Задача данного модуля: создание серии картин. Картина при этом понимается расширенно — от традиционной картины на плоскости холста до любых плоских объектов. В ходе модуля студенты изучают различные техники и художественные приёмы работы с плоским изображением и на базе полученного опыта создают собственную серию.
В рамках дисциплины "Современные и цифровые технологии в визуальных искусствах".
Данный курс посвящен работе с медиумом видео в различных форматах. Студенты создают видеоролики, монтируя авторский материал с найденным.
В этом модуле
студенты создают текстильный арт-объект. На основе изучения целевой аудитории и
анализа рынка искусства формируется концепция создания собственного
произведения.
Студент учится работать с текстильным арт-объектом и предлагает три
варианта визуального решения. Основной проект состоит из создания произведения
искусства – текстильного арт-объекта, ориентированного на различные аудитории.
Итогом работы являются презентация визуального текстильного объекта искусства.
Для профиля "Кино и видеоарт" - факультатив.
Теоретическая дисциплина для художников и исследователей современного искусства, которая включает в себя эстетику и философию современного искусства, критическую теорию, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и др.). Дисциплина строится из блоков, являющихся авторскими курсами теоретиков современной культуры. Авторский курс Александры Володиной «Ключевые понятия теории современного искусства» В рамках курса лекций студенты рассмотрят, как на протяжении XX и XXI веков менялся концептуальный аппарат эстетической теории и способы размышления об искусстве. Теория и практика современного искусства находятся в динамической взаимосвязи, а изменения в одной из них влекут за собой трансформации другой, благодаря чему мы сможем проследить, как рождаются и обретают плоть новые идеи, структуры чувства и формы опыта. На лекциях будут проанализированы теоретические установки и влияние «поворотов» («turns») в науках о культуре второй половины XX-начале XXI вв., а также отказ от традиционных эстетических категорий и искусствоведческих методологических установок и появление новых проблемных понятий в связи с переосмыслением понятия искусства и его границ и понятия произведения искусства, кризисом философии представления, появлением новых медиа и средств выразительности, новых теорий субъективности. Отталкиваясь от рассмотрения конкретных арт-практик, студенты исследуют различные подходы к концептуализации образа и знака, аффекта, ощущения, массы как множества (multitude), уделят внимание не-изобразительному искусству, проблематике травмы и памяти, технике как условии возникновения форм эстетического опыта, а также этическому и политическому измерениям искусства.
Студенты читают и анализируют ключевые манифесты и тексты художников, которые легли в основу современного представления о художественной практике.
Первая часть курса посвящена текстам эпохи авангарда.
Студенты изучают специфику перформанса — принципы его организации, концептуальный, телесный, предметный, пространственный и временной аспекты художественного действия. В результате упражнений и исследовательских работ формулируют и выполняют собственный перформанс. В ходе подготовки исполнения перформанса студенты осваивают принципы, подходы и методы организации видео и фотосьёмки, осваивают технологии съёмки, и разрабатывают стилистику фото и видеоизображения.
В рамках дисциплины "Современные и цифровые технологии в визуальных искусствах".
Студенты продолжают работать в формате видеоарта, рассматривая различные варианты создания экранных произведений (одноканальная инсталляция, многоканальная инсталляция и т.д.).
Студенты
создают текстильный арт-объект в рамках темы «Новая русская мода».
На основе изучения целевой аудитории и анализа рынка искусства и фешн-дизайна формируется решение поставленной задачи по созданию нового стиля. Студенты учатся работать с текстильным арт-объектом и предлагают три варианта визуального решения. Основной проект состоит из создания произведения искусства – текстильного арт-объекта новой русской моды, ориентированного на различные аудитории. Итогом работы являются презентация визуального текстильного объекта искусства.
Для профиля "Кино и видеоарт" - факультатив.
Данная дисциплина представляет собой конструктор из коротких курсов и мастер-классов, благодаря которому сформируется теоретическая баз, необходимая художнику и исследователю современного искусства. Курс будет состоять из блоков, подобранных либо в рамках общей логики и последовательности либо феноменологически. В данную дисциплину включаются: эстетика и философия современного искусства, критическая теория, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и т.д.).
В центре внимания данного курса находится последовательный анализ различных моделей отношения искусства к меняющемуся социальному и политическому контексту России последних десятилетий. Такой способ исторического рассмотрения представляется не только наиболее продуктивным, но единственно возможным для искусства, связанного с авангардистской традицией и его жизнестроительными амбициями. Обратившись к художественному нонконформизму 1970-ых или к акционистским практикам 1990-ых, можно лучше и полнее понять актуальное место искусства в российском обществе. – 1970-80-ые: концептуализм, нонконформизм, «вненаходимость». Введение. Понятия автономии и ангажированности искусства. Кризис позднесоветского общества. Дискуссии о «двоемыслии» советского человека. Диссиденты и проблема этического выбора. Московский концептуализм и его художественные стратегии. — 1990-ые: акционизм, восстание против консенсуса и «тоска по государству». Начало постсоветского состояния и дискуссии о «транзите». Рыночные реформы, атомизация общества и «частные рынки силовых услуг». Проблема насилия. Посольство NSK в Москве и новая постановка вопроса об отношениях искусства и государства. Плюрализм мнений и ценность художественного высказывания. Московский акционизм и его отношения с традицией авангарда. — 2000-ые: аристократизация буржуазии и буржуазный средний класс. Эпоха стабильности и проблема общественных институтов. Место искусства в новой социальной композиции. Искусство, рынок и потребление. Система современного искусства и «большие проекты» 2000-ых. Новые практики культурной гегемонии. «Образовательный поворот». Переопределение «левого» и «правого» в искусстве. — 2010-ые: этика, политика, кризис институтов. 2010-ые как новые период и его характерные черты. Споры о «конце постсоветского». Новый российский акционизм: сложные отношения с политическим и возвращение этического измерения. Подъем «исторической политики» и ее художественные рефлексии. Искусство и вопрос идентичности.
Студенты читают и анализируют ключевые манифесты и тексты художников, которые легли в основу современного представления о художественной практике.
Вторая часть курса посвящена ранним модернистским текстам.
Студенты разрабатывают проект визуального исследования — многостраничного издания, в состав которого включены вступительный текст и иллюстративный материал. Визуальная часть исследования раскрывает заявленную во вступлении проблематику. Задачей студента является анализ и сопоставление визуального материала, на основе чего он формулирует вывод. Визуальное исследование в обязательном порядке должно следовать формальным требованиям оформления письменной студенческой работы. Реализация исследования также помогает студентам осуществить выбор темы проекта.
Студенты изучают выбранную проблему, собирают различные типы визуальных и текстовых материалов. На базе собранных материалов формулируют концепцию инсталляции или серии объектов, подробно планируют инсталляционный проект и реализуют серию объектов.
Студенты узнают об изменении практик чтения, диджитал сторителлинге, особенностях вёрстки медийных материалов, методах управления вниманием пользователя и принципах создания публикации в интернете. Выполнят ряд упражнений, направленных на развитие навыков работы с текстами и изображениями в сети, используя графический онлайн-редактор Readymag.
Тема модуля - Графическая серия, выполненная в технике высокой печати. Изучение принципа серийности в графике. Принципы объединения листов в единый концепт. Связь пластических задач с возможностями и ограничениями технологии медиума печати. Работа с композицией внутри серии. Построение работы над большими проектами, важность изучения темы, сбора и анализа материала, эскизирование. В процессе подготовки серии работ изучаются различные материалы печатных форм (пластик, линолеум, дерево) и разные способы гравирования.
На просмотр студенты предоставляют графическую серию из 4 - 6 листов. Работы отпечатаны в технике высокой печати, объединены общей темой и выполнены в единой стилистике.
Студенты изучают теорию кураторства в современном искусстве, читают ключевые тексты философов и теоретиков, рассуждающих о принципах, лежащих в основе современной культуры, а также посещают выставки современного искусства и обсуждают их структуру с позиции зрительского опыта. В фокусе находится не только теория и философия современного искусства, но и принципы коммуникации тех или иных идей, проводниками которых становятся художники и дизайнеры. В рамках курса студенты готовят небольшие доклады и эссе, а также создают визуальное исследование.
Студенты читают и анализируют ключевые манифесты и тексты художников и кураторов, которые легли в основу современного представления о художественной практике.
Третья часть курса посвящена текстам 1950-1960-х годов.
На основе полученного опыта и приобретённых навыков студенты формулируют и реализуют персональный выставочный проект, заостряя своё внимание на выработке убедительной пластической системы и эффективного творческого метода. Комплексный творческий проект должен иметь в своём составе план организации события и все элементы рекламной компании.
В рамкахдисциплины "Современные и цифровые технологии в визуальных искусствах".
Студенты продолжат изучать особенности цифровой среды. Научатся разрабатывать визуальные концепции спецпроектов, подбирать формат материала под тип контента.
Тема модуля - Работа с визуальным нарративом, принципами иллюстрирования текста. Визуальный нарратив как один из принципов создания графического высказывания. В течение второго модуля студенты изучают техники глубокой печати (сухая игла, офорт, акватинта, карборундум). Основные тренды в современной графике (иллюстрации) и работа с ними. Ключевые точки повествования, выбор стилистки и манеры. Авторское высказывание, следование тексту и формы иллюстрирования произведений: книга, журнал, станковая графика. Во время модуля студенты работают с классическими текстами в указанных форматах.
На просмотр студенты предоставляют 2 книжных разворота, 2 журнальных полосы и станковую серию иллюстраций из 3 листов. Задания должны быть созданы с использованием различных техник глубокой печати, которые осваивались в процессе обучения.
Студенты изучают теорию кураторства в современном искусстве, читают ключевые тексты философов и теоретиков, рассуждающих о принципах, лежащих в основе современной культуры, а также посещают выставки современного искусства и обсуждают их структуру с позиции зрительского опыта. В фокусе находится не только теория и философия современного искусства, но и принципы коммуникации тех или иных идей, проводниками которых становятся художники и дизайнеры. В рамках курса студенты готовят небольшие доклады и эссе, а также создают визуальное исследование.
Студенты читают и анализируют ключевые манифесты и тексты художников и кураторов, которые легли в основу современного представления о художественной практике.
Четвертая часть курса посвящена текстам второй половины ХХ века - начала XXI века.