвертый курс стоит сказать отдельно, так как он выпускной и дипломной работой может стать только тот проект, который соответствует существующим критериям и требованиям. Это полноценный рил, который является достойной частью портфолио каждого нашего выпускника.
— Нужно ли для качественного обучения визуальным эффектам сотрудничать с профессиональными студиями? Существуют ли такие партнерства в Школе дизайна?
Да, однозначно сотрудничество очень полезно — причем, и для тех, кто учится, и для тех, кто учит. Индустрия сегодня диктует определенные правила и условия для специалистов, которых мы готовим, но завтра именно эти специалисты наполнят индустрию и будут формировать условия. Поэтому метафорически индустрия и образование напоминают не старшего и младшего брата или шаг «след в след», а скорее танцевальный дуэт двух равнозначных партнеров, не разрывающих рук.
Конечно, в рамках занятий со студентами работают консультанты таких крупных студий, как «Анимаккорд», «Паровоз», «Интерактивный Мульт», CGF.
Скриншот из проекта студентки направления «Визуальные эффекты» Анастасии Тандуры
— У вас уже появился опыт работы со студентами — расскажите, какие успехи уже заметны, а что наоборот — идет сложнее?
Каждый день приносит новые задачи, часто не похожие на предыдущие, потому что мы очень тесно работаем со студентами и стараемся принимать совместные решения. Именно это и делает нашу работу непростой, но в то же время интересной и нескучной.
Из необычного и нового, что обещает быть успешным: сейчас с проектной группой студентов второго и третьего курсы мы работаем над созданием 3D-анимационного проекта с рабочим названием «Кто воришка?». Это работа «с нуля» — мы имеем только авторский текст и разрешение на его использование. То есть фактически стоит задача — воссоздать весь производственный процесс. Это очень интересно и многообещающе — в июне посмотрим на результат. С этим проектом мы планируем поучаствовать в одном из крупных анимационных фестивалей.
Скриншот из проекта студента направления «Визуальные эффекты» Дмитрия Моисеева
— Кого проще учить — бакалавров или взрослых людей на программах дополнительного образования?
Практика показывает, что обучение — это в принципе непросто, это каждодневный труд, это частый отказ себе в развлечениях, а в периоды «дедлайнов» — даже порой и во сне в пользу качества проекта.
В этом смысле те, кто принял такое важное решение во взрослом возрасте и «крадет» время у семьи и работы в пользу развития компетенций и новых умений, вызывают бесконечное уважение. Понимая это, мы стараемся сделать процесс обучения на программах дополнительного образования максимально комфортным и оптимальным по времени. Поэтому у нас открыты и годовые, и короткие (до шести месяцев) программы дополнительного образования для практикующих профессионалов, а также базовые курсы для тех, кто впервые пришел в CG-индустрию.
С бакалаврами в этом плане легче, ведь учеба — это их основное занятие: естественно, получается больше обсудить, сделать больше разноплановых проектов.
Скриншот из проекта студента направления «Визуальные эффекты» Никиты Животовского
— Если говорить о востребованности профессионалов в индустрии визуальных эффектов, то есть ли какие-то объективные данные о том, насколько легко нашим выпускникам будет найти работу? Какие перспективы у профессий этой области?
В этом учебном году только состоится первый выпуск ребят нашей специализации профиля, но это не мешает нам строить реалистичные прогнозы. Дело в том, что на сегодняшний момент 25% наших студентов уже имеют постоянное место работы, а остальные попробовали себя в профессии в качестве фрилансеров. Так что успех неизбежен!
Наша профессия в России развивается стремительно, технологии неумолимо шагают вперед, потому что человек не перестает мечтать, созидать и восхищаться прекрасным. Сейчас профессия очень востребована, и мы стараемся развивать наши кадры и создавать все условия для того, чтобы люди имели возможность учиться новому и работать.
5 эпохальных с точки зрения визуальных эффектов сцен в кинематографе
Бакалавриат Школы дизайна в Ереване — первое её подразделение за рубежом — существует уже второй год. Многие его студенты, приехавшие из России, сменили не только место жительства, но и специальность. Среди них — Анастасия Черникова, студентка II курса ереванского «Коммуникационного дизайна». Мы поговорили с ней о переезде и новой жизни, о поступлении, учебном процессе и развитии дизайн-сообщества в Ереване.
Дизайнер Алёна Неведрова, закончившая бакалавриат Школы дизайна в 2021 году, вошла в лонг-лист ежегодного рейтинга Forbes «30 до 30». В свои 25 лет она успела отучиться в магистратуре Центрального колледжа искусства и дизайна им. Святого Мартина (Лондон) и привлечь внимание мировой прессы своей дипломной коллекцией hidden woman. О ней написали Dazed, Marie Claire, V Magazine и другие авторитетные медиа.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.