1 модуль

Серия картин

Задача данного модуля: создание серии картин. Картина при этом понимается расширенно — от традиционной картины на плоскости холста до любых плоских объектов. В ходе модуля студенты изучают различные техники и художественные приёмы работы с плоским изображением и на базе полученного опыта создают собственную серию.

Преподаватели: Кузнецова А. В., Сергеев А. Ю.

Видеоарт (этап 1)

В рамках дисциплины "Современные и цифровые технологии в визуальных искусствах".


Данный курс посвящен работе с медиумом видео в различных форматах. Студенты создают видеоролики, монтируя авторский материал с найденным.

Преподаватели: Преображенский К. А.

Текстильный арт-объект. Новый мягкий комфорт

В этом модуле студенты создают текстильный арт-объект. На основе изучения целевой аудитории и анализа рынка искусства формируется концепция создания собственного произведения. Студент учится работать с текстильным арт-объектом и предлагает три варианта визуального решения. Основной проект состоит из создания произведения искусства – текстильного арт-объекта, ориентированного на различные аудитории. Итогом работы являются презентация визуального текстильного объекта искусства.

Теория и философия современного искусства: авторский курс Александры Володиной

Для профиля "Кино и видеоарт" - факультатив.


Теоретическая дисциплина для художников и исследователей современного искусства, которая включает в себя эстетику и философию современного искусства, критическую теорию, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и др.). Дисциплина строится из блоков, являющихся авторскими курсами теоретиков современной культуры. Авторский курс Александры Володиной «Ключевые понятия теории современного искусства» В рамках курса лекций студенты рассмотрят, как на протяжении XX и XXI веков менялся концептуальный аппарат эстетической теории и способы размышления об искусстве. Теория и практика современного искусства находятся в динамической взаимосвязи, а изменения в одной из них влекут за собой трансформации другой, благодаря чему мы сможем проследить, как рождаются и обретают плоть новые идеи, структуры чувства и формы опыта. На лекциях будут проанализированы теоретические установки и влияние «поворотов» («turns») в науках о культуре второй половины XX-начале XXI вв., а также отказ от традиционных эстетических категорий и искусствоведческих методологических установок и появление новых проблемных понятий в связи с переосмыслением понятия искусства и его границ и понятия произведения искусства, кризисом философии представления, появлением новых медиа и средств выразительности, новых теорий субъективности. Отталкиваясь от рассмотрения конкретных арт-практик, студенты исследуют различные подходы к концептуализации образа и знака, аффекта, ощущения, массы как множества (multitude), уделят внимание не-изобразительному искусству, проблематике травмы и памяти, технике как условии возникновения форм эстетического опыта, а также этическому и политическому измерениям искусства.


Преподаватели: Володина А. В.

Факультатив - Ридинг: художник и куратор (часть 1)

Студенты читают и анализируют ключевые манифесты и тексты художников, которые легли в основу современного представления о художественной практике.

Первая часть курса посвящена текстам эпохи авангарда.

Преподаватели: Пыркина Д. А.

2 модуль

Перформанс

Студенты изучают специфику перформанса — принципы его организации, концептуальный, телесный, предметный, пространственный и временной аспекты художественного действия. В результате упражнений и исследовательских работ формулируют и выполняют собственный перформанс. В ходе подготовки исполнения перформанса студенты осваивают принципы, подходы и методы организации видео и фотосьёмки, осваивают технологии съёмки, и разрабатывают стилистику фото и видеоизображения.

Преподаватели: Кузнецова А. В., Сергеев А. Ю.

Видеоарт (этап 2)

В рамках дисциплины "Современные и цифровые технологии в визуальных искусствах".


Студенты продолжают работать в формате видеоарта, рассматривая различные варианты создания экранных произведений (одноканальная инсталляция, многоканальная инсталляция и т.д.).

Преподаватели: Преображенский К. А.

Текстильный арт-объект. Новая русская мода

Студенты создают текстильный арт-объект в рамках темы «Новая русская мода».

На основе изучения целевой аудитории и анализа рынка искусства и фешн-дизайна формируется решение поставленной задачи по созданию нового стиля. Студенты учатся работать с текстильным арт-объектом и предлагают три варианта визуального решения. Основной проект состоит из создания произведения искусства – текстильного арт-объекта новой русской моды, ориентированного на различные аудитории. Итогом работы являются презентация визуального текстильного объекта искусства.

Преподаватели: Орлова М. В.

Теория и философия современного искусства (часть 2)

Для профиля "Кино и видеоарт" - факультатив.


Данная дисциплина представляет собой конструктор из коротких курсов и мастер-классов, благодаря которому сформируется теоретическая баз, необходимая художнику и исследователю современного искусства. Курс будет состоять из блоков, подобранных либо в рамках общей логики и последовательности либо феноменологически. В данную дисциплину включаются: эстетика и философия современного искусства, критическая теория, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и т.д.). 


В центре внимания данного курса находится последовательный анализ различных моделей отношения искусства к меняющемуся социальному и политическому контексту России последних десятилетий. Такой способ исторического рассмотрения представляется не только наиболее продуктивным, но единственно возможным для искусства, связанного с авангардистской традицией и его жизнестроительными амбициями. Обратившись к художественному нонконформизму 1970-ых или к акционистским практикам 1990-ых, можно лучше и полнее понять актуальное место искусства в российском обществе. – 1970-80-ые: концептуализм, нонконформизм, «вненаходимость». Введение. Понятия автономии и ангажированности искусства. Кризис позднесоветского общества. Дискуссии о «двоемыслии» советского человека. Диссиденты и проблема этического выбора. Московский концептуализм и его художественные стратегии. — 1990-ые: акционизм, восстание против консенсуса и «тоска по государству». Начало постсоветского состояния и дискуссии о «транзите». Рыночные реформы, атомизация общества и «частные рынки силовых услуг». Проблема насилия. Посольство NSK в Москве и новая постановка вопроса об отношениях искусства и государства. Плюрализм мнений и ценность художественного высказывания. Московский акционизм и его отношения с традицией авангарда. — 2000-ые: аристократизация буржуазии и буржуазный средний класс. Эпоха стабильности и проблема общественных институтов. Место искусства в новой социальной композиции. Искусство, рынок и потребление. Система современного искусства и «большие проекты» 2000-ых. Новые практики культурной гегемонии. «Образовательный поворот». Переопределение «левого» и «правого» в искусстве. — 2010-ые: этика, политика, кризис институтов. 2010-ые как новые период и его характерные черты. Споры о «конце постсоветского». Новый российский акционизм: сложные отношения с политическим и возвращение этического измерения. Подъем «исторической политики» и ее художественные рефлексии. Искусство и вопрос идентичности.

Факультатив - Ридинг: художник и куратор (часть 2)

Студенты читают и анализируют ключевые манифесты и тексты художников, которые легли в основу современного представления о художественной практике.

Вторая часть курса посвящена ранним модернистским текстам.

Преподаватели: Пыркина Д. А.

3 модуль

Визуальное исследование

Студенты разрабатывают проект визуального исследования — многостраничного издания, в состав которого включены вступительный текст и иллюстративный материал. Визуальная часть исследования раскрывает заявленную во вступлении проблематику. Задачей студента является анализ и сопоставление визуального материала, на основе чего он формулирует вывод. Визуальное исследование в обязательном порядке должно следовать формальным требованиям оформления письменной студенческой работы. Реализация исследования также помогает студентам осуществить выбор темы проекта.

Инсталляция или серия объектов

Студенты изучают выбранную проблему, собирают различные типы визуальных и текстовых материалов. На базе собранных материалов формулируют концепцию инсталляции или серии объектов, подробно планируют инсталляционный проект и реализуют серию объектов.

Преподаватели: Кузнецова А. В., Сергеев А. Ю.

Веб-паблишинг (часть 1)

Студенты узнают об изменении практик чтения, диджитал сторителлинге, особенностях вёрстки медийных материалов, методах управления вниманием пользователя и принципах создания публикации в интернете. Выполнят ряд упражнений, направленных на развитие навыков работы с текстами и изображениями в сети, используя графический онлайн-редактор Readymag.

Преподаватели: Рапацкая Я. О.

Основы типографики (этап 1)

...
Преподаватели: Чурсина А. А.

Графическая серия в технике высокой печати

Тема модуля - Графическая серия, выполненная в технике высокой печати. Изучение принципа серийности в графике. Принципы объединения листов в единый концепт. Связь пластических задач с возможностями и ограничениями технологии медиума печати. Работа с композицией внутри серии. Построение работы над большими проектами, важность изучения темы, сбора и анализа материала, эскизирование. В процессе подготовки серии работ изучаются различные материалы печатных форм (пластик, линолеум, дерево) и разные способы гравирования.


На просмотр студенты предоставляют графическую серию из 4 - 6 листов. Работы отпечатаны в технике высокой печати, объединены общей темой и выполнены в единой стилистике.

Преподаватели: Блюхер Ю. Н.

Теория и философия современного искусства: авторский курс Н. Смолянской (часть 1)

Студенты изучают теорию кураторства в современном искусстве, читают ключевые тексты философов и теоретиков, рассуждающих о принципах, лежащих в основе современной культуры, а также посещают выставки современного искусства и обсуждают их структуру с позиции зрительского опыта. В фокусе находится не только теория и философия современного искусства, но и принципы коммуникации тех или иных идей, проводниками которых становятся художники и дизайнеры. В рамках курса студенты готовят небольшие доклады и эссе, а также создают визуальное исследование.

Преподаватели: Смолянская Н. В.

Факультатив - Ридинг: художник и куратор (часть 3)

Студенты читают и анализируют ключевые манифесты и тексты художников и кураторов, которые легли в основу современного представления о художественной практике.

Третья часть курса посвящена текстам 1950-1960-х годов.

Преподаватели: Пыркина Д. А.

4 модуль

Комплексный выставочный проект

На основе полученного опыта и приобретённых навыков студенты формулируют и реализуют персональный выставочный проект, заостряя своё внимание на выработке убедительной пластической системы и эффективного творческого метода. Комплексный творческий проект должен иметь в своём составе план организации события и все элементы рекламной компании.

Преподаватели: Кузнецова А. В., Сергеев А. Ю.

Веб-паблишинг (часть 2)

В рамкахдисциплины "Современные и цифровые технологии в визуальных искусствах".


Студенты продолжат изучать особенности цифровой среды. Научатся разрабатывать визуальные концепции спецпроектов, подбирать формат материала под тип контента.

Преподаватели: Рапацкая Я. О.

Основы типографики (этап 2)

...
Преподаватели: Чурсина А. А.

Серия иллюстраций в техниках глубокой печати

Тема модуля - Работа с визуальным нарративом, принципами иллюстрирования текста. Визуальный нарратив как один из принципов создания графического высказывания. В течение второго модуля студенты изучают техники глубокой печати (сухая игла, офорт, акватинта, карборундум). Основные тренды в современной графике (иллюстрации) и работа с ними. Ключевые точки повествования, выбор стилистки и манеры. Авторское высказывание, следование тексту и формы иллюстрирования произведений: книга, журнал, станковая графика. Во время модуля студенты работают с классическими текстами в указанных форматах.


На просмотр студенты предоставляют 2 книжных разворота, 2 журнальных полосы и станковую серию иллюстраций из 3 листов. Задания должны быть созданы с использованием различных техник глубокой печати, которые осваивались в процессе обучения.

Преподаватели: Блюхер Ю. Н.

Теория и философия современного искусства: авторский курс Н. Смолянской (часть 2)

Студенты изучают теорию кураторства в современном искусстве, читают ключевые тексты философов и теоретиков, рассуждающих о принципах, лежащих в основе современной культуры, а также посещают выставки современного искусства и обсуждают их структуру с позиции зрительского опыта. В фокусе находится не только теория и философия современного искусства, но и принципы коммуникации тех или иных идей, проводниками которых становятся художники и дизайнеры. В рамках курса студенты готовят небольшие доклады и эссе, а также создают визуальное исследование.

Преподаватели: Смолянская Н. В.

Факультатив - Ридинг: художник и куратор (часть 4)

Студенты читают и анализируют ключевые манифесты и тексты художников и кураторов, которые легли в основу современного представления о художественной практике.

Четвертая часть курса посвящена текстам второй половины ХХ века - начала XXI века.

Преподаватели: Пыркина Д. А.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.