Художник и куратор

1 модуль

Основы проектирования (современное искусство)

Разработка концепции малого фирменного стиля и его элементов для институции, связанной с каким-либо художником. Студенты разрабатывают графическую систему и логотип, все необходимые элементы фирменного стиля на небольшом количестве носителей. В рамках работы первого модуля студент также выбирает тему, которую ему предстоит разрабатывать на протяжении всего года обучения, это так называемая годовая проектная тема. Рамки выбора темы: художник, институция связанная с этим художником, арт-институция, любое место связанное с художником. Состав подачи на просмотре: флаг (не менее 5 вариантов), серия графических образов (не менее 3 вариантов), логотип (не менее 3 вариантов), графическая система в применении к печатным материалам (визитка, бланк письма, конверт, папка, буклет, листовка) и сувенирной продукции (не менее 3 примеров применения).
Преподаватели: Кузнецова А. В., Сергеев А. Ю.

Adobe Illustrator (базовый уровень)

В течение модуля происходит обзор большинства основных инструментов
и эффектов программы, а также отрабатываются приемы работы с ними.
В первую очередь дается краткий обзор интерфейса и мастер-класс по необходимым приемам для выполнения задания по текущему проекту. Далее происходит подробный обзор всех основных графических инструментов с наглядными примерами их использования.

Основы работы с контентом

Для студентов ОП Современное искусство - в рамках дисциплины "Новые медиа".


В первом модуле студенты знакомятся с общими принципами и приемами подготовки и написания текста, понятием жанра, формата, структуры, события, информационного повода, со способами и практиками сбора информации, вычленения новостной составляющей, формами письменной самопрезентации (профиль, CV, автобиография и др.). На примере повести Ивана Бунина «Легкое дыхание», а так же фрагмента из книги Льва Выготского «Психология искусства» студенты постигают основы поэтики создания контента: что такое композиция, чем фабула отличается от сюжета, что такое конфликт, кульминация и т.д.

На следующем этапе студенты изучают литературные форматы: поэтический, художественный, научный, журналистский (рецензия, обзор, очерк, интервью, новости). Студенты исследуют разные способы подачи информации, постигают тему «сжимаемости» текста, знакомятся с профессиональными московскими новостными изданиями и переходят к производству новостей. Работа студентов в первом модуле строится на написании серии новостей с опорой на перенос фактов реальности в факт текстовой. Также внедряется ведение персонального блога, интерпретирующего сюжет произведения глазами автора или героя (на выбор: поэтический цикл Осипа Мандельштама «Tristia» или повесть Достоевского «Записки из подполья»). Блог может сопровождаться визуальным решением.

Преподаватели: Шулинский И. В.

Книга художника

У ОП "Современное искусство" - в рамках дисциплины "Методы и технологии современного искусства".

В ходе данного модуля студенты изучают различные графические техники и создают авторское высказывание в формате книги художника. Итогом работы первого модуля становится книга художника, для которой студент выбирает тематику и реализует её в любой из доступных ему техник. Главным условием является формулировка ясной концепции, которая объединяет все страницы книги.

Состав подачи на просмотре: оригинал книги художника, презентация, включающая описание концепции, фотографии или сканы разворотов книги (не менее 15 разворотов).

Примеры работ:

История искусства XIX века

Обзорный курс, в рамках которого студенты проанализируют наиболее важные стилистические направления в мировом искусстве XIX века (неоклассицизм, романтизм, реализм и др.) в контексте той эстетической базы, которая впоследствии стала фундаментом современного искусства. Хотя изучение истории искусства в данном курсе начинается с европейской живописи XIX века, программа не игнорирует искусство предыдущих временных периодов и иных культурных регионов, а представляет этот материал свозь призму актуального художественного мышления. Так искусство Дальнего Востока, Средневековья, Возрождения, художественной культуры Африки, Австралии, доколумбовой Америки, неолитические петроглифы и многое другое — будут изучатся в связи с творчеством романтиков, импрессионистов, прерафаэлитов и так далее. Кроме того, курс предполагает изучение ключевых теоретических литературных произведений XIX века, авторы которых повлияли на современную философию искусства (С. Кьеркегор, Р. Вагнер, У. Моррис, Ш. Бодлер и др.).
Преподаватели: Пыркина Д. А.

История (часть 1)

Курс построен на основе онлайн-курса "Введение в историю искусства": студенты самостоятельно знакомятся с материалами и далее на занятиях вместе с педагогом анализируют наиболее значимые феномены каждого из исторических стилей. 

Первая часть курса посвящена Древнего миру и Средневековью.

Преподаватели: Старусева-Першеева А. Д.

2 модуль

Основы дизайна плаката и многостраничного издания, расширение проекта художника

Студенты разрабатывают кураторскую концепцию выставки в избранной институции, но другого художника или группы художников. Результат работы студента над проектом визуализируется посредством создания многостраничного издания в выбранном формате (журнал, книга, буклет и т.д.) и серии плакатов образно раскрывающих отдельные аспекты кураторского проекта. Состав подачи на просмотре: макет многостраничного издания (не менее 20 разворотов), макеты 2-ух серий плакатов – типографические (не менее 3 штук), изобразительные (не менее 3 штук).

Adobe Photoshop. Коллаж (базовый уровень)

Курс посвящен изучению основных функций и инструментов, практическим приемам составления коллажей. Студенты изучают интерфейс, его настройку под различные задачи, форматы графических файлов. Учащиеся также знакомятся с понятиями разрешения изображения, слоя и маски слоя. Кроме того, студенты осваивают приемы работы с селекциями, технику удаления фона изображения при помощи инструмента Path, изучают особенности панели Layer effects, работают со шрифтом, кистью и панелью Brush, с инструментом Smart objects. Важной частью курса также является изучение управления цветом, методов цветокоррекции, принципов работы с фактурами. Студенты развивают навыки работы с инструментами ретуши
и знакомятся с понятием цветового пространства CMYK.

Adobe Photoshop. Коллаж (продвинутый уровень)

Студенты изучают профессиональные методы подготовки изображений
к печати в офсетной типографии, знакомятся с основами цветоделения
как с частью полиграфической технологии.
Преподаватели: Семенков В. В.

Adobe InDesign (базовый уровень)

Курс включает в себя подробный обзор интерфейса программы и инструментов, необходимых для создания веб-презентации проекта, а также многостраничного издания. Изучается работа со страницами, изображениями, шаблонами и модульными сетками. Студенты осваивают принципы работы со стилями и свойствами фрейма, выполняют короткие практические задания. Также проводятся мастер-классы по разработке макета. На финальном этапе студенты изучают особенности экспортирования публикации в формат PDF и подготовку макета к печати.

Создание контента на основе культурных событий. Рецензия и обзор

Для студентов ОП Современное искусство - в рамках дисциплины "Новые медиа".


Во втором модуле работа построена вокруг темы «рецензии» и «обзора». Студенты изучают виды рецензии, способы редактирования текста, понятия формата и адресной группы. Идет знакомство с почти неизвестными обзорами американской журналистики 30-х–50-х годов, сотрудниками журналов «Vanity Fair» и «The New Yorker», изучается лаборатория «круга» Дороти Паркер, участники которого и разработали тот тип рецензий, которыми мы пользуемся по сей день. По итогам модуля студенты представляют два проекта: несколько рецензий и аннотаций по итогам посещения культурных событий Москвы и расширенный обзор тенденций в культурной жизни России или мира, сделанный на основе изучения медийных источников.

Преподаватели: Шулинский И. В.

Графическая серия

У ОП "Современное искусство" - в рамках дисциплины "Методы и технологии современного искусства".

Студенты осуществляют художественное исследование 2-3 материалов нехудожественного назначения и на базе результатов изобретенных самими студентами экспериментальных стратегий работы с этими материалами создают несколько графических серий. Техники: рисунок, аналоговая или цифровая печать, фотография. Состав подачи на просмотре: не менее 3 графических серий по 6 листов в каждой.

История искусства первой половины ХХ века

На занятиях студенты изучают основные этапы развития мирового искусства первой половины XX века (авангард и модернистские направления), знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также со стилистическими направлениями современного искусства и творчеством наиболее значимых художников. Одна из главных задач — проанализировать ключевые произведения и обсудить важные вопросы, поднятые искусством XX века. Кроме того, анализируются различные варианты переосмысления искусства древних времен и классического наследия в проектах модернистов. 
Варианты

История (часть 2)

Курс построен на основе онлайн-курса "Введение в историю искусства": студенты самостоятельно знакомятся с материалами и далее на занятиях вместе с педагогом анализируют наиболее значимые феномены каждого из исторических стилей.

Вторая часть курса посвящена искусству Нового времени. 

Преподаватели: Старусева-Першеева А. Д.

3 модуль

Основы проектирования пространства (современное искусство)

Проектирование пространства или серии пространств в контексте годовой проектной темы. Реализация проекта осуществляется в различных техниках, которые могут включать в себя 3D-проектирование, коллажирование, иллюстрацию и т.д. Также студент разрабатывает навигацию для созданного им пространства. Состав подачи на просмотре: планы этажей или планировочных зон, визуализация внешнего вида здания (не менее 4 видов), визуализация интерьеров здания (не менее 6 видов), графическая система навигации, примеры использования навигации в интерьере и экстерьере здания.

Autodesk 3Ds MAX. Моделирование

Изучение особенностей создания трехмерных объектов разной степени сложности. Знакомство с интерфейсом программы Autodesk 3Ds MAX и способами навигации в трехмерном рабочем пространстве. Первые задания студенты выполняют, используя так называемые примитивы: комбинируя их в пространстве, можно получить представление об особенностях пространственных композиций. Далее идет изучение линейных инструментов и различных способов превращения линейных объектов в объемные. Последним этапом раздела является изучение сложных методов моделирования, которые предоставляют наибольшие творческие возможности.

Autodesk 3Ds MAX. Визуализация.

Изучение особенностей превращения смоделированных форм в конечные изображения или кадры ролика. Для обучения студентов выбран модуль визуализации от Chaos Group под названием V-ray. В рамках раздела студенты знакомятся с особенностями материалов и их размещения на трехмерных объектах, различными схемами и приемами постановки виртуального освещения. Также в данном разделе изучаются основы анимации. Финальные темы раздела посвящены особенностям настройки модуля визуализации для производства статичных рендеров и анимации, производственной культуре и пост-обработке в других пакетах компьютерной графики.

Личность и герой как основа создания контента. Интервью

Для студентов ОП Современное искусство - в рамках дисциплины "Новые медиа".


Продолжая осваивать методики создания текстового контента в мультимедийной среде, в третьем модуле студенты переходят к работе с текстом, построенным вокруг героя. Студенты знакомятся с конструированием образа, понимают, что такое главный герой и вспомогательный, деление на отрицательные, положительные и смешанные характеры и их роли в развитии сюжетов и конфликтов. Интервью рассматривается как главное и самое сложное оружие журналистики, изучаются разные техники этого жанра. В качестве модульного проекта студенты представляют интервью с реальным человеком (по выбору куратора), а также профайл или скомпилированное интервью на основе изучения медийных источников.

Преподаватели: Шулинский И. В.

Скульптура или скульптурный объект + арт-видео

У ОП "Современное искусство" - в рамках факультатива.

Студенты осуществляют художественное исследование 2-3 материалов нехудожественного назначения, которые позволяют создавать объёмные конструкции. Используя разработанные экспериментальные стратегии работы с этими материалами, студенты создают художественный объект. Параллельно студенты осваивают навыки видео и фото-фиксации работы над художественным проектом и монтируют видеоролик (2-3 минуты), посвящённый процессу создания объекта. Состав подачи на просмотре: Скульптура или скульптурный объект, презентация с ключевыми кадрами видео-ролика, видеоролик в формате МР4, загруженный на один из видео-хостингов.

История искусства конца XX – начала XXI века (этап 1): авторский курс Дарьи Пыркиной

Студенты интенсивно погружаются в историю искусства, подробно останавливаясь на послевоенном искусстве: от новой вещественности до постконцептуальных практик. Хронологические рамки курса: 1945 г. — начало 2000-ых гг., то есть период, традиционно понимаемый как «история современного искусства (contemporary art history)» в международной традиции, с момента окончания II мировой войны до наших дней. В этот период возникают новые жанры и виды искусства, ставящие под вопрос его традиционные формы, существенно размыкающие его границы, расширяющие понятие и трактовку художественного объекта и образа, утверждающие новые формально-языковые приемы; совершается важный переход от модернистского к постмодернистскому сознанию. В центре внимания в третьем модуле будут такие направления, как абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм.
Преподаватели: Пыркина Д. А.

Факультатив - История фотографии (часть 1)

В рамках курса студенты узнают о важнейших этапах развития фотографии. Изучаются главные жанры фотографии в их хронологическом развитии, различные техники съемки, проявки и печати изображения, а также анализируются взаимосвязь техники и эстетики в фотографии. Студенты получают комплексное представление об эволюции искусства фотографии и изучают творчество ключевых авторов. В первой части курса изучаются технологии съемки, проявки и печати, рассматриваются основные события в истории фотографии с конца XIX века по 1950-е годы.

Преподаватели: Левашов В. Г.

4 модуль

Анимированный ролик о художнике

В финальном модуле студенты создают два ролика, презентующие манифесты. В первом случае это вымышленный манифест художника, с которым студент работал с начала года, во втором – свой собственный манифест. Визуальная часть роликов должна соответствовать содержанию манифеста. Состав подачи на просмотре: презентация работы над каждым из анимированных роликов, включающая в себя эскизы, раскадровки, ключевые кадры и два видеоролика в формате МР4 загруженный на один из видео-хостнигов, длительность 1-2 минуты каждый.

Adobe After Effects (расширенный курс)

Cтуденты изучают особенности работы с программой Adobe After Effects. Импорт векторной и растровой графики и видео. Инструменты, настройки, эффекты, рендер. Анимация по ключевым кадрам, композиции, иерархии и привязки, пути, ориентирование, трехмерные слои, выражения, анимированная типографика, работа с графическим планшетом и кистями, отслеживание движения и стабилизация изображения, киинг.

Adobe Premier

Студенты изучают базовый инструментарий программы Adobe Premier, осваивают основные приемы и установки по созданию проекта, добавление и монтаж видеоматериала и статичных изображений, работу со звуком. Также студенты изучают экспортирование в мультимедийный формат, настройки качества и автоматическую сборку проекта.

Визуальный сторителлинг

Для студентов ОП Современное искусство - в рамках дисциплины "Новые медиа".


Четвертый модуль посвящен теме «истории» как ключевому элементу в создании и анализе контента. История есть во всем, будь то сценарий фильма, продюсерский проект спектакля, выставочный проект, медийный проект, рекламно-менеджерский проект и т.д. В основе всех этих историй лежат одни и те же законы поэтики, и именно постижение их называется «сторителлинг». В рамках модуля студенты знакомятся с различными интерпретациями понятия «нарратива» и его основными видами, принципами субъектной организации текста, сквозными сюжетами и образами мировой культуры, служащими основой современного «сторителлинга», сценариев, анализируют презентации рекламных проектов как форму организации текста, виды и особенности театральных, кино-, событийных сценариев. Практическая часть модуля построена вокруг собственной истории. Она может быть как из области дизайна, так и из любой другой сферы. Выразительности выдуманной истории придаст ее социальная значимость и необходимость ее внедрения в окружающую нас реальность.


На просмотре представляется готовая иллюстрированная история на основе элементов прослушанной программы (интервью, репортаж, очерк, новости).

Преподаватели: Шулинский И. В.

Арт-проект для групповой выставки

У ОП "Современное искусство" - в рамках дисциплины "Методы и технологии современного искусства".

На основе полученных в предыдущих модулях знаний и навыков студенты создают индивидуальные инсталляционные проекты для групповой выставки на заданную куратором тему. В рамках работы над проектом студенты создают плакат, буклет и короткий видеорепортаж к своему проекту. Готовые проекты демонстрируются на итоговой выставке. Состав подачи на просмотре: презентация, включающая в себя эскизы, регистрацию процесса создания проекта, короткий рекламный ролик о проекте и серия макетов плаката (не менее 6 штук).

История искусства конца XX – начала XXI века (этап 2): авторский курс Дарьи Пыркиной

Студенты интенсивно погружаются в историю искусства, подробно останавливаясь на послевоенном искусстве: от новой вещественности до постконцептуальных практик. Хронологические рамки курса: 1945 г. — начало 2000-ых гг., то есть период, традиционно понимаемый как «история современного искусства (contemporary art history)» в международной традиции, с момента окончания II мировой войны до наших дней. В этот период возникают новые жанры и виды искусства, ставящие под вопрос его традиционные формы, существенно размыкающие его границы, расширяющие понятие и трактовку художественного объекта и образа, утверждающие новые формально-языковые приемы; совершается важный переход от модернистского к постмодернистскому сознанию. В центре внимания в четвертом модуле будут такие направления, как трансавангард, «искусство взаимодействия», новые виды искусства (перформанс, хэппенинг, инсталляция), а также паблик-арт, арте повера, лэнд-арт, видео- и медиа-арт.
Преподаватели: Пыркина Д. А.

Факультатив - История фотографии (часть 2)

В рамках курса студенты узнают о важнейших этапах развития фотографии. Изучаются главные жанры фотографии в их хронологическом развитии, различные техники съемки, проявки и печати изображения, а также анализируются взаимосвязь техники и эстетики в фотографии. Студенты получают комплексное представление об эволюции искусства фотографии и изучают творчество ключевых авторов. Во второй части курса изучается фотография как вид современного искусства, вводятся понятия фотографической серии и фотокниги.

Преподаватели: Левашов В. Г.